Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста
статья
Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Важно помнить, что дисциплина в группе способствует лучшему запоминанию ребенком учебного материала и формированию у ребенка самоконтроля, который ему поможет в дальнейших жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста
Очень важный момент в повседневной жизни дошкольника – это дисциплина. «Дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу, как детям, так и педагогам. Соблюдение дисциплинарного порядка – это залог успешного, гармоничного развития ребенка, способного в дальнейшем обрести самоконтроль и независимость, т.к. благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Такая обстановка способствует более легкому достижению целей дошкольного образования.
В течение дня, от педагога требуется высокая концентрация внимания, большое количество душевной энергии, способность правильно организовать как собственную деятельность, так и деятельность всех воспитанников. Постоянные нарушения дисциплины детьми ведет к переутомлению педагогов, что впоследствии, зачастую приводит к профессиональному выгоранию. Особенно остро проблема дисциплины стоит для тех педагогов, которые не приемлют наказаний, не готовы запугивать ребенка и причинять ему дискомфорт.
Самые распространенные проблемные ситуации, связанные с организацией дисциплины в группе детского сада – дети не поделили игрушку, не хотят наводить порядок, ребенок кричит и бегает по группе, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды. На сегодняшний день воспитателям любого детского сада сложно создать определенную дисциплину в группе, но каждый педагог стремится к этому, используя при этом различные методы и приёмы. Наиболее основными из них являются: достойный пример самих взрослых, моделирование ситуаций, словесные инструкции, просьбы, обучение, предоставление ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта.
Поскольку все дети разные, то и к созданию дисциплины должен быть индивидуальный подход и рассмотрение определенной группы в саду. Конечно, это сложно сделать в группе, в которой 25 и более воспитанников. Для того чтобы создать дисциплину в группе детского сада, педагогу необходимо не только выработать свою линию поведения, которая должна проявляться строгостью и доброжелательностью, но и выучить характер каждого ребенка и определить, какой способ даст наилучший результат для того, чтобы её развить. Важно выработать у детей навыки самостоятельного поведения и понимания того, что являет собой дисциплина и зачем ее все соблюдают. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе.
По мнению специалистов, прививать дисциплину детям необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными. В младшей группе, под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации, дети проявляют сдержанность, организованность (например, осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу). Использование игр — оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил — необходимо только подобрать подходящие игры. Так, способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись в повседневной жизни.
Детям среднего дошкольного возраста важно неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.
С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон, в результате которого у дошкольников формируется способность выбора нужного действия (например, «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело»). В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание.
Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми.
Важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С поступлением в детский сад круг общения ребенка с взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.).
В детском саду дошкольники находятся в окружении сверстников. Перед воспитателем стоит задача формировать нормы поведения, отражающие отношение между детьми: уважение к товарищам, уступчивость, доброжелательность, взаимопомощь. Повседневная жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых можно воспитывать дружеские отношения между дошкольниками. Задача педагога заключается в том, чтобы использовать эти ситуации, побудить воспитанников к поступкам, которые воспроизводили бы нормы поведения в коллективе.
Существенное место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, прежде всего в детском саду - уважение людей, которые окружают ребенка: умение учитывать состояние других в своей деятельности, не мешать окружающим. Кроме того, следует учить детей правильно вести себя в транспорте, на улицах, в парке, например, ознакомить их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает, в трамвае соблюдать тишину, уступать место пожилым людям.
Необходимым условием воспитания дисциплинированности малышей является четкое соблюдение распорядка дня. Это позволяет поддерживать у детей состояние равновесия, вовремя переключая их с одной деятельности на другую, не допуская переутомления, чередовать активную деятельность с отдыхом. Находясь в состоянии равновесия, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы и замечания педагога, исправляют ошибки, легче сносят обиды, скорее успокаиваются.
Правильная организация среды, в которой находятся дети, также имеет большое значение для формирования дисциплинированности и культуры поведения. Благоприятные условия для развертывания разнообразной деятельности, привлекает дошкольников, позволяет им находить занятия в соответствии с интересами, предотвращает нарушения поведения. Особое внимание педагог уделяет созданию и сохранению в группе атмосферы доброжелательности, активной содержательной работы. Это воспитывает в них стремление к постоянной деятельности, организует их жизнь, активно способствует формированию дисциплинированности.
Культура педагога, характер его общения с малышами, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании дисциплинированности. Умение воспитателя давать советы, а не только делать замечания, иногда шутить, тактично исправлять нарушения, пробуждать интерес к детским делам, его стремление поддержать являются непременными условиями роста доверия малышей к нему, желание общаться с ним, с готовностью откликаться на его просьбы. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они пытаются заслужить его одобрение. Дошкольники подражают стиль и поведение авторитетного воспитателя, переносят в отношениях с ровесниками его тон, манеры.
В своем поведении дети отражают культуру родителей, отношения в семье, стиль общения между ее членами. Как правило, плохо ведут себя те дети, на воспитание которых в семье не уделяют времени и при отсутствии взаимодействия с родителями в вопросе дисциплины ситуация обостряется. Очень важный момент — это спокойная, доходчивая и своевременная беседа с родителями о том, что подобное поведение ребенка в коллективе недопустимо, а также просьба провести беседу с ребенком дома.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Важно помнить, что дисциплина в группе способствует лучшему запоминанию ребенком учебного материала и формированию у ребенка самоконтроля, который ему поможет в дальнейших жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель, ,Муниципальное бюджетное дошкольн...
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»
Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра...
«Воспитание дисциплинированности у детей среднего возраста посредством игры с правилами»
Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно. В утренние часы до завтрака, можно дать возможность поиграть самостоятельно. Не целесообразно активная двигательная деятельность сразу после завтрака. Пер...