Практикум с педагогами «Играем в гармоничных родителей»
методическая разработка

Вивчарь Вера Николаевна

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом,  равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_s_pedagogami_igraem_v_garmonichnyh_roditeley.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум с педагогами

  «Играем в гармоничных родителей»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства и компетентности  педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников с учетом ФГОС ДО.

Ход практикума.

Педагог-психолог:

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. 

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом,  равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю.

 И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников».

На мгновение представим себе следующую картину....

Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» 

Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

В содержание профессиональной компетентности входят:

  • личностные качества и установки (личностный компонент);
  • знания (содержательный компонент);
  • умения и навыки (деятельностный компонент).

Составляющими личностного компонента являются:  

  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

Содержательный компонент включает в себя знания:

  • о семье, об особенностях семейного воспитания
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
  • о методах изучения семьи
  • о современных формах организации общения
  • о методах активизации родителей.

Составляющие деятельностного компонента – это: 

  • Владение методами изучения семьи 
  • Умение преодолевать психологические барьеры общения 
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это  педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.

Педагог-психолог:

Наш сегодняшний практикум «Играем в гармоничных родителей» организован с целью повышения профессиональной подготовки педагогов в сфере взаимодействия с родителями путем представления новых методов и форм работы.

  1. Упражнение  «Слоник приветствует»

Все участники стоят в кругу.  Средний палец правой руки превращается в «хобот», остальные четыре пальца- лапы слоника. «Слоник» правой руки стоит на ладони левой руки.  По кругу, касаясь хоботком хоботка «соседа – слоника» передается приветствие: «Здравствуй, я слоник Катя» и т.д.

  1. Игра-знакомство «Танцы по кругу»

Участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Я Вера, я танцую вот так» (показывает свое движение жестами). Вся группа говорит: «Это Вера.  Вера танцует вот так» (показывают ее движение жестами). Затем каждый из вас  показывает поочередно движения всех участников.

Эта игра повышает активность, способствует сплочению коллектива родителей, детей, педагогов.

 Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?» 

Задание для команд. 

Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

 (Мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?

  1. Какие методы вы использовали для разрешения предложенной ситуации?
  2.  Смогли ли Вы убедить противоположную сторону, сумели ли разрешить конфликтную ситуацию (на ваш взгляд)
  1. Игра «Два полушария»

Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас может чем-то не устраивать любой из родителей.

 Приглашаются три участника. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает «родителю» претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресовываться реально существующему родителю). Задача «полушарий» ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: «Почему Ваш ребенок опоздал на утреннюю зарядку?». «Правое полушарие»: «Мы...». «Левое полушарие»: «... проспали». Затем участники меняются местами.

Эта игра повышает активность,  стимулирует коммуникативные навыки, способствует умению быстро принимать решения.

  1. Упражнение «Снежинка»

У каждого участника лист бумаги  одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т.д. Затем раскрыть снежинку  и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны. Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.

Вывод:  все мы разные, с различными  способности, возможностями и личностными качествами.

Ещё одну возможность познакомиться с семьей, установить контакт с родителями, выработать какие-то эффективные решения возможных проблем дают родительские собрания. Практика показывает, что более эффективными, и наиболее интересными для родителей, в последнее время становятся нетрадиционные родительские собрания. Но чтобы собрание стало полезным и интересным, педагоги могут использовать методы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания. 

Педагог-психолог:

Методы активизации родителей на родительских собраниях нетрадиционной формы 

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.

Согласно Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе, необходимость внедрения в практику работы новых методов и форм активизации родителей.

Активные формы и методы работы с родителями:

  •   общие и групповые родительские собрания;
  •   консультации;
  •   занятия с участием родителей;
  •   выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  •   Дни общения;
  •  Дни добрых дел;
  •   Дни открытых дверей;
  •   участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  •   оформление фотомонтажей;
  •   совместное создание предметно-развивающей среды;
  •   утренние приветствия;
  •   работа с родительским комитетом группы;
  •   беседы с детьми и родителями;
  •   тренинги;
  •   семинар-практикум;
  •   родительские гостиные;
  •   почта Доверия.

К методам активизации относится: просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты,  которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

      Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии.

В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

    Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.

         Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания,  помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

      Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

      Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Педагог-психолог

В общении с родителями важное значение имеет все: поза, жесты, мимика, интонация, умение слушать и главное слышать, правильно задать вопрос, передать сообщение.

«Упражнения на развитие коммуникативной компетентности педагогов»
Одну и  туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Произнесите  с разной интонацией фразу «Здравствуй, моя   хорошая», а коллеги постараются угадать,  каким  эмоциональным состоянием окрашена фраза.

Радость.                                           Разочарование.

Удивление.

Сожаление.

Подозрительность.

Уверенность.

Грусть.

Заинтересованность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм

В реальной жизни, часто в разговоре, вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник.

После прочтения педагогам предлагается ответить на вопрос:
- Какое сообщение воспринималось вами легче? Почему? (по каким причинам)
Таким образом, правильно подобранная интонация положительно влияет на восприятие собеседником информации, и даже, по мнению психологов, способствует её запоминанию. 

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Эффективность общения во многом зависит от умения правильно поставить вопрос.

Педагог-психолог:

Структура нетрадиционных родительских собраний отмечается большим разнообразием, по сравнению с традиционными, но объединяющим признаком при этом является большая активность родителей в процессе поиска решения проблемы. 

Родительское собрание в форме деловой игры, аукциона предполагает формирование групп участников, распределение игровых ролей, поиск варианта решения проблемы, предъявление результатов, выявления наиболее продуктивных решений.

Родительские собрания- конференции, мастер-класс являются формой предъявления результатов семейного воспитания, где активными участниками становятся семьи, имеющий положительный опыт. 
Собрание в форме семинара-практикума не только знакомит родителей с какими – то понятиями, но и обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике.

 Собрания-конкурсы, собрания- КВН предполагают демонстрацию родителями своих успехов и достижений в различных областях посредством выполнения творческих заданий. 

Какую бы форму организации родительского собрания вы не выбрали наша основная цель – сделать его нескучным, полезным, установить отношения сотрудничества между участниками воспитательно-образовательного процесса. Для этого мы познакомим вас с некоторыми методами и приемами активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания. Они позволяют:

  • снизить уровень напряжения в группе, дать участникам возможность более открытого общения;
  • Помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия, улучшить взаимопонимание;
  • Сделать обсуждение более эффективным, путём того, что родители сами становятся активными участниками разговора

Педагог- психолог

Принцип активности опирается на известную идею: 

человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проигрывает в действиях, 90% того, что делает сам.

Игровые методы и приемы.
С чего же начать родительское собрание? Это могут быть:

  • Игры на установление дружеских отношений
  • Психологическая зарядка
  • Методы, помогающие определить значимость вопроса или проблемы для участников, их отношения, степень вовлеченности.

Психологическая зарядка

Мы будем произносить утверждение, которое имеет отношение к предложенной теме, а вы, если согласны с утверждением, пожалуйста выполните следующее действие хлопните в ладоши
Утверждения о кризисе трех лет.
1. Значительная часть детей,  в период кризиса трудно поддается воспитанию.
2. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок не только не приобретает что-то новое, а наоборот – теряет то, что было приобретено прежде.
3.
Не следует обращать внимание на детские капризы, это временно.

  1. Даже если ребенок в период кризиса не совсем такой, как нам хотелось, мы все-равно его стараемся понять. 
    Методы, используемые на завершающем этапе родительского собрания (обратная связь).

Методы обратной связи помогают определить уровень значимости и осознания родителями рассмотренного на собрании материала. Эти методы могут быть вербальными или образными. 
Игра «Чемоданчик педагогических полезных идей»

Участникам предлагается ответить, что они хотели бы положить в чемоданчик  и взять с собой в будущее из приобретенных на собрании знаний, умений, навыков. (Это вербальная форма обратной связи). 

В конце практикума всем участникам предлагается заполнить анкету «Мое отношение к практикуму». Цель итогового анкетирования — выявление мнения педагогов об эффективности практикума в повышении их профессиональной компетентности в области общения с родителями.

В своем выступлении я постаралась познакомить вас с некоторыми формами организации родительских собраний, продемонстрировать структуру собрания в её общем виде, расширить представления о методах активизации родителей.

Благодарим вас за внимание.

Литература:

  1. Глебова С.В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия», Воронеж, 2007
  2. Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
  3. Ненашева А.В., Осинина Г.Н., Тараканова И.Н. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации. М., 2010
  4. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005

Обратная связь

Анкета «Мое отношение к практикуму»

Уважаемый коллега! Организаторам и участникам практикума важно знать Ваше мнение об эффективности практикума как формы повышения компетентности педагога в области общения с родителями. Полученные данные будут использоваться в совершенствовании организации последующих практикумов. 

Инструкция
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов (от одного до трех), которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.

  1. Практикум позволил Вам:
  • проявить активность и творчество;
  • свою индивидуальность;
  • поделиться опытом;
  • убедиться, что проблемы в общении с родителями есть у всех;

  • _____________________________________________________________


2. Практикум помог Вашему самообразованию, так как в процессе его прохождения:

  • Вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с родителями;
  • получили ответы на интересующие вопросы;
  • начали изучать литературу по вопросам организации общения с родителями;
  • выбрали проблему общения с родителями в качестве темы по самообразованию;

  • __________________________________________________

3. Руководитель практикума:

  • интересовался мнением других и уважал его;
  • создавал обстановку тепла и доверия;
  • поддерживал в Вас чувство собственного достоинства;
  • видел в каждом профессионала;

  • _____________________________________________________________

4. Вы считаете главным в практикуме:
формирование нового взгляда на процесс общения, взаимодействия педагогов и родителей;

  • преодоление психологических барьеров общения с родителями;
  • формирование умений осуществлять индивидуальный подход к родителям в процессе общения;
  • осознание собственных трудностей в общении с родителями;
  • приобретение знаний о новых формах взаимодействия с родителями;
  • _____________________________________________________________


Благодарим Вас за искренние ответы

Памятки педагогам

Активные формы и методы работы с родителями:

  •   общие и групповые родительские собрания;
  •   консультации;
  •   занятия с участием родителей;
  •   выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  •   Дни общения;
  •  Дни добрых дел;
  •   Дни открытых дверей;
  •   участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  •  оформление фотомонтажей;
  •   совместное создание предметно-развивающей среды;
  •   утренние приветствия;
  •   работа с родительским комитетом группы;
  •   беседы с детьми и родителями;
  •   тренинги;
  •   семинар-практикум;
  •   родительские гостиные;
  •   почта Доверия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Игры с цветом для дошкольников"

Ознакомление педагогов с разнообразием игр, направленных на: ознакомление детей с основными цветами; закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках окружающих предметов и объект...

семинар-практикум для педагогов "Игры сближающие малышей друг с другом и с воспитателем"

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула ка...

Презентация семинар-практикум для педагогов "Играем в подвижные игры"

Презентация подготовлена к семинару для педагогов....

Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"

Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие педагогической культуры родителей или новое качество взаимодействия педагогов с семьями обучающихся»

-Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.- Обучить практическим приемам ,формам взаимодействия развития педагогической культуры се...

Семинар-практикум для педагогов "Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями"

Семинар-практикум для педагоговТема: «Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями» Цель: повышение уровня профессиональной компетен...