Конспект ООД для детей старшей группы "Заповедной тропой"
план-конспект занятия (старшая группа)
Открытое занятие для детей старшей группы по ООМ, познавательное развитие.Цель:расширить представление детей о Воронежском Графском заповеднике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapovednoy_tropoy.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Домик для бобренка?»
Конспект ООДпо ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Познавательное развитие
Составила: воспитатель ВКК
Мишина Мария Федоровна
+79507747587
Воронеж 2021
Цель: расширение представлений детей о Воронежском государственном заповеднике.
Задачи:
- Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять;
- Дать реалистические знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде;
- Учить составлять композицию из сухих листьев и природного материала;
- Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение;
- Развивать и активизировать речь детей.
Предварительная работа: Чтение книги «Воронежский заповедник». Беседа: «Что такое Красная книга»,рассматривание иллюстраций с редкими животными, растениями. Сбор сухих растений, листьев ,семян.
Материалы и оборудование. Проектор, презентация (7слайдов), сюжетные картинки«Правила поведения в лесу»,карточки к игре «Кто где живет»,Игровой набор животных. Для аппликации на каждого ребенка ножницы, клей, салфетки, гербарий.
Организационный момент: Звучит музыка «Беловежская пуща»
Входит воспитатель в руках держит клетку, внутри которой игрушка бобренок.
-Ты живёшь в прекрасном мире. Это окружающие тебя растения, животные и люди, дома и машины, воздух и вода, солнце и небо, звёзды и планеты.
Когда ты дома, твой окружающий мир – это дом, комната, вещи в доме, мама и папа.
Тебе здесь уютно и хорошо?(Ответы детей)
1.Мотивация.
- Посмотрите, кого нашла моя дочь в лесу? Она построила ему домик из досок, а он его погрыз и чуть не убежал. Пришлось посадить его в клетку, но ему там грустно. Почему?(Ответы детей)
-Кто знает, что это за зверек?(Ответы детей) Внимание на экран.
2. Познавательная деятельность.
Демонстрация презентации:(см.приложение) «Первый житель Воронежского заповедника»
Слайд 1(см.приложение)«Воронежский государственный биосферный заповедник». На территории много растений и животных, которые занесены в Красную книгу.
Ира «Правила поведения в лесу» А вы любите ходить в лес? Как надо вести себя там?
Игра «Правила поведения в лесу»(см.приложение)
На природе запоминать увиденное.
Ходить по тропинкам.
Не ломать ветки деревьев.
Не топтать цветы, травы.
Не кричать, не включать громко музыку.
Не разорять птичьих гнёзд.
Не ловить насекомых.
Не разрушать грибницы.
Не ловить мальков и лягушек.
Не ломать паутинки.
Не разжигать костров.
Не разорять муравейники.
-Воспитатель отгадайте загадку:
«. А на речке лесорубы в серебристо-темных шубах
Дружно к берегу придут, быстро бревен нагрызут,
А из бревен под водой они построят домик свой. (Бобры)»
-Вот эти лесные обитатели живут в нашем заповеднике
Слайд 2-3
-На какое животное похож бобер? (Ответы детей)
Мех бобра очень ценен, он тёплый, красивый, прочный и не боится воды. Зверька истребляли из-за меха и бобров стали охранять.
-Какие лапы у бобра, хвост? Для чего они нужны? (С их помощью он может ловко передвигаться в воде, ударом хвоста по воде бобр отпугивает хищьников.)
П. игра «Плавает не плавает»(см.приложение)
Воспитатель показывает карточку с животным, если оно относится к водоплавающим дети вращают руками, если нет топают ногами.
Бобр - обитатель небольших лесных речек и ручьев, болот. Этот полуводный зверь. Бобры - животные растительноядные, и пищей им служит обилие растений.
Слайд 4
Бобры – очень удивительно- трудолюбивые животные звери. Только бобры умеют строить на речках и ручьях настоящие платины, прокладывать в лесу настоящие каналы, как лесорубы, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Прочная, искусно сложенная из веток, зацементированная речным илом, бобровая платина не боится, даже половодья
Слайд 5
Но вот платина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой речной пруд и посреди выросла бобровая хижина. Вход в бобровую хатку всегда под водой. Внутри хатки выше уровня воды зверьки устраивают просторную жилую камеру. Там звери отдыхают днём, а ночью отправляются на «лесозаготовки».
Слайд 6(см.приложение)
Вот бобр нашёл осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Дерево наконец подает. Упавшее дерево бобры старательно разделывают : отделяют ветки, перегрызают на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляют по пруду к своему домику и складывают рядом в большие кучи. Так бобры готовят на зиму запасы.
Игра «Хищники травоядные» (см.приложение)
Воспитатель раздает всем детям картинки самых разных животных и просит хищников поставить под красный кружок, а травоядных — под зеленый.
Слайд 7(см.приложение)
Бобры - заботливые родители, и детенышей от себя долго не отпускают. Весной появляются на свет три - пять зрячих, покрытых шерсткой и даже имеющих зубки бобренка, а уже через два дня они пытаются выбраться из гнезда. Поэтому, зная беспокойный нрав своих потомков, бобриха, уходя из дому, тщательно закупоривает выход, чтобы бобрята не могли вылезти наружу.
Все же одному из детенышей удалось убежать от матери. Он сидит у меня в клетке.
Что делать?(Ответы детей)Построим дом, выпустим в лес, оставим в клетке, будем ухаживать и т.д./Приходим к выводу отпустить, а чтобы он не заблудился сделаем подсказку- макет заповедника.
Физкультминутка. Текст - Движения
Рано встали два бобра –
Дело есть у них с утра: И. п. – о. с. Руки сжаты в кулаки. Рывки прямыми руками поочередно вверх, назад (со сжиманием ладоней).
Надо им бревно срубить
Да запруду смастерить. И. п. – руки на поясе, ноги прямые. Наклоны вперед.
В лес большой пошли бобры,
Топоры у них остры, Шаги на месте, руки за спиной
Размахнулись, наклонились …
Долго два бобра трудились, Руки над головой, наклоны вперед.
Заготовили одно
Очень нужное бревно. Потягивание с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз
3.Продуктивная деятельность.
Воспитатель: А теперь приглашаю в нашу мастерскую!
Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Коллективная работа за столом вместе с воспитателем. Аппликация из природного материала, с помощью клея выложить картину похожую на лес с водоемом.(см.приложение)
4.Рефлексия
Рассмотреть работу.
5.Подведение итога. Игра с мячом (кому бросит воспитатель мяч, тот отвечает на вопрос)
Вопросы: Как называется бобровый дом?
Где находится вход?
Едят ли бобры рыбу?
Зачем бобру широкий хвост?
Кто строит бобру хатку?
Зачем бобру острые крепкие зубы?
Почему нельзя брать животных из леса? и т.д.
Список литературы.
1Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2. Н.Виноградова «Развитие умственных способностей детей через ознакомление
с природой». М., 1978г..
3. Е.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
4. В.Герасимов «Животный мир нашей Родины». М.,1985г..
5.Интернет ресурсы.
Пояснительная записка
Занятие социально – личностной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Цель: расширение представлений детей о Воронежском государственном заповеднике
Задачи:
-Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять;
-Дать реалистические знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде;
-Учить составлять композицию из сухих листьев и природного материала;
-Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение;
-Активизировать словарь
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (Презентация «Первые жители заповедника») наглядно-практический метод в дидактических играх«Плавает не плавает», «Хищники и травоядные». Словесный метод (беседа о правилах поведения в лесу), прием эмоциональной заинтересованности (откуда пришел бобренок?), игровой прием (проблемные ситуации), использование звуковых эффектов (звучание музыки Беловежская пуща).
Для усиления интереса вводится интригующая проблемная ситуация (Потерялся бобренок, что делать?). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, собирают карточки, обыгрывают проблемные ситуации. На протяжении всего ООД осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).Использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей интересными и познавательными картинами. Дети познакомились с жизнью и условиями обитания бобров. Поняли какую важную роль они играют в природе и почему их нельзя убивать. Чтобы не допустить утомления детей проводилась физминутка в соответствии с тематикой образовательной деятельности.
В процессе образовательной деятельности создавала условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно выполнить задание для того, чтобы бобренок вернулся домой. На протяжении всей деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Признавала и принимала личность детей, учитывала их точку зрения, чувства, эмоции, налаживала партнерские отношения с детьми. В практической части ООД дети работали слаженно согласованно. Вместе находили в гербарии растения похожие на кустарники и деревья, включая фантазию и воображение В конце работы искали сходство аппликации (макет заповедника) с картиной.
На заключительном этапе опять ставится проблемная ситуация, как построить домик для бобренка. В итоге пользуясь полученными знаниями дети приходят к выводу, что бобры сами строят себе хатки, а заблудившегося бобренка надо выпустить на волю.
Все поставленные задачи в процессе ООД были решены, цель была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»
Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....
конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"
Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...
Конспект квест – игры для детей старшей группы «Тропинка добрых дел»
конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста. «По лесным тропинкам. Лес сказок»
Расширять знания детей об осени. Формировать представления об осени, как времени года.· Развивать познавательные процессы, сообразительность, логику. · Развивать темп и ритм речи.·...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...