ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ
статья
В статье рассматирвается вопросы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Обобщен опыт работы работы педагогического коллектива МБДОУ в рамках рабоы районного ресурсного цнтра "Светоч" по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Жукарина Наталья Евгеньевна,
Заместитель заведующего
МБДОУ «Детский сад №167»
г. Нижний Новгород
E-mail: dou167nn@yandex.ru
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ
С 2013 года педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по направлению - «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям». Цель деятельности - создание условий для осуществления духовно-нравственного развития всех участников образовательных отношений.
Задачи:
- Совершенствование предметно-пространственной среды;
- Организация взаимодействия с образовательными учреждениями в целях гармоничного, психического и духовно-нравственного развития детей;
- Внедрение новых проектных форм, предусматривающих активную практическую деятельность родителей и детей, осмысление ими своей деятельности;
- Создание организационно-материальных и психолого-педагогических условий для развития потребности в непрерывном самообразовании педагогов дошкольного учреждения, формирования творческой группы по обновлению содержания, форм и методов работы с детьми и родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Работа по данной теме была обусловлена необходимостью поиска решения следующих проблем: «Как повысить уровень мотивации родителей, их личностное участие в духовно-нравственном развитии дошкольников?», «Как возродить традиции и ценности семьи и семейного воспитания?», «Обязательно ли передавать из поколения в поколение традиции русского народа?»
Для работы по данной теме педагогическим коллективом был разработан образовательный проект «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой».
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, социальные партнеры.
Проект предусматривает реализацию мероприятий с включением всех участников образовательных отношений: педагогический коллектив, родительская общественность; дошкольники; социальные партнеры детского сада. К работе по духовно-нравственному воспитанию детей подключали и родителей наших будущих воспитанников, посещающих консультативный центр на базе детского сада «Дорогою добра».
Работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям в течение учебного года осуществляется на основе включения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения программы «Истоки» (автор И.А. Кузьмин) и «Культура и творчество в детском саду» (автор А.В. Бородина).
Цель программы: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создание единого контекста духовно-нравственного воспитания и развития.
Особенность данной воспитательной программы:
- непосредственное участие родителей в подготовке и проведении образовательных ситуаций;
- использование активных форм развития, таких как проектная деятельность и работа в паре, способствующих проведению всеми участниками коммуникативных и управленческих навыков;
- программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои Истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, аппликация).
- универсальность программы в том, что она может быть интегрирована в различные комплексные программы, реализуемые в дошкольном образовании, существенно дополняя и обогащая их.
По насыщенности духовно – нравственными и эстетическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании. Главное в программе то, что она формирует жизненные ориентиры, возвращает нас к первоначальному контексту духовных ценностей, которые сложились в нашем Отечестве, учит на положительном примере. Программа активирует родителей на возрождение таких ценностей семьи как семейное чтение, ведение родословной семьи, проведение семейных праздников.
При реализации программы обязательным является следующее правило – содержание работы с детьми должно строиться на основе национально-культурного наследия, а формы работы должны учитывать национально-культурные традиции семей.
Программа может успешно использоваться в воспитании детей из семей, придерживающихся других религиозных и культурных традиций, так как она возрождает ценности присущие большинству традиционных культур – род, родители, Родина, семья, вера, надежда, любовь, мудрость, согласие, честь, достоинство и др.
В дошкольном учреждении программа реализуется в четырёх возрастных группах: младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет). В течении учебного года предусмотрено проведение 9 занятий в каждой возрастной группе. При проведении занятий активно используются различные формы фольклора, народные игры, материнская поэзия. В конце месяца проводиться итоговое занятие с участием родителей, на котором дети оформляют страничку альбома «Мои Истоки».
В младшей группе осуществляется первичное прочувствование социокультурных категорий – Слово, Образ, Книга. В первый год освоения программы с детьми рассматриваются темы: «Любимое имя», «Доброе слово», «Ласковая песня», «Праздничная песня», «Любимый образ», «Образ света», «Добрый мир», «Добрая книга», «Любимая книга». Для детей младшей группе используется программно-методический комплект, состоящий из трех книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга».
В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. Дети осваивают социокультурные категории: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Рассматриваемые темы: «Дружная семья», «Домашнее тепло», «Дорога добра», «Сказочный лес», «Добрая забота», «Праведный труд», «Любимая сказка», «Благодарное слово», «Светлый праздник». Для детей среднего возраста используются книги для активного развития: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово».
В старшей группе в связи с эмоциональным развитием дошкольников обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека – рассматриваемые социокультурные категории: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость». Темы занятий: «Верность родной земле», «Святая вера», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Доброе согласие», «Добрые друзья», «Добрые дела», «Мудрое слово», «Мудрые люди». В старшем дошкольном возрасте используется программно-методический комплект, состоящий из пяти книг: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
В подготовительной группе осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций (традиции Слова, Дела, Образа, Праздника), как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской культуры. Рассматриваются темы: «Сказочное слово», «Путь-дорога», «Жизненный путь», «Светлый образ», «Великий чудотворный образ», «Старание и терпение», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции», «Книга – праздник души». Для проведения занятий программно-методический комплект включает книги: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
Для работы по приобщению детей к духовно - нравственным ценностям в детском саду созданы следующие условия:
- Функционирует изостудия, на базе которой реализуется проект «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям через ознакомление с русской народной культурой», организуются выставки детского, семейного творчества.
- В группах, где реализуется выше перечисленный проект, созданы «Уголки старины», где организуются тематические беседы с дошкольниками.
- Музыкальный зал, в стенах которого дети знакомятся с истоками народного фольклора, русской классической и народной музыки.
- Физкультурный зал, спортивная площадка дают возможность воспитывать русских богатырей.
- Медицинский кабинет, зал ЛФК, правильно организованное сбалансированное питание позволяют нашим воспитанникам расти не только здоровым телом, но и духом.
Организационно-методические условия:
- наличие книг для активного развития по программе «Истоки» (автор И.А. Кузьмин) и «Культура и творчество в детском саду» (автор А.В. Бородина) на тех группах, где реализовывается проект.
- методических разработок «Реализуем программу ««Культура и творчество в детском саду» (конспекты занятий; перспективное планирование; создание картотеки игр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников; работа с родителями, методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в группах;
- в систему методической работы введены формы, повышающие компетентность педагогов по вопросам приобщения детей к духовно-нравственной культуре - «Школа педагогического мастерства», работа творческой группы по инновационной площадке.
Формы работы с родителями воспитанников:
- Консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня»,
- Разработка и презентация семейных проектов «Где русская песня поется, там весело живется», «Разноцветные сказки».
- Спортивные праздники «Самая спортивная семья», «Русские богатыри»
- Проведение народных праздников («Праздник урожая», «Рождество», «Масленица»)
- Выезд совместно с родителями и сотрудниками ДОУ в Музей художественных промыслов, посещение экскурсий «Нижегородская народная игрушка», участие в мастер - классах «Тряпичная кукла», «Валяние валенка»
- Родительское собрание «Народные традиции семейного воспитания»
- Организация совместных творческих домашних заданий
- Выставки поделок: "Руками наших бабушек»
- Тематические выставки на тему: «Увлекательные путешествия по родному городу»
- Составление родословной «Древо моей семьи»
- Анкетирование.
Работая с родителями, мы стремимся обратить их внимание на педагогический потенциал традиционной народной культуры, понять ее глубинный смысл и привить этнокультурные традиции в своей семье.
Работа дошкольного учреждения по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям позволяет:
- повышать эффективность и качество воспитательно-образовательного процесса;
- осваивать воспитателям, дошкольникам и их родителям систему социокультурных категорий и ценностей;
- развивать базовые качества личности у ребенка дошкольного возраста (воля, мышление, совесть) и коммуникативные умения (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию);
- развивать управленческие способности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развивать речевое взаимодействие (увеличение количества и объема высказываний) и мотивацию к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- обеспечивать преемственность всех ступеней образования.
В 2013-2020 учебном году в рамках деятельности по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям детский сад принял участие:
- во Всероссийском конкурсе творческих работ «Мир на ладони»– 2015»;
- в фестивале «Вифлеемская звезда-2015, 2016», проводимый православным Приходом Церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Молитовского благочиния Нижегородской епархии;
- в епархиальных конкурсах детского творчества «Свет Рождественской звезды», «Красота божьего мира», «Пасха - красная», «Мамочка - мой ангел»
Опыт работы дошкольного учреждения был представлен в 2019 году:
перед слушателями района и области на базе ГБОУ НИРО (курс по духовно- нравственному воспитанию Кольцовой И.Н.) обобщение опыта работы воспитателя Малютиной Т.А. в форме компьютерной презентации «Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с народной культурой и традициями родного края».
Список литературы:
- Бударина Т.А., Знакомство детей с русским народным творчеством.
– С-П., 2010.
- Железнова Е.Р., Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – С-П., 2011.
- Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.
- Картушина М.Ю., Русские народные праздники в детском саду. – М., 2006.
- Куприна Н.Г., Народная педагогика в современном дошкольном воспитании. М., 2008.
- Народные подвижные игры, Дошкольное воспитание № 6, 1990, стр.28.
- Натарова В.И., Карпухина Н.И. и др., Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж, 2005.
- Николаева С.Н., Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. М., 2010.
- Николаева С.Р., Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками. М., 2009.
- Нурия Т., Большая книга игр для детей от 3 до 10 лет. Обучение через развлечение. Практическое руководство для родителей. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа» ...
Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям
В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программ...
Мастер - класс «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».
Сценарий проведения мастер – класса «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям»....
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценностям родного края
Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и духовно - нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности...
Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям
Православные праздники как средство приобщения детей дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям...
Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям народа саха через орнаментальное искусство и изготовление оберега
Презентация к мастер-классу по изготовлению оберегов...