Рабочая программа кружковой деятельности "Пчелки" в группе раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Программа «Пчелка», предназначена для работы с детьми раннего возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 1,8 – 3 лет, и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pchelki.docx | 48.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружковой деятельности
в первой младшей группе № 11
на 2021 – 2022 учебный год
«Пчелки»
Программу составили: Босова Е. Н., воспитатель ВКК
Хариева Н.А., воспитатель IКК
Россошь
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность………………………………………. ………………………..4
1.2. Новизна……………………………. ………………………………………....5
1.3 Отличительные особенности работы кружка . ……………… ………..…..5
1.4. Цели и задачи рабочей программы………………………… ………….…...6
1.5. Основные принципы построения программы…………………..... ……….7
1.6. Направленность кружковой работы………………………………………...7
1.7. Ожидаемые результаты………………………………………………………7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно – тематическое планирование работы кружка …………….10
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план ………………………………………………………………16
3.2. Список детей, посещающих кружок………………………………………16
3.3. Учебно-методическое обеспечение программы………………………….17
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ПЧЕЛКА»
- Место реализации: МКДОУ ЦРР – детский сад № 10 г. Россоши
- Название кружка: «Пчелка».
- Ф.И.О. руководителей кружка: воспитатели Босова Елена Николаевна, Хариева Наябат Агаризаевна
- Направление деятельности кружка: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
- Срок реализации программы: 1 год
- Количество и периодичность ОД: 1 ОД в неделю
- Форма организации деятельности кружка: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Продолжительность занятия: 10-12 минут.
Рабочая программа кружка «Пчелка» составлена на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Ёлочка» г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
«Источники способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
- Актуальность:
ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Всем известно, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление всех функциональных систем организма.
За последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшение здоровья дошкольников диктует необходимость искать пути, позволяющие изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.
Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию моторики педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу 2 задачи:
- косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
- готовят к владению навыками письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук дошкольников, было решено провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.
Программа «Пчелка», предназначена для работы с детьми раннего возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 1,8 – 3 лет, и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
- самомассаж кистей рук:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины);
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином);
- конструирование из бумаги, природного материала;
- лепка из пластичных материалов (тестопластика).
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, пуговицы, природный материал и др.)
- Новизна:
- обучение детей проводится с 1,8 - летнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
- использование нестандартного оборудования для самомассажа рук.
- Отличительные особенности работы кружка «Пчелка»:
Работа в кружке «Пчелка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Внедрение нестандартного оборудования для самомассажа рук.
- Цель рабочей программы «Пчелка» - развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
• формирование практических умений и навыков;
• обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
• развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев, кистей рук;
• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление;
• развитие восприятия и переключение на разные виды деятельности;
Воспитательные:
• создание положительного эмоционального фона, радости, ожидание праздника;
• воспитание в детях аккуратности, усидчивости;
• воспитание внимательности к выполнению заданий;
• воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
• развитие чувства уверенности в себе;
• воспитание и развитие художественного вкуса.
- В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
- Направленность кружковой работы:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- самомассаж нестандартным оборудованием,
- пальчиковая гимнастика,
- работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, ореха, желуди, рисование на песке),
- работа с бумагой,
- конструирование из пуговиц,
- рисование пальчиками,
- моделирование (спички, трубочки, природный материал),
- лепка, изготовление поделок из различных материалов.
- Ожидаемы результаты:
В разделе «Самомассаж», ребята научатся самостоятельно выполнять самомассаж рук нестандартным оборудованием. Самомассаж проходит в игровой стихотворной форме. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, гимнастикой с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на:
- развитие мелкой моторики рук;
- совершенствование знаний, умений, навыков детей;
- расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве;
- развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание;
- развитие цветовых ощущений;
- развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с техникой – пальчиковая живопись, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала).
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно – тематическое планирование работы кружка
Срок реализации | Тема занятия | Содержание деятельности |
Октябрь 1 неделя | «Веселая мышка» |
|
Октябрь 2 неделя | «Орешек» |
|
Октябрь 3 неделя | «Бежит ежик по дорожке» |
|
Октябрь 4 неделя | «На лесной лужайке» |
|
Ноябрь 1 неделя | «Мишутка» |
|
Ноябрь 2 неделя | «Котятки» |
|
Ноябрь 3 неделя | «Будь здоров» |
|
Ноябрь 4 неделя | «Красивые бусины» |
|
Декабрь 1неделя | «Снежок» |
|
Декабрь 2 неделя | «Озорной колобок» |
|
Декабрь 3 неделя | «Вежливый зайка» |
|
Декабрь 4 неделя | «Этот мячик не простой» |
|
Декабрь 5 неделя | «Елочка пушистая» |
|
Январь 1неделя | «Игрушки» |
|
Январь 2 неделя | «На арене цирка» |
|
Январь 3 неделя | «Петушок» |
|
Февраль 1 неделя | «Транспорт» |
|
Февраль 2 неделя | «Зимние забавы» |
|
Февраль 3 неделя | «Посуда» |
|
Февраль 4 неделя | «Бойцы – молодцы» |
|
Март 1 неделя | «Мамин праздник» |
|
Март 2 неделя | «Пернатые соседи» |
|
Март 3 неделя | «Мебель» |
|
Март 4 неделя | «Есть у каждого свой дом |
|
Март 5 неделя | «Веселый зоопарк» |
|
Апрель 1 неделя | «Весна – красна» |
|
Апрель 2 неделя | «Солнышко лучистое» |
|
Апрель 3 неделя | «Одежда» |
|
Апрель 4 неделя | Поле луг цветы |
|
Май 1 неделя | «Умелые ручки» |
|
Май 2 неделя | «Вот что мы умеем» |
|
Май 3 неделя | Здравствуй, лето |
|
Май 4 неделя | Дружные ребята |
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю по 10-12 минут в течение всего учебного года. Форма работы: групповая, по подгруппам и индивидуально.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
3.2. Список детей, посещающих кружок «Пчелка»
- Алешин Тимур
- Андреева Виталина
- Борисенко Ярослав
- Воскобоева Варвара
- Двирник Никита
- Еремченко Анна
- Жолобов Богдан
- Иванова Анна
- Коденцева Алина
- Кошелева Полина
- Кравченко Алиса
- Леднянский Егор
- Лобанов Аким
- Мандрыкина Майя
- Пискун Мирослав
- Предыбайло Майя
- Соколов Вадим
- Хирсина Евгения
- Шалилова Любовь
- Штерцер Эрика
3.3. Учебно-методическое обеспечение программы
- Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. — №18.
- Воронина Л.П. «Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2017г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
- Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
- Деева Н. «Игровые здоровьесберегающие технологии», издательство «Учитель».
- Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук и использованием нестандартного оборудования», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012г.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М. ТЦ «Сфера» 2006 год — (Серия «Вместе с детьми»).
- Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» «ТЦ СФЕРА», 2014г.
- Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.
- Решетникова Е. Н. 50 техник рисования. Омск, 2007 год.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. — №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога ДОУ группа раннего возраста и первая младшая группа
Рабочая программа педагога...
Аннотация к рабочей программе во второй группе раннего возраста
Аннотация к рабочей программе во второй группе раннего возраста....
Рабочая программа воспитателя первой группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Данная программа предназначена для воспитателей, работающих в первой младшей группе детского сада. Программа направлена на обеспечение и разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом...
рабочая программа во второй группе раннего возраста
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа для воспитанников группы раннего возраста
Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО....
Рабочая программа для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждении
Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...
- Мне нравится (1)