рабочая программа во второй группе раннего возраста
рабочая программа (младшая группа) на тему

Позднякова Надежда Петровна

в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vo_vtoroy_gruppe_rannego_vozrasta.docx106.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №15 «Вишенка»

                                                                                                                    

Рабочая образовательная программа

во второй группе раннего возраста

на 2016-2017  учебный год

                         Разработала воспитатель :

Позднякова Надежда Петровна

                                     

г. Сясьстрой 2016

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Нормативная база.

Образовательная программа второй группы раннего возраста МДОБУ детский сад №15 «Вишенка» разработана в соответствии:

► с основной общеобразовательной программой детского сада;

► с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

► с приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

► с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13».

► с уставом ДОУ;

► с примерной основной образовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014г.  

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих видов деятельности.

         Образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательной программе излагается по образовательным областям, в каждой из которых обозначены цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. В работе с детьми второй группы раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности.

Цели и задачи программы.

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.Для достижения целей образовательной программы первостепенное значение имеют задачи.

Задачи:

► забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

► создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

► максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

► творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

► вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

► уважительное отношение к результатам детского творчества;

► единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

► обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

► формирование  общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Решение обозначенных в образовательной программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Принципы и подходы к формированию программы.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

► соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

► сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

► соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

► обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

► строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

► основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

► предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

► предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;    

► построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок , активный в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

                  Программа построена на  основе:

личностного подхода, в основе развития которого лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения;

► деятельностного подхода, который рассматривает деятельность, наравне с обучением, как движущую силу психического развития ребенка;

культурно-исторического подхода, который определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающий путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»

Возрастные особенности детей 

На 3 году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность,  деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно – образного мышления. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.  В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами – заместителями. В этот период начинает складываться и произвольность поведения.

1.2. Планируемые результаты освоения программы.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры:

► не подлежат непосредственной оценке;

► не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

► не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

► не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

► не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

 Целевые ориентиры образования в раннем дошкольном  возрасте:

 ► Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими  предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

► Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками  самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом  и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

► Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

► Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления  об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице  и старается соблюдать их. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством  общения с другими детьми.

► Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит  действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную  взрослым, принимает игровую задачу.

► Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями  и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

► Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

► Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию  картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается  на различные произведения культуры и искусства.

► С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

► Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,  конструирование).

►У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

      2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

 В содержательном разделе представлены:

► описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

► описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Содержание ООП обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей:

► социально-коммуникативное развитие;

► познавательное развитие;

► речевое развитие;

► художественно-эстетическое развитие;

► физическое развитие.

Приоритетные виды детской деятельности (активности)

Возрастной период

Виды детской деятельности

Образовательные области

Ранний возраст

(1-3)

Самообслуживание и действие с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок и др.)

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картин.

Двигательная активность.

2.2. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе.

Направление развития ребенка

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

1 половина дня

2 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

Физическое развитие

► прием детей на воздухе в теплое время года;

►утренняя гимнастика (п/и, игровые упражнения);

►гигиенические процедуры (умывание);

► закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону);

►организованная образовательная деятельность по физической культуре, прогулки в двигательной активности.

►корригирующая гимнастика после сна;

► физкультурные досуги, игры, развлечения;

►прогулки.

►самостоятельная двигательная активность;

►игровые упражнения;

► подвижные игры;

► игры с модулями, мячами;

► игры в сухих бассейнах.

► беседы, консультации;

► открытые просмотры;

►совместные игры;

►совместные занятия;

►интерактивное общение.

Речевое развитие

►организованная образовательная деятельность по речевому развитию;

►игры-занятия;

► дидактические игры;

►беседы;

►экскурсии по участку;

►игровые обучающие ситуации (ИОС).

►игры;

► досуги;

►индивидуальная работа;

►чтение художественной литературы.

 

►игры;

►дидактические игры;

►рассматривание иллюстраций;

►просмотр мультфильмов;

►развивающие игры.

►консультативные встречи;

►мастер-класс;

►литературные вечера.

Социально-коммуникативное

развитие

►утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы;

► формирование навыков культуры еды;

►этика быта;

►формирование навыков культуры общении

►игровые ситуации.

►индивидуальная работа;

►эстетика быта;

►сюжетно-ролевые игры

►общение со старшими дошкольниками.

►театрализованные игры;

►сюжетно-ролевые игры

►встречи по заявкам;

► походы в кино, музыкальную и спортивную школы;

► экскурсии.

Художественно-эстетическое развитие

►организованная деятельность по музыкальному воспитанию и художественному творчеству;

► эстетика быта;

► экскурсии в природу (по участку).

►индивидуальная работа;

►музыкально-художественные досуги;

 

► наблюдения.

► совместные мероприятия;

► праздники;

► экскурсии в музей, библиотеку.

Познавательное развитие

►организованная образовательная деятельность по познавательной деятельности;

►игры-занятия;

►дидактические игры;

►наблюдения;

►беседы;

►ИОС;

►экскурсии по участку;

►исследовательская работа

► игры;

► ИОС;

► индивидуальная работа;

.

►игры-занятия;

►дидактические игры;

►наблюдения;

►беседы;

►экскурсии по участку;

►исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

► интеллектуальные досуги;

► педчтения;

► лекции;

► консультативные встречи.

Самостоятельная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

►двигательная: подвижные, дидактические игры, игровые упражнения .

►игровая: сюжетно-ролевые  игры;

продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация,  отгадывание загадок, сюжетные игры.

трудовая: совместные действия.

познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций. Экспериментирование,  моделирование

музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры;

чтение художественной литературы: чтение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-иследовательской.

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

РАННИЙ ВОЗРАСТ (1-3 ГОДА).

Социально-коммуникативное развитие.

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

►дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;

►дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;

►дальнейшего развития игры

►дальнейшего развития навыков самообслуживания.

В сфере развития общения со взрослым.

Воспитатель удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.

Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками.

Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры.

Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития.

Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к дошкольному учреждению, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим детского сада, не предъявляя ребенку излишних требований.

Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.

Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством группы, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

Познавательное развитие.

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром.

Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки,  а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

Речевое развитие.

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

►развития речи у детей в повседневной жизни;

►развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни.

Взрослый внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

В сфере развития разных сторон речи.

Взрослый читает детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Художественно-эстетическое развитие.

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

► развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

► приобщения к изобразительным видам деятельности;

► приобщения к музыкальной культуре;

► приобщения к театрализованной деятельности.

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Взрослый привлекает внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности.

Взрослый предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре.

Взрослый создаёт  в группе музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности.

Взрослый  знакомит детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.

Физическое развитие.

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

► укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

► развития различных видов двигательной активности;

► формирования навыков безопасного поведения.

В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни.

Взрослый организует правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

В сфере развития различных видов двигательной активности.

Взрослый организует пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри группы , так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводит подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекает детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

В сфере формирования навыков безопасного поведения.

Взрослый создаёт в группе  безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Основные цели и задачи.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Программное обеспечение

Образовательная область по ФГОС ДУ

Группа/возраст

Социально-коммуникативное развитие

2-3

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» 2014г

Педагогические методики, технологии

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду», Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников 3-7 лет», Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»

Связь с другими образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие

Область

Познавательное развитие

Физическое

Речевое

Художественно-эстетическое

Формы  организации образовательной деятельности

Раздел

Режимные моменты

Совместная деятельность

С педагогом

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Сюжетно-ролевые игры

Утренний отрезок времени:

Чтение худ. лит-ры

Индивидуальная работа

Рассматирвание иллюстраций

Прогулка

Игры-исследования

Наблюдение

Экскурсии

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Игровая деятельность

ИОС

Игровые действия в игровом уголке

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Совместные игры

Интерактивное общение

Мастер-класс

Подвижные игры

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Дидактические упражнения

Прогулка

Индивидуальная работа

Рассматривание иллюстраций

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Беседы

В форме игровых ситуаций

 Игры малой подвижности

Театрализованные игры

Утренний отрезок времени:

настольно-печатные игры

обучающие игры

индивидуальная работа

Прогулка

Игровая деятельность

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Д/упражнения

Игры-шутки

Чтение худ. лит-ры

ИОС

Настольно-печатные игры

Игры в уголке ряженья

Дидактические игры

Утренний отрезок времени:

Беседы

Д/игры

Индивидуальная работа

Прогулка

Наблюдение

Игры развивающие

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Чтение рассказов

Развивающие

Обучающие

Игры сюжетно-ролевые

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Основные цели и задачи.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Программное обеспечение

Образовательная область по ФГОС ДУ

Группа/возраст

Познавательное развитие

2-3

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» 2014г

Педагогические методики, технологии

Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений», Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду»

Связь с другими образовательными областями

Познавательное развитие

Область

Социально-коммуникативное развитие

Физическое

Речевое

Художественно-эстетическое

Формы организации образовательной деятельности

Раздел

Режимные моменты

Совместная деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Развитие познавтельно-исследовательс кой деятельности

Утренний отрезок времени:

Игры-эксперименты

Индивидуальная работа

Наблюдение

Прогулка

Игры-исследования

Наблюдение

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Игры-эксперименты

Занятия по ПИД в форме  игровых обучающих ситуаций (ИОС)

Игровые действия в исследовательском уголке

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Совместные игры

Интерактивное общение

Мастер-класс

Приобщение к социо-культурным ценностям

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Дидактические упражнения

Прогулка

Индивидуальная работа.

Рассматривание иллюстраций

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Беседы

Рассказы познавательного характера

с/р игра

Интегрированные занятия в форме ИОС

с/ролевая игра

настольно-печатная игра

Формирование элементарных математических представлений

Утренний отрезок времени:

д/игра

настольно-печатные игры

обучающие игры

индивидуальная работа

Прогулка

Игровая деятельность

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Д/упражнения

Игры-шутки

ИОС

д/игра

Игровые упражнения

Настольно-печатные игры

Ознакомление с миром природы

Утренний отрезок времени:

Беседы

Наблюдение

Д/игры

Индивидуальная работа

Прогулка

Наблюдение

Игры-эксперименты

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Чтение рассказов

Интегрированные занятия : сюжетные, путешествия

Игры в уголке природы

Игры с песком и природным материалом

Экологические праздники и развлечения

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Программное обеспечение

Образовательная область по ФГОС ДУ

Группа/возраст

Речевое развитие

2-3

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» 2014г

Педагогические методики, технологии

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».

Связь с другими образовательными областями

Речевое развитие

Область

Социально-коммуникативное развитие

Физическое

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое

Формы организации образовательной деятельности

Раздел

Режимные моменты

Совместная деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Формирование словаря

Утренний отрезок времени:

Игры на развитие словаря

Индивидуальная работа

Пальчиковые игры

Прогулка

Рассматривание картинок

Наблюдение

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Рассматривание книг

Занятия по развитию речи в форме  игровых обучающих ситуаций (ИОС)

Игры в книжном уголке

Рассматривание иллюстраций

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Совместные игры

Интерактивное общение

Мастер-класс

ЗКР

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Дидактические упражнения

Проговаривание стихотворений

Прогулка

Индивидуальная работа

Познавательные рассказы

Рассматривание иллюстраций

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Беседы

Рассказы познавательного характера

с/р игра

Интегрированные занятия в форме ИОС

настольно-печатная игра

Грамматический строй речи

Утренний отрезок времени:

д/игра

настольно-печатные игры

обучающие игры

индивидуальная работа

Прогулка

Игровая деятельность

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Д/упражнения

Игры-шутки

ИОС

д/игра

Игровые упражнения

Настольно-печатные игры

Связная речь

Утренний отрезок времени:

Беседы

Рассматривание предметов, картин

Д/игры

Индивидуальная работа

Прогулка

Наблюдение

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Чтение рассказов

Интегрированные занятия : сюжетные, путешествия

Игры в уголке

Литературные праздники и развлечения

Встречи с интересными людьми

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности,

совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Программное обеспечение

Образовательная область по ФГОС ДУ

Группа/возраст

Художественно-эстетическое  развитие

2-3

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» 2014г

Педагогические методики, технологии

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Куцакова Л.В.  «Конструирование из строительного материала», Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»

Связь с другими образовательными областями

 Художественно-эстетическое развитие

Область

Социально-коммуникативное развитие

Физическое

Познавательное развитие

Речевое развитие

Формы организации образовательной деятельности

Раздел

Режимные моменты

Совместная деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Приобщение к искусству

Утренний отрезок времени:

Беседы об искусстве

Рассматривание иллюстраций

Прогулка

Наблюдение

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Настольно-печатные игры

ИОС

Игровые действия в исследовательском уголке

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Совместные игры

Интерактивное общение

Мастер-класс

Изобразительная деятельность

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Дидактические упражнения

Прогулка

Индивидуальная работа

Рассматривание иллюстраций

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Беседа

игра

Интегрированные занятия в форме мастерских

настольно-печатная игра

Изобразительная деятельность в уголке изодеятельности

Конструктивно-модельная деятельность

Утренний отрезок времени:

д/игра

настольно-печатные игры

обучающие игры

индивидуальная работа

Прогулка

Игровая деятельность

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Д/упражнения

Конструкторские игры

ИОС в форме мастерских

д/игра

Игровые упражнения

Настольно-печатные игры

Музыкальная деятельность

Утренний отрезок времени:

Беседы

Д/игры

Игры на музыкальных инструментах

Игры-забавы

Индивидуальная работа

Прогулка

Наблюдение

Игры на музык. инструментах

 Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Слушание музыкальных произведений

Праздники

Интегрированные занятия : сюжетные, путешествия

Игры в музыкальном уголке

Рассматривание музыкальных инструментов

Праздники:

Народные ,

тематические

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Основные цели и задачи

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Программное обеспечение

Образовательная область по ФГОС ДО

Группа/возраст

Физическое развитие

2-3

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» 2014г

Педагогические методики, технологии

Л.И.Пензулаева «Физическая  культура в детском саду», Глазырина «Физкультура для дошкольников», «Сборник подвижных игр»

 Э.Я. Степанкова

Связь с другими образовательными областями

Физическое развитие

Область

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое

Художественно-эстетическое

Формы организации образовательной деятельности

Раздел

Режимные моменты

Совместная деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Основные движения

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упр-я

Утренняя гимнастика

Прогулка

П/игра

Игровые упр-я

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия на улице

Вечерний отрезок времени:

Физкультурные упр-я

Индивидуальная работа

Подражательные упр-я

Занятия по физическому воспитанию:

Сюжетно-игровые, тематические,

классические, тренирующие

Игра

Игровые упражнения

Подражательные движения

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Совместные игры

Интерактивное общение

Мастер-класс

ОРУ

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упр-я

Утренняя гимнастика

Прогулка

П/игра

Игровые упр-я

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия на улице

Вечерний отрезок времени:

Гимнастика после сна

Физкультурные упр-я

Индивидуальная работа

Подражательные упр-я

Динамические паузы

Занятия по физическому воспитанию (комплексы): сюжетный, подражательны, с предметами, классический, ритмические движения

Игровые упражнения

Подражательные движения

Подвижные игры

Гимнастика после сна

Игровые упр-я

Проблемная ситуация

Подражательные движения

Игры большой и малой подвижности

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитианию

Игры большой и малой подвижности с элементами спортивных игр

Спортивные упражнения

Игровые упр-я

Проблемная ситуация

Подражательные движения

Игры большой и малой подвижности

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию: игровые упражнения

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные цели и задачи

Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Программное обеспечение

Образовательная область по ФГОС ДО

Группа/возраст

Игровое развитие

2-3

Общеобразовательные программы

Основные

Дополнительные

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» 2014г

Педагогические методики, технологии

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»

Связь с другими образовательными областями

Игровое развитие

Область

Социально-коммуникативное развитие

Физическое

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формы  организации образовательной деятельности

Раздел

Режимные моменты

Совместная деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Сюжетно-ролевые игры

Утренний отрезок времени:

Чтение худ. лит-ры

Индивидуальная работа

Рассматирвание иллюстраций

Прогулка

Игры-исследования

Наблюдение

Экскурсии

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Игровая деятельность

ИОС

Игровые действия в игровом уголке

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Совместные игры

Интерактивное общение

Мастер-класс

Подвижные игры

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Дидактические упражнения

Просмотр телепередач

Прогулка

Индивидуальная работа

Рассматривание иллюстраций

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Беседы

В форме игровых ситуаций

 Игры малой подвижности

Игры в парах

Театрализованные игры

Утренний отрезок времени:

настольно-печатные игры

обучающие игры

индивидуальная работа

Прогулка

Игровая деятельность

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Индивидуальная работа

Д/упражнения

Игры-шутки

Чтение худ. лит-ры

ИОС

Настольно-печатные игры

Игры в уголке ряженья

Дидактические игры

Утренний отрезок времени:

Беседы

Д/игры

Индивидуальная работа

Прогулка

Наблюдение

Игры развивающие

Индивидуальная работа

Вечерний отрезок времени:

Чтение рассказов

Развивающие

Обучающие

Игры сюжетно-ролевые

Способы и направления поддержки детской инициативы

Детская инициативность и самостоятельность, поддерживается  педагогами в процессе организации трудовой, конструктивной, изобразительной деятельности и т.д.

Виды деятельности

Содержание работы

Игровая

Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения.. особое место занимают игры, создаваемые самими детьми, - творческие и( сюжетно-ролевые). Игра способствует приобретению опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает погрузиться в игровую ситуацию

Познавательно-исследовательская

У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов, Логические операции (сравнение, анализ, синтез); простейшие измерения, экспериментирование, просмотр фильмов Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности подразумевает работу в двух направлениях: постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; представление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные свойства объектов разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде) .

Педагог создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми более сложные задачи, развивает волю, доводить начатое дело до конца.

Коммуникативная

Развитию коммуникативной деятельности (общения в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками) уделяется особое внимание.

Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, словесные игры, сочинение самостоятельных сказок и рассказов. В беседе ребенок учиться выражать свои мысли, слушать собеседника. Для пробуждения детской инициативы педагоги задают разнообразные вопросы: уточняющие, наводящие, проблемные и др.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

Основные положения ФГОС отражают необходимость включения родителей воспитанников в образовательный процесс как участников образовательных отношений. Деятельность группы в этом направлении предполагает использование разнообразных форм взаимодействия с семьей:

►педагогическое просвещение, обмен опытом (консультации,, собрания, круглые столы, педагогические гостиные)

►проведение мероприятий для детей и взрослых (праздники) в том числе в форме совместного творчества (выставки, проекты, мастерские)

►индивидуальную работу с родителями.

Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям рассматриваем различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов. Это позволяет родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада быть активным субъектом образовательных отношений. Среди распространенных форм совместного творчества преобладают следующие:

►семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;

► различные формы трудовой деятельности

►совместные занятия родителей и детей, в ходе которых родители вместе с детьми выполняют задание педагога.

Модель сотрудничества семьи и группы в течение года

Образовательные области

Содержание

Ответственный

Сроки

1.

Физическое развитие

Родительское собрание:

«Задачи воспитания и  развития детей 2-3 лет»

воспитатель

сентябрь

Консультации «Вакцинация против гриппа», «Как необходимо оздоравливать детей в осенний период», «Режим дня – основа здоровья малыша»

медперсонал

в течение года

Папка – передвижка «Всё о питании»

воспитатель

по полугодиям

Беседа «Аллергия, как предупредить её наступление»

медперсонал

2, 4 квартал

Бюллетень интернет сайтов на тему: «Профилактика простудных заболеваний»

воспитатель

октябрь

Информационная ширма «Блюда для детей из овощей и фруктов»

воспитатель

ноябрь

Стенгазета «Малыши - крепыши»

воспитатель

декабрь

Беседа «Причины травматизма в зимний период»

воспитатель

январь

Консультация «Как одевать ребенка в холодное время года».

воспитатель

февраль

Ширма для родителей «Умение и навыки детей 2-3 лет»

воспитатель

март

Листовка «Будь здоров»

воспитатель

апрель

Консультация «Подвижные игры дошкольников»

воспитатель

май

2.

Социально-коммуникативное

Анкетирование «Давайте познакомимся», «Изучение воспитательской системы в семье»

ответственный по ОД

октябрь

Памятка «Какие игрушки и личные вещи давать ребенку в детский сад».

воспитатель

сентябрь

Акция «Семья»

В течение года

Консультация «Учимся играя»

воспитатель

В течение года

Листовка «Права детей»

ответственный по ОД

сентябрь

Беседа «Одежда детей на улице»

воспитатель

октябрь

Стенгазета «Вкусные и полезные блюда»

воспитатель

ноябрь

Вечер вопросов и ответов «Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка»

воспитатель

декабрь

Выставка «Кормушка- для птиц»

Воспитатель

январь

Родительское собрание «Легко ли быть папой»

воспитатель

февраль

Консультация «Воспитываем словом»

воспитатель

март

Памятка «Я сам-кризис 3-х лет»

воспитатель

апрель

Ширма «Безопасность игрушек для малышей»

воспитатель

май

3.

Познавательное развитие

Беседа «Особенности познавательного развития детей младшего возраста»

воспитатель

в течение года

Папка-передвижка «Приобщение детей к труду»

воспитатель

ноябрь

Встречи с интересными людьми (врачи, сотрудники ГИБДД)

зам. заведующего

медперсонал

в течение года

Родительское собрание  «Зимняя сказка»

воспитатель

декабрь

Консультация «Игры на развитие мелкой моторики руки»

воспитатель

январь

Памятка «Очень важные машины»

воспитатель

февраль

Семинар – практикум «Общение – это важно»

воспитатель

март

Консультация «Как и чем занять ребенка дома»

воспитатель

апрель

4.

Речевое развитие

Консультация «Что читать детям»

воспитатель

сентябрь

Выставка детской художественной литературы о животных

воспитатель

октябрь

Беседа «У истоков доброты»

воспитатель                

ноябрь

Решение педагогических задач «Подумаем вместе»

воспитатель                

декабрь

Консультация «Разговор без умолку»

воспитатель

январь

Консультация «Речевые игры и упражнения для детей».

воспитатель

февраль

Выставка литературы «Народное слово»

воспитатель

март

Библиотеки – передвижки на тему «Как любить своего ребёнка»

воспитатель

март

Литературный вечер «В гостях у сказки»

воспитатель

апрель

Родительское собрание «Наши успехи»

воспитатель

май

5.

Художественно-эстетическое

Консультация «Играем с кисточкой».

воспитатель

в течение года

Выставка «Осень добрая пора»

воспитатель

октябрь

Консультация «Развиваем творческие способности детей»

воспитатель

ноябрь

День открытых дверей  «Предметно – развивающая среда группы»

в течение года

Участие родителей в ремонтных работах детского сада

Консультация «Воспитание самообслуживания у детей младшего возраста»

воспитатель                

декабрь

Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования»

воспитатель

январь

Беседа «Безопасные игрушки»

Информационные стенды «Своими руками»

воспитатель

февраль

воспитатель

март

Памятка «Очень важные машины»

воспитатель

май

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Состояние материально технической базы группы «Малыш» соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Развивающая предметно-пространственная группы содержательно-насыщенная, доступная, безопасная, полифункциональная, вариативная. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивают:

►игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников

►двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх .

►эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением

►возможность самовыражения детей.

Кроме того, образовательная программа учитывает принципы организации предметно-развивающей среды, представленные в Концепции дошкольного воспитания и концепции построения развивающей среды в группе.

Материально – технические условия для реализации физического направления:

►физкультурные уголок  в группе :(мячи, кегли, мешочки, обручи, гимнастические палки, гимнастическая скамейка, платочки, ленточки  );

Материально – технические условия для реализации художественно-эстетического направления работы:

►музыкальный уголок в группе: барабан, бубен, металлофон, погремушки.

►театральный салон ( наборы кукол, ширма для кукольного театра, магнитофон);

Материально – технические условия для реализации познавательного  развития:

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (  книжный уголок,  огород, живой уголок и др.

Материально – технические условия для реализации речевого развития:

►книжный уголок: русские народные сказки, стихи, песенки, потешки.

Материально-технические условия для реализации социально-коммуникативного развития:

Для этого в группе  организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры(«Больница», «Семья», «Парикмахер»). В группе игрушки и

 дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

В группе   создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослым, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети  имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. Организация учебно-воспитательного процесса в группе основывается на единых требованиях к охране здоровья, к физическому и общему развитию ребенка.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

В группе есть дополнительные средства обучения:  магнитофон, сюжетные картины, методические пособия, соответствующие данной программе, электронные образовательные ресурсы (ЭОР: диски с детскими песенками, сказками), наглядно – дидактические пособия для данного возраста (мебель, посуда, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи, фрукты), а также карты развития ребенка для диагностирования индивидуального  развития детей, таким образом, можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс при использовании этой Программы полностью обеспечен полным учебно-методическим комплектом.

Описание психолого-педагогических условий

Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в группе должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:

►обеспечение эмоционального благополучия детей;

►создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

►развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

►развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

►проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

►создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления симпатии к другим людям;

►обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;

►обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;

►обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;

►обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагога, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

Система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В группе должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь  и при этом разумно и творчески относиться к действительности.

Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.

3.2. Распорядок дня во второй группе раннего возраста

Режим дня на холодный период года во второй группе раннего возраста

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, игры

7.30 - 8.05

Утренняя гимнастика

8.05 - 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10 - 8.55

Игры, подготовка к непосредственной образовательной деятельности

8.55 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00 – 10.00

Игры, подготовка к прогулке

10.00-10.20

Прогулка (игры, наблюдение, труд)

10.20 - 11.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

11.20 - 11.45

Обед

11.45 - 12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20 - 15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры, игры

15.00 - 15.15

Подготовка к полднику. Полдник

15.15 - 15.35

Игры, самостоятельная деятельность

15.35 – 16.15

Чтение художественной литературы

16.15 – 16.25

Подготовка к прогулке, прогулка

16.25 - 17.45

Уход детей домой

17.45 - 18.00

Режим дня на тёплый период года во второй группе раннего возраста

Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика

7.30-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.55

Игры, подготовка к прогулке, к организованной образовательной деятельности

8.55-9.15

Организованная образовательная деят-ть на участке

9.15-9.25

Прогулка (игры, наблюдение, труд)

9.25-11.15

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

11.15-11.40

Обед

11.40-12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20-12.30-15.10

Постепенный подъем, воздушные процедуры, игры

15.10-15.25

Подготовка к полднику, Полдник

15.25-15.55

Игры, подготовка к прогулке

15.55-16.15

Прогулка

16.15-17.45

Уход детей домой

17.45-18.00

Виды детской деятельности в течение дня

Возраст

Регламентированная деятельность, мин

Нерегламентированная деятельность, ч

Совместная

Самостоятельная

2-3 года

2 по 8-10м

7-7,5

3-4

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) планируется не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут. Максимально допустимый объем недельной нагрузки 1ч 30м.

Годовой календарный учебный график на 2016-2017 учебный год

Регламентирование образовательного процесса на учебный год

Вторая группа раннего возраста (2-3г.)

Начало НОД

9.00

Окончание НОД

10.00 (по подгруппам)

Недельная образовательная нагрузка

1ч.30м

Регламентирование образовательного процесса на один день

по 2 занятия 8-10м.

Перерыв между НОД

10м

Направления развития. Образовательные области. НОД.

Количество занятий (в пятидневную неделю/ месяц)

Объем недельной образовательной нагрузки в часах и минутах)

Вторая группа раннего возраста 8-10м

Обязательная часть

Программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.,  

Познавательное развитие

Познавательное развитие

1/4

Развитие речи

Развитие речи

2/8

16м.

Художественно-эстетическое развитие

Конструктивно-модельная деятельность

0.5/2

Рисование

1/4

Лепка

0.5/2

Музыка

Музыка

2/8

20

Физическое развитие

Физическая культура

3/12

30м

Итого:

1ч. 30м.

Социально-коммуникативное развитие

«Социализация», «Труд», «Безопасность»

Путем интеграции с другими образовательными областями

Итого:

           1ч. 30м.

Режим непосредственно образовательной деятельности во второй группе раннего возраста

Длительность НОД: 8-10м.

Перерыв между НОД: 10м.

Форма проведения  НОД - подгрупповая (перерыв – 5 м)

Дни недели

НОД

Время

Понедельник

1. . Музыка.

2.  Лепка/КМД

подгруппа 1

подгруппа 2

09.00-09.10

09.20-09.28

09.33-09.41

Вторник

1.  Познавательное развитие подгруппа 1

подгруппа 2

2. Физическая культура .

09.00-09.08

09.13-09.21                                                                                

09.31-09.41

Среда

1. Развитие речи

подгруппа 1

подгруппа 2

2. Физическая культура

09.00-09.08

09.13-09.21

09.31-09.41

Четверг

1. Развитие речи

подгруппа 1

подгруппа 2

2. . Физическая культура

09.00-09.08

09.13-09.21

10.31-10.41

Пятница

1. . Музыка 

2.Рисование

подгруппа 1

подгруппа 2

09.00-09.10

09.20-09.28

09.33-09.41

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

 Данный раздел в образовательной программе посвящен особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности группы. Организация праздников, развлечений способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Месяц

мероприятие

Место  проведения

Сентябрь

В гостях у сказки (театрализованное представление)

             В группе

Октябрь

Т/и: «В гости к игрушкам».

             В группе

Ноябрь

Театрализованное представление « На бабушкином дворе». : «В гости сказка к нам пришла петушиная семья»

             В группе

Декабрь

Новогодние утренники

             в муз. зале

Январь

Т/и: «Путешествие в волшебный лес»

             В группе

Февраль

«В гости к зимушке-зиме».

            В группе

Март

8 МАРТА – Женский день

                      В муз.зале

апрель

Развлечение:« Солнышко-ведрышко».

                    В группе

Май

Т/и: инсценировка «Загляни ко мне в окошко , я вам что-то покажу  »

                     В группе

 Июнь

Праздник мыльных пузырей

                      В группе

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстника. Процесс создания развивающей среды в нашей группе  руководствуется требованиями к условиям реализации основной образовательной программы с учетом следующих принципов: безопасности, вариативности, насыщенности, трансформированности, доступности, полифукциональности. Создавая развивающее пространство в группе, педагог придерживается принципов В.А.Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств в обеспечении разнообразной деятельности ребенка. Педагог  группы старается сделать обстановку комфортной, соответствующей возрасту детей, обеспечивающей двигательную активность и возможность для самостоятельной и совместной деятельности. В групповом помещении оформлены центры по познавательно-речевому направлению, художественно-эстетическому, физическому и экологическому развитию дошкольников. С помощью родителей на участке  группы созданы условия для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, двигательной активности.

Главный критерий при этом – ориентация на современный образовательный стандарт и, конечно, на творчество .

Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Организованная предметная развивающая среда в группе соответствует общим принципам построения, учитывается принцип  мобильности, трансформируемости и вариативности развивающей среды (возможность изменения, построения среды детьми).

Подбор материалов и оборудования  осуществляться для всех видов деятельности  детей раннего возраста (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной). В группе организованы развивающие центры:

► уголок сюжетно-ролевых игр

► игровой уголок (с игрушками, строительным материалом)

► уголок ряжения (для театрализованной деятельности)

► уголок ИЗО

► зона для настольно-печатных игр

► физкультурный уголок

► уголок живой природы

► центр познавательной деятельности

► книжный уголок

► выставка (детского рисунка, творчества, изделий мастеров и т.д.)

► музыкальный уголок

► уголок художественного творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе во второй группе раннего возраста

Аннотация к рабочей программе во второй группе раннего возраста....

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2 – 3 года)

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста разработана и утверждена в структуре Примерной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад №4» на основе Основной...

Рабочая программа воспитателей второй группы раннего возраста

Рабочая программа воспитателейвторой группы раннего возраста...

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста

Методическое пособие по создание условий развития ребенка раннего возраста (1,8-3 лет), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творчес...

Рабочая программа для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждении

Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...