Использование эффективных методов работы с родителями для организации взаимодействия детского сада с семьей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проблема привлечения родителей к активной жизни дошкольного учреждения была и остается самой актуальной в работе педагогов. В современном мире многие родители малышей очень заняты своими проблемами и работой, спешат переложить всю заботу о ребенке на кого угодно – на бабушек, дедушек, нянь, и детский сад. Именно детский сад является, по мнению родителей, первым удобным и незаменимым звеном в ряде других вариантов по воспитанию и обучению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Козлова М.В.,
(воспитатель, МБОУ СОШ №3 корпус 2 г. Бийск)
Использование эффективных методов работы с родителями для организации взаимодействия детского сада с семьей
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачева)
Проблема привлечения родителей к активной жизни дошкольного учреждения была и остается самой актуальной в работе педагогов. В современном мире многие родители малышей очень заняты своими проблемами и работой, спешат переложить всю заботу о ребенке на кого угодно – на бабушек, дедушек, нянь, и детский сад. Именно детский сад является, по мнению родителей, первым удобным и незаменимым звеном в ряде других вариантов по воспитанию и обучению детей.
Многие родители видят свою роль в воспитании ребенка прежде всего в том, чтобы как можно раньше устроить его в дошкольное учреждение, вовремя туда привести и постараться вовремя забрать домой.
Родители, воспитатели учреждения должны объединиться для обеспечения малышу эмоционального комфорта, для создания интересной и содержательной жизни, а детский сад, в свою очередь, должен способствовать его развитию, умению общаться с другими детьми, помочь подготовиться к обучению в школе. И тогда можно с твердой уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка пойдет ему на благо.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Для организации эффективного сотрудничества с родителями в старших группах использовался метод проектной деятельности.
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Для привлечения родителей, повышения их педагогической культуры и привлечения их к участию в жизни группы мы начали использовать метод детского-родительский проектов. В ДОУ совместно с родителями для расширения познавательного кругозора детей мы разработали проекты «Семейный маршрут по историческим местам Бийска» (семья Савельевых и Шемелиненых), «Кого видят животные в зеркале» (семья Козловых), «История моей семьи» (семья Жамковых.), «Встречаем перелетных птиц» (Котовых ), «Кормушка для пичужки» (семья Абрамовых и Тарабриных), «Моя спортивная семья» (семья Петровых), «История новогодней игрушки»(семья…..), «Откуда к нам пришел Новый год», «Мой дедушка – герой» (семья Козловых), «Необычные снежинки» (семья Щемелининых.).
Результатом совместного взаимодействия педагогов и родителей в проектах стало участие детей в городских конкурсах: Савельев Александр «Бийск –Наукоград» с проектом «Как определяют возраст рыб», Морвинова Варвара «Растительный мир Алтайского края», «Мама, папа, я – спортивная семья» (семья Жамковых). Участие детей в конкурсах отмечено дипломами.
Родители с удовольствием включались в работу, возили детей на экскурсии, собирали информацию, вместе с детьми наблюдали за поведением животных, помогали оформить выставки, стенгазеты, брошюры по результатам своих проектов, оказали помощь в создании развивающей среды.
По результатам своей работы установила, что использование метода проекта, в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своими успехами. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Результатами нашего сотрудничества с родителями, является создание детско-взрослого сообщества; накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей; оказание родителями помощи в создании развивающей среде; активное участие родителей на утренниках, открытых мероприятиях.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что использование метода детско-родительских проектов способствует обеспечению активного участия родителей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей, активизация и обогащение воспитательных умений родителей, а также позволяют повысить качество дошкольного образования.
В этом году набрала младшую группу, поэтому работа с родителями начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводили анкетирование, личные беседы с правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для организации эффективного взаимодействия с родителями, вовлекая их в учебный процесс, прежде всего не только знакомя с программными задачами воспитания и обучения, а демонстрируя на открытых занятиях то, чему учили детей и чему они научились. Открытые просмотры занятий очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. Для родителей провела 2 открытых занятия: по рисованию с использование нетрадиционных техник рисования «Солнышко», по РЭМП «Один-много».
Так же в работе с родителями использую такие формы как мастер-класс «По рисуем вместе с мамой», « Игры на кухне», «Умею сам – научу другого»; круглый стол «Если хочешь быть здоров», семейный опыт « Традиции нашей семьи », творческие конкурсы для родителей «Новогодняя игрушка», фотовыставка «Мой папа самый лучший!», «Моя мамочка».
В ходе использования разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями получили следующие результаты:
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям.
- Рост посещаемости родительских мероприятий.
- Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями.
- Осознание родителями значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
-Положительное отношение родителей к ДОУ.
- Положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой показываю родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Литература
1.Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология [Текст] // Детский сад от А до Я. – 2008.- №3.- С. 6-12.
2. Вы любите проекты? [Текст] / А. Данюкова//Обруч. 2001.№4.-С. 16-17.
3. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41-42.
4. Мухина С. А., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С. А. Мухина, А. А. Соловьева– Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – 384с.
5. Прохорова С.Ю., Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. [Текст] / С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматулина, В.И. Евстигнеева - М.: Издательство «Скрипторий 2003».2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников....
"Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"
Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и пр...
Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»
Обобщение опыта работы воспитателя на тему:«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»...
Организация взаимодействия детского сада и семьи в организации культурного досуга детей.
Консультация для педагогов о формах организации детского досуга....
Статья " Использование новых форм работы с родителями – фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"
Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения....
Положение о конкурсе инновационных проектов по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и вовлечение родителей в деятельность ДОО
Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и организационно-методического обеспечения конкурса инновационных проектов по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и...
«Детско-родительские проекты, как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
Метод проектов наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет всем участникам образовательного процесса не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совмест...