«Маленькие дети - большие сердца» проект волонтеры в детском саду
проект (подготовительная группа)
«Маленькие дети - большие сердца»
В современном обществе перед педагогами встала острая проблема дефицита культуры общения, доброты, милосердия и внимания друг к другу.
В мире отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Нередко наблюдаются примеры детской жестокости по отношению друг другу и даже к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, становятся равнодушными и безразличными.Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь? Как воспитать в них такие качества как отзывчивость, заботливость, готовность к взаимопомощи? В этом нам поможет реализация проекта, в рамках которого предполагается создать волонтёрский отряд «Маленькие дети - большие сердца».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volontyory.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волонтёр – это тот, кто видит свою нужность даже в самых заурядных местах.
Волонтёр – это человек, умеющий понимать жизнь и сострадать.
Волонтёр – это тот человек, который шагает по миру с открытым сердцем.
Быть волонтёром - значит стремиться помочь.
«Маленькие дети - большие сердца»
В современном обществе перед педагогами встала острая проблема дефицита культуры общения, доброты, милосердия и внимания друг к другу.
В мире отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Нередко наблюдаются примеры детской жестокости по отношению друг другу и даже к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, становятся равнодушными и безразличными.Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь? Как воспитать в них такие качества как отзывчивость, заботливость, готовность к взаимопомощи? В этом нам поможет реализация проекта, в рамках которого предполагается создать волонтёрский отряд «Маленькие дети - большие сердца».
Стать волонтёром – это почти то же, что стать волшебником. Ты делаешь мир ярче, светлее и теплее от порыва сердца любить. Быть волонтёром – это крайне сложно в социуме и достаточно сложно в нынешнем мире социальных неравенств и денежных отношений, но однозначно нужно и крайне важно.
В настоящее время добровольческое движение стремительно развивается. Федеральные и региональные власти значительное внимание уделяют развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности, что подтверждается основными положениями Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ». Основной целью государственной политики в области содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества является активизация потенциала благотворительности и добровольчества, как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности.
Цель поекта - создание волонтёрского отряда «Маленькие дети - большие сердца» для успешной социализации и повышения уровня нравственных качеств личности дошкольника.
Новизна проекта состоит в том, что создание данного отряда «Маленькие дети – большие сердца» предполагается в условиях детского сада. Это позволяет объединить активных творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятия и внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.
Задачи проекта:
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта: Групповой
Основная часть: Волонтерство в МАДОУ «ЦРР «Умка» направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.
Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники.
Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Практическая значимость проекта:
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Критерии оценки эффективности проекта:
Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада
Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)
Диагностика.
Анкетирование.
Опрос.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
В нашем детском саду понятие «волонтерство» мы стали использовать год назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.
А самые близкие нам - это малыши ясельных групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников. Дети подготовительных и старших групп учат малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.
Ребята ощущают себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Они уже могут провести настоящий мастер - класс на разные темы.
Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.
Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать «Дни помощи».
Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам. А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей.
Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Мы, как и все, дарим подарки к праздникам: ко Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню дошкольного работника, ко Дню пожилого человека и т.д., - не только родителям, но и всем сотрудникам детского сада, работающим и пенсионерам.
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
Доброй традицией нашего детского сада является внимание к ветеранам, одиноким пожилым людям. Дети и педагоги не оставляют их без внимания. С большой любовью и старанием дети своими руками делают сувениры для встреч с Центром социльного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Надо объяснять детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что волонтеры это сильные люди, способные прийти на помощь.
Участие в таких волонтерских движениях детей и родителей, как «Неделя безопасности Российской Арктики» «Покормите птиц зимой», «Мы чистим мир», развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача - научить детей с любовью относиться к окружающей природе, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру, проявлять заботу и уважение к нему.
Отдельно хочется сказать об акции «Посылка солдату», которая проходит в нашем городе не первый год, Ребята написали письма бывшим воспитанникам нашего детского сада, сегодняшним солдатам, и отправили их. В ответ получили огромные слова благодарности от матерей и самих ребят.
Поздравление ветеранов ВОВ во время митинга, посвященного Дню Победы. Дети с гордостью и трепетом чествуют ветеранов и благодарят за счастливое детство и мирное небо над головой.
Данный вид работы для нас является новым, но очень интересным и детям и взрослым.
Предполагаемые результаты проекта:
- Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
- Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
- Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
- Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.
Используемая литература:
- О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно - методическое пособие. - 2изд; «Детство - Пресс», 1998г.
- В.Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.
- Л.А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
- В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
- Л.Б.Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
- Н.В.Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015г - 144 стр.
- Т.С.Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.- 208с.
- Л.Я.Шпикалова, Г.А.Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
- Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
- Л.Л.Шевченко «Добрый мир» из-во «Подмосковье» 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети-волонтеры в детском саду.
Небольшой шаг для человека,большой шаг для человечества.Д.С. Лихачев...
Педагогические условия внедрения технологии эффективной социализации «Дети-волонтеры» в детском саду
Презентация опыта Шеленок М.Б....
Проект в старшей группе детского сада "Маленьким детям- большие права"
Проект "Маленьким детям - большие права"Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правильного поведен...
ПРОЕКТ ТЕМА: «Маленький уголок большого сердца»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеБобровский детский сад №4 общеразвивающего вида...
Проект «Дружба волонтеров и детского сада «Василёк»
Актуальность проекта:Волонтёрство – это проявление инициативы в чистом виде, поэтому принцип добровольной безвозмездной помощи: сам захотел, и сам выбрал что делать. Волонтёр - это тот, кто дейс...
Проект по взаимодействию детского сада и музыкальной школы "От маленького слушателя к большому музыканту"
Дети дошкольного возраста редко посещают концерты исполнителей на музыкальных инструментах. Дети не знают, что есть такой инструмент, как, например, балалайка или домра, флейта или виолончель, и как и...
«Дети. Дорога. Безопасность» проект сетевого взаимодействия Детского сада «Сказка», филиала Детского сада «Светлячок», отряда ЮИД МАОУ «СОШ № 2» и Отдела государственной автомобильной инспекции МО МВД «Заводоуковский»
Проект долгосрочный (2024 – 2025г.г.), творческий, практико-ориентированный, открытый, коллективный. Совместная практическая деятельность обучающихся педагогов, род...