"Как я организую детский труд в природе"
методическая разработка

Шнайдер Лилия Васильевна

Поделиться опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «КАК Я ОРГАНИЗУЮ ТРУД ДЕТЕЙ В  ПРИРОДЕ»

  Выполнила воспитатель средней-старшей группы Шнайдер Лилия Васильевна

МБДОУ «Зёрнышко»

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием, динамичностью. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Труд в природе оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания растений и уход за ними, навыками правильного обращения с инвентарем и предметами ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

      Труд в природе способствуют развитию наблюдательности у детей.

        Воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважению к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней.

      Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В детском саду имеются природные цветники,  где дети могут трудиться.  Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений  и освоения навыков по уходу за ними.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда. Антон Семенович Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

      Существуют различные формы организации детской деятельности.

        Одна из них - занятия. Занятия проводятся как в уголке природы, так и на цветнике. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений; узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получают результат, по мере необходимости показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по уходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, воспитатель постепенно объясняет детям значение ухода для растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

      В процессе приучения детей по уходу за растениями  большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает детям усвоить направление движений ( движения корпуса, повороты рук и ног при рыхлении и поливке). Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности.

      Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны быть, с одной стороны, посильны детям, с другой стороны - требовать от них известного напряжения.

      Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер. Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа отдыхом ( например, после оформления грядок, прополки между грядок дети могут утрамбовать их, после посева полить).

      При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила: работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером. Рабочая поза должна быть правильной.

 В каждой возрастной группе определенные программные задачи формирования этих навыков и воспитания детей разного дошкольного возраста в данном виде труда.

Начиная знакомить детей с природой, еще в младшей группе мы приучали их к выполнению простейших поручений, сначала с нашей помощью учили поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения. С первых дней пребывания детей в д/саду они видели, как мы сами ухаживали за растениями. Удовлетворяя при этом желания детей участвовать в уходе за растениями. Мы давали им лейки, учили поливать, не поднимая высоко носик лейки, лить воду осторожно, направляя их движения своими руками. Приучали одновременно одного двух детей, они выполняли одно и тоже задание. Поддерживали интерес к уходу поощрениями. Привлекали детей к наблюдению. Предлагали рассмотреть какие красивые цветы у бегонии, как они пахнут, каких размеров листья. Проводили детские игры с подгруппами детей«Найди такой же»«Найди пару»«Один и много»«Найди цветущее растение»«Найди растение, похожее на травку, на дерево». В таких играх мы учили детей выделять какие-то характерные признаки, называть несколько растений, описывать внешний вид растений. Проводили занятия«Мытье комнатных растений»«Рассматривание фикуса» и др.

В средней группе дети уже знали 4 растений, мы учили их называть части растений (стебель, листья, ветки, цветы). Учили более точно и подробно описывать растения, отмечать форму листьев (овальные, круглые). Систематически привлекали детей к выполнению трудовых поручений, теперь уже разделяли труд: один ребенок поливал, другой протирал листья. Детям предоставляли большую самостоятельность, но и требования к качеству труда повышали. Дети выполняли работу по уходу за растениями в нашем присутствии, с нашей помощью и под нашим контролем. Больше привлекали детей к наблюдениям: дети называли растения, у которых появлялись новые листья, цветы. Приучали детей поливать растения по мере необходимости. Проводили занятия«Мытье комнатных растений»«Ознакомление с комнатными растениями» детские игры«С какого растения лист»«Что изменилось»«Найди сходства и различия»«А что потом?». В процессе ухода за растениями знакомили детей с еще одним новым правилом - после полива растения, в лейки нужно налить воды для следующего дня.

      Дети в нашей группе охотно поливают растения, научились отмечать сухую почву от влажной. Сначала мы старались заинтересовать детей, обратить их внимание. Подвожу детей к цветку: Дети, посмотрите на фиалку, как поникли её цветки и листья, надо его полить. Постепенно стали привлекать всех детей к поливке отдельных растений, мытью крупных листьев. За одно у детей закреплялись названия этих растений: фикус, герань.

В старшей группе наши дети знали уже названия 6 растений (бальзамин,  аспидистра, традесканция, хлорафитум, бегония, восковой плющ, фиалка). Дети научились различать и называть - стебель, ветка, листья, бутоны, цветы, корни. Особое внимание уделяли описанию растений, отмечали расположение листьев, их форму, цвет и поверхность. Дети научились различать листья гладкие и с ворсинками, ровные или резные, с зубчиками. Проводили занятия«Дежурства в уголке природы»«Уход за комнатными растениями». Знания о растениях углублялись в процессе регулярного ухода за ними во время дежурств. Дежурства ввели вначале года, проводились они в первой половине дня, а во второй половине дня использовали индивидуальные поручения. Время от времени мы собирали дежурных и беседовали о том, как они выполняли свои обязанности, что нового заметили в растениях. Во второй половине года мы познакомили детей с другими видами ухода за растениями:

опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, рыхлением почвы. С наступлением весны дети готовили семена для посева их на рассаду.

 Например, начало зимы - период покоя, в это время полив сокращается до одного раза, весной требуется подкормка, летом увеличивается полив.  Участие в уходе за растениями еще больше пробуждает интерес у детей, вызывает желание самим выращивать овощи, цветы. Дети стремятся как можно быстрее приступить к работе. Прежде чем приступить к посеву семян помидоров, показывали, как нужно готовить почву для посевов. Объясняли и показывали, как соединять землю, перегной и песок, чтобы почва стала рыхлой и легкой, удобной для высева семян. Дети посеяли семена и с нетерпением ждали первых всходов. И они взошли! Теперь, дети знают и активно используют в речи такие слова как: грядка, почва, перегной, ямка, лунка. 

      Труд, как метод  воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на.развитие мышления у детей.

       Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Используемая литература:

1. С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой М., 1991г.

2 П. Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» 1980

3 Н. А Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М., 2001

  4 С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду М., 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды труда. Труд в природе

СодержаниеВведение1. Виды труда дошкольников 2. Труд в природе Заключение Список литературы Приложение...

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых. Подготовительная группа

Перспективный план по самообслуживанию, общественно – полезному труду, труду в природе, воспитанию уважения к труду взрослых в подготовительной к школе группе...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

«Требования к организации детского труда. Труд детей в природе и трудовые поручения»

Формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитание  ценностного отношения  к собственному труду, труду других людей ...

Труд в природе в детском саду

Труд в природе  имеет  большое  образовательное и воспитательное значение  и  осуществляется через весь педагогический процесс –  в повседневной жизни и на занятиях...

Журнал для родителей "Трудовичок" Выпуск №2 Тема выпуска: "Я - помощник" Приобщение детей младшего дошкольного возраста к труду. (Труд в природе и хозяйственно - бытовой труд)

   Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах тр...