"Школа будущего читателя" сотрудничество детского сада и библиотеки
статья (старшая группа)
Для работы воспитателям
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Школа будущего читателя»
сотрудничество детского сада и библиотеки
Верхозина Ж.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Иркутска
детский сад №102
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Сегодня редко увидишь читающих книгу маму и папу, а тем более посещающих библиотеку. Кто-то возразит мне: «Мы читаем электронные книги». Да, есть такие родители, они читают. Но, согласитесь, куда приятнее держать в руках хорошо иллюстрированную книгу, чем электронную книгу. Если взять наше поколение мальчишек и девчонок, то если им предложить выбирать между планшетом и книгой, то они выберут планшет. Интерес к книге потерян, с ней не поговоришь, мир компьютерных фантазий куда интересней, а главное результат скор и визуален.
Количество библиотек резко сократилось, им на смену пришли игровые приставки. Теперь в каждом доме, у каждого взрослого и ребёнка есть личный компьютер, ноутбук или планшет, и, конечно же, сотовый телефон с интернет играми.
Мы все знаем, что прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.
Основополагающими принципами библиотечной деятельности стали пять законов библиотечной науки. Библиотеки должны быть хорошо организованными и гостеприимными учреждениями. Библиотекари должны обладать целым рядом способностей с тем, чтобы библиотеки, которые они создают и которыми управляют, были полезными и пригодными как для читателей, так и для тех, кто ими еще не стал.
Библиотеки существовали на протяжении всей истории, даже в период, предшествовавший изобретению бумаги и печати, как показывают коллекции глиняных табличек, найденные археологами в различных местах, и знаменитые Свитки Мертвого моря, обнаруженные в пещерах в Израиле. Ранние образцы бумаги и печати, дошедшие до наших дней, сохранились в библиотеках Китая. В более поздние времена религиозные учреждения, образовательные, научные и правительственные центры приходят к осознанию необходимости такого направления своей работы, как создание материалов для библиотеки. Народы признают важность собирания в одном месте письменных и печатных документов, свидетельствующих об их истории и деятельности. Именно по этой причине создаются и поддерживаются национальные архивы и библиотеки. Коллекции материалов, хранящихся в библиотеках, позволяют нам «чтить прошлое и создавать будущее».
Индийский философ и библиотековед Шиали Рамамрита Ранганатан в опубликованной в 1931 г. работе сформулировал следующие пять законов библиотечной науки:
1-й закон: Книги предназначены для пользования ими.
2-й закон: Каждому читателю – его книгу.
3-й закон: Каждой книге – её читателя.
4-й закон: Берегите время читателя.
5-й закон: Библиотека является растущим организмом.
Характерной чертой библиотеки является то, что материалы, которые она содержит, расположены таким образом, чтобы они были пригодны и удобны для использования читателем. Библиотеки и их фонды не возникают случайно, они создаются и организуются, и эти задачи выполняют специалисты – библиотекари.
Для детей дошкольного возраста библиотека - это институт социализации дошкольников, главный центр читательского развития. В ней осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми.
В шаговой доступности от нашего детского сада расположена библиотека №4 имени Геннадия Константиновича Сапранова. Руководство детского сада и библиотеки заключили договор о сотрудничестве. Благодаря замечательному, творческому коллективу библиотеки вот уже на протяжении многих лет наше сотрудничество стало тесным и плодотворным. В годовом плане ДОУ всегда есть совместные мероприятия: «Неделя детской книги», «Изучаем азбуку дорог», «Дети войны», «Путешествие по любимым сказкам А. С. Пушкина», «День матери», «Кошкин дом» и т.д.
Библиотека предоставляет детям оптимальные условия для культурного развития, создаёт среду развития ребенка через книгу, чтение и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Она всячески способствует привлечению родителей к совместному чтению с детьми; знакомит с новинками педагогической, психологической и иной литературы в помощь воспитании детей.
Посещения библиотеки стало для педагогов и воспитанников нашего детского сада уже традицией. Но всегда интересно наблюдать за детьми, пришедшими впервые в библиотеку, открывающими этот многообразный мир литературы. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг.
Сначала ребятам провели экскурсию по библиотеке. Дети узнали, что означают слова: библиотека, абонемент, читальный зал, читательский формуляр, узнали о существовании профессии библиотекаря. Библиотекари познакомили с выставкой «Мир детских книг», с другими интересными и красочными печатными изданиями для дошкольников, а также напомнили правила пользования книгой. Ребятам рассказали о том, как важно, для любого человека, читать, чтобы много знать, а значит, у тебя будет много друзей, так как с тобой будет интересно другим людям общаться. А для того, чтобы иметь возможность много читать и существуют библиотеки.
Дошкольники с большим интересом и слушали рассказ библиотекаря. Она познакомила детей с коллекцией книг; рассказала о возникновении книгопечатания; о том, какие бывают книги, и какие из них занесены в книгу рекордов Гиннеса; о правильном обращении с книгами; о том, что книги бывают разными большими и маленькими. Дети узнали, что самая маленькая книга размером с острие иглы, а длина самой большой составляет 6 метров и весит она 500 килограммов. Библиотекарь познакомила ребят с необычными книгами. Дошкольники узнали, что в библиотеке есть «носатые» и «трогательные» книги, с увлечением рассматривали их, а некоторое даже смогли прочитать истории, о которых в этих книгах рассказывалось.
Сотрудники библиотеки провели с детьми увлекательную викторину «Путешествие по сказкам», на которой ребята с удовольствием отвечали на вопросы и показали знание многих сказок, как авторских, так и народных. Ребята с большим восторгом рассматривали множество книг в красивых переплётах, аккуратно расположенных на замечательно оформленных стеллажах. Такого количества книг дети ещё никогда не видели. Экскурсия произвела на воспитанников огромное впечатление. Уходить из библиотеки детям не хотелось, и они пообещали вернуться вместе с родителями. В течение года библиотекари совместно с педагогами проводили с детьми беседы на тему «Для чего нужна книга?», читали русские народные сказки. Так совместно был проведён праздник «По страницам сказок». Сюрпризом для детей, была викторина по мотивам русских народных сказок. Дети с огромным удовольствием принимали активное участие, и получили массу положительных эмоций. Они отгадывали загадки, рассказывали стихи о сказочных героях, участвовали в сценках, танцевали. Очень часто в библиотеке организовывают литературные, тематические и экологические часы, игры и конкурсы. Дети с интересом отгадывают загадки, читают стихи.
Традиционными стали и виртуальные часы, проводимые в библиотеке. Ежегодно ко Дню Победы организуются и проводятся в литературной гостиной с использованием компьютерного оборудования и электронных ресурсов библиотеки, что даёт возможность ознакомить детей с волнующими кадрами кино и фотохроники, услышать военные песни, стихи о войне в исполнении известных актёров. Дети проникаются настроением военного времени, сочувствуют и сопереживают защитникам Отечества, в силу своего возраста примеряют на себя роль военного. Но самое главное - у детей формируются основы гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине и гордости за неё.
Исходя из выше изложенного, можно отметить положительное влияние взаимодействия между детским садом и библиотекой в решении задач художественно-эстетического развития дошкольников. Вырастить социально адоптированную, творческую, самодостаточную личность можно только при объединении усилий всего социума, всех организаций с родителями и педагогами.
В результате совместной работы ДОУ с библиотекой удалось расширить кругозор детей, решить многие образовательные задачи, повысить познавательный интерес детей к изучению природы и истории своего родного края.
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно добиться высокого качества образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей, духовно-нравственного развития в воспитании детей.
В заключении мы выражаем искреннюю и глубокую благодарность за плодотворное и творческое сотрудничество всему коллективу библиотеки №4 имени Геннадия Константиновича Сапронова под руководством заведующей библиотеки, Ольги Викторовне Борейко, библиотекарям Асанхаевой Тамаре Михайловне и Батайниковой Гульнаре Рафхатовне. Мы очень рады, что такие неравнодушные люди, помогают педагогам детского сада формировать у дошкольников морально-нравственные качества, целостную картину мира, выстраивать иерархию социокультурных ценностей, а главное создавать условия для становления такой личности сегодняшних ребятишек, которая завтра сможет сохранить и приумножить культурное богатство всего человечества.
В качестве вывода из всего сказанного можно отметить, что библиотеки и библиотекари играют жизненно важную роль в сохранении культурного наследия. Вызовы современного мира делают работу библиотекарей еще более значимой в силу того, что они являются хранителями прошлого и содействуют формированию будущего. Библиотекари могут быть спасителями мира!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передвижная методическая полка специалиста как нетрадиционная форма сотрудничества детского сада и библиотеки
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача повышения квалификации педагогических кадров, своевременного информирования педагогов о новых разработках в психолого-пед...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Проект "Взаимодействие детского сада с библиотекой"
Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативн...
Взаимодействие детского сада и библиотеки.
взаимодействие детского сада библиотеки и семьи из личного опыта....
«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»
Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с...
Организация работы детского сада с библиотекой
Экскурсии в библиотеку, на почту, в пекарню и т.д. очень важны для детей дошкольного возраста. Вот уже 4 года мы сотрудничаем с библиоекой №6 г.Стерлитамак....
Консультация для родителей. «Взаимодействие детского сада и библиотеки».
одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка является взаимодействие с библиотекой...