Картотека пальчиковых игр
картотека (старшая группа)

Наталия Павловна Ижаковская

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx75.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие

речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения

помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить

мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих

звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок

говорит.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей

дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

- активизировать словарь в процессе расширения об окружающем

мире в соответствии с лексической темой;

- развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости;

- создание эмоционального положительного настроя.

                                   ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками обеих рук.

 Левая нач-ет с мизинца, правая – с бо-

 льшого пальца.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчи-

 ками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указ-м пальчикаА куда ему спешить? ми обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то ку-

«По газону не ходить!» лачками по столу.

Дождь вздохнул тихонько: Хлопают в ладоши.

- Ох! Один хлопок.

И ушел. Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

 ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, Загибают пальчики, начиная с

Четыре, пять, большого.

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.

Лист березы, Загибают пальчики, начиная с

Лист рябины, большого.

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и

 указ-м пальчиками.

 ОСЕНЬ

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листья

С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед-

 назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

ОВОЩИ. ФРУКТЫ

 ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

Мы капусту рубим,

( Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы морковку трем,

( Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

 ( Движение пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

УРОЖАЙ

 (Поочередно загибать пальцы.)

 В огороде у Федоры

 Растут на грядках помидоры,

 А на грядке у Филата

 Много разного салата.

 У бабушки Феклы

 Четыре грядки свеклы.

 У дядюшки Бориса

 Очень много есть редиса.

 У Маши и Антошки

 Две гряды картошки.

 Раз, два, три, четыре, пять –

 Поможем урожай собрать.

У ЛАРИСКИ — ДВЕ РЕДИСКИ

 У Лариски - По очереди разгибают пальчики из

 Две редиски. Кулачка, начина с большого, на одной

 У Алешки - или обеих руках.

 Две картошки.

 У Сережки — сорванца -

 Два зеленых огурца.

 А у Вовки -

 Две морковки.

 Да еще У Петьки

 Две хвостатые редьки.

 ФРУКТЫ

 (загибаем пальцы по одному)

 5 4 3 2

 Дети в сад по утру вышли

 5 4 3 2

 Персик, слива, груша, вишня,

 1 1

 Апельсин и мандарин

 (загибаем по очереди большие пальцы)

 Их встречали как один

 (руки пожимают друг друга)

ГРИБЫ. ЯГОДЫ

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

 ( Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

 ПО ЯГОДЫ

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с

 больших.

В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут» пальчиками по столу Загибают

За черникой, пальчики, начиная с больших.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 ВАРЕНЬЕ

Заходите дети в сад:

(«Идем» указательными и средними пальцами по столу)

Тут крыжовник,

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)

виноград.

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)

А в лесу растут черника,

Земляника и брусника.

(Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки)

Варит бабушка варенье -

(Размешиваем варенье в кастрюле)

Будет внукам угощение.

(Протягиваем ладони вперед)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

 И ПТИЦЫ

 ОВЕЧКА И КОЗА

Кучерявая овечка

 (Показать «кудряшки» на голове).

Переходит через речку.

 («Идем» указательным и средним пальцем)

Щуря желтые глаза,

 (Прищурить глаза).

Ей навстречу шла коза.

 (Показываем «рога» )

- Не пущу тебя, овечка,

 (Наклонить голову с «рогами» вперед)

Не пройдешь ты через реку!

 (Погрозить указательным пальцем)

Лошадь мимо проходила

 (Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)

И овечку пропустила.

 (Руки отвели в сторону — жест, обозначающий:: «Пропускаю»)

 ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Утка плещется в пруду

(Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду.

(Приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет

(Машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет.

(Машем руками - «крыльями»)

Во дворе — ее соседка -

Это курочка-наседка.

(руки полукругом перед собой — как наседка придерживает крыльями своих цыплят)

Под крылом — ее цыплята, очень дружные ребята.

(Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...