Сообщение из опыта работы "Организация работы по формированию интереса у детей к классической и народной музыке"
материал

Первым звеном в приобщении детей к музыкальной культуре является восприятие музыки. В сообщении рассказываю, как проходит работа по формированию интереса детей к классической и народной музыке в процессе восприятия музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx18.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию интереса у детей к классической и  народной музыке»

Знакомясь в детском саду с произведениями отечественных и зарубежных композиторов-классиков, фольклорной музыкой, дети постепенно приобщаются к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры. Первым звеном в приобщении детей к музыкальной культуре является восприятие музыки –  ведущий вид музыкальной деятельности. Поэтому в своём сообщении  расскажу, как проходит работа по формированию интереса детей к классической и народной музыке, опираясь на этот вид музыкальной деятельности.  Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:

- знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;

-развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоциональному отклику на чувства, выраженные в музыке;

-   давать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

Как же проводить данную работу правильно и интересно? Ведь интерес является стимулом приобретения знаний, расширения кругозора, способствует более полному отражению действительности. 

Использую алгоритм слушания музыки, т.е. определённые этапы.

  1.  Первичное слушание детьми музыкального произведения. Привлечение внимания детей к музыке, их настрой на восприятие.  Использую загадки, стихи, проблемные ситуации, игры со звуками, короткий яркий рассказ.
  2. Повторное слушание и последующий анализ, разбор впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности. Второй этап-время вопросов, анализа тех впечатлений, которые получил ребёнок.
  3. Закрепление представлений о прослушанном в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём, желание прослушать его ещё раз. На этом этапе использую музыкально - дидактические игры.
  4. Создание условий для выражения ребёнком результатов музыкального восприятия в деятельности - игровой, художественной, двигательной, речевой.

Музыкальные произведения для детей выбираю художественные, мелодичные. Они передают чувства, настроения, доступные детям. Объём детского внимания невелик. Поэтому для слушания беру небольшие по объёму пьесы с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой.

 В дошкольном возрасте при слушании музыки учитываю  

 возрастные особенности детей.

В раннем возрасте от двух до трёх лет внимание у детей неустойчивое, эмоционального опыта нет. Для слушания выбираю песни с яркими образами, которые можно сопроводить показом игрушки, прочитать слова песни отдельно от музыки, подчёркивая интонацией речи характерные особенности персонажа или природного явления. Одна из главных задач музыкального воспитания в этом возрасте научить детей вслушиваться. Для этого подходят контрастные произведения. Например: кукла гуляет (спокойная музыка) – кукла танцует (музыка весёлая).

В возрасте трёх лет репертуар по слушанию становится более сложным. В него входят песни, отражающие явления природы, значительное место занимает программная инструментальная музыка: «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Воробей» А.Руббаха, «Моя лошадка» А.Гречанинова. Дети знакомятся с разными музыкальными инструментами, слушают и сравнивают их звучания, учатся понимать характер музыки, пробуют рассказывать, о чём поётся в песне. Это обогащает слуховой опыт. Сохраняется значение использования игрушки как средства, вызывающего интерес к прослушиваемому произведению.

В четырёхлетнем возрасте дети способны понять общий характер, настроение пьесы, выразительные средства. В репертуар включены несложные произведения, в которых простыми средствами выражаются лирические, героические, комические чувства. Мир природы, животных часто находят отражение в музыке для детей, так как он связан с их жизнью, их интересами. Например, в песнях М. Красева «Медвежата» и «Конь» характерными интонациями выражены образы пляшущих медвежат, стремительно скачущего коня.  Чтобы не снижать интереса детей к музыке, предлагаю  узнать песню или пьесу по вступлению, мелодии; отгадать по ритмическому рисунку; использую возможности ИКТ.

Программа по восприятию музыки в старшей группе предусматривает ознакомление детей с произведениями разнообразными по тематике, жанрам, характеру и средствам выразительности. Имея слуховой опыт, дети могут дать простейшую оценку услышанному, сказать, как надо исполнять ту или иную песню – «протяжно», «ласково», «чётко», «отрывисто».

К шести- семи годам возможности детей возросли, и мы, педагоги,  продолжаем развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников, а также учим ребят различать средства музыкальной выразительности. В этом возрасте дети знают, что музыка может быть народной и сочинённая композитором. Могут назвать фамилии композиторов.

В разновозрастной группе в этом году я веду кружок «Весёлые нотки» по восприятию музыки.  В её основе программа О.П. Радыновой «Ребёнок в мире прекрасного». Считаю очень важным использование  на практике различных методов формирования основ художественной культуры у дошкольников: метод побуждения к сопереживанию произведению искусства как эталону красоты, метод эмоционального уподобления характеру музыки, метод контрастных сопоставлений, метод коллективного творчества, метод обобщения впечатлений.

Конечно, метод побуждения к сопереживанию произведению искусства как эталону красоты является важнейшим, так как ребёнок воспринимает музыку, изобразительное искусство и поэзию прежде всего через эмоции. Если он проявляет интерес, увлечён, то наблюдается непроизвольное внимание, ребёнок просит повторить исполнение музыкального произведения, реагирует мимикой, пантомимикой, непроизвольными движениями. Но установку на восприятие произведения искусства даёт взрослый. Прежде всего своими эмоциями, эмоционально окрашенной образной речью стараюсь привлечь внимание к красоте произведения, рассказываю, что оно написано давно, но так красиво, что люди сохранили его для нас с вами, «заряжаю» ребёнка своим отношением к музыке, произведению изобразительного искусства. Побуждаю ребёнка к высказываниям о характере произведения, к активным действиям (с игрушкой, музыкальным инструментом, движениям, рисованию). Стенд «Рисуем музыку» является примером такого своего отношения детей к музыке через рисование.

Музыкальный язык –волшебный, завораживающий, но непростой. И задача музыкального руководителя – не только развлечь, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке.

Интернет-ресурсы:

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-interesa-k-muzyke-u-starshih-doshkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние классической и народной музыки на здоровье ребенка

интересная научная статья для родителей...

Влияние классической и народной музыки на развитие детей дошкольного возраста

Необходимость приобщения детей к лучшим образцам классической и народной музыке....

Из опыта организации работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста

Актуальность нравственного воспитания подрастающего поколения очевидна. Современное многонациональное общество нередко демонстрирует примеры нетерпимости и  агрессивности в  отношении людей ...

Влияние классической и народной музыки на здоровье ребенка

Рекомендации для родителей дошкольников...

Консультация "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребенка"

Влияние классической и народной музыки на здоровье ребенка...