Представление собственного педагогического опыта по теме: «Коррекционная направленность в процессе воспитания в условиях школы - интерната»
материал по коррекционной педагогике
Обучающиеся школы - интерната с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения, подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_2022.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта воспитателя ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат» Рузавиной Е.С.
по теме: «Коррекционная направленность в процессе воспитания в условиях школы - интерната»
Дата рождения: 20.10.1976г. Образование: средне- специальное, Зубово-Полянский педагогический колледж РМ, специальность: воспитатель, методист в д/у, по специальности «Дошкольное образование». Диплом УТ №684759, дата выдачи 29 июня 1996г. Стаж педагогической работы (в должности воспитателя) – 25 лет. Общий трудовой стаж – 25 лет. Наличие квалификационной категории – соответствие занимаемой должности. Дата последней аттестации - 23.12.2016г. (Приказ № 1222 от 23.12.2016г.)
Актуальность проблемы. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающие в школе - интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Обучающиеся школы - интерната с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения, подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости создания системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса. Коррекционная работа заключается в исправлении психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду.
Новизна Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых методических приемов во взаимодействии с воспитанниками, в целях коррекции в процессе воспитания. Они могут быть весьма разнообразными и зависят от объективного содержания материала, от использования практических средств в воспитательном процессе и способов сочетания практических, наглядных и словесных средств воспитания. Методические приемы коррекционно – развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы воспитанников. Коррекционно – развивающая работа с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Принципы и правила коррекционной работы:
1.Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников, развивающих их устную и письменную речь.
4.Принцип доступности, но не допускать излишнего упрощения материала. 5.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому воспитаннику, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Теоретическая база. Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ. В данной программе подробно описываются формы проведения занятий. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности: - беседы, - практические занятия. Использую методическую литературу: «Беседы о правах ребёнка» творческий центр - Т.А. Шорыгина, Москва 2013. «Игры, забавы, развлечения и праздники для детей 6 – 7 лет» , автор – составитель Э.М. Гамидова, издательство «Учитель», 2008. «Спортивные праздники в детском саду» - З.Ф. Аксёнова, «Творческий Центр», Москва,2004. «Приходите к нам на праздник» сборник сценариев для детей – И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова, Ярославль, Академия Холдинг 2000. Применяю опыт педагогов – дефектологов со страниц журналов: «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Начальная школа», «Психология», «Воспитание школьника» и т.д. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). В пособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач, и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности.
Основная идея. В ходе коррекционной работы у воспитанников развиваются: умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки. Необходимо, используя все познавательные возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. В связи с этим основными коррекционными задачами в воспитательном процессе являются: - развитие коммуникативных навыков; - развитие социальной активности воспитанников; - развитие положительных сторон личности; -воспитание навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания; - подготовка к самостоятельной жизни; -формирование правильной оценки окружающих и самих себя.
Технология опыта. Оптимальность и эффективность коррекционной работы в школе – интернате во многом зависит от выбранной темы и от того как преподнесен материал. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, в соответствии с возможностями и потребностями так, чтобы было понятно и доступно для воспитанников. Занятия должны иметь четкую направленность, предусматривать различные виды деятельности и быть социально значимыми для дальнейшей жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Разнообразные средства, формы, приёмы и методы коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ повышают их интеллектуальный уровень, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. В своей работе использую следующие формы работы: творческая художественная деятельность детей; беседа; анализ ситуаций; игры; целевые прогулки и экскурсии; чтение художественной литературы; конкурсы; выставки; использование ИКТ.
Результативность опыта. Осуществляю коррекционную направленность работы в системе внеурочных мероприятий. Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни в школе - интернате воспитанники повторяют, закрепляют, расширяют знания, полученные на уроках, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения. Именно в повседневной жизни во внеурочное время воспитывается доброжелательность, уверенность, закрепляются умения анализировать ситуацию, поддерживать разговор, правильно использовать полученную информацию, вступать в контакт. В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанниками:
Эстетика. Формирую у воспитанников умение адекватно воспринимать, правильно понимать, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а так же развивать способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, красивое, содействовать развитию творческих способностей, художественных навыков, приобщение к культурным ценностям и традициям.
Приложение 1. «День Защитника Отечества»https://infourok.ru/scenarij-obsheshkolnogo-prazdnika-den-zashitnika-otechestva-4247786.html Приложение 2.«День рожденье сентябрьских и октябрьских именинников» https://infourok.ru/konspekt-prazdnika-den-rozhdeniya-sentyabrskih-i-oktyabrskih-imeninnikov-3955222.html
- Воспитанники участвуют в концертах, конкурсах, выставках; экскурсиях в природу. - Литературных часах, читают художественную литературу: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.
Этикет. Ты и Закон. Воспитание у воспитанников культуры поведения в общественных местах, за столом, соблюдение аккуратности во внешнем виде ; воспитание доброты, правдивости. Дать представление о гражданине, как о собственном члене общества, о правах и обязанностях детей, об ответственности за нарушение дисциплины и порядка. Приложение 3. Беседа «Пусть не будет войны никогда» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/18/beseda-pust-ne-budet-voyny-nikogda
Приложение 4. Беседа «Культура поведения» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/12/kultura-povedeniya
Приложение 5. Презентация «Умей дружить и дружбой дорожить» https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-umej-druzhit-i-druzhboj-dorozhit-4204489.html
Приложение 6. Беседа «Мой дом – моя крепость» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/15/beseda-moy-dom-moya-krepost
Приложение 7. Презентация «Мой дом – моя крепость» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/01/18/prezentatsiya-moy-dom-moya-krepost
- Знакомлю с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. - Изучаем обязанности и права учащихся и граждан РФ. – Расширяю знания детей о ВОВ. Воспитываю чувство патриотизма, гордости за свой народ, любовь к своей Родине, уважение к истории своей страны.
Домоведение. Формирование у воспитанников знаний, умений и навыков по самообслуживанию, труду в домашних условиях и уходу за своим телом, волосами; умение доводить любое дело до конца и желание трудиться везде. Приложение 8. «Самоподготовка в 5 классе» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/11/20/samopodgotovka-v-5-m-klasse
Приложение 9. Беседа «Внешний вид – залог успеха» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/04/17/beseda-na-temu-vneshniy-vid-zalog-uspeha
- Практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями. Расти здоровым. Формирование у воспитанников здорового образа жизни. Расширение знаний в области гигиены и культуры поведения между полами, совершенствование и закрепление навыков соблюдения режима дня; воспитание стремления к занятиям спорта. Приложение 10.Беседа « Детство – территория свободная от курения» https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/01/14/detstvo-territoriya-svobodnaya-ot-kureniya
Приложение 11. Беседа «Паркур.Сталкерство» https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/03/17/beseda-parkur-stalkerstvo
- Веселые старты ко дню защиты детей и посвященные 9 мая, подвижные игры в течение года.
Приложение 12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/09/20/veselye-starty-ko-dnyu-zashchity-detey
Приложение 13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/12/28/veselye-starty-posvyashchennye-9-maya
Внимание опасность. Довожу до воспитанников все правила поведения в местах, где грозит опасность для жизни и здоровья, и требую их соблюдения. Приложение 14. «Три чудесных цвета» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2021/05/18/beseda-tri-chudesnyh-tsveta
Приложение 15. «Отчего бывают пожары» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/11/20/beseda-otchego-byvayut-pozhary
Приложение 16. «Защита от угрозы террористических воздействий» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/09/17/beseda-zashchita-ot-ugrozy
Каждое из направлений находит отражение: - в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеурочное время; - в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; - в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников; - в организации общешкольных мероприятий.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.
Приложение 17.Выступление на семинаре на тему: « Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС» https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/05/15/vystuplenie-na-seminare-na-temu-formirovanie
Приложение 18. Доклад на семинаре на тему: «Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми» https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/11/21/doklad-ispolzovanie-skazkoterapii-v-rabote-s
Приложение 19. Открытое мероприятие на м/о воспитателей: "Спасибо тебе, безымянный солдат!" https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/01/12/spasibo-tebe-bezymyannyy-soldat
Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что коррекционная работа дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной, и работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи: - Продолжение разработки темы. - Создание системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте
Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"
Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....
Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»
Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...
диссеминация собственного педагогического опыта по теме самообразования: «Развитие творческого мышления детей в процессе применения нетрадиционных форм рисования»
Дoшкoльный вoзраст сензитивен, наибoлее благoприятный для развития не тoлькo oбразнoгo мышления, нo и вooбражения, психическoгo прoцесса, сoставляющегo oснoву твoрческoй деятельнoсти. Пoэтoму твoрчест...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...