Представление собственного педагогического опыта по теме: «Коррекционная направленность в процессе воспитания в условиях школы - интерната»
материал по коррекционной педагогике

Рузавина Елена Сергеевна

Обучающиеся школы - интерната с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана  воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения, подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной   жизни.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_2022.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта  воспитателя  ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»    Рузавиной Е.С.

по теме: «Коррекционная направленность в процессе воспитания в условиях               школы -   интерната»                

Дата        рождения:        20.10.1976г.                                                                                   Образование:        средне- специальное,                                                                         Зубово-Полянский        педагогический        колледж    РМ,                                                   специальность:        воспитатель,        методист        в    д/у,                                                        по специальности «Дошкольное        образование».                                                                           Диплом        УТ        №684759,        дата        выдачи  29  июня        1996г.                                                                                  Стаж педагогической работы (в должности воспитателя) – 25        лет.                                      Общий     трудовой        стаж        –   25        лет.                                                                                                Наличие        квалификационной        категории        – соответствие занимаемой должности.                                                                          Дата последней аттестации             -        23.12.2016г.                                                           (Приказ № 1222 от 23.12.2016г.)                            

 Актуальность проблемы.                                                                                                           Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать        эффективные        коммуникации        с разными людьми.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающие в  школе - интернат обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Обучающиеся школы - интерната с ограниченными возможностями здоровья отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана  воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения, подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной        жизни.
Исходя из этого,  можно сделать вывод  о необходимости создания системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса. Коррекционная работа  заключается в исправлении психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду.

Новизна                                                                                                                      Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых  методических приемов во взаимодействии с воспитанниками,  в  целях  коррекции в процессе  воспитания. Они могут быть весьма  разнообразными и зависят  от  объективного  содержания  материала,  от  использования практических  средств  в  воспитательном  процессе  и  способов  сочетания  практических, наглядных  и словесных  средств  воспитания. Методические  приемы  коррекционно  –  развивающей  работы  избираются   с   учётом   особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы воспитанников.  Коррекционно         –  развивающая  работа  с  воспитанниками  с ограниченными возможностями здоровья  направлена  на развитие речи, предметной деятельности, игры,  навыков  самообслуживания, целенаправленности  действий,  на  упорядочение   поведения,   контактности.                                                                                                                                                                             Принципы   и  правила     коррекционной        работы: 
1.Индивидуальный        подход     к        каждому        воспитаннику.
2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и   средств        наглядности). 
3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников, развивающих            их        устную    и        письменную        речь. 
4.Принцип доступности, но не допускать излишнего упрощения материала.                                                     5.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому воспитаннику, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Теоретическая        база.                                                                                                                        Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ. В данной программе подробно описываются формы проведения занятий.  Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:                                                                             - беседы,                                                                                                         - практические занятия.                                                                                                      Использую    методическую        литературу: «Беседы о правах ребёнка» творческий центр - Т.А. Шорыгина, Москва 2013. «Игры, забавы, развлечения и праздники для детей 6 – 7 лет» , автор   – составитель Э.М. Гамидова, издательство «Учитель», 2008. «Спортивные праздники в детском саду» - З.Ф. Аксёнова, «Творческий Центр», Москва,2004.  «Приходите к нам на праздник» сборник сценариев для детей – И.Ю.    Рябцева, Л.Ф. Жданова, Ярославль, Академия Холдинг   2000.  Применяю опыт педагогов – дефектологов со страниц журналов: «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Начальная школа», «Психология», «Воспитание        школьника»        и т.д.                                                                                                                                           Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). В пособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.                                                                                                                   Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр,  упражнений,  рассказов, задач, и        загадок,        способствующих активизации познавательной деятельности.                                

Основная    идея.                                                                                                                             В ходе коррекционной работы у воспитанников развиваются:  умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки. Необходимо, используя все познавательные возможности воспитанников, развивать у  них жизненно   необходимые   навыки,   чтобы,   став   взрослыми,   они    могли  самостоятельно  себя  обслуживать,  выполнять  в  быту   и   в   специальных производственных цехах простую работу, жить  по  возможности  в  семье  и  в трудовом коллективе. В связи с этим основными коррекционными задачами в воспитательном процессе        являются:                                                                                                                                                                                  - развитие       коммуникативных        навыков;                                                                                                             - развитие     социальной         активности        воспитанников;                                                                                    - развитие    положительных        сторон        личности;                                                                                                            -воспитание  навыков   и   привычек   культурного поведения и самообслуживания;                                               - подготовка        к   самостоятельной        жизни;                                                                                                                                -формирование правильной оценки    окружающих   и        самих        себя.

 Технология        опыта.                                                                                                                                                          Оптимальность и  эффективность коррекционной  работы в школе – интернате  во многом зависит от выбранной темы и от того как преподнесен материал. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, в соответствии с возможностями и потребностями  так, чтобы было понятно и доступно для воспитанников. Занятия должны иметь четкую направленность, предусматривать различные виды деятельности и быть социально значимыми для дальнейшей жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Разнообразные  средства, формы, приёмы и методы коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ повышают  их интеллектуальный  уровень, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком  уровне. В своей работе использую следующие        формы    работы: творческая художественная деятельность детей; беседа;  анализ ситуаций;          игры;        целевые прогулки и экскурсии;          чтение художественной литературы;    конкурсы;  выставки;         использование ИКТ.

Результативность   опыта.                                                                           Осуществляю коррекционную направленность работы в системе внеурочных мероприятий. Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни в школе - интернате воспитанники  повторяют, закрепляют, расширяют знания, полученные на уроках, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения.   Именно в повседневной жизни во внеурочное время воспитывается доброжелательность, уверенность, закрепляются умения анализировать ситуацию, поддерживать разговор, правильно использовать полученную информацию,  вступать      в контакт.                                                                                                                                                В своей деятельности использую следующие  направления в работе с воспитанниками:

 Эстетика.                                                                                                                                                           Формирую у воспитанников умение адекватно воспринимать, правильно понимать,  оценивать  прекрасное в природе, искусстве и обществе, а так же развивать способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, красивое, содействовать развитию творческих способностей, художественных навыков, приобщение к культурным ценностям и традициям.        

Приложение 1. «День Защитника Отечества»https://infourok.ru/scenarij-obsheshkolnogo-prazdnika-den-zashitnika-otechestva-4247786.html                                                                                                          Приложение        2.«День рожденье сентябрьских и октябрьских именинников» https://infourok.ru/konspekt-prazdnika-den-rozhdeniya-sentyabrskih-i-oktyabrskih-imeninnikov-3955222.html

- Воспитанники участвуют в концертах, конкурсах, выставках; экскурсиях в природу.                       - Литературных  часах, читают  художественную  литературу: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.                      

Этикет. Ты и Закон.                                                                                                                                                    Воспитание у воспитанников культуры поведения в общественных местах, за столом, соблюдение аккуратности во внешнем виде ; воспитание доброты, правдивости.  Дать представление о гражданине, как о собственном члене  общества, о правах и обязанностях детей, об ответственности за нарушение дисциплины  и порядка.                                                                                                                                                                                                                         Приложение 3.  Беседа «Пусть не будет войны никогда» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/02/18/beseda-pust-ne-budet-voyny-nikogda

 Приложение  4. Беседа «Культура поведения» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/12/kultura-povedeniya

 Приложение   5. Презентация «Умей дружить и дружбой дорожить» https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-umej-druzhit-i-druzhboj-dorozhit-4204489.html

 Приложение   6.    Беседа «Мой дом – моя крепость» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/15/beseda-moy-dom-moya-krepost

Приложение     7.   Презентация «Мой дом – моя крепость» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/01/18/prezentatsiya-moy-dom-moya-krepost

- Знакомлю  с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.                                                                                                                                                - Изучаем обязанности  и права учащихся и граждан РФ.                                                                                              – Расширяю знания детей о ВОВ. Воспитываю чувство патриотизма, гордости за свой народ, любовь к своей Родине, уважение к истории своей страны.                          

Домоведение.                                                                                                                                                   Формирование у воспитанников  знаний,  умений и навыков по самообслуживанию,  труду в домашних условиях и уходу за своим телом, волосами; умение доводить любое дело  до конца и желание трудиться везде.                                                                                                                                                                   Приложение  8. «Самоподготовка в 5 классе» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/11/20/samopodgotovka-v-5-m-klasse

Приложение  9. Беседа «Внешний вид – залог успеха»  https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/04/17/beseda-na-temu-vneshniy-vid-zalog-uspeha

 - Практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.                                                                                                                        Расти здоровым.                                                                                                                                                                                                                     Формирование у воспитанников здорового образа жизни. Расширение  знаний в области гигиены и  культуры поведения между полами, совершенствование и закрепление навыков соблюдения режима дня; воспитание стремления к занятиям спорта.                                                                                                                            Приложение 10.Беседа « Детство – территория свободная от курения» https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/01/14/detstvo-territoriya-svobodnaya-ot-kureniya

Приложение 11. Беседа «Паркур.Сталкерство» https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/03/17/beseda-parkur-stalkerstvo

- Веселые старты ко дню защиты детей и посвященные 9 мая, подвижные игры в течение года.

Приложение 12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/09/20/veselye-starty-ko-dnyu-zashchity-detey

Приложение 13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/12/28/veselye-starty-posvyashchennye-9-maya

Внимание опасность.                                                                                                                                                              Довожу до воспитанников все правила поведения в местах, где грозит опасность для жизни и здоровья, и требую их соблюдения.                                                                                                                                                                                                               Приложение  14.  «Три чудесных цвета» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2021/05/18/beseda-tri-chudesnyh-tsveta

Приложение  15.  «Отчего бывают пожары» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2020/11/20/beseda-otchego-byvayut-pozhary

Приложение 16. «Защита от угрозы террористических воздействий» https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/09/17/beseda-zashchita-ot-ugrozy

Каждое из направлений находит отражение:                                                                                     - в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеурочное время;                                                                                                   - в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;                                                - в организации индивидуальной, групповой, коллективной     деятельности воспитанников;                                                                                                                                          - в организации общешкольных мероприятий.

Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО,  заседаниях педагогического совета, семинарах  в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.

Приложение 17.Выступление на семинаре на тему: « Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС» https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/05/15/vystuplenie-na-seminare-na-temu-formirovanie     

 Приложение 18. Доклад на семинаре на тему: «Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми» https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/11/21/doklad-ispolzovanie-skazkoterapii-v-rabote-s 

Приложение 19. Открытое мероприятие на м/о воспитателей: "Спасибо тебе, безымянный солдат!" https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/01/12/spasibo-tebe-bezymyannyy-soldat

Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что коррекционная  работа  дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной, и работа в данном направлении  мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:                                                                                                             -  Продолжение разработки темы.                                                                                                                     - Создание системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"

Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....

Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...

диссеминация собственного педагогического опыта по теме самообразования: «Развитие творческого мышления детей в процессе применения нетрадиционных форм рисования»

Дoшкoльный вoзраст сензитивен, наибoлее благoприятный для развития не тoлькo oбразнoгo мышления, нo и вooбражения, психическoгo прoцесса, сoставляющегo oснoву твoрческoй деятельнoсти. Пoэтoму твoрчест...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...