"Индивидуальная работа с детьми" (подготовительная группа)
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Индивидуальная работа с детьми (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Прогулка — то время, когда можно организовать индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию планируется ежедневно. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме. Некоторые игры и упражнения со всеми детьми может провести воспитатель. Инструктор занимается с теми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Чтобы планирование индивидуальной работы по физкультуре воспитателя совпадало с освоением основных движений на физкультурных занятиях, инструктор составляет перспективный план работы с детьми по ФИЗО на прогулке.
Примерные перспективные планы индивидуальной работы по физкультуре на прогулке для всех возрастных групп по месяцам.
Индивидуальная работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на ребёнка, учитывающее особенности его психофизического развития. Целью этой работы является создание наиболее благоприятных условий для дальнейшего развития и воспитания дошкольника.
В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала. Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы. Наиболее распространёнными в ДОУ являются индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию звукопроизношения и обучение грамоте. В занятиях с психологом нуждаются дети с отклонениями в психическом развитии (неусидчивые, не умеющие контролировать внимание, слишком импульсивные или заторможенные).
В особом внимании педагогов нуждаются ребята с заниженной самооценкой и проблемами в отношениях со сверстниками. В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются воспитанники с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике), а также дети с доминирующими познавательными интересами. Со способами диагностики можно ознакомиться в работе «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно - потребностной сфере ребёнка».
Как выявить одарённого ребёнка и организовать работу с ним, можно посмотреть на примере статьи Миковой А. Н. «Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка», в которой рассказывается о работе с дошкольником, имеющим способности к словотворчеству.
Индивидуальный подход в работе воспитателя необходим. Учёт личностных особенностей каждого подопечного позволит ему правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности. Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития, особенностей характера, семейной атмосферы и условий проживания каждого воспитанника. Поскольку воспитанники подготовительной группы (дети 6–7 лет) начинают постепенно готовиться к школе и отходить от игры, важно научить их учиться: воспринимать и усваивать информацию, быть внимательными, проявлять усидчивость, уметь соблюдать правила и требования взрослых.
Задачи индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия с воспитанниками подготовительной группы направлены на решение следующих задач:
развитие диалогической и монологической речи (расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи);
развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия);
формирование предпосылок учебной деятельности (чтение, письмо, счёт);
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
сохранение и укрепление физического здоровья;
снятие психоэмоционального напряжения, обучение навыкам конструктивного выражения отрицательных эмоций;
повышение самооценки и уверенности в себе.
В индивидуальную работу могут включаться от одного до трёх воспитанников одновременно, если они имеют похожие проблемы
Приёмы индивидуальной работы, актуальные для детей 6–7 лет
Индивидуальная работа с дошкольниками основывается на конкретизации общих целей воспитания с учётом личностных особенностей ребёнка и гибком применении методов и приёмов воспитания, направленных на создание наилучших условий для развития именно этого малыша. Необходимость такой работы и её планирование опирается на результаты ежедневных наблюдений педагога.
Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время). Проводят индивидуальные занятия воспитатели или педагоги узкой специализации: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, педагог по физическому воспитанию.
В индивидуальном обучении могут использоваться следующие приёмы:
индивидуальное взаимодействие с воспитателем или узким специалистом (проведение индивидуального занятия, организация которого может включать любые педагогические методы, соответствующие старшему дошкольному возрасту);
выполнение задания на примере, по образцу воспитателя (во время самостоятельной деятельности детей, если у ребёнка что-то не получается, воспитатель демонстрирует алгоритм действий);
выполнение по образцу или при помощи сверстников (можно создавать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке; такая организация работы полезна и для ребёнка, исполняющего роль педагога, поскольку учит его умению объяснять и обучать).
Требования к организации индивидуальных занятий
При организации индивидуальной работы необходимо следовать принципам развития личности ребёнка:
Учитывать самооценку дошкольника. Дети с заниженной самооценкой часто пассивны, нерешительны, не стремятся активно участвовать в групповых занятиях. Их необходимо чаще поощрять за правильно выполненные задания. При организации индивидуальных занятий желательно подбирать задания адекватной сложности, чтобы ребёнок чувствовал уверенность в своих возможностях.
Для повышения эффективности занятий необходимо правильно определить, какой тип памяти превалирует у ребёнка (визуальный, слуховой или моторный) и подбирать упражнения с учётом этого, а также развивать остальные виды памяти. Такую диагностику можно провести с помощью простых тестов, в какой ситуации ребёнок запоминает больше слов — при рассматривании картинок, восприятии на слух или выполнении механических действий (например, при раскрашивании картинок).
Сложность задания определяется строго индивидуально: оно должно быть по силам ребёнку, но в то же время не быть слишком простым. При выполнении этого условия индивидуальная работа станет хорошим стимулом развития для дошкольника. Практически педагог, готовясь к занятию, должен иметь заготовку заданий разных уровней сложности. Занятие начинается с простых упражнений, а далее учитывается то, как ребёнок смог выполнить эту работу.
Воспитатель должен стремиться организовать самообучение дошкольника. С этой целью проводятся беседы с родителями о создании условий для воспитания и обучения ребёнка дома: как организовать рабочий уголок малыша, какие занятия и игры способствуют улучшению мелкой моторики и развитию речи.
Важно создавать на занятии атмосферу доброжелательности и принятия личности ребёнка
Неоспоримым достоинством индивидуальной работы является личный контакт педагога с ребёнком, в результате которого решаются не только образовательные и развивающие, но и воспитательные задачи.
Правила составления картотеки тем
ФЦКМ в детском саду, расшифровка которого обозначает организацию деятельности разных образовательных направлений, должно проводиться по четко утвержденному плану. Педагогами составляется с учетом аспекта темы. Планы рекомендуется составлять, учитывая образовательной направленности конкретного возраста.
Проведение индивидуального занятия в подготовительной группе ДОУ
Длительность индивидуального занятия в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Необходимость проведения и количество занятий определяются воспитателем и специалистами детского сада.
Таблица: время проведения индивидуальной работы
Время проведения | Направленность занятий |
Утреннее время, первая половина дня | Проводятся индивидуальные занятия по познавательному развитию, коррекции речевых нарушений. А также это время больше подходит для занятий с детьми для отработки каких-либо движений, если дошкольник не успевает их выучить со всей группой. Малоактивным и необщительным воспитанникам можно давать различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Для развития любознательности и познавательной активности можно давать задания понаблюдать за интересными явлениями (например, за поведением рыбок в аквариуме; за тем, как прилетевшие птицы склёвывают корм из кормушки на участке детского сада; как под теплом лучей солнца начинается капель). |
Вторая половина дня | Эта часть рабочего дня больше предназначена для развития мелкой и крупной моторики: выполнение упражнений по конструированию, рисованию, лепке, а также отработке движений. |
Прогулка | Во время прогулок индивидуальная работа строится на подборе различных упражнений: кто-то играет с мячом для улучшения координации движений, другие ходят по пенькам для развития равновесия, третьи — перешагивают через препятствия или прыгают со скакалкой. Время прогулки подходит и для развития речи (разучивание скороговорок, потешек, небольших игр по словообразованию, разгадывание загадок) и для улучшения математических знаний (прямой и обратный счёт, решение простых примеров и задач). |
На протяжении всего дня воспитатель находит возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку
Циклограмма индивидуальной работы
В качестве примера можно рассмотреть циклограмму проведения индивидуальной работы в подготовительной группе:
- Общение с родителями в период утреннего приёма дошкольников о беспокоящих их вопросах поведения или здоровья ребёнка.
- Организация рабочей и в то же время весёлой обстановки в группе, где каждый ребёнок может заняться интересным для него делом (играть, просматривать книжки, мастерить поделки). Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель может поручать кому-то из дошкольников помочь своему товарищу справиться с упражнением (правильно собрать мозаику или вырезать снежинку). Особенно внимательного отношения требуют дети с замкнутым, робким или застенчивым характером. Зная интересы такого ребёнка, педагог может подобрать ему подходящее занятие или включить в игру с другими сверстниками. Воспитанников, отличающихся излишней активностью, необходимо привлекать к занятиям, способствующим снижению уровня возбуждённости (рисованию, конструированию).
- Во время приёма пищи воспитатель уделяет внимание осанке своих подопечных: спина прямая, ноги стоят ровно, локти на стол не ставятся. И также напоминает ребятам о правилах использования столовых приборов: «Дети, ложку держим в правой руке, хлеб — в левой. А вилка всегда смотрит вниз». Индивидуальная работа проводится в виде поощрения детей за аккуратность во время еды, неторопливость, отсутствие разговоров и культурные навыки (пользование салфеткой). Если у кого-то возникают затруднения, воспитатель показывает правильный алгоритм действий. Дети с плохим аппетитом также нуждаются в особом внимании, их нужно похвалить за то, что они съели свою порцию.
- После завтрака организуются индивидуальные занятия с отстающими воспитанниками.
- Проводится небольшая подготовительная работа с нерешительными детьми для повышения их активности в групповом занятии.
- Проведение группового занятия.
- Подготавливая группу к прогулке, необходимо особенно контролировать часто болеющих детей, чтобы они были одеты в соответствии с погодой. Одновременно закрепляются навыки быстрого и правильного одевания, умения завязывать шнурки на обуви.
- Во время прогулки, кроме взаимодействия со всей группой воспитанников, уделяется внимание и индивидуальной работе с отдельными детьми. Эти занятия могут иметь различную направленность (физические упражнения, трудовая деятельность, разучивание коротких стихотворений, скороговорок).
- Перед подготовкой к дневному сну необходимо снять повышенное возбуждение у слишком активных детей.
- После полдника до времени вечерней прогулки организуются индивидуальные занятия.
- Передавая ребёнка родителям, воспитатель старается подробно рассказать о поведении ребёнка в течение дня, его успехах и проблемах, посоветовать литературу, а также проконсультировать по другим вопросам, связанным с воспитанием.
Воспитатель отслеживает состояние воспитанников в течение дня и делится своими наблюдениями с их родителями
Таблица: тематика индивидуальной работы в подготовительной группе
Цели занятия | Упражнения и игры |
Формирование представления о принятом цветовом обозначении букв и звуков: гласные — красные, глухие согласные — зелёные, звонкие — синие. | Дидактическая игра «Стану отличником». |
Развитие умения воспринимать зрительную информацию. Формирование навыков чтения, звукового анализа слова. | Дидактическая игра «Считаем и читаем», игра-лото «Чтение», лото «Мы со звуком «К» играли». |
Закрепление правильного произношения звуков, умения правильно называть гласные и согласные. | Логопедические лото: «Звук «Р», «Звук «Ш», «Звук «Л». |
Развитие мелкой моторики рук, воображения, усидчивости. | Пальчиковые игры, конструирование и вырезание из бумаги, лепка, составление изображений из пазлов и мозаики. |
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП). | Можно использовать такие игры:
|
Развитие пространственного воображения и координации движений. | Графические диктанты. |
Развитие логического мышления, представлений об окружающем мире. | Можно использовать настольно-печатные игры:
|
Физкультурно-оздоровительная работа. | Индивидуальная работа по ФИЗО имеет ту же направленность, что и основные занятия, она проводится с детьми, не успевающими во время работы с группой усвоить разучиваемые движения и навыки:
|
Развитие музыкальных и творческих способностей. | Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем могут проводиться с одним ребёнком или с небольшой подгруппой детей. Эти занятия могут иметь различную направленность:
|
Формирование экологических представлений. | Индивидуальную работу по теме «Экология» для старших дошкольников можно проводить в рамках организации кружка «Юный натуралист». Работа этого кружка может включать:
|
Необходимо учитывать: если все упражнения индивидуального занятия ребёнок выполняет, находясь в сидячем положении, в середине урока должна проводиться физкультминутка.
В ходе индивидуального занятия не следует забывать о чередовании видов деятельности ребёнка
Примеры организации индивидуальных занятий с дошкольниками подготовительной группы
Занятия с отстающими детьми по познавательному развитию проводятся в игровой форме, при этом очень важно установить положительный контакт с ребёнком. Педагог обязательно приветствует воспитанника, в доступной форме рассказывает о том, что будет происходить на занятии. Речевое воздействие всегда вызывает у дошкольника эмоциональный отклик, что способствует установлению положительного контакта.
При проведении индивидуальных занятий с детьми подготовительной группы можно использовать словесные игры. Как и любая игровая деятельность, они создают положительный эмоциональный фон и одновременно способствуют совершенствованию речи, памяти, внимания, мышления, расширяют кругозор. В то же время эти игры не требуют сложного оборудования и могут проводиться как в группе, так и во время прогулок. Начинать нужно с более простых заданий, далее условия игры понемногу усложняются. Например, Паньшина Мария в конспекте индивидуального занятия, направленного на развитие словесно-логического мышления в подготовительной группе, приводит подробный конспект всех дидактических игр, проведённых с дошкольником.
Мотивировать ребёнка можно ярким наглядным пособием или картинкой. Для повышения мотивации на индивидуальном занятии используются наглядные методы: показ картинок, предметов, игрушек, наблюдение явлений природы (при проведении занятия во время прогулки). Вот несколько примеров:
- Игра «Для какой профессии эти инструменты?»: подобрать изображения инструментов и соответствующие изображения людей различных профессий. Ребёнок должен правильно определить пары картинок.
- Пономарёва Мария в статье об индивидуальном занятии с детьми подготовительной группы «Подарки осени» показывает, что для мотивации ребёнка можно использовать изображение, составленное из кубиков. В этом задании в рисунке, характеризующем осень, сделаны ошибки, и дошкольник должен назвать, что именно не соответствует осенней поре года.
- Изображение можно использовать как основу для обсуждения. Например: «Рассмотрим натюрморт Ильи Машкова «Хлебы». Какие продукты изображены художником на картине?».
- Для организации занятия можно использовать различный стимульный материал: бланки с заданиями, макеты, разрезные картинки, азбука. Пример индивидуального занятия в подготовительной группе по теме «Коррекция нарушений в развитии внимания» приводится в статье Закеловой Оксаны.
Стимульный материал — это любые предметы, изображения, звуки и символы необходимые для проведения тестирования.
В индивидуальной работе используется разнообразный дидактический и игровой материал
Для повышения мотивации индивидуальное занятие может включать в себя практическую деятельность. Особенно это важно для детей, обладающих повышенным познавательным интересом. Дошкольников можно привлекать к проведению элементарных опытов с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитами, увеличительными стёклами, сыпучими материалами.
Иногда занятие организуется как волшебное путешествие в страну знаний, где могут встретиться интересные задания и приключения. Статья Дурневой Марины «Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 6–7 лет» подробно рассказывает, как его можно организовать.
Продуктивность самостоятельной работы детей
На фоне игровой не менее действенной альтернативой ей выступает продуктивная деятельность. Ее еще иначе называют изобразительной, конструктивной. Равно как и игровая, продуктивная деятельность способна обогатить возможности ребенка, включая его личностное развитие.
Что со своей стороны может сделать воспитатель? В его силах задать игре или продуктивному занятию такую тематику, которая была бы актуальна и интересна для детей именно сейчас, в это время. Тут необходимо ставить те цели и задачи образовательной работы, которые будут реализовывать принцип комплексного тематического построения воспитательного процесса. Именно в самостоятельной работе детей это достаточно важно. Ведь такая деятельность не должна быть бездумной, ее нужно направлять на какое-то целевое ориентирование, чтобы она приносила результат. Ребенку это важно усвоить.
Продуктивность самостоятельной работы детей прямым образом зависит от того, как ребенок добивается своей цели, насколько усердны его попытки. При этом руководитель выступает для него лишь ориентиром, который в какой-то мере направляет его в правильное русло, но действует малыш исключительно сам, задействовав свои умения, усилия и проявляя уровень своих умственных способностей. Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе
Каждый воспитатель, составляя ежедневный план работы, знает, с каким ребёнком и по какой теме необходимо провести индивидуальное занятие. Оформить планирование индивидуальной работы можно так, как представлено в таблице.
Таблица: календарное планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе (фрагмент)
Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Самостоятельная деятельность детей | |||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Групповая форма работы | Индивидуальная форма работы | ||||
Утро |
|
| С Владиславом и Алией закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счёт). | Рассматривание мягких игрушек. Ц.: продолжать учить составлять сказочные истории о них. |
|
НОД |
| Коммуникация (тат. язык). | |||
| Худ. тв-во (рисование). Тема: «Котёнок». | Эльвире и Диане помочь правильно пользоваться жёсткой кистью. | |||
| Музыкальное занятие. | ||||
| ФИЗО. | ||||
Прогулка |
| Наблюдение за деревьями. Ц.: отметить изменения внешнего вида деревьев. | С Владиком и Дашей учить технику прыжка в длину с места. | Коллективный труд на участке ясельной группы. Ц.: воспитывать трудолюбие. | Подвижная игра «Волк во рву». Ц.: закрепить правила игры. |
Вечер |
| Чтение А. Барто «Дозор». Ц.: продолжать учить анализировать героев произведений. |
| Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Ц.: продолжать учить детей рассказывать о родном |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»
Подборка дидактических игр на развитие фонетическоко и фонематического слуха; на развитие лексической стороны речи, грамматического строя. Упражнения на развитие речевого дыхания и мелкой моторики....
Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»
консультация...
Презентация на тему "Организация индивидуальной работы с детьми подготовительной группы на дорожках здоровья."
ЦЕЛЬ: Формировать у детей интерес к двигательной деятельности, поощрять их активность и самостоятельность...
«Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы»
Игры для речевого развития...
Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы»
Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.И...
Перспективный план индивидуальной работы с детьми Подготовительной к школе группы по физической культуре
Перспективный план индивидуальной работы с детьмиПодготовительной к школе группы по физической культуре...
Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы.
Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук.Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки....