Родительское собрание «Знаете ли вы права своих детей»
консультация
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Знаете ли вы права своих детей»
Подготовили: Музыкальный руководитель Воробьева Ирина Анатольевна;
Воспитатели: Бурлакова Марина Александровна;
Колупаева Ирина Ивановна.
Учитель-логопед: Орлова Анастасия Александровна
Цель: Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.
Оформление:
- На стенде представлены вопросы анкет и теста
- На столах чистые листы, ручки.
- На центральной стене плакат:
«О, Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с законами твоей справедливости и следовать твоей воле!»
М Монтессори
Ход собрания
Ведущая: Колупаева И.И.
Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена роли семьи в формировании личности ребенка. А также о том, какими правами и обязанностями обладает ребенок от рождения и на всю жизнь.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств. Живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это, создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.
Ведущая: Бурлакова М.А.: Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет семья и детский сад в их воспитании, так как семья и детский сад – это два социальных института, от согласования действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и детского сада важны не только в первые годы пребывания ребенка в детском саду. Актуальными они остаются в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Детский сад ставит перед собой много задач: и воспитательные; и учебные; и просветительские. Детский сад может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но он никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и не умение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там где нет мудрости родительского воспитания любовь матери и отца уродует их «детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятии: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями; не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех кто его окружает, есть свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотичная любовь. Это форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человек, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения пользоваться властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим и помните, что ваш сын или дочь – такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то попытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители в такой семье считают. Что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание как на что-то совершенно обособлено, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Ведущая Колупаева И.И.: А сейчас небольшой тест: «Говорите ли вы ребенку следующие фразы?
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что я без тебя делала!
4. И в кого ты такой уродился?
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похож?!
7. Вот я в твое время…
8. Ты моя опора и помощник!
9. Ну что за друзья у тебя?
10. О чем ты только думаешь?
11. Какой ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
13. У всех дети, как дети, а ты…
14. Какой ты у меня сообразительный!
Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 – «нет»; 2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 – «да»
Результаты теста:
- Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности
- Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в отношении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
- Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее, Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
- Если вы допустили 11 – 14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Пока не поздно. Постарайтесь уделять ему по больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Ваши вопросы….
2. Выступление детей:
Саша Ч.: Я имею право быть Ребенком;
Я могу учиться, исследовать, делать открытия сам.
Кристина К. Я имею право голоса при принятии решений;
Я имею право на собственное место.
Кристина В. Я имею право защищаться и звать на помощь;
Я имею право на удовлетворение своих потребностей.
Лиза Г. Я имею право на удовлетворение своих потребностей:
в еде, питье, умывании;
Я имею право свободы передвижения.
Илья С. Я имею право находиться в нормальных условиях;
Меня нужно уважать как любое человеческое существо;
Меня нужно принимать таким, какой я есть.
Ведущая Бурлакова М.А.: А сейчас послушаем психолога детского сада.
3. Выступление педагога-психолога детского сада (Маринина М.А.)
Тема: «Права и обязанности человека от рождения и на всю жизнь».
В послании Генерального секретаря ООН Кофи Анана по случаю 50-летия принятия Всеобщей декларации прав человека говорится: «Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Права человека являются всеобщими, неделимыми, взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом для человеческого достоинства».
Каждое человеческое существо на земле и любая социальная общность должны обладать всей полнотой прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, без всякой дискриминации. Но этот принцип относится также и к выполнению людьми своих обязанностей перед обществом и друг перед другом. Они также являются всеобщими, универсальными ценностями.
Глубокое осознание людьми органической взаимосвязи между их правами и обязанностями являются важной предпосылкой демократизации духовно-нравственного обновления нашего общества. Человек обязан осуществлять свои права в корректной, цивилизованной форме, не нанося ущерба обществу и государству, правам и свободам других граждан.
Отрицание прав человека является трагедией не только конкретной личности, но создает условия для социальной и политической нестабильности, что в свою очередь, ведет к конфликтам и насилию в обществе. Понимание этого каждым человеком позволит создать правовое демократическое государство, в котором каждый гражданин знает свои права и обязанности.
Когда рождается маленький ребенок, у него есть права? Назовите их. А обязанности? Пока нет. Но, он растет, чему-то учится, живет среди людей. Постепенно вслед за правами появляются и обязанности.
Становясь старше, мы становимся боле свободными в выборе решений, которые влияют на нашу жизнь. В то же время возрастает наша ответственность, потому что возможность самому строить свою жизнь означает самодисциплину, без которой нельзя достичь поставленной цели.
Права человека могут быть определены как права, присущие на момент рождения и без которых мы не можем существовать как человеческие существа. Обязанности - человеческая деятельность, которая точно соответствует законам, требующим от нас подчинения им.
Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно-психологического климата той семьи, в которой он живет. Именно в семье ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые социальные идеалы, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья воспитывает трудолюбие и духовность, здесь познаются такие понятия как: материнство и отцовство, семейные отношения и традиции.
Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, отрицательно влияющие на семейные и национальные ресурсы.
Их воспитание и обучение требует от родителей все больше затрат энергии, физических и духовных сил, материальных средств. В общении с ними необходима психолого-педагогическая грамотность, взаимопонимание.
Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, способствует тому, что дети большую часть времени, оказываются, лишены родительского внимания и контроля. Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет число детей, которые испытывают жестокое обращение, вплоть до сексуального насилия, в собственной семье.
Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как?
Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
Когда родители используют физические наказания для «воспитания», они полагают, что самый короткий путь к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.
Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так как от них требуют.
Ведущая Колупаева И.И.: раздает памятку родителям.
Внимание! Перед тем как взяться за ремень:
- Остановитесь и проанализируйте, от чего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча!
- Подумайте, не требуете ли вы слишком многого.
- Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.
- Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Вопросы родителей.
5. Разное: заведующая детского сада
6. Решение родительского собрания:
1. Со стороны педагогов и родителей строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Во время общения не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
3. Воспитывающим взрослым не применять к детям физических мер воздействия.
4. Родителям активно участвовать в совместных мероприятиях, а также в социально-нравственных проектах, проводимых в ДОУ.
.
«Стиль воспитания ребенка в семье».
(тест для родителей)
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один.
1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого мишку. Вы:
а) идете во двор и ищите игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль потерянного мишку, он был любимым другом, когда что-то теряешь, всегда грустно;
в) успокаиваете ребенка, приговаривая, чтобы «не ревел из-за пустяков».
3. Ваш ребенок прилип к телевизору вместо того, чтобы укладывать спать. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладывать в кровать (может оказаться, что просто сесть рядом с ним);
в) начнете стыдить ребенка за непослушание.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) часть игрушек уберете от ребенка в недоступное для него место: «пусть поскучает без них»;
б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка поддерживающей фразой, типа «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…»;
в) наказываете ребенка.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидаете, что он быстро оденется и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:
а) отчитаете ребенка, показывая свое недовольство им;
б) говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы, чтобы … (сообщаете ребенку, чего хотите сейчас от него)
в) пытаетесь сами побыстрее одеть, отвлекая его как-то от шалостей.
Подсчитайте, каких ответов больше – а), б) или в).
«а» - стиль авторитетного воспитания с дефицитом доверия ребенку и принятие его потребностей.
«б» - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить брать ответственность за себя и свои поступки.
«в» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Уважаемые, родители, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Всегда ли мы понимаем своих детей"
Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания....
Родительское собрание "Мы в ответе за своих детей"
Презентация представлена для чтения....
Родительское собрание «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского районаЧелябинской области Родительское собра...
Конспект родительского собрания «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе» в подготовительной группе.
Конспект родительского собрания «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе» в подготовительной группе.Составил воспитатель: Федосеева А. А.Задачи:Ознакомление родите...
Родительское собрание "Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе"
Родительское собрание в подготовительной к школе групп на тему "Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе" с презентацией....
Родительское собрание «Правильно ли вы воспитываете своих детей?»
Родительское собьрание в форме игры "Что?Где? Когда?"...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: «Как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе»
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому эта...