Фитотерапия
проект
Недостаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому мы решили углубленно изучить с детьми этот вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lekarstvennie_rasteniya.docx | 164.02 КБ |
komnatnye_rasteniya.docx | 18.39 КБ |
pravila_primeneniya_fitoterapii_dlya_detey.docx | 13.9 КБ |
primenenie.docx | 13.74 КБ |
retsepty.docx | 13.68 КБ |
fitoterapiya_dlya_detey.docx | 15.26 КБ |
fitoterapiya_dlya_ukrepleniya_immuniteta_rebenka.docx | 14.06 КБ |
fitoterapiya.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект для детей подготовительных групп
«Лекарственные растения»
Актуальность.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Проблема.
Недостаточное количество дикорастущих лекарственных растений на территории дошкольного учреждения и отсутствие возможности увидеть естественные условия их произрастания существенно влияют на глубину знаний детей о целебном растительном мире родного региона, поэтому мы решили углубленно изучить с детьми этот вопрос.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный, включает в себя:
- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- формулирование целей и задач проекта;
- написание перспективного плана «Лекарственные растения»;
- разработка примерных конспектов занятий, бесед;
- подбор демонстрационного материала;
- создание предметно-пространственной развивающей среды (огород
«Лекарственные растения»).
II этап – основной, включает в себя:
- совместная деятельность в соответствии с тематическим планированием;
III этап – итоговый, включает в себя:
- создание лепбука «Лекарственные растения».
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Возрастная группа: подготовительные А и Б
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Цель проекта: создать условия для расширения и уточнения знаний детей о лекарственных растениях, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи:
- Познавательные: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их строении, внешнем виде, ценности для здоровья, правил пользования.
- Развивающие: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Воспитательные: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Предполагаемый результат:
Дети узнают больше о видах лекарственных растений, способах их сбора и применения, о значении их в жизни человека. Научатся соблюдать правила поведения в природе.
Перспективный план проекта
«Лекарственные растения»
Совместная деятельность педагога с детьми | ||
Название | Цель | |
Беседы | ||
«Лекарственные растения»
| Цель: выявить уровень знаний детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека. | |
«Доктор природа» | Цель: Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям. | |
Дидактические игры | ||
«Съедобное – несъедобное». | Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях. | |
«Определи по запаху»
| Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них. | |
«Узнай и назови»
| Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам. | |
«Вершки корешки»
| Цель: закреплять знания детей о том, какие части растений используются для лечения. | |
«Третий лишний».
| Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека. | |
«Две корзины»
| Цель: учить детей отличать и классифицировать растения.
| |
«Что лечит это растение?», «От какого растения часть».
| Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу. | |
Чтение | художественной литературы | |
А. Плешаков «Зеленые страницы»
| Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе. | |
В. Катаев «Цветиксемицветик». Е. Благинина «Одуванчик» Н. Сладков «Любитель цветов» | Цель: воспитывать у детей художественной литературе. | интерес к |
Экскурсии, наблюдения | ||
Экскурсия по территории детского сада | Цель: познакомить детей с произрастания лекарственных способами их сбора. | условиями растений, |
Наблюдение «Строение растения» | Цель: уточнить знания детей растений. | о частях |
Про | дуктивная деятельность | |
Аппликация «Ромашка» | Цель: развитие творческого мышления и воображения.
| |
Рисование «Наш помощник - подорожник» | Цель: обогатить знания детей о луговом растении - подорожник; закрепить умение передавать характерные особенности цветов (строение, форма, величина); развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать желание беречь и при умножать природу.
|
Конспект беседы
«Лекарственные растения»
Цель: выявить уровень знаний детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений.
- Обобщать знания детей о лекарственных растениях.
- Закреплять умение выразительно читать стихотворения.
- Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям.
Содержание беседы:
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила, Для всех умеющих их тайну разгадать.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства. Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно
Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды. «А если кашель у тебя, Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди, Выпей, и в кровать иди»
Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье. Демонстрация картинки подорожника.
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги – Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои!»
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
Показ картинки – ромашка.
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя, То завари ромашку в кружке (Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке – И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице.
Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Физкультминутка «Распускается одуванчик».
Прямо к солнцу, на восток.
Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).
Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).
Листик ярок и зелен, (Качают руки).
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).
Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).
Даже буря не сломает, (Круговые вращения).
Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).
Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).
Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).
Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).
Береги его, малыш!
А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях • Длинноногие сестрички Вышли стайкой на лужок. Словно снег у них реснички, И, как солнышко, глазок.
(ромашка)
• Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший …
(одуванчик)
• Поранил ты в дороге ногу, Усталость не дает идти, Нагнись, солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути.
(подорожник)
• Бусы красные висят Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
• Ах, не трогайте меня. Обожгу и без огня.
(крапива)
• Он шипы свои выставил колко. Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем Полезных плодов для аптеки нарвем.
(шиповник)
• Если кашель вас замучил, Воспаленные началось, подружись со мной скорее, Обещаю все пройдет.
(мать-и-мачеха)
• Если случиться тебе простудиться,
Появится кашель поднимется жар, Придвинь к себе кружку в которой дымится Слегка горьковатый душистый отвар.
(Шиповник)
• Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, У заветного местечка есть волшебная аптечка, Там красные таблетки развешаны на ветке.
(Шиповник)
Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях. • Листик с глянцем, ягодки с румянцем, А, сами кусточки - не выше кочки.
(брусника)
Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите, • Не пустили в огород, от того она и жжет (крапива).
Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.
• Белый щит, на тысяче листьев,
Расту на бугре, помогу в беде
(тысячелистник)
Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.
• Выпускает он листы, широченной широты,
Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберешь, на себе их всех найдешь. (лопух)
Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений, которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.
На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер, кашка.
Что еще? Гвоздика, смолка.
Колокольчик, хвощ как елка.
А еще? Подорожник, васильки, Граммофончики - вьюнки, Еще много разных травок. У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых!
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях. Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения. Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам. Ты пришел за помощью к природе Добрым будь и береги ее.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай! Правдивым быть И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей-
Все, что зовется Родиной твоей!
На этом наша беседа заканчивается, спасибо за то, что вы так внимательно слушали и активно работали.
Конспект беседы
«Доктор природа»
Цель. Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
Материал. Иллюстрации на тему «Лекарственные растения», гербарные образцы, карточки с изображением лекарственных растений.
Ход беседы
Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?
Дети: Мама даѐт таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.
Воспитатель: Какие вы знаете лекарственные растения? Их ещѐ называют «Зелѐная Аптека». Почему? (ответы). Верно! Такие растения помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. В природе есть всѐ необходимое человеку для здоровья, поэтому еѐ можно назвать «Доктор Природа». Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями. Начнѐм с тех, которые помогут на прогулках. Отгадайте сначала загадку.
Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).
Кто из вас видел мох? Где он растѐт? Мох – это вата из нашей походной аптечки. Мхом- сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали
Воспитатель: А это подорожник!
Почему он так называется? Где растѐт?
Дети: его можно встретить вдоль дорог.
Воспитатель: Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение? (стихотворение Вс. Рождественского). Путника друг – подорожник, Скромный, невзрачный листок. Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лѐг. Многим из нас невдомѐк, что отыскалось лекарство тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдѐт. Дети, вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие, неприятные на вкус. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства?
Дети: Ягоды!
Стихотворение Е. Трутнѐвой «Черника». Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая.
Что за ягода созрела.
Синяя такая?
На кусточки под листочки
Кто – то бусы бросил,- Все поляны в синих точках У зелѐных сосен. Мы чернику собирали В кузовок, в лукошко.
Только рты с чего – то стали
Чѐрные немножко
Узнали? Летом в лесах созревает вкусная ягода черника.
Она окрашивает язык и зубы в чѐрный цвет. Употребление черники способствует укреплению нервной системы. Применяют эти ягоды и при болезнях желудка, ревматизме, малокровии. Листья черники добавляют в чай. Она восстанавливает зрение. Ягода это капризная: не хочет расти на грядках. И вообще растѐт медленно, поэтому, собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других. Кто пробовал чернику? Кто найдѐт еѐ на открытке?
Воспитатель: А это что за ягода? Где она растѐт? Кто из вас еѐ собирал?
Дети: Это земляника На прогулке лесной Земляничка под сосной. Земляничка – невеличка Хорошо цвела весной.
На неѐ садились пчѐлы,
Майский жук летел над ней.
У неѐ сосед весѐлый – родничок среди камней.
Солнце грело много дней,
Пышный кустик у камней, Становилась земляничка Всѐ пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Воспитатель: земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Еѐ применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.
Полезная для здоровья и другая лесная ягода – ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неѐ подарит радость в зимнее время.
А ещѐ есть душистая и сладкая лесная ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется Дети: Малина!
Воспитатель: Кто из вас пробовал малину? А где вы лакомились этими ягодами?
Правильно, в лесу или на даче, где растѐт садовая малина.
При каких заболеваниях еѐ применяют? При ангине, простуде зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно есть живые ароматные ягоды. Заваривая чай, добавьте веточки и листья малины. Они тоже обладают целебными свойствами. А кто ещѐ в лесу любит лакомиться малиной?
Дети: Медведь, муравьи.
Воспитатель: Клюква, которая растѐт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Еѐ собирают только взрослые, осторожно наступая на кочки болот в знакомом месте. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неѐ вкус? Верно! Но, несмотря на свой кислый вкус, эта ягода полезна во всех видах. Из неѐ делают целебные напитки: компоты, морсы, едят живые ягоды с мѐдом и сахаром.
Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека.
Стихотворение О. Высотской.
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький привет.
Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдѐт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.
Золотой молодой
За неделю стал седой, А денѐчка через два Облысела голова. Спрячу- кА в карманчик Бывший …одуванчик.
Отгадайте, о чѐм пойдѐт дальше речь
Растѐт зелѐный кустик, Дотронешься – укусит, Не огонь, а жжѐтся.
Дети: Крапива
Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи сваренные из еѐ листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.
Много лекарств изготавливают из шиповника, их применяют при лечении почек, печени, желудка. Сироп из шиповника помогает детям лечится от кашля. В шиповнике содержится витамин С.
А эту ягоду любят и люди, и птицы. В ней не только много витаминов, она содержит вещества, обеззараживающие и подсушивающие ранки. Это рябина.
Посмотрите на растение, которое страдает от людей весной из-за своего аромата и красоты. Белые горошки на зелѐной ножке. Что это такое, ребята? Дети: Ландыш
Воспитатель: цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми.
Поэтому собирать их в букеты не надо, лучше любоваться и фотографировать.
Отгадайте загадку:
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка, Сердечко золотое, а что это такое?
Дети: Ромашка!
Воспитатель: Да, это знакомая нами ромашка. Послушайте стихотворение М. Познанской.
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке, Белый, с желтеньким глазком.
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!».
Оказывается, всем нам известная ромашка может вылечить от простуды. И если начинается кашель и поднимается температура, достаточно приготовить и выпить слегка горьковатый душистый отвар из цветков ромашки. Болезнь отступит.
Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие мы часто видим на прогулке.
Облепиха. Калина. Мята
Воспитатель: а теперь мы с вами поиграем.
Игра «Знатоки»: поочерѐдно показывать картинки с изображением лекарственных растений. Дети должны назвать ту часть растения (корень, стебель, лист, плод, цветок). Например – ромашка – цветок, подорожник – лист. И т. д. и где растѐт, от каких болезней?
Воспитатель: люди изучили химический состав многих лекарственных растений. Некоторые из них: мята, женьшень, календула, зверобой – разводят на плантациях. Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?
- Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
- Срезать или собирать необходимо только ту часть растения, которая является целебной.
Нельзя выдѐргивать растения с корнем.
- Сбор следует производить только в определѐнное время.
- Незнакомые растения собирать не следует.
- Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть ягод другим людям и животным.
- Незрелые ягоды собирать не следует.
- Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать и без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягоды.
Конспект ООД по аппликации «Ромашка»
Цель: развитие творческого мышления и воображения.
Задачи: Закреплять умение работать с ножницами. Продолжать учить работать сообща. Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении работы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Сегодня каждый из вас выполнит аппликацию ромашка и представит еѐ на нашу с вами выставку. Но для начала давай те посмотрим все ли на нашем рабочем месте готово.
Чтоб работа закипела, Приготовьте всѐ для дела.
Будем клеить, мастерить – Всѐ должно в порядке быть. Чтобы парту сохранить, Клеѐнку надо постелить. Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей. И игла, а также шило На столе чтоб тоже было.
Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш.
2. Введение в тему. Мотивация деятельности.
Изучение нового материала: Сообщение темы и цели занятия:
Дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на большой красивый букет полевых цветов (искусственных).
- Посмотрите, какой у меня большой красивый букет. Вам нравится? - Как вы думаете, где растут эти цветы? (ответы детей) - Если цветы растут в поле какие они?
- Полевые.
(в саду - садовые, в лесу - лесные, на лугу - луговые).
- Как хорошо летом на зеленом, заливном лугу! Среди буйных трав, пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки, бабочки и шмели. А знаете ли вы названия цветов? (Да) Я сейчас проверю. Отгадайте мою первую загадку:
Желтоглазые подружки
На лугу кружились,
Без диванов и подушек Спать они ложились. Утром рано все вставали, Дружно наряжались. В белоснежных сарафанах Снова в пляс пускались.
Что это? (Ромашки.)
Прежде чем приступить к работе нам необходимо провести зарядку для пальчиков.
3. Физкультминутка для пальцев рук:
ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с
указательным и т. д.)
Начинай считать опять.
(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)
Мы закончили считать.
(встряхиваем опущенные вниз кисти рук).
- Практическая работа.
Итак наше рабочее место готово. Наши пальчики готовы приступим к работе.
- Итоги работы:
На лугу цветѐт ромашка
Скромный беленький цветок, Что из жѐлтого кармашка Уронила лепесток. 6. Уборка рабочего места.
Конспект ООД по рисованию
«Наш помощник – подорожник»
Программные задачи: обогатить знания детей о луговом растении -подорожник; закрепить умение передавать характерные особенности цветов (строение, форма, величина); развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать желание беречь и при умножать природу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; беседа о подорожнике; наблюдения в природе.
Материал: акварель, кисточка, баночка с водой, простой карандаш, белая бумага, подорожник. Ход занятия:
Ребята, это растение можно встретить везде - и в огороде, и в саду, и во дворе, но чаще всего оно растет возле дорог. Кто знает его название? Дети: Это подорожник. Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Вот козленок пробежал, На ходу листок сорвал. Таня бросила мячом, А ему все нипочем.
И действительно: на листья наступают, по дорогам мчатся машины, а ему все нипочем! Как вы думаете почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение.
1.Как называется растение, которое мы рассмотрели?
2.Из каких частей оно состоит? (корень, стебель, листья, соцветие)
3.Где чаще всего растет подорожник?
4.Какая часть подорожника считается лечебной?
Воспитатель: Как вы думаете, почему подорожник больше всего растет у дороги? Правильно семена прилипают к обуви людей, к копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Где появятся семена там, и вырастет это растение. Подорожник в народе называют «скорая помощь», «аптека у дороги». При порезах, ушибах, ранках поможет лист подорожника. Его прикладывают к больному месту.
Воспитатель: Ребята, вы уже много знаете о подорожнике. А сейчас попробуйте его нарисовать. Но вначале давайте разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика).
Подорожник потянулся - поднять руки вверх, потянуться.
И красиво улыбнулся - развести руки в стороны, улыбнуться.
Листик вверх, листик вниз - руки вверх, руки вниз.
И вперед ты наклонись - наклониться вперед, руки на поясе.
Дружно встали стебли шире, - выпрямились, ноги в сторону.
Вниз листочки мы сложили, - наклониться вниз, руки к носкам ног.
Вправо-влево наклонились - наклон вправо- влево, руки на поясе.
Солнцу дружно улыбнулись - руки в стороны, вверх и обратно.
Скоро силы наберем, - имитируют движения боксера.
Быстро, быстро подрастем - руки вверх, потянуться.
А теперь приступайте к рисованию подорожника (с натуры).
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята давайте с вами рассмотрим рисунки. Скажите, с каким растением мы сегодня познакомились? (подорожник). Какую пользу он приносит?
Ребята вы сегодня очень постарались. У вас у всех получились красивые рисунки.
Предварительный просмотр:
Фитотерапия. Комнатные растения.
Фитотерапия. Комнатные растения как один из способов сохранения и укрепления здоровья детей.
Природа создала большое число растений, которые можно использовать для решения проблемы чистоты воздуха в закрытых помещениях. В данной статье представлены основные подходы к подбору растений для организации фитоуголков в группах детского сада.
Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера всех дошкольных учреждений. Однако помимо украшения помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых.
Комнатные растения в помещении нужны как детям, так и взрослым, поскольку они оказывают благотворное влияние на самочувствие и состояние здоровья. Учитывая специфику работы с ослабленными детьми, мы задумались о том, как с помощью таких растений, улучшить психологический климат и гигиенические условия в детском саду. Известно, что воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной. Помимо пыли, в воздухе часто содержатся небезопасные химические соединения. Их выделяют строительные материалы, мебель, ковровые покрытия. Кроме того, в комнатах обычно присутствуют разнообразные микроорганизмы, попадание которых на слизистую верхних дыхательных путей может вызвать ОРЗ и аллергические заболевания. Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. В то же время, летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способностью подавлять жизнедеятельность опасных микроорганизмов (среди них – сансевьера, плющ обыкновенный, виды бегонии, колеус, розмарин, пилея, алоэ...
Наряду с растениями, летучие выделения которых обладают выраженными фитонцидными свойствами, имеются растения, летучие выделения которых оказывают лечебный эффект на организм человека. К ним относятся: монстера, мирт, лимон, жасмин, самбах и др.
Есть и растения-фильтры, поглощающие вредные газы из воздуха, например, хлорофитум хохлатый,сциндапсус, фикус Бенджамина. С токсинами неплохо справляются плющ, различные виды фикусов и обычный алоэ.
Вот некоторые цифры: в закрытую камеру помещали различные растения, после чего закачивали в неё газ, содержащий химические вещества, типичные для наших помещений. Было установлено, что в отношении формальдегида наиболее активны алоэ (поглощает до 90%), хлорофитум (86%) и филодендрон (76%). С бензолом наиболее успешно справляются плющ (поглощает 90%) и драцена (79%). Эти же растения способны противостоять трихлорэтилену (23% поглощает спатифиллум – флаголист, от 13 до 20%, в зависимости от вида, драцена). Что касается окислов углерода, то в борьбе с ними незаменимы хлорофитум, поглощающий до 96% этого вредного вещества, и сциндапсус (75%).
Столь впечатляющий эффект обусловлен особыми физиологическими свойствами растений. Различные химические вещества оседают на листьях и воздушных корнях, часть из них используется самим растением, основная же масса достаётся бактериям, которые живут на корнях растений и перерабатывают полученный коктейль.
Таким образом, растение представляет собой уникальный биофильтр, которому не требуется дополнительное очищение.
Кроме перечисленных, хорошо также иметь в детском саду растения, которые собирают пыль. Пыль неизменный спутник человека, впрочем, и на неё имеется управа [2]. Секрет прост – растения нуждаются в регулярных поливах и интенсивно испаряют влагу, что увеличивает влажность воздуха. Вода оседает на мельчайших частицах пыли, вследствие чего их вес увеличивается, осаждение происходит быстрее, а воздух становится чище и полезнее для нас. Кроме того, листья растений способны задерживать на своей поверхности частички пыли, и чем больше листовая поверхность, тем лучше. Идеальны в этом отношении всевозможные фикусы, монстеры, пальмы, филодендроны. Для помещений групп детского сада больше (из-за размеров) подходят фикусы и гибискус (китайская роза).
К сожалению, природа не наделила нас специальными органами чувств для определения уровня влажности. Иное дело растения. Для них вода – это сама жизнь. Углекислый газ, который поглощают растения в процессе фотосинтеза, усваивается ими через устьица, но они открываются только при достаточном уровне влажности воздуха. Таким образом, растения являются прекрасным индикатором: если они свежи и зелены, с влажностью в вашей группе всё в порядке; если же наши зелёные друзья, получая достаточное количество воды при поливе, всё же опустили листья и пожухли – пора бить тревогу и в срочном порядке увлажнять воздух, то есть регулярно опрыскивать растения.
Ряд растений выделяют отрицательные ионы кислорода (их ещё называют лёгкие ионы), особенно полезные людям с плохой сердечно-сосудистой системой, с повышенным внутричерепным давлением, страдающими головными болями. Именно ионы кислорода снабжают энергией организм человека. Соприкасаясь со слизистой оболочкой дыхательных путей, они возбуждают обонятельные рецепторы, стимулируют работу нервных окончаний. Лёгкие ионы регулируют активность дыхательных ферментов и обмена веществ, улучшают показатели крови, повышают мышечную активность и выносливость организма, улучшается общее самочувствие, восстанавливается сон и аппетит. Наличие в помещении таких растений, как пеларгония, папоротники, сенполия фиалкоцветная способствует обогащению воздуха ионами, что весьма благотворно сказывается на здоровье.
Основная проблема детских заведений – микробы. Для уменьшения их числа рекомендуется использовать при оформлении интерьера бегонию, пеларгонию (герань), гибискус (китайская роза), колеус, лаванду, традесканцию, толстянку древовидную. При этом необходимо помнить, что среди фитонцидных видов есть и ядовитые, например, олеандр, молочай блестящий, диффенбахия.
Не последнюю роль в профилактике бронхо-лёгочных заболеваний играет влажность воздуха. Для поддержания её на необходимом уровне в детских заведениях рекомендуется использовать любящие частый полив пеперомию, пилею Кадье, гибискус. Что касается эстетических соображений, то для достижения максимального психо-эмоционального воздействия рекомендуется использовать всевозможные декоративно-листные и красивоцветущие растения. Исключение составляют диффенбахия, алоказия, и другие представители семейства ароидных, а также эуфорбия (молочай), акалифа, кротон, чей жгучий сок при попадании на кожу может вызвать аллергическую реакцию, а также растения, обладающие колючками (агава, молочай).
На каждые 10 кубических метров в детских заведениях должно приходиться не менее 3–4 развитых крупномерных растений, то есть 5–6 и более экземпляров на помещение группы .
Всегда надо помнить, что растения – живые существа, нуждающиеся в заботе и внимании. Только, в отличие от нас, у них нет ног, чтобы встать и уйти, если им что-то не по нраву. Поэтому, подбирая растения для фитокомпозиций, надо помнить об их требованиях к освещённости, влажности и температуре окружающей среды. В композицию (фитомодуль) входят виды растений, которые могут сосуществовать вместе. В то же время они отличаются формой и характером листьев, высотой и толщиной стеблей, окраской цветков. У них сходные требования к условиям произрастания: к теплу, свету, влаге. Приведу пример фитомодуля:
фикус каучуконосный;
гибискус (китайская роза);
бегония королевская;
хлорофитум хохлатый;
спатифиллум (флаголист прелестный);
колеус Блюма;
пеперомия.
Фикус и гибискус светолюбивые растения, поэтому их поместим у окна. Они высокие и занимают верхний ярус фитомодуля. Колеус и спатифиллум светолюбивы, но нуждаются в притенении от прямых солнечных лучей, поэтому они займут средний ярус нашей фитокомпозиции. Бегония, хлорофитум, пеперомия теневыносливые, невысокие, следовательно, их место в нижнем ярусе. Все растения данного фитомодуля предпочитают умеренную температуру. Зимой им требуется прохлада (но не ниже +18о). Полив необходим обильный, зимой умеренный. Все виды, кроме пеперомии, требуют регулярного опрыскивания. Эта фитокомпозиция очень красива, так как в ней сочетаются листья разных оттенков и разной формы [7].
Наиболее простой и доступной для создания является следующая группа: центральное растение – китайская роза (гибискус), акцент – два сорта цветущих бегоний, пеларгоний, примул и вспомогательные – различные сорта традесканций.
Разумеется, данные фитокомпозиции не надо рассматривать как догму. Главное – всегда помнить об эстетической и биологической совместимости различных растений, чтобы потом не было обидно за напрасно потраченные время и труд.
При создании фитомодуля необходимо также учитывать возраст детей-дошкольников. В уголке природы младшей группы растения крупнолистовые, за которыми можно элементарно ухаживать. Значит здесь будут уместны такие фиторастения как фикус, филодендрон, антуриум. У этих растений крупные кожистые листья, которые удобно протирать влажной тряпочкой.
В средней группе в уголке природы появляются цветущие растения с цветками: разного вида, разными по форме и цвету листьями. Растения расположены рядом, к ним должен быть подход, оборудование для ухода, маркировка на горшках ( знаковая система ухода за растениями). Фиторастения в группах этого возраста могут быть самые разные. Это цветущая бегония, примула, пеларгония, колеус, спатифиллум, хлорофитум, традесканция, фикус… Нужно помнить, что у растений одного семейства существует несколько видов, поражающих разнообразием форм и расцветок. И подобрать те, которые будут гармоничны в интерьере вашей группы не трудно и очень интересно.
В старшем возрасте в уголок природы добавляются два-три вида одного растения. Конечно, это должны быть фиторастения. Например, разновидности бегонии, разнообразие листьев которой по форме и расцветке не устают поражать воображение. Можно рассадить два-три вида традесканции, листья которой хотя не сильно отличаются по форме, но разнообразны по окраске. Очень красиво смотрятся виды пеперомии: магнолиелистная и серебристая.
Давно подмечено, что общение с цветами благоприятно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека. Наиболее сильное воздействие оказывает, конечно, цвет. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Композициями из синевато-голубоватых цветков хорошо любоваться перед сном. Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона, наоборот, помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской ( цикламены, антуриумы, гибискусы), бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Считается, что растения с розовыми цветками (фиалка, бегония, пеларгония) устраняют грусть и меланхолию.
Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. Надо только учитывать, что восприятие цвета листьев зависит от их расположения. Листья будут выглядеть темнее и однороднее, если растения в группе расположены плотно. Если растение стоит свободно и хорошо освещено, то и листья кажутся светлее и разнообразнее. Кожистый лист отражает лучи и при ярком свете кажется более эффектным, а опушенный, наоборот, как бы вбирает в себя солнечные лучи и гасит их яркость.
Влияние на эмоциональное состояние оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой кроной: (гибискус), успокаивают – растения с ампельной кроной (пилея, традесканция).
При подборе растений в уголок природы, не забывая о биологической и декоративной сочетаемости растений, следует подумать и о соразмерности их помещению. Важно соблюсти принцип золотой середины – с одной стороны интерьер не должен быть перенасыщен растениями, с другой – они не должны раствориться в интерьере.
Учитывая специфику работы с ослабленными детьми, искусство правильного подбора и сочетания растений, с тем чтобы они оказали максимально благоприятное воздействие на физическое и духовное состояние ребёнка, должно явиться полем деятельности каждого из нас. Тем более что природа создала большое число растений, которые можно было бы использовать для решения проблемы чистоты воздуха в закрытых помещениях. В данной работе рассказано лишь о некоторых из них. Однако здесь представлены только те виды, действие летучих фитоорганических веществ которых хорошо изучено.
Предварительный просмотр:
Правила применения фитотерапии для детей.
Правила применения фитотерапии для детей.
Что необходимо знать о лечении детей травами?
1. Для детей до 3-х лет при приготовлении сборов нужно использовать не более трёх компонентов.
2. Следует заранее ознакомиться с противопоказанными детям травами. К ним относятся ядовитые и сильнодействующие: эфедра, белена, мордовник, дурман, чистотел, чилибуха, барбарис. С большой осторожностью нужно давать ребёнку травы, которые способны вызвать аллергические реакции, к примеру, душица, мята или земляника.
3. Обратите внимание на срок годности сбора. Цветы, стебли, листья и плоды хранятся не более 2 лет, а корни, кора и корневища — не более 3 лет.
4. Хранить сборы нужно в тканевых мешочках или бумажной упаковки, в тёмном сухом месте при комнатной температуре и подальше от бытовой техники и сильно пахнущих продуктов.
Правила фитотерапии для детей.
При терапии лекарственных травами, их отвары или настои следует принимать курсом не менее 2-3 раз за год, при этом продолжительность курса может варьировать от 3 недель до 2-3 месяцев. Между курсами обязательно должен быть перерыв не менее двух недель. При обострении хронического процесса фитотерапию следует применять в течение всего периода болезни, а также в период 2-3 недели после ликвидации всех симптомов заболевания. Профилактика заболевания также является очень важным аспектом при лечении травами. Нужно знать особенности своего чада и начинать давать лечебные снадобья заблаговременно. К примеру, если у ребёнка имеется гипоацидный гастрит, нужно за некоторое время до возможного сезонного обострения начинать давать ему сбор ромашки, подорожника, мелисы и мяты. Такая же тактика должна быть при наличии аллергии у ребёнка на цветение некоторых растений — ещё до весны начинать давать ему соответствующие сборы. .
Если у малыша повышенное газообразование, и обостряется оно с резким изменением погоды, то в эти периоды не стоит забывать об пользе отваров фенхеля, укропа и ромашки. Если ваш ребёнок чрезмерно эмоционален, то перед походом в цирк или театр, а также при ожидании гостей дайте ему настой пустырника. Параллельно с внутренним приемом фитопрепаратов, полезно подключить лечение ароматерапией для детей — эфирные масла при грамотном сочетании с растениями в настоях дадут несравнимо более скорый результат, чем все то же самое, но по отдельности. При фитотерапии ребёнка важен верный расчет дозировки препарата, так как в большинстве случаев на упаковке сбора указана лишь дозировка взрослых..
Можно использовать следующую систему: готовить настой в дозе 2 г/200 мл теплой воды или крутого кипятка и давать ребенку в соответствии с возрастом.
возраст - доза на прием
до 1 года - 1 чайная ложка
1—3 года - 1 десертная ложка
3—5 лет - 1 столовая ложка
5—7 лет - 2 столовые ложки
7—10 лет - 50 мл
10-15 лет - 60 мл
старше 15 лет - 70—100 мл 2—3 раза в день (доза взрослого)
Можно использовать способ расчета дозы фитопрепарата с помощью дозис-фактора, который нередко применяют в своей практике провизоры. Дозу взрослого пересчитывают на 1 кг массы тела путем деления на 70 (масса тела среднестатистического взрослого), затем умножают полученную цифру на массу тела ребенка и на дозис-фактор (Л. В. Пастушенков, Е. Е. Лесиовская, 1995):
возраст - дозис-фактор
до 1 года - 1,8
1—6 лет - 1,6
6—10 лет - 1,4
10-12 лет - 1,2
13—15 лет - 1,1 или 1,0
Этот способ можно применять для препаратов синтетического и растительного происхождения.
Старайтесь точнее соблюдать дозировки лекарственных растений для приготовления отваров и настоев. Примочки, компрессы, ингаляции и полоскания готовятся из расчета 2-3 части фитосырья на 10 частей воды..
Предварительный просмотр:
Фитотерапия.Способы применения лекарственных растений у детей
Фитотерапия.Способы применения лекарственных растений у детей.
В детском возрасте наилучшими и наиболее распространенными способами применения лекарственных растений являются энтеральный, наружный, ингаляционный.
Прием внутрь для детей мало отличается от такового у взрослых, однако имеет свои особенности. Наиболее оптимальные лекарственные формы — напары (чаи), настои и отвары. Использование растений в виде чая имеет больше профилактическую, чем лечебную направленность.
При подготовке лекарственных растений для приема внутрь целесообразно предварительно измельчать их в порошок, пропуская растения через мясорубку или кофемолку. Его частицы не должны быть очень мелкими (1—3 мм в диаметре). Следует помнить, что в процессе приготовления порошка появляется пыль растений, которая может вызвать раздражение слизистых носоглотки или глаз у детей, склонных к аллергии. Поэтому обработку растений надо проводить в отсутствие детей и хорошо проветривать помещение. Поскольку измельченные растения через 1,5—2 месяца начинают терять свои лечебные свойства, их не стоит готовить сразу в большом количестве. Хранить порошок необходимо в закрытой банке в холодильнике, а перед употреблением перемешивать. При использовании растений в порошке наиболее эффективным и простым способом приготовления настоя является кипячение в течение 3 минут с последующим настаиванием в тепле в течение 2 часов.
Полоскание горла и полости рта у детей среднего и старшего возрастов обычно не вызывает никаких трудностей. Дети в возрасте 3—4 лет также легко обучаются этому процессу, но процедуру необходимо проводить только в присутствии взрослых. Детям младше 3 лет вместо полоскания горла можно давать пить теплый отвар или настой маленькими глотками или закапывать их в нос (по 8—10 капель) так, чтобы они попадали в глотку. Эффективны только частые полоскания (не реже 5-6 раз в сутки), а в острые периоды каждые 1,5—2 часа.
Кроме водных форм, для лечения носоглотки лекарственные растения можно применять в виде масляных вытяжек или эмульсий водного экстракта трав с растительными маслами, лучше оливковым, кукурузным или светлым рафинированным подсолнечным. Их закапывают в нос или используют для смазывания слизистой носоглотки.
Ингаляции являются одним из действенных методов терапии болезней органов дыхания. Способы их проведения зависят от возраста ребенка. Детям старшего возраста ингаляции можно проводить, как взрослым. Однако самые эффективные — ингаляции в «палатке». Для маленьких детей этот способ является единственным. Водяную баню готовят обычным способом. В кастрюлю с водой ставят стеклянную банку, наполненную водой, с помещенными в нее нужными растениями (под банку надо положить кусок материи или деревянную решетку, чтобы она не касалась дна кастрюли). Кастрюлю подогревают до тех пор, пока вода в стеклянной банке не закипит. «Палатку» сооружают из куска полиэтилена или из накидки от дождя. В нее помещают кастрюлю с готовым настоем для ингаляций. Ребенка сажают в «палатку» рядом с кастрюлей, а маленьких детей берут на руки. «Палатка» должна иметь сравнительно большой объем и щель для притока свежего воздуха. Такой способ обеспечивает не только полноценные ингаляции, но и общее равномерное прогревание ребенка. Для создания необходимого количества пара во вдыхаемом воздухе объем отвара должен составлять не менее 3—5 литров.
Промывание глаз детям любого возраста проводится только кипяченым, тщательно процеженным отваром слабой концентрации (не более 1-3%). Для каждого глаза надо использовать отдельный тампон, причем только один раз. На одну процедуру требуется 3—4 тампона для каждого глаза. Лучше пользоваться тампонами из стерильного бинта, чем ватными, так как ворсинки ваты могут попасть в глаза.
Предварительный просмотр:
Фитотерапия для детей, рецепты
Фитотерапия для детей, рецепты
Ни для кого не секрет, что в первые этапы свой жизни ребенок обладает особой чувствительностью к окружаещему миру. Конечно, ведь ко всему нужно привыкнуть и со всем усвоиться, как психологически, так и физически. Любовью и лаской, с первых дней жизни, родители помагают своему чаду морально, но как помочь ребенку избавиться от физического дискомфорта и болезней, при этом стараясь не прибегать к химическим препаратам? Вот тогда приходят на помощь травы.
Ромашка - распрастраненное растение в фитотерапии. Перечислять все целебные свойства этого цветка можно долго. Ромашка безвредна с первых дней жизни. Для детей рекомендуют ингаляции при воспалении верхних дыхательных путей. Основное свойство ромашки - противовоспалительный эффект. Ее применяют для лечения заболеваний кожи в виде примочек и ванночек.
Тысячелистник - эффективное кровоостанавливающее средство. Он моментально останавливает кровотечение как при наружном, так при внутреннем приеме. Применение тысячелистника показано в любом возрасте, даже при таких тяжелых заболеваниях, как стадии и гемостаз ДВС-синдрома, при опасном осложнении сепсиса.
Беспокойный сон
Если ребенок во сне плачет или часто просыпается, укрепить нервную систему и успокоить помогут ванны из мелиссы, лаванды, жасмина, герани, липового цвета, розмарина, лепестков роз, листьев малины. Ванну принимать 10-15 минут, с температурой воды 36-37 градусов. Противопоказаний почти нет, приминение допустимо с рождения. В качестве настоя помагает ромашка. 1 десертную ложку ромашки аптечной нужно залить стаканом кипятка и дать настояться. Затем процедите и давайте ребенку по 1ой чайной ложке до 5-6 раз в день. Так же можно попробовать положить у головки ребенка корень валерианны, завернутый в ткань или марлю.
Колики
При коликах хорошо помагает ванна с отваром лаванды. В качестве чая незаменимыми помошниками являются фенхель и укроп. Заваривать нужно с пропорцией 1 чайная ложка на стакан воды. Давать малышу такой чаек рекомендуется 3-4 раза в день. Укроп так же поможет и при икоте.
Диатез
Самый хороший способ избавить ребенка от диатеза - ванна с отваром череды. Рекомендуемая доза для малыша - 1/4 столовой ложки череды на 1л кипятка. Настаивать нужно несколько часов. В ванночку потребуется 200-300г сырья. При небольших высыпах на определенных участках кожи можно делать компресики из отвара.
Чтобы устранить зуд
Сок подорожника и каланхоэ смешать в соотношении 2:3 и протирать пораженные участки.
Запор
Самым лучшим способом от запора является клизма с отваром ромашки. 6-8 столовых ложок ромашки нужно залить 200мл горячей кипяченой воды и нагревать на водяной бане в течении 15-20 минут. Затем отвар нужно охладить до комнатной температуры и процедить. Детям 1 до 6мес достаточно 30-60мл отвара, от 6мес до 2лет 70-100мл. После процедуры ребенок почувствует себя на много лучше.
Температура
Помогут компрессы с настоями из листьев брусники, малины, одуванчика, цветков мать-и-мачехи. Компресы ставятся на лоб или на пятки.
Насморк
Закакпывайте в нос ребенка по 1-2 капельки свежего сока каланхоэ 2-3 раза в день. Если малыш только начинает сопливить и чихать, хорошо помогут ножные или общие ванны с настоем из эвкалипта или хвоей.
Предварительный просмотр:
Фитотерапия для детей
Фитотерапия в детском саду
Наука фитотерапии известна человеку с глубокой древности. Первой живой аптекой, первым лекарством для человека были растения леса и полей. Фитотерапия давно уже перестала быть чем-то экзотическим. Многие из нас используют лекарственные возможности растений повседневно. Понюхав лук и прослезившись, вы уже прошли один сеанс фитотерапии, обработав свою носоглотку фитонцидами, очень эффективными и достаточно мощными. То же самое происходит, когда мы употребляем свежий чеснок в периоды эпидемии гриппа.
В профилактически целях фитотерапия остается с детьми ежедневно. Дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели, даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. И это только один пример, - вспомните, как в детстве нам давали чеснок в периоды эпидемии гриппа.
Применение фитотерапии в дошкольных образовательных учреждениях обусловлено прежде всего тем, что отвары, настои трав оказывают общеукрепляющее, профилактическое действие на организм. Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.
Часто необоснованное применение химиотерапевтических препаратов приводит к развитию осложнений в организме ребёнка. Во многих случаях только фитотерапия может дать положительный эффект. Лекарственные растения обладают способностью к выведению токсических веществ и продуктов метаболизма за счёт диутерического действия.
На начальных этапах заболевания растительные препараты могут оказаться основными средствами лечения из-за их более мягкого воздействия и малой токсичности, в разгар заболевания они важны для поддержания защитных сил организма.
Лекарственные растения оказывают физиологическое действие на организм. Это действие обычно медленное, не вызывающее резких биохимических нарушений, что особенно важно у ослабленных детей, при частых повторных инфекциях.
Часто болеющим детям полезно лечение так называемыми адаптогенными, или биологическими, стимуляторами растительного происхождения. Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманихаповышают образование в организме энергетических соединений, нормализуют изменённые функции организма. Их действие проявляется улучшением самочувствия, увеличением жизненной ёмкости лёгких, улучшением аппетита и сна.
Наиболее эффективным средством при лечении различных заболеваний дыхательной системы является солодка голая. Корень солодки обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм.
Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость организма алоэ, виноград, крыжовник. Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна, пихта, шалфей, мать-и-мачеха оказывают антибактериальное, противовирусное средство. Откашливающее действие выражено умать-и-мачехи,алтея,аниса,мяты,тимьяна,солодки, одуванчика..
Применительно к детям необходимо проявлять осторожность с использованием травяных сборов: непереносимость ребёнком той или иной травы в сборе выявить практически невозможно.
При частых простудных заболеваниях, особенно при длительном кашле будут эффективны следующие рецепты.
Рецепт № 1.
Одуванчик лекарственный (корень) – 1 ст. л. измельчённых корней заливают 2 стаканами кипятка, нагревают на водяной бане 30 минут, настаивают 15 минут, процеживают.
Пить по 1 ст. л. 4 раза в день – 7-10 дней
Рецепт № 2.
Тимьян ползучий (чабрец) – 1 ст. л. сухой травы залить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить.
Пить по 1 десертной ложке (в зависимости от возраста) 3 раза в день – 7-10 дней.
Рецепт № 3.
Яблоки (сушёные плоды) – 1 ст. л. измельчённых плодов залить 1 стаканом кипятка, кипятить на медленном огне 5 минут, настоять 30 минут, процедить, добавить 1 ст. л. мёда.
Пить по 1/3 стакана 3 раза в день – 10-14 дней.
Рецепт № 4.
Алтей лекарственный (корень) – 3 части
Солодка голая (корень) – 3 части
Мать-и-мачеха (цветки) – 2 части
Фенхель обыкновенный (плоды) 1 часть
1 ст. л. смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить.
Пить по 1-2 ст. л. 3 раза в день – 10-14 дней
Для профилактики частых ОРЗ и ОРВИ, в период выздоровления после перенесённого заболевания рекомендуются употреблять поливитаминные чаи. 1-2 ч. л. чая залить 1 стаканом воды, довести до кипения, настоять в фарфоровой или эмалированной посуде 1-1,5 часа, добавить мёд или сахар по вкусу. Пить по 1-2 стакана в день.
Чай № 1.
Смородина чёрная (листья) – 2 части
Шиповник (плоды) – 2 части
Брусника обыкновенная (листья) – 1 часть
Малина (плоды) – 1 часть
Чай № 2.
Рябина обыкновенная (плоды) – 3 части
Крапива двудомная (листья) – 2 части
Чай № 3.
Земляника лесная (листья) – 1 часть
Рябина обыкновенная (плоды) – 1 часть
Смородина чёрная (листья) – 1 часть
Шиповник (плоды) – 1 часть
Чай № 4.
Земляника лесная (листья) – 3 части
Ежевика сизая (листья) – 2 части
Черника обыкновенная (листья) – 2 части
Горец птичий (трава) – 1 часть
Смородина чёрная (листья) – 1 часть
Возможно применение настоев травы мать-и-мачехи, душицы, чабреца, листьев малины при заболеваниях органов дыхания Приготавливают настои следующим образом: 5 г травы заливают 200 г кипятка и настаивают в термосе 2 часа, процеживают, дают от 15 до 20 мл 3-4- раза в день.
Растения используют и как успокаивающее средство – необязательно употреблять растения внутрь, достаточно вдыхать его аромат. Успокаивающим действием обладают ароматы хвои, мяты, применять их можно в виде подушечек, плотно наполненных высушенной травой. Сушить травы нужно быстро, хранить в герметичной упаковке. Для изготовления ароматических подушек больше всего подходят растения, обладающие не только ароматом, но и фитонцидным действием: листья лавра благородного, орешника (лещины), хвоя сосны, шишки хмеля, трава мяты, герани, душицы, полыни, пижмы, лепестки розы.
Для наполнения подушек можно использовать следующую комбинацию:
1 – душица, лавр благородный (1:1);
2 – лавр, папоротник, хмель (1:2:3);
3 – папоротник, хмель, лавр, мята (1:2:2:1).
Подушки можно применять как индивидуально, по желанию ребёнка, так и помещать в спальне, разместив их на радиаторе отопления.
Помните, что фитотерапия, как и любой другой метод лечения, требует правильного применения под наблюдением квалифицированного специалиста.
Предварительный просмотр:
Фитотерапия для укрепления иммунитета ребенка
Фитотерапия для укрепления иммунитета ребенка.
Пользуйтесь возможностью провести ребенку курс кислородных коктейлей с настоями трав. Обычно в поликлиниках, санаториях и фитобарах бывают аппараты для получения кислородной пенки, к ней только надо добавить настои трав (подорожник, зверобой, ромашка). Применять кислородную пенку лучше за 30 минут до еды. Продолжительность курса — до трех недель. Желательно провести два курса в год.
Никогда не используйте иммуностимулирующие препараты (интерферон, виферон, тимоген, тималин, тактивин и др.) без назначения врача и предварительного иммунологического обследования ребенка.
Несмотря на то, что в аннотации к препарату перечислены заболевания, при которых следует его применять, этого явно недостаточно для его назначения. Иммунная система организма — очень сложно организованная система, и только врач-иммунолог, обладающий клиническим опытом, с помощью специальных методов обследования может решить этот вопрос. Обычно врач назначает иммунологическое исследование крови (иммунограмму), которое помогает установить дефектное звено, после чего назначает лечение. В противном случае можно легко усилить нарушение баланса в иммунной системе и ухудшить состояние ребенка.
Детям с ослабленной иммунной системой показаны курсы фитотерапии сборами трав, направленные на гармоничное восстановление «регуляторного треугольника»: иммунная-нервная-эндокринная системы. Их действие на иммунные процессы развивается медленно, после 1-2-месячного курса, и мягко, они не вызывают побочных эффектов. Сборы должен составлять врач-фитотерапевт с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в том числе исследования иммунограммы.
Если же иммунограмма не сделана или установить тип нарушения функционирования иммунной системы не удалось, то можно применять растительные адаптогены в виде отваров, настоев или готовых аптечных препаратов. Никогда не покупайте травы и сборы трав с рук. Поиск лекарств в аптеках обязательно поможет найти нужный растительный препарат.
Растительные адаптогены оказывают неспецифическое, общеукрепляющее действие на организм. К таким растениям относятся солодка, девясил, каланхоэ, алоэ, арника, эхинацея.
Прекрасным общеукрепляющим действием обладают препараты женьшеня, элеутерококка, аралии, но они и, в еще большей степени, препараты лимонника, родиолы розовой и других растений этой группы обладают тонизирующим действием, и детям с повышенной возбудимостью их можно давать только по назначению врача.
Дозировка любых адаптогенных препаратов зависит от формы их выпуска (фитосборы, таблетированные экстракты, сиропы, спиртовые экстракты) и от возраста ребенка.
Для повышения сопротивляемости организма рекомендуются следующие сборы трав, которые надо принимать 2-3 раза в день в течение 1 месяца. В приведенных ниже рецептах количество ингредиентов указано в весовых частях.
Сбор 1
Девясил - 1, бузина - 2, малина (листья) - 4, солодка - (корень) - 1.
1 чайную ложку сбора довести до кипения в 150 мл воды, варить 1 минуту, остудить, отвар выпить теплым натощак.
Сбор 2
Аир - 1, душица - 2, калина (лист) - 4, мать-и-мачеха -2, малина (лист) - 4.
4 столовые ложки сбора заварить в виде чая в 0,5 л кипятка. Остудить, процедить,- выпить в 2-3 приема.
Для укрепления защитных сил организма рекомендуется прием смеси 1 части сока алоэ с 2 частями меда. Принимать по 1 столовой ложке смеси 3-4 раза в день в течение недели. Очень полезно вместо чая пить настой шиповника. Готовить его просто — 100 г ягод заварить в термосе 1 л кипятка и настоять 6-8 часов.
Ингаляции эфирных масел: гвоздичного, анисового, гераниевого, лавандового, кориандрового, пихтового, розмаринового — стимулируют выработку слизистыми оболочками лизоцима — вещества, обладающего бактерицидным действием.
Для местного использования (промывания носоглотки, закапывания в носовые ходы) с успехом применяется масло чайного дерева. Рекомендуемая концентрация — 2 капли па 100 мл очищенной воды.
Предварительный просмотр:
Фитотерапия
ФИТОТЕРАПИЯ
В современной клинике внутренних болезней происходят сложные процессы переоценки способов лечения. По почти единодушному мнению клиницистов, лечение больных в настоящее время значительно усложнилось и лечить стало труднее. Терапия приобретает зачастую опасный характер за счет учащающихся побочных эффектов лекарств, развития непереносимости к ним, проявлений лекарственной болезни. В связи с этим справедливо предлагается развивать иные, немедикаментозные, методы лечения. Одно из первых мест в их ряду по праву может занять фитотерапия. Фитотерапия — это лечение лекарственными растениями.
В качестве лекарственных растений в мире используется около 23 000 видов растений, что составляет примерно 7% мировой флоры. Широта использования лекарственных видов и степень их изученности различны. Действующие начала у большинства растений, применяемых в народной и традиционной медицине, неизвестны, фармакодинамические свойства не изучены и их применение основывается на эмпирическом опыте. Количество лекарственных растений, введенных в научную медицину, значительно меньше. Всего, с учетом лекарственных растений, перерабатываемых на заводах для получения индивидуальных веществ или очищенных препаратов и не поступающих в аптеки в виде сырья, официально используется более 200 лекарственных растений. Подавляющее большинство лекарственных растений отечественной медицины произрастает или культивируется на территории СНГ.
С позиции фитотерапии все многообразие веществ в лекарственном растении условно можно разделить на три группы: действующие, сопутствующие (полезные и вредные) и балластные вещества. Роль одних и тех же веществ во многих случаях оказывается неоднозначной, но такое деление позволяет удобно классифицировать растения по их главному фармакологическому эффекту одновременно с учетом их терапевтического действия.
Под действующими веществами подразумеваются компоненты, обладающие высокой фармакологической активностью, определяющей терапевтический эффект растения или препаратов из него. Сопутствующие вещества также в той или иной мере фармакологически активны, но их действие не определяет основной терапевтический эффект. Однако сопутствующие вещества могут существенно влиять на активность действующих веществ, потенцируя или ингибируя их фармакологический эффект. Балластные вещества в целом мало активны, но их наличие должно учитываться при приготовлении, хранении и применении лекарственных форм из растений. Не исключено, что именно с балластными веществами связан определенный терапевтический эффект настоев и отваров из растений.
Многообразие веществ в растении и сложная система связей между ними определяет наиболее существенную особенность фитотерапии, а именно: ее поливалентность, ибо, несмотря на наиболее выраженный фармакологический эффект так называемых «действующих веществ», общий терапевтический эффект в конечном итоге складывается из суммы множественных воздействий всех веществ растения на органы и функциональные системы организма.
Вещества растений принципиально более родственны человеческому организму по своей природе, нежели синтетические препараты. Отсюда значительно большая их биодоступность и сравнительно редкие случаи непереносимости, проявления лекарственной болезни. В этом состоит еще одна важная особенность фитотерапии. Фитотерапия может рассматриваться более «объемной» и более «щадящей», чем медикаментозное лечение. Одновременно следует отметить более медленное наступление видимого положительного эффекта, часто его большую стойкость и относительную редкость побочных эффектов. Соответственно и вся продолжительность лечения лекарственными растениями — процесс относительно более длительный, чем при медикаментозном лечении.
Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.
Часто болеющим детям полезно лечение так называемыми адаптогенными, или биологическими, стимуляторами растительного происхождения. Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманиха повышают образование в организме энергетических соединений, нормализуют изменённые функции организма. Их действие проявляется улучшением самочувствия, увеличением жизненной ёмкости лёгких, улучшением аппетита и сна.
Наиболее эффективным средством при лечении различных заболеваний дыхательной системы является солодка голая. Корень солодки обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм.
Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость организма алоэ, виноград, крыжовник.
Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна, пихта, шалфей, мать-и-мачеха оказывают антибактериальное, противовирусное средство.
Откашливающее действие выражено у мать-и-мачехи, алтея, аниса, мяты, тимьяна, солодки, одуванчика..
Брусника – легкое мочегонное и гипотензивное средство;
Крапива - желудочное, поливитаминное средство, улучшает обмен в-в, оказывает положительный эффект при анемиях;
Шиповник- восстанавливает энергетический статус клеток детского организма ,положительно влияет на обмен веществ, богат витамином С
Рябина – поливитаминное средство, обладает адаптогенными свойствами;
Черника – нормализует обмен веществ, деятельность желудочно-кишечного тракта, оказывает положительное влияние на органы зрения;
Малина – потогонное, бактерицидное, противовоспалительное средство;
Боярышник – успокаивающее средство, улучшает работу сердца.
Эффективно проведение ингаляций с лекарственными травами. Ингаляции делают 2 раза в день, всего проводится 10-12 ингаляций по 3-5 минут каждая. Горячий пар вдыхают то через рот, то через нос.
Как применяют лекарственные растения для оздоровления детей?
Лекарственные растения применяют и в свежем виде, и в виде порошка из высушенных и измельченных растений или вытяжки из растений, подвергая их несложной обработке с сохранением природного комплекса полезных веществ.
Лекарственные растения используют для приготовления настоев, отваров, настоек, вытяжек или сгущенных вытяжек, т.е. экстрактов.
При лечении методами фитотерапии сроки и методики проведения лечения определяются врачом. При хронических заболеваниях фитотерапевтические курсы могут и должны проводиться по специально разработанной врачом программе. Такие курсы обязательны при угрозе возникновения обострений болезни.
В профилактически целях фитотерапия остается с детьми ежедневно. Судите сами, дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и кисели – ведь они очень вкусные. Даже ягоды, добавленные в пищу, тоже являются одним из элементов профилактической фитотерапии. В этих случаях меню и дозировку согласовывают с фитотерапевтом.
Применяя лекарственные растения для оздоровления детей надо проявлять осторожность. Почему? Потому что непереносимость ребенком той или иной лекарственной травы и ли лекарственного сбора узнать заранее практически невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зеленая Аптека. Фитотерапия
Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад другого нельзя было, и придумать: фармацевтической промышленности просто не существовало…....
Фитотерапия в вашей жизни
информационный материал для родителей...
Фитотерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В статье подробно рассказывается о применении фитотерапии с дошкольниками в ДОУ. Даны рекомендации по использованию лекарственных растений....
Фитотерапия в периоды подъема заболеваемости ОРВИ и ГРИППА
ФИТОТЕРАПИЯ В ПЕРИОДЫ ПОДЪЕМА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОРВИ И ГРИППОМ...
консультация для родителей:"Фитотерапия в период ОРВИ"
"Фитотерапия в период ОРВИ"...
"Фитотерапия для детей"
Консультация для родителей...
Фитотерапия
Фитотерапия в период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппа...