Программа Кружок Игралочка 2021-2022
рабочая программа
№ п/п | Содержание рабочей программы |
I | Целевой раздел |
1. | Пояснительная записка |
1.1 | Цели и задачи реализации рабочей Программы |
1.2 | Принципы и подходы к реализации рабочей Программы |
1.3 | Значимые для разработки и реализации рабочей Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей дошкольного возраста |
1.4. | Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками рабочей Программы |
1.5. | Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов |
II | Содержательный раздел |
2.1. | Описание кружковой деятельности в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы, средства реализации рабочей программы |
2.3. | Особенности кружковой деятельности в разных видах и культурных практик |
2.4. | Способы и направления поддержки детской инициативы |
2.5. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ |
III | Организационный раздел |
3.1. | Материально-техническое обеспечение рабочей Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
3.2. | Организация режима проведения кружковой деятельности в образовательном учреждении. Учебно-тематический план. |
3.3. | Список литературы |
IV | Приложения |
4.1. | Циклограмма деятельности кружка «Игралочка» |
4.2. | Список детей кружка «Игралочка» |
4.3. | Календарно - тематическое планирование кружковой деятельности |
4.4. | Диагностический инструментарий |
4.5. | Консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ |
1. Пояснительная записка
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как: интеллектуальное развитие и создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Рабочая программа кружковой деятельности «Игралочка» (далее Программа) ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Рабочая программа «Игралочка» для детей дошкольного возраста составлена в соответствии с:
· Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
· Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
· Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
· СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
· Уставом ДОУ;
· Локальными актами, регулирующими ведение кружковой деятельности.
Ведущей идеей данной программы: являются развивающие игры, разнообразные по содержанию, динамичные и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Рабочая программа «Игралочка» разработана с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 17 «Родничок». Рабочая программа «Игралочка» представляет систему творческих заданий с использованием современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, блоков Дьенеша, цветных палочек Х. Кюизенера, лабиринтов, головоломок и т.д., направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста.
С целью разнообразия использования технологий математического содержания на 2021 -2022 учебный год ввела технологию «Математическая сказка». Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть не только герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто люди, а так же различные математические понятия: цифры, геометрические формы и фигуры, математические знаки, символы, то есть любые математические понятия. За основу использовала учебное пособие «Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки» Большунова Н.Я.; методическое пособие «Математика для дошкольников» Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.
1.1.Цель и задачи рабочей Программы
Цель программы: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Основными задачами реализации программы являются:
· Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,обобщение,классификация,аналогия),навыкисамоконтроляправильности выполнения заданий.
· Тренировать умение находить варианты, оптимальные способырешенияпоставленныхзадач,применятьполученныезнаниявнестандартной ситуации.
· Развивать образное мышление, воображение, творческие способности.
· Содействовать увеличению объема внимания и памяти.
· Формировать элементы коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
· Формировать устойчивый интерес у детей и родителей к развивающим играм.
· Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, обучать правилам диалога.
· Создавать положительную мотивацию к школьному обучению.
· Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, положительные нравственные качества.
1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Рабочая программа кружка «Игралочка» основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях интеллектуального развития детей дошкольного возраста и направлена на развитие интеллектуальных способностей и познавательных качеств детей дошкольного возраста.
Обучение проводится согласно системе принципов, сформулированных авторами в сфере деятельностного метода и развивающего обучения (Л.Г.Петерсон):
- Принцип психологической комфортности (создание образовательнойсреды,обеспечивающейснятиевсехстрессообразующихфакторовобразовательного процесса).Реализуется за счет наличия сказочной среды «Фиолетовый лес», что позволяет проводить обучение в игровой форме «разворачивать» в рамках образовательной деятельности сюжетные линии. Психологи (А.В. Запорожец,А.Н. Леонтьев и др.), оценивая роль дидактических игр, указывают на то, чтоони не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общемуразвитиюребенка,егопознавательныхинтересовикоммуникативныхспособностей. Сюжет позволяет удерживать активное внимание дошкольникана образовательной деятельности, стимулирует познавательную активность.Знакомая (узнаваемая среда) дает ребенку чувство безопасности. В рамкахсюжета дети «имеют право» на ошибку, на получение помощи от педагога,других детей, сказочных персонажей.
- Принцип деятельностного подхода (введение нового знания не вготовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми).Зачастую сказочные персонажи обращаются за помощью, что требует отдошкольникаприменятьполученныезнаниявновойситуацииилисамостоятельнодобывать новыезнания, чтобывыйти
иззатруднения.Отсутствие довлеющей роли педагога дает возможность детям раскрываться ичувствовать себя естественно, без боязни неправильно ответить.
Ошибка воспринимается как путь рассмотрения ситуации с другойстороны, особенно если ошибка может привести к новому неординарномурешению.
- Принцип минимакса (обеспечение возможности разноуровнего обучениядетей и развития каждого ребенка в своем темпе).Различные уровни выполняемых заданий и их разнообразие даютвозможность дошкольнику проявиться и почувствовать себя успешным вкаком либо виде деятельности.
-Принцип формирования целостного представления о мире (при введениинового знания раскрытие его взаимосвязи с предметами и явлениямиокружающего мира).
Несмотрянасказочностьсюжетов,ониявляютсяотражениемокружающего мира. Занятия разрабатываются с учетом лексических тем.Знания переносятся в бытовую обстановку.
- Принцип вариативности (формирование у детей умение осуществлятьсобственный выбор на основании некоторого критерия).Большая часть заданий предполагает несколько вариантов решения.Альтернативное решение приветствуется.
-Принциптворчества(ориентировкапроцессаобучениянаприобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).Развивающие игры – наиболее эффективное средство для осуществлениясобственного принципа.
1.3.Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристика особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Целевая группа - дети дошкольного возраста 4-8 лет.
Количественный состав группа – от 8 до 10 детей
Режим занятий: 1 раз в неделю –дошкольники 4-5 лет – 20 минут, старшие дошкольники 6-8 лет -25 -30 минут.
Сроки реализации рабочей программы – 2 года
Форма подведения итогов: в конце учебного года проводится итоговое мероприятие – показательное занятие для родителей, сверстников;
Условия реализации программы:
• Взаимодействие с родителями, с семьями воспитанников в целях привлечения их внимания к изобразительной деятельности детей.
• Наличие специального оборудования.
• Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов на руках).
• Поддержка и стимулирование детей на развитие их способностей, знаний и умений.
• Работа в условиях неформального общения, с позиции неформального лидера, помощника, советчика.
Психолого-педагогическая ж характеристика особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста
Пятый год жизни (средняя группа). В этом возрасте происходят некоторые качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4—5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов. Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть и требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения
В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления.
Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и Т.п.
Старший дошкольный возраст. Последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко.
На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким – либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение.
Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»
Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.
Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.
6-8 лет. Подготовительная группа К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.
Развитие психических процессов. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.
В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 8 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 8 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками рабочей Программы
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
Итогом реализации программы должно стать развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности; повышение уровня готовности к школе.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
К концу обучения по программе «Игралочка» основным результатом должно стать продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, аналогия), деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры, преобразование), в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации (изложение своей позиции, понимание, согласование на основе сравнения с образцом).Предполагаемый результат:наниями иумениями:
Первый год обучения:
1. Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру;
2. Уметь в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, находить «лишний» предмет;
3. Уметь правильно устанавливать пространственно-временные отношения : (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.)
4. Уметь определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево);
Второй год обучения:
1 Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь
между частью и целым;
2 Уметь находить части целого и целое по известным числам;
3 Уметь сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами;
4 Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными.
5 Уметь в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять
целые фигуры из их частей.
6 Уметь называть 3-4 свойства предмета;
7 Называть отрицание свойств;
8 Уметь логически действовать и оперировать;
9 Уметь различать, сравнивать, классифицировать, обобщать свойства предмета по
нескольким признакам.
Уровни усвоения программы:
- низкий уровень: данная характеристика не сформирована, а ее появление носит
случайный характер;
- средний уровень: характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от
особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и
т.д.
1.5. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа, наблюдение, исследовательские методы Д. Векслера, Л.А. Венгера и В.В. Холмовской, содержащие инструментарий измерения результатов и показывающие уровень развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.
Анализ результатов проводится по следующим показаниям:
1. Овладение практическими действиями свойств отношений по форме, величине, количеству, массе, на основе выделения пространственных и временных отношений (на сенсорном, элементарном логическом уровнях).
2. Освоенность умений выявлять связи, зависимости, сравнивать, чередовать, устанавливать и менять последовательность, моделировать, схематизировать.
3. Освоенность умений выражать в речи сущность практических действий и прогнозируемых (как буду делать): измерения, деление целого на части, увеличение и уменьшение по размеру чисел и т.д.
4. Проявление инициативности в логико-математических видах деятельности, экспериментирования, творчества.
II Содержательный раздел
2.1. Описание кружковой деятельности в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
Программа «Игралочка» составлена с учетом межпредметных связей по образовательным областям:
1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности. Содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.
3. «Развитие речи» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
4. «Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
5. «Художественное творчество» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Развивающие технологии с учетом рабочей программы «Игралочка»
Использование дидактических сказок для формирования элементарных математических представлений дошкольников
Придуманная сказка с применением математических понятий позволяет лучше запомнить эти понятия. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Тематика для сочинительства сказок математического содержания может быть самой разнообразной, например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «Волшебный сундучок», «В гостях у Старичка-лесовичка», «Три кота», постепенно сюжеты должны усложняться «Космическое путешествие», «На фабрике игрушек», «Царство Математики». Мною были подобраны и адаптированы дидактические сказки в соответствии с изучаемыми
Технология В. В. Воскобовича
Технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» l игры и пособия раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО.lпредлагает комплект материалов, позволяет создать многофункциональную развивающую среду – «Фиолетовый лес», закрепляемую на стене и представленную в двух размерах. Данный комплект полностью удовлетворяет требованиям ФГОС ДОк созданию развивающей предметно-пространственной среды:
· содержательно-насыщенной,
· трансформируемой,
· полифункциональной,
· вариативной,
· доступной,
· безопасной.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат», «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД)
Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Ю. Кюизенера
С помощью цветных палочек Х. Ю. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Ю. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Ю. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается то, что совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и, в то же время, достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Б.П.Никитина
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности - «самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Головоломки и лабиринты
Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.
Программы и методические пособия, обеспечивающие реализацию содержания рабочей программы кружка
1. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство Пресс».
2. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально творческого развития детей дошкольного возраста 3 7 лет «Сказочные лабиринты игры».
3. Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять» (приложение к игре)..
4. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей., Михайлова З.А.
5. Никитин Б.П. Развивающие игры.
6. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
7. СмоленцоваА.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.
8. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.
9. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; 12. Б.Б. Финкельштейн
10. Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть». 1
11. Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2.
12. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ».
2.2. Вариативные формы, способы, методы, средства реализации рабочей программы
Система кружковой деятельности «Игралочка» - четкая алгоритмизация действий педагога.
I этап - диагностико-организационный. На данном этапе изучается возрастные, психофизиологические особенности познавательного развития детей. Производит обследование детей с целью выявления актуального уровня сформированности интеллектуальных способностей детей в начале учебного года, интерпретирует полученные данные.
II этап - оперативно-прогностический. На этом этапе осуществляется педагогическая рефлексия, предполагающая проектирование психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуальных, познавательных способностей детей посредством общей, подгрупповой формы организации кружковой деятельности прогнозирование ожидаемого результата, адекватного логике развития каждого вверенн
III педагогом осуществляется организация развивающего педагогического процесса через регулирование и своевременную корректировку педагогического воздействия. Определяется содержание, методы и приемы, которые будут использованы в работе с детьми. Опираясь на положение Рубинштейна С.Л. о том, что развитие способностей человека совершается в деятельности, педагогическую технологию проектирования интеллектуального развития дошкольников мы предлагаем реализовать следующие формы организации интеллектуальной деятельности детей:
1) интеллектуальная деятельность в непосредственно образовательной деятельности с использованием игр и игровых упражнений вербального (естественно-речевого), формально-символического (математического) и содержания;
2) самостоятельная деятельность детей вне занятий, в повседневной жизни;
IV этап - контрольно-диагностический. На данном этапе вновь производится повторное (контрольное) обследование детей с целью выявления динамики сформированности интеллектуальных, познавательных способностей. Осуществляется интерпретация данных, педагогическая рефлексия прогностического и проективного компонентов развивающих технологий и определение их эффективности.
Наиболее рациональным, как показывает опыт, является сочетание разнообразных методов. При выборе методов учитываются:
· цели, задачи обучения;
· содержание формируемых знаний на данном этапе;
· возрастные и индивидуальные особенности детей;
· наличие необходимых дидактических средств;
· личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
· конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.
Практические методы: упражнения, самостоятельное выполнение заданий, применение дидактического материала, наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников.
Наглядные методы обучения: демонстрация объектов, показ, рассматривание таблиц, моделей.
Словесные методы: объяснение, пояснения, инструкция, словесные дидактические игры.
Особое место в методике познавательного развития занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерна логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей, изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что они обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.
Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации.
Проблемные ситуации возникают тогда, когда:
· связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое?
· после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (решение задач);
· использование слов «иногда», «некоторые», «только в отдельных случаях» служит своеобразными опознавательными признаками или сигналами фактов или результатов (игры с обручами);
· для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.).
При выборе метода важным является учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения (Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.
Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии «обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б. П. Никитин).
Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.
Развивающие математические игры, согласно общей классификации игр, предложенной П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым, относятся кинтеллектуальным, результативным, абстрактным. Они характеризуются большой умственной активностью, являются интеллектуальным тренингом и рассматриваются в качестве средства обучения детей. К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающим и доступной ребенку-дошкольнику деятельности исследователи относят обычно следующее:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона и пластика, деталей из конструктора.
2. Задачи даются в разной форме в виде модели, плоского рисунка в изометрии чертежа, письменной или устной инструкции.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей от доступных 2-3летнему малышу до непосильных взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
6. Ребенку не объясняется способ и порядок решения задач. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам и реальной деятельности.
7. Не требуется, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, а в виде рисунка, узора, сооружения из кубиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
9. Развивающие игры позволяют составлять новые варианты заданий, придумывать новые игры.
10. Главная особенность развивающих игр – в них удалось объединить принцип от простого к сложному с принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Благодаря таким универсальным качествам развивающих игр на современном этапе возрос интерес к их использованию. З.А. Михайлова предложила следующую классификацию:
1. Логико-математические игры и упражнения, целью которых является моделирование математического содержания в наглядной форме и развитие логических операций ( «Блоки Дьенеша»).
2. Развивающие игры, целью которых является умственных и творческих способностей (игры Б.П. Никитина: «Кирпичики», «План и карта», «Сложи узор» и другие).
3. Игры на моделирование, цель которых – обработка пространственного ориентирования. Игры В.В. Воскобовича «Геоконт», «Прозрачная цифра» и другие.
4. Математические развлечения, цель которых – развитие интереса к умственной деятельности, создание пробных ситуаций (кроссворды, головоломки, игры на передвижение «4 по 4»), на преобразование: «Колумбово яйцо», «Танграмм»
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры можно условно разделить на три группы:
1. игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью таких игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями- манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
2. Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.
3. Универсальные игровые обучающие средства Они могут быть материалом для игры детей и дидактическим пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.
2.3. Особенности кружковой деятельности в разных видов и культурных практик
Обобщенный анализ исследований и разработок позволил выделить педагогические условия развивающих игр:
1. Вариативность игровых упражнений с развивающим материалом.
2. Совместная деятельность детей и взрослых: взрослые рядом с ребенком как товарищи.
3. Система постоянно усложняющихся развивающих заданий в каждой игре.
4. Создание благоприятной атмосферы.
5. Организация предметно – развивающей среды.
6. Вариативность игровых упражнений с развивающим материалом.
Все образовательная деятельность кружка проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить. Образовательная деятельность проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Технология включает различные формы организации детского коллектива - логико- математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность детей и взрослых, детей и родителей, самостоятельную игру детей. Виды занятий регламентируются содержанием комплексной программы, реализуемой данным учреждением. Развивающие игры Воскобовичавыполняют роль дидактического материала на них и легко вписываются в любую форму планирования. Наилучший результат в развитии и образовании детей дает использование технологии в разделах программы, направленных на развитие познавательных способностей, математических представлений, экологическое образование, ознакомление с предметным миром и конструирование. Совместная игровая деятельность детей и взрослых планируется в разделах «Развивающие, дидактические, конструктивные игры» по месяцам и кварталам учебного года сучетом принципа постепенного и постоянного усложнения. Определено, что эффективным в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста является применение разнообразных игровых психотехник: по содержанию (мнемические, математические, творческие), направленностью (компьютерные, дидактические, соревновательные, имитационные, релаксационные, ролевые) и средствами (с игровым орудием, без орудия). Игровые психотехники направлены, прежде всего, на развитие доминантных показателей познавательных способностей, которые у каждого ребенка представлены различным образом. Благодаря этому оптимизируется весь процесс развития познавательных способностей ребенка, производится важнейший для следующего шага развития ребенка (обучение в школе) индивидуальный стиль, что проявляется в индивидуально-успешном решении познавательных задач.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Эффективность реализации любой программы или педагогической технологии обеспечивается созданием соответствующих условий для поддержания детской инициативности:
· построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми;
· учет фактора индивидуальных личностных особенностей и возможностей каждого ребенка при организации дидактической деятельности педагога;
· усиление роли педагога по организации поисковой деятельности детей через умелое построение предметно-игровой развивающей среды, способствующей раскрытию интеллектуально-творческого потенциала детей и формированию предпосылок инициативной деятельности (мотивации, целеполагания, рефлексии, осознания ценности и самоанализа своей мыслительной деятельности);
· © учет динамики успехов и развития каждого ребенка, принимая во внимание лишь его прошлые достижения (не сравнивая его с другими детьми);
· обеспечение средств для продуктивных видов деятельности, детской самостоятельной игры;
· предоставление детям свободы выбора деятельности и способов действий, обеспечивая право на возможность ошибок при самостоятельном поиске необходимого решения;
· предоставление детям возможности привносить свои приобретенные знания и суждения в ход изучения нового материала;
· уважение к идеям и мыслям ребенка, недопущение отрицательной оценки деятельности детей, обеспечение терпеливой эмоциональной поддержки и внимания;
· мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых, привитие «вкуса успеха»;
· вовлечение детей в атмосферу коллективного, группового и индивидуального поиска нестандартных подходов к решению задач и оригинальных приемов и способов действий через игровую интеллектуальнотворческую деятельность.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Формы поддержки детских инициатив
- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками кружка
- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.
- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу с песком, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.
- Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей и родителей в едином процессе творчества. - Игровая основа деятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности.
2.5. Взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ
Условиями реализации рабочей программы по кружковой деятельности «Игралочка» в ДОУ являются следующие:
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания цели кружка, форм и методов обеспечения социальной успешности детей;
- включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с родителями.
Основные задачи взаимодействия с семьями воспитанников кружка «Игралочка»:
· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, посещающего кружок «Игралочка»;
· объединить усилия для интеллектуального развития и воспитания детей;
· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании кружка;
- вовлечение родителей в совместную работу кружка;
- подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- обогащение предметно-развивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс по трем этапам:
· Первый этап – организационный. Направлен на изучение запроса родителей, знакомство с программой кружка.
· Второй этап – основной. Направлен на практическое вовлечение родителей в кружковую деятельность детей.
· Третий этап – заключительный, аналитический. Подведение итога и анализ результата кружковой дечтельности.
Для того, чтоб достичь поставленные задачи используемый позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями воспитанников. Индивидуальный подход важен не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Основные принципы при организации работы с семьей воспитанников:
- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагога и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия с семьей.
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации;
- семейные встречи;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио успеха.
Перспективно-тематический план взаимодействия с родителями воспитанников кружковой деятельности на 2021-2022 учебный год
№ | Мероприятия | Срок проведения |
1 | Анкетирование родителей с целью изучения спроса и ожиданий от деятельности кружка «Игралочка» | Сентябрь |
2 | Консультация: «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» | Октябрь |
3 | Мастер – класс для родителей по работе с квадратом. Презентация по работе с играми Воскобовича. | Ноябрь |
4 | Памятка «Играем, занимаемся, вместе» | Декабрь |
5 | Открытый просмотр кружковой деятельности | Январь |
6 | Практикум «Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста» | Февраль |
7 | Презентация "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников" | Март |
8 | Конкурс талантов развивающих игр детей и родителей | Апрель |
9 | Круглый стол «Игры для развития логического мышления» анкетирование родителей | Май |
Взаимодействие с педагогами ДОУ в рамках деятельности кружка «Игралочка» строится следующим образом:
- участие в методических мероприятиях ДОУ с целью передачи опыта;
- проведение мастер-классов ао активному использованию развивающих тежнологий;
- проведение открытого просмотра занятий кружка.
III Организационный раздел
В настоящей программе понятие «развивающая среда» принимается как часть «окружающей социальной, образовательной, предметной среды», которая имеет образовательный развивающий эффект и определяется как «система объектов и средств природно-социально-предметного окружения, обеспечивающая, в соответствии с социокультурными нормами, личностное развитие и нравственное становление ребенка, а также позитивное продвижение его в формировании отношений к Миру» (О.Р. Родионова).
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Содержание данного курса позволяет дошкольникам накопить первичный опыт познавательной, интеллектуальной (математической ) деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики.
Во время проведения кружковых занятий речь идет не просто об общении и приятном времяпровождении, а о формировании у детей в процессе игровой деятельности необходимых представлений, умений, качеств познавательного и личностном развитии детей. В качестве педагогического инструмента выступает, с одной стороны, дидактическая система деятельностного метода обучения (технология проведения занятий разного типа, система дидактических принципов и т.п.), которая обеспечивает качество образовательного процесса. С другой стороны, используемые дидактические игры помогают одухотворить общение, сделать его увлекательным и интересным.
Дидактические игры подобраны так, чтобы поэтапно и последовательно решались задачи дошкольной подготовки.
Большой помощью воспитателю в организации образовательного процесса являются дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) к каждому занятию.
В условиях детского сада все игры и пособия концентрируются в одном
месте – «интеллектуально-игровом центре».
· Игровой комплекс коврограф «Ларчик»
· «Геоконт» - на подгруппу детей
· «Игровой квадрат»- на подгруппу детей
· «Цветовые часы»- на подгруппу детей
· «Прозрачный квадрат» - на подгруппу детей
· Знаковые конструкторы- на подгруппу детей
· серия «Чудо-головоломки»
· «Математические корзинки»
· «Чудо-крестики» - на подгруппу детей
· Кубики Никитина - на подгруппу детей
· Палочки Х. Ю. Кюизенера - на подгруппу детей
· Кубики Никитина - на подгруппу детей
· Блокам Дьенеша - на подгруппу детей
· Альбом «На золотом крыльце ...»
· Альбом «Кростики»- посудная лавка
· Альбом-игра «Дом с колокольчиком»
· Альбом «Веселые цветные числа»
· Альбом «Волшебные дорожки»
· Альбом «Cтрана блоков и палочек»
· Методическое пособие «Демонстрационный материал к Блокам Дьенеша и Палочкам Кюизенера»
К занимательному математическому материалу относятся:
· геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др.
· головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.п.
· логические упражнения типа «Продолжи ряд», «Недостающая фигура», «Преобразование слов» и т.д.
· задачи на нахождение признаков сходств и отличий
· лабиринты
· упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей
· задачи-головоломки с палочками
· загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.
3.2. Организация режима проведения кружковой деятельности в образовательном учреждении. Учебно-тематический план.
Учебный план кружка «Игралочка» рассчитан на 3 года обучения с детьми дошкольного возраста 4-7 лет. Занятия проводятся с применением различных структур: традиционное, тематическое, сюжетное, игровое, занятие-импровизация.
Курс занятий по программе «Игралочка» рассчитан с 01.10.2019 по 31.05.2020 учебный год.
Темы занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируется, варьируется в зависимости от способностей детей, их интересов, времени года.
Программа «Игралочка» предусматривает организацию подгрупповой и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Организация образовательной деятельности (ОД) - кружковая форма работы.
Режим проведения – 1 раз в неделю, включительно исходя из возраста детей.
Длительность ОД: средняя группа – 20 минут
старшая группа - 25 минут;
подготовительная группа -30минут.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Кружковая деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 4-7 лет, рассчитан как на детей с низким уровнем развития, так и одарённых, при этом темпы освоения программы будут разными.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключать активную деятельность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из игровой ситуации.
На занятии не допустима спешка и любое напряжение. Надо всегда помнить о приоритете принципа психологической комфортности и вести занятия в комфортном и спокойном для детей темпе.
Учебно-тематический план кружковой деятельности «Игралочка»
для детей среднего дошкольного возраст а
| Содержание программы | Объем учебной нагрузки по программе | ||
Кол-во | теория | практика | ||
1 | Вводная часть | 2 | 20 | 40 |
1.1. | Педагогическая диагностика | 1 | 10 | 10 |
1.2. | Знакомство с развивающими играми Воскобовича | 1 | 10 | 10 |
1.3. | Знакомство с различными свойствами волшебного квадрата |
|
|
|
2 | Путешествие в «Фиолетовом лесу» | 16 | 160 | 160 |
2.1. | «Волшебный квадрат» | 2 | 10 | 10 |
2.2. | «Прозрачные льдинки» Игра «Что лишнее?» | 2 | 10 | 10 |
2.3. | Знакомство с озером «Айс» | 2 | 10 | 10 |
2.4. | Кораблик «Брыхг – брызг» | 2 | 10 | 10 |
2.5 | Волшебные превращения | 2 | 10 | 10 |
2.6 | Знакомство с мальчиком ГЕО | 2 | 10 | 10 |
2.7 | Путешествие по лесу на поезде | 2 | 10 | 10 |
2.8. | Знакомство с девочкой «Долькой! |
|
|
|
2.8 | «Кто в лесу живет?» | 2 | 10 | 10 |
3 | Знакомство с Игровизором «Дом» | 4 | 40 | 40 |
3.1 | «Кто –кто в домике живет!». | 2 | 20 | 40 |
3.2 | Блоки Дьенеша «Разноцветные дома» | 1 | 10 | 10 |
3.3 | Геоконг «Дом | 1 | 10 | 10 |
4 | Волшебные превращения | 4 | 40 | 40 |
4.1 | Конструирование «Волшебные превращения квадрата». | 1 | 10 | 10 |
4.2 | Игровизор. | 1 | 10 | 10 |
4.3 | «Волшебный квадрат» + Блоки Дьенеша. «Прозрачные льдинки». Знакомство с прямоугольником. | 1 | 10 | 10 |
4.4 | Прозрачные льдинки + Блоки Дьенеша | 1 | 10 | 10 |
5. | Разноцветные палочки | 10 | 100 | 100 |
5.1. | Отгадай, сказку | 1 | 10 | 10 |
5.2. | Сказка об удивительном городе | 1 | 10 | 10 |
5.3. | Жили-были человечки | 1 | 10 | 10 |
5.4. | Разноцветные дорожки и заборчики | 1 | 10 | 10 |
5.5. | Магазин интересных вещей | 1 | 10 | 10 |
| ИТОГО | 36 | 360 | 360 |
Учебно-тематический план кружковой деятельности «Игралочка»
для детей старшего дошкольного возраст а
| Содержание программы | Объем учебной нагрузки по программе | ||
Кол-во | теория | практика | ||
1 | Вводная часть | 5 | 50 | 100 |
1.1. | Педагогическая диагностика | 2 | 20 | 40 |
1.2. | Знакомство с развивающими играми Воскобовича | 1 | 10 | 20 |
1.3. | Знакомство с различными свойствами волшебного квадрата | 2 | 20 | 40 |
2 | Путешествие в фиолетовый лес | 10 | 100 | 200 |
2.1. | Озеро «Айс» | 2 | 20 | 40 |
2.2. | Кораблик «Брыхг – брызг» | 2 | 20 | 40 |
2.3. | Волшебные превращения | 2 | 20 | 40 |
2.4. | Знакомство с мальчиком ГЕО | 2 | 20 | 40 |
2.5. | Путешествие по лесу на поезде | 1 | 10 | 20 |
2.6. | Как дракон прилетел в лес | 1 | 10 | 20 |
3 | Волшебные животные | 5 | 50 | 100 |
3.1 | Где спрятался Джери | 1 | 10 | 20 |
3.2 | В гости к Тимошке | 1 | 10 | 20 |
3.3 | Как зверята грибы собирали | 1 | 10 | 20 |
3.4 | Цирковое представление | 1 | 10 | 20 |
3.5. | Загадки Крабыча | 1 | 10 | 20 |
4 | Сказочный город | 11 | 110 | 210 |
4.1 | Сказка об удивительномгеоконте | 2 | 20 | 40 |
4.2 | Школа волшебства | 1 | 10 | 20 |
4.3 | Волшебные сказки острова | 1 | 10 | 20 |
4.4 | Расколдуй сказку | 1 | 10 | 20 |
4.5 | Волшебный транспорт | 1 | 10 | 20 |
4.6. | Автотрасса | 1 | 10 | 20 |
4.7. | Строим гаражи | 1 | 10 | 20 |
4.8. | Построим дом | 1 | 10 | 20 |
4.9. | В городе логических блоков | 1 | 10 | 20 |
4.10 | Школа | 1 | 10 | 20 |
5 | Чудо головоломки | 2 | 20 | 40 |
5.1 | Чудо головоломки | 1 | 10 | 20 |
5.2. | Четыре времени года | 1 | 10 | 20 |
6. | Город разноцветных палочек | 1 | 10 | 20 |
6.1 | Разноцветные дорожки | 1 | 10 | 20 |
| ИТОГО | 36 | 360 | 720 |
3.3. Список литературы
1. Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;
2. Воскобович, В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты, игры» [Текст] / В.В. Воскобович. - СПб.: НИИ «Гириконд», 2010. – 73 с.;
3. Воскобович, В.В. Развивающие игры [Текст] / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. - 43 с.;
4. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
5. Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;
6. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;
7. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство – Пресс, 2004. - 79 с.: ил.;
8. Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. - СПб.: Детство – Пресс: 2010. - 112 с.;
9. Финкельштейн, Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. - 46 с.: ил.;
10. Финкельштейн, Б.Б. «Страна блоков и палочек» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. - 24 с.: ил.;Финкельштейн, Б.Б. Лепим нелепицы. Альбом для занятий с блоками Дьенеша / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2013. - 8 с.: ил.;
11. Финкельштейн, Б.Б. Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша «Вместе весело играть» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2015. - 12 с.: ил.
12. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016 - 372 с.
13. Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. – 2014. - № 6. – С. 32-36.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_igralochka.docx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Кружок "Игралочка"
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...
Рабочая программа. Средняя группа 2021-2022 учебные года
Рабочая программа. Средняя группа 2021-2022 учебные года...
Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопроса...
Презентация рабочей программы воспитания на 2021-2022 учебный год
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18»...
Программа Кружок "Игралочка" 2022-2023
№ п/пСодержание рабочей программыIЦелевой раздел1.Пояснительная записка1.1Цели и задачи реализации рабочей Программы 1.2Принципы и подходы к реализации рабочей Программы1.3Значимые для разработки...
Программа Кружок Игралочка 2023 -2024
№ п/пСодержание рабочей программыIЦелевой раздел1.1Пояснительная записка рабочей программы кружка по познавательному развитию «Игралочка» МБДОУ «Детский сад №17 «Родничок...