Рабочая программа образовательной деятельности
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа на 2021-2022 учебного года во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ml_gr.docx | 272.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка»»
муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия)
Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы
(от 3 до 4 лет)
Воспитатель: Степанова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Комплектование группы
- Социальный паспорт группы
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Модель организации воспитатель-образовательного процесса в группе
- Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей
- Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
- Максимально допустимый объем нагрузки в непосредственно образовательной деятельности для детей 3 – 4 лет
- Особенности осуществления образовательного процесса (национальнокультурные, демографические, климатические и другие)
- Проектирование образовательного процесса
3.1. Содержание педагогической деятельности по направлениям развития детей
- Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
- Перспективный план по взаимодействию с родителями
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая образовательная программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и Комплексной программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга».
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса для детей 2 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель: формирование у детей физических, интеллектуальных, личностных качеств: любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость; представления об окружающей действительности, соответствующие возрастным возможностям; универсальные умения осуществления различных видов деятельности, навыки общения.
Задачи рабочей программы:
- Формировать основные физические качества и потребность в двигательной активности, навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных правил здорового образа жизни.
- Развивать любознательность, формировать способы познавательной деятельности.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на эмоции близких людей, героев литературных произведений, произведения искусства, объекты природы.
- Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5.Формировать первичные представления о себе, семье, мире и природе.
6. Формировать умения и навыки, необходимые для развития детской деятельности.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральным государственными образовательным стандартом: - содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-строится с учѐтом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы еѐ формирования, определѐнные главной целью программы «Радуга»: сформировать у ребенка такие долго действующие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Обеспечить условия для радостного детства, охраны и укрепления здоровья ребенка, всестороннего и своевременного психического развития, активного, бережного отношения к окружающему миру и приобщение к основным сферам человеческой культуры. Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Срок реализации Программы – 1 год
Программа разработана в соответствии с нормативной базой:
Федеральное законодательство
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и | ||
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» | ||
Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 |
|
Локальные документы
- Устав МБДОУ «Березка»
1.1.Комплектование 2 младшей группы
Возраст детей | Количество детей | Количество мальчиков | Количество девочек | Наполняемость по нормам | Фактическая наполняемос ть |
3-4 года | 17 | 5 | 12 | 25 | 17 |
1.2.Социальный паспорт 2 младшей группы
Количество семей | 17 |
Количество детей в группе | 17 |
Количество мальчиков | 5 |
Количество девочек | 12 |
Особенности семей | |
- полные | |
- неполные (одна мама) | |
- неполные (один папа) | - |
- опекаемые | - |
- многодетные |
|
- группы СОП | - |
Образовательный уровень | |
- высшее | |
- среднее специальное | |
- среднее | |
- основное | |
Социальный уровень | |
- рабочие | |
- служащие | |
- работники ОУ | |
- ИП | |
- безработные | |
- пенсионеры |
|
1.3. Возрастные особенности детей 3-4 лет
В период от двух с половиной до трех с половиной лет ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Его суть состоит в том, что ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение — непрерывная череда волеизъявлений «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Важно понимать, что чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не вступайте с детьми в конфронтацию. Нужно просто перехитрить их. Ребенок не хочет уходить с игровой площадки. Скажите ему: «Ты знаешь, что мы сейчас собираемся делать? Мы пойдем в группу и будем...» В то время как маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.
Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своем. От взрослого в этот период требуется большое терпение. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы обеих сторон. Другой источник конфликтов — все более сложные и обширные планы и намерения, которые возникают у каждого ребенка. Реализовать их в условиях группы, где обитают еще 15—20 столь же «самостоятельных граждан», нередко затруднительно, поскольку интересы детей сталкиваются. Кукла или машинка, которая нужна одному, в этот же момент может срочно понадобиться и другому, на уютный уголок для игры могут одновременно претендовать несколько детей и т. д. Социальный опыт малышей и их речевые возможности также ограничивают способность самостоятельно находить компромиссные решения и договариваться. В таких случаях помогайте детям найти выход из сложившейся ситуации с учетом интересов каждого.
Трехлетний ребенок — неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом — клеить, лепить, рисовать. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о том, что он не может непосредственно воспринимать. Его мир — это мир «здесь и теперь». Он активно исследует и познает то, что непосредственно воспринимает и чем может практически манипулировать.
Дети обожают возиться с самыми разными конструкторами, хотя собрать какое-то изделие в соответствии с образцом еще не могут.
Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь собственной умелостью. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с трех лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т. п.
Дети с удовольствием будут упражняться во вновь освоенном способе действия, если вы попросите их показать вам, как надо это делать, попросите научить вас. Используйте этот прием для совершенствования тех навыков, которым вы обучаете детей.
Если в два года ребенок доволен любым результатом своей деятельности, то к трем годам он становится более критичным и более реально оценивает его. Рассматривая то, что у него получилось, и сопоставляя результат с образом цели, который теперь формируется более ясно еще до начала деятельности, он начинает стремиться к более совершенному результату. Ребенок уже может огорчиться, если у него не получается задуманное. Показывайте своим воспитанникам способы улучшить их работу.
Мышление детей старше трех лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями о них и образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности малыша по-прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребенка в данный момент.
Специально организованные занятия позволят формировать начальные математические представления детей о количестве, величине, признаках и свойствах предметов. В работе с детьми данного возраста валено помнить, что слушать рассказ педагога они могут в пределах 5 минут. Для того чтобы осваивать материал, дети должны практически действовать. Проводите коллективные и индивидуальные занятия. Используйте такие формы, как демонстрационные опыты, продуктивная деятельность с математическим или познавательным содержанием.
На четвертом году жизни сохраняются те же ведущие тенденции, которые были отмечены применительно к трехлетним детям: яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности.
Малыш по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослым по поводу волеизъявлений ребенка (вспомните о кризисе трех лет) или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками.
Дети получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить и рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребенок не только плачет, если он упал и ушибся, но и бурно реагирует на неудачу в деятельности — например, упала башня из кубиков, которую он строил.
2. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе
2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 800 до 1830 часов.
Возраст детей | Регламентируемая деятельность (НОД) | Нерегламентированная деятельность, час | |
совместная деятельность | самостоятельная деятельность | ||
3-4 года | 2 по 15 мин | 7 | 3 |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Обязательно ребенку проводится термометрия.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулки проводятся 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня.
2.2.Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Виды образовательной деятельности | Количество |
Познание: Формирование элементарных математических представлений Познавательное развитие |
1 1 |
Коммуникация: Развитие речи |
1 |
Художественное творчество: Рисование Лепка/аппликация Ручной труд/Конструирование |
1 1 1 |
Физическая культура | 3 |
Музыка | 2 |
Общее количество | 11 |
2.3.Максимально допустимый объем нагрузки непосредственно образовательной деятельности для детей 3 – 4 лет
Возрастная группа | Непосредственно образовательная деятельность в течении недели | Длительность (в мин.) | Недельная нагрузка | |
Количество | Время (в мин) | |||
2 младшая группа (с 3 до 4 лет) | НОД по физическому развитию | 15 | 3 | 2ч.45мин (165 минут) |
НОД | 15 | 8 |
Расписание НОД
Дни недели | Время | НОД |
Понедельник | 9.20-9.35 | Коммуникативная деятельность (развитие речи) |
9.45-10.00 | Физическое развитие | |
Вторник | 9.20-9.35 | Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП) |
9.45-10.00 | Музыкальное развитие | |
Среда | 9.20-9.35 | Продуктивная деятельность (Рисование) |
9.45-10.00 | Физическое развитие | |
Четверг | 9.20-9.35 | Познавательное развитие |
9.45-10.00. | Физическое развитие | |
16.15-16.30 | Продуктивная деятельность (Конструирование/ручной труд) | |
Пятница | 9.20-9.35 | Продуктивная деятельность (Лепка/аппликация) |
9.45-10.00 | Музыкальное развитие |
Традиции группы
Созданию благоприятного социально-психологического микроклимата в группе по программе «Радуга» способствуют традиции, которые порождают самостоятельные проявления доброжелательности со стороны детей.
Ежедневные традиции:
- Воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка, выходя навстречу им в раздевальное помещение; здоровается с ними и выражает радость по поводу того, что они пришли. Важно сразу сказать ребенку, что его прихода ждут другие дети.
- С приходом последнего ребенка воспитатель собирает в круг группу и приветствует всех детей; выражает радость по поводу, что все собрались, и желает вместе весело и интересно провести день. Обсуждает содержание совместной деятельности на текущий день. В процессе обсуждения учитывает пожелания и предложения детей.
- В конце дня, перед выходом на вечернюю прогулку, воспитатель в месте со всеми детьми кратко подводит итог. Говорит что-то хорошее о каждом ребенке. Каждому ребенку предоставляется возможность сказать о том, что было для него самым важным в прошедшем дне. Воспитатель особое внимание обращает на детские работы, выполненные в процессе свободной самостоятельной деятельности. Побуждает детей к дальнейшему совершенствованию этих работ.
Модель недели
Описание традиций подробно сформулировано в комплексной программе «Радуга» по возрастам:
Планирование работы в детском саду с детьми / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,
Е. В. Соловьѐва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьѐва]. — М. : Просвещение, 2012.
3. Проектирование образовательного процесса
Структура образовательного процесса осуществляется с учетом основных видов детской деятельности дошкольника (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
Виды деятельности | Возможные формы работы |
Игровая | Сюжетные игры. Игры с правилами. |
Коммуникативная | Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами. |
Трудовая | Совместные действия. Дежурство. Поручение. Задание. |
Познавательноисследовательская
| Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Игры с правилами. |
Продуктивная
| Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. |
Музыкально - художественная
| Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактическая игра. |
Чтение | Чтение. Обсуждение. Разучивание. |
Двигательная | Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения. Соревнования. |
Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе:
- совместной деятельности взрослого и детей;
- самостоятельной деятельности детей;
- при организации взаимодействия с семьей.
Образовательный процесс основывается на комплексно - тематическом принципе построения, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенный период становится объединяющей.
3.1. Содержание педагогической деятельности по направлениям развития детей
Направление «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Осуществляется через интеграцию образовательных областей в разных видах деятельности.
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Тематическое планирование по игровой деятельность
Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Дидактические игры Театрализованные игры | Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу | |
Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру. |
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формировать представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия для формирования дружелюбия. Развивать умение детей общаться спокойно, без крика. |
Образ Я. Формировать начальные представления о человеке, первичные гендерные представления. Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи. Детский сад. Знакомить с традициями детского сада. Родная страна. Дать представления о родной стране, о родной культуре. | |
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости к бабушке», «Детский сад», «Я-воспитатель» Дидактические игры: «Чего не хватает?», «Времена года» , «Чей домик?», «Чей малыш?», «Одень куклу», Подвижные игры: «Воробушки», «Бегите ко мне», «Кот и мыши», «Птички в гнездышках», Игра-драматизация по сказке «Колобок», «Теремок». Инсценировка сказки «Три медведя» | Беседа «Кривляки, хвастунишки и дразнилки» Дидактическая игра «Наши эмоции» Игры: «Плакать не надо» | Беседа «Что мы знаем о своем садике?» Дидактическая игра «Сложи узор»
|
Сюжетно-ролевая игра «День рождения», «Семья», «Магазин игрушек». Дидактические игры: «Чье это место?» «Найди что лишнее», «Из каких мы сказок?» Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Пчелы и медвежата», «Шалтай-Балтай». Инсценировка сказки «Репка» Кукольный театр «Колобок» (русская народная сказка) Инсценировка сказки «Лиса и заяц» | Беседа «Мои любимые воспитатели» Дидактическая игра «Профессии в детском саду» Беседа «Поговорим о милосердии» | Беседа «Я мальчик, а ты девочка»
| |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Мы идем в театр». Дидактические игры «Одежда», «Найди пару», «Спорт», «Что в корзинке?», «Найди пару». Подвижные игры: «Передай другому», «Курочка и цыплята», «Цветные автомобили», «Листопад». Кукольный театр «Кошкин дом» Инсценировка по сказке «Лиса и заяц». Театр игрушек «Телефон» К.И.Чуковский | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в цирк» Беседа «Учимся справляться с гневом». Игры по теме «Гнев» Составление рассказа «Мои друзья» | Работа с родителями «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка»
Беседа «Моя семья» | |
Сюжетно-ролевая игра «Я-шофер», «Мы идем в гости», «Больница». Дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Отгадай о ком говорится», «Чудесный мешочек», «Одень куклу». Подвижные игры: «На улице», «Беги к тому, что назову», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик». Инсценировка сказки «Рукавичка» Пальчиковый театр «Теремок» | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр» Беседа «Жадность» Беседа «Поговорим о доброте» Игры по теме «Радость» | Беседа «Такие разные и такие похожие» Подвижная игра «Курочка-хохлатка»
| |
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Строительство» Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Истории в картинках», «Времена года», «Чей, чья, чьѐ?», «Цвета». Подвижные игры: «Бегите к флажку», «Лиса и зайцы», «Поезд», «Хищник-добыча», «Шалтай - болтай».. Театр настольный «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки «Колобок» | Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес». Беседа «Шаловливые игры» Игра-ситуация «Ссора» Игры по теме «Страх» | Беседа «Зачем нужны правила?»
|
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Поликлиника», «Сервируем стол», «Кукла заболела». Дидактические игры: «Собери картинку», «Музыкальные инструменты», «Один-много», «Что кому надо для работы». Подвижные игры: «Перебежки», «Солнышко и дождик», «Охотники и звери», «Цветные автомобили». Кукольный театр «Три медведя» Театр игрушек «Лиса и петух» (русская народная сказка» | Беседа «Злой язычок» Беседа «Чувства одинокого человека» Игры по теме: «Давайте жить дружно». | Беседа «Насколько я ответственный?» Дидактическая игра «Укрась фартук узором» Дидактическая игра «Защитники Отечества» | |
Сюжетно-ролевая игра «Моя семья», «Парикмахерская», «Детский сад». Дидактические игры: «Времена года», «Кто важнее?». «Таня умывается», «Кто веселее?», «Угадай, что спрятано», «Домино». Подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Ловишки», «Птички и кот», «Догони мяч», «Самолеты». Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». Театр игрушек «Маша и медведь» (русская народная игра) | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» Игры по теме « Мальчики и девочки» Беседа «Мои лучшие друзья»
| Дидактическая игра «Семья» Беседа «Международный день 8 марта» Подвижная игра «Скок-перескок» | |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Зоопарк» , «Делаем покупки», «Веселый автобус». Дидактические игры: «Подбери картинку», «Истории в картинках», «Волшебный коврик», «Дополни узор». Подвижные игры: «Курочкахохлатка», «Светофор», «Цветные автомобили», «Пузырь», «Кот и мыши». Драматизация сказки «Заюшкина избушка» Театр игрушек «Хитрая лиса» Кукольный театр «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) | Игра-ситуация «Болезнь куклы» Дидактическая игра «Профессии» Беседа по теме «Давайте жить дружно»
| Малые формы фольклора: загадки, пословицы… Беседа «Я знаю, как зовут членов моей семьи» | |
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Путешествие», «День рождения Степашки», «Зоопарк». Дидактические игры: «Лотоживотные». «Когда это бывает?», «Помоги малышам», «Предметы и контуры», «Волшебная мозаика». Подвижные игры: «Птицы и лиса», «Солнышко и дождь», «У медведя во бору», «Поезд», «Самолеты». Кукольный театр «Смоляной бычок» (русская народная сказка) Драматизация сказки «Снегурочка» (русская народная сказка) Инсценировка сказки «Курочка ряба» | Сюжетно-ролевая игра «Явоспитатель». Беседа «Добрые и злые поступки» Игра-ситуация «Дружные соседи» Игры по теме: «Наши эмоции»
| Русский фольклор «Солнышко, появись». Беседа «Профессии в детском саду» Беседа «Моя фамилия»
|
Направление «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Методическое обеспечение
- Гризик Т. И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Мир природы и мир человека.
Месяц | Тема |
Сентябрь | 1.Как я провел лето |
2.Знакомство с группой | |
3.Знакомство с участком группы | |
4.Наша группа, наш участок | |
Октябрь | 1.Рыбы |
2.Аквариум | |
3.Создание аквариума | |
4.Кто-кто в домике водяном живет? | |
Ноябрь | 1.Экскурсия в прачечную |
2.Предметы вокруг нас. Игрушки | |
3.Новая игрушка | |
4.Подарки осени | |
Декабрь | 1.Птицы зимой |
2.Изготовление кормушек | |
3.Экскурсия в методический кабинет | |
4.Предметы вокруг нас. Посуда | |
Январь | 1.Наш новый зеленый друг |
2.Предметы вокруг нас. Мебель | |
Февраль | 1.Экскурсия на кухню |
2.Предметы вокруг нас | |
3.Предметы вокруг нас | |
4.Подарки зимы | |
Март | 1.Экскурсия «Поздравление женщин-сотрудниц детского сада» |
2.Предметы вокруг нас. Инструменты | |
3.Предметы вокруг нас. Помощники шитья | |
4.Экскурсия в методический кабинет (Картины) | |
Апрель | 1.Предметы вокруг нас. Одежда |
2.Помоги зеленым друзьям | |
3.Пересадка комнатных растений | |
4.Экскурсия (по выбору детей) | |
Май | 1.Экскурсия по участкам детского сада |
2.Подарки весны | |
3.Что подарит нам лето | |
4.Вот какие мы большие |
Познавательно-исследовательская деятельность
(Формирование элементарных математических представлений)
Методическое обеспечение
- Соловьѐва Е. В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет:
методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2010.
Месяц | Тема |
Сентябрь | Диагностика |
Октябрь | Цвет. Город цветных человечков. Красный. |
Цвет. Город цветных человечков. Желтый. | |
Цвет. Город цветных человечков. Синий. | |
Цвет. Три клумбы (букета). | |
Ноябрь | Величина. Гусенички. Длинный – короткий. |
Величина. Большой – маленький. | |
Величина. Высокий – низкий. | |
Сериация. Елочки. | |
Декабрь | Форма. Снеговик. |
Форма: цилиндр, конус. | |
Счет до 5. Счет наизусть до 5. | |
Счет до 5. Золушкины помощники. | |
Январь | Счет до 5. Поможем украсить варежки. |
Свойства. Что плавает, а что тонет. | |
Февраль | Свойства. Что растворяется в воде? |
Свойства. Что притягивает магнит? | |
Демонстрационный опыт №1: смешение красок основных цветов. | |
Классификация по одному признаку. Три букета для мамы. | |
Март | Классификация. Дикие и домашние животные (коллективная аппликация). |
Классификация. Транспорт (коллективная аппликация) | |
Классификация. Овощи и фрукты (коллективная аппликация) | |
Последовательность. Что сначала, что потом. | |
Апрель | Последовательность. Линейный узор. |
Демонстрационный опыт №2: смешение красок основных цветов с белой. | |
Счет до 5. | |
Повторение пройденных тем | |
Май | Диагностика |
Направление «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методическое обеспечение
- Доронова Т. Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
- Гербова В. В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2003. 3. Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2002.
- Гербова В. В. Говорим правильно. Слушаем и беседуем. Пособие для детей 3-4 лет. - М.: Просвещение, 2014.
Месяц | Тема |
Сентябрь | Диагностика |
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь | 1. Звуковая культура речи: звук [и] 2.Помогаем Эле выбрать одежду и обувь
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май | Диагностика |
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Продуктивная деятельность
Методическое обеспечение
- Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М., 1999.
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Месяц | Рисование |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май | Диагностика
|
Месяц | Конструирование/ручной труд |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Месяц | Лепка /аппликация |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май | Диагностика
|
4.Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Реализация образовательных целей и задач программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогом карт развития. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выступают в качестве ориентиров, на которые педагог опирается во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, которые выделены в качестве показателей их оценки, оцениваются педагогом количественно в зависимости от его возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой они проявляются. На основе полученной оценки можно судить не только о соответствии развития характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, но и зоне его ближайшего развития, если приводимые в картах возможности устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.
При возникновении сомнений в оценивании проводится дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.
Карты развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.
Применение данного метода при оценке становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса. Карта развития как диагностический инструмент дает возможность одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.
Периодичность проведения оценки развития основных (ключевых) характеристик позволяет оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса. Неизменяющийся характер развития основных (ключевых) характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач педагогического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Участие ребѐнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.
В качестве показателей оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста.
Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
5. Перспективный план по взаимодействию с родителями.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неѐ определенное влияние.
Первым важным шагом к решению данного вопроса является работа с родителями с момента поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
Подписывая договор с детским садом, в котором обозначены права и обязанности родителей, последние признают юридическое право детского сада на взаимодействие с ними по вопросам здоровья, воспитания и развития детей.
В основу реализации работы с семьей в нашем детском саду заложены следующие принципы:
- Партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
- Единое понимание педагогами и родителями целей и задач
воспитания и обучения;
- Помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
- Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и итоговых результатов.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
- Изучение семьи с помощью анкеты;
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- Просвещение родителей в области педагогики и детской
психологии;
- Работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей (консультации по вопросам воспитания, обучения и оздоровления дошкольников);
- Создание условий для ситуативно-делового, личностно-
ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику, походу, разработке общего проекта и другое).
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
(оформление фотовыставки с краткой информацией»
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год (по программе "Детство")
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год(по программе "Детство")...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей подготовительной группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильев...
Рабочая программа Образовательной деятельности для детей младшего возраста группы №3 «Пчёлка Майя» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой ,Т.С.
Аннотация к рабочей программе младшей группы.Рабочая программа младшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №3 «Со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА».Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошк...