Методические рекомендации к программе "Добрый мир"
методическая разработка (старшая группа)
Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rek_.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к парциальной программеЛ.Л. Шевченко "Добрый мир"
Шундикова Е.А.
В программе Л.Л. Шевченко "Добрый мир" собран богатейший материал,который сейчас я с удовольствием использую в работе, разрабатывая и организуя занятия и мероприятия по данной программе.
Кроме того, при планировании своей работы я использую стихи собственного сочинения, делюсь сегодня с вами и буду рада, если кто-то воспользуется моими стихами и в своей работе.
______________________________________________________________
Работая по первой книге программы "Добрый мир" "Прогулки по Дням Творения" я рассказывала детям о том, что сотворил Бог в День первый (Свет. День. Ночь), прогулка вторая рассказывает о сотворении Неба, Третья-Земли, Воды и Растений, 4-"Солнце. Луна. Звёзды", 5-"Птицы. Рыбы. Насекомые" ,6 - "Человек".
И подводя итог этим прогулкам, (или же на одном из этих занятий) можно прочитать такое стихотворение:
(оговорюсь-стихи могут читать и воспитатели, и дети, и их родители)
Солнце
Когда посмотришь ночью в небо,
Увидишь много ярких звёзд.
Из них-созвездий очень много,
Кометы видим яркий хвост.
Звёзд на небе очень много,
Но только главная-одна!
Землю нашу согревает,
Ближе всех к Земле она.
Звезду мы называем Солнцем,
она нужна нам всем всегда
Когда глядит она в оконце,
В дома приходит теплота.
Всё на Земле и всё на небе
Идёт всегда за Солнцем вслед:
Цветы,деревья,птицы, звери,
Живёт под Солнцем Человек,
И все вращаются планеты,-
За Солнцем движутся они.
Оно главнее всех на свете,
Ведь с ним теплее наши дни!
После чтения стихотворения обязательно сравниваю Солнце с Богом, без которого никто и ничто на Земле прожить не может, что Бог-есть Свет и Любовь.
______________________________________________________________
Обращаясь к православному празднику Покров Пресвятой Богородицы, как не вкрапить в мероприятие стихи о любимой Маме
Любимой Мамочке
-Самая красивая на свете
Милая,любимая, родная,
Добрая,весёлая, как дети,
Вечно молодая-моя Мама!
Нежные и ласковые руки…
Хрупкие,выносливые плечи..
Нет дороже и верней подруги:
С нею поделись ,- и станет легче!
С мамой жизнь становится прекрасней,
Солнце светит ярче и светлее.
Ничего не скажет понапрасну,
Ведь на свете нет её мудрее!
Мамин голос, словно голос мая,
Словно вешний ручеек журчит…
Нежность,доброта, любовь большая-
Целый мир в её словах звучит!
За тепло и доброту без края
Я тебе дарю любовь свою!
Всем ТЕБЕ обязана, родная,
И за всё тебя благодарю!
________________________________________________________
В течение этого учебного года я учила детей быть добрыми, отзывчивыми и никогда, ни при каких обстоятельствах не унывать.
На эту тему есть тоже небольшое, но содержательное стихотворение:
.......................
Никогда, друзья, не унывайте,
Грусти в жизни повод не давайте.
Помогайте тем, кто в помощи нуждается,
Ведь добро к нам непременно возвращается.
Улыбайтесь солнцу,ливню, ветру
И не верьте никаким приметам.
Не ходите никогда печальными,-
Жизнь так хороша! Необычайно!
Не ходите никогда угрюмыми,-
Всё намного лучше,чем мы думаем.
На примере русских богатырей воспитываю патриотизм, чувство любви к Родине-России.
И ка настоящий подвиг русских богатырей- Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Следующие стихи уже опробированы на мероприятии, посвящённом Дню Победы,(их читали мальчики, растрогав зрителей) а в настоящее время-более, чем актуальны,-грядёт юбилейный День победы.
Стихи к Дню Победы:
1) Я хочу, чтоб пели птицы,
Чтоб сверкали лишь зарницы,
Чтоб гремел и там, и тут
В небе праздничный салют!
Чтобы в жизни никогда
Не подкралась к нам беда!
2) Все мои прадедушки
Были на войне,
Только вот увидеть
Не пришлось их мне.
Фильмы все пересмотрю,
Книжки прочитаю,
И о страшной той войне
Всё я сам узнаю!
Я врагов не допущу
До земли родной,
Чтоб не встретился никто
Никогда с войной!
________________________________________________________
Особое внимание, большое количество мероприятий посвящено празднику Пасхи.
О победе жизни над смертью рассказываю на занятиях, с любовью поём, лепим, клеим и рисуем, участвуем в конкурсах в эти предпраздничные и праздничные дни.И всё,что сделано руками детей и их родителей, конечно, прекрасно.
(Закончим стихотворение вместе)
Пасха
Солнце по-особому в этот день сияет,-
Переливом радостным нас с утра встречает,
Нас оповещает Солнышко с небес,
Что Христос из мертвых в этот день воскрес!
Радостными лицами улица полна!
Самый лучший праздник дарит нам весна!
Люди улыбаются, поздравляют всех
И желают жизни долгих-долгих лет!
И я родным и близким буду благ желать,
С Воскресеньем Светлым всех их поздравлять!
В каждом доме, знаю, добрым словом встретят
И одно и то же мне везде ответят.
Радостнее этих слов нет на целом свете:
-" Христос Восресе!"-
-" Воистину Воскресе!"
Одной из важнейших государственных задач современности является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями исконно русской православной культуры.
Понимание того, что без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, высказывается на высоком государственном уровне.
Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Внашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, патриотизме, представления о человеке в целом.
В общеобразовательных школах уже введён предметный модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)(с 1 сентября 2012 г. по поручению экс-президента РФ Д. А. Медведев).
Но,считаю, начинать какое-либо воспитание необходимо еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде идет активное накопление нравственного опыта, активного познания мира и человеческих отношений, происходит обращение к духовной жизни. Ведь «в эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем».
К сожалению, в раннем детстве воспитание-это лишь подготовка к учебе в школе, что является ошибкой взрослых-родителей учителей.
Мне очень повезло- в июне 2014 года я прослушала самые первые курсы по православию, организованные на базе Ульяновского ИПК ПРО "Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении". На курсах нас познакомили с содержанием учебно-методического комплекта Людмилы Леонидовны Шевченко "Добрый мир"; мы прослушали лекции о православной духовной культуре, традициях жизни России; Отечественных традициях духовно-нравственного воспитания в семье.
Программа представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью, тем самым обеспечивая достижение духовно-нравственного развития детей, их готовность к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России», а также преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования (программа является вводной частью авторской общей программы «Православная культура для 1–11 классов»). Отбор содержания программы произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
По замыслу автораЛюдмилы Леонидовны Шевченко, в программе «Добрый мир» сохраняется культурологический подход изложения религиозной культуры, она носит культурологический развивающий творческо-игровой проективный характер — маршрут духовного краеведения. Введение же ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания, невыполнимая в системе светского образования.
Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет).Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Основными содержательными компонентами программы для дошкольников являются знания о религиозной культуре как о добром, красивом мире творений Божиих; о нормах устроения отношений в мире как системедуховно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы; о ценностях жизни христиан, отразившихся в традициях православных праздников.
Соответственно построено и содержание учебников. В книге 1 «Прогулки по дням творения» рассказывается о сотворении мира, проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Пособие является базовым в освоении главных понятий православной культуры, которые будут углубляться в следующих книгах. В книге 2 «Хорошо — плохо» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни — послушание, трудолюбие, любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определяется как зло. В книге 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» углубляется этическая тема, показываются примеры благочестивой жизни — того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан. Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники» рассказывает о счастье жизни христиан, о христианской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова, Дне ангела как основании и завершении пути Божественного спасения человека.
По замыслу автора, в программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольника формы совместной с воспитателем групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.). Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной..
В МДОУ Выровский детский сад «Колосок» Майнского района работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию организована с сентября 2014 г. и проводится в рамках организованной образовательной деятельности (ООД) как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по образовательным областям «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация. Развитие речи. Общение», «Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество», «Социально-личностное развитие. Социализация» и др. (4 раза в неделю)
Анализируя начатую работу по данной программе, можно отметить, что у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы на занятиях формировались культурологические знания и представления о смысле праздников Рождества Христова, Пасхи, Дня ангела;
базовые моральные чувства, такие как умениевидеть и воспринимать красоту окружающего мира как гармоничного, красивого творения Божия;
различать добрые дела и плохие поступки; находить хорошие качества в друге; различать в себе добро и зло (выделять в себе недолжное);
видеть и понимать действия и последствия послушания-непослушания; иметь представления о дружбе, трудолюбии и лени, щедрости и жадности, милосердия и заботы о ближнем; иметь представление о действии прощения,
гнева-кротости, скромности-хвастливости, честности и воровства; видеть действия и последствия правды и лжи.
В течение учебного с детьми проводились конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Зимняя фантазия», Мастер-класс детских поделок (совместно с родителями) «Ангелочки», занятия «Покров Пресвятой Богородицы», беседа «Мир встречает Рождество», «День Ангела», «Широкая Масленица», «Светлая Пасха»;половина воспитанников и трое работников нашего ДОУ приняли участие в Межрегиональном конкурсе «Пасха радость нам несёт», организованном Арскими Храмами Ульяновской области, одна из воспитанниц в этом конкурсе заняла 2 место в номинации декоративно-прикладное творчество.
конкурсы чтецов «Моя страна — моя Россия», «Мир встречает Рождество»; праздники и досуги: «Зимние забавы», «Рождественские колядки», «Крещенские посиделки», «Пасхальная сказка», «Масленичные гуляния»; на районном уровне — конкурсы детского творчества.
Несмотря на существующие трудности, с Божьей помощью работа в данном направлении продолжает развиваться.
В планах- поездки в храмы С.Ляховка, Арские храмы (в нашем селе нет храма)
Для разработкиучебно-тематического планирования, планов-конспектов занятий, анкет-опросников на курсах я получила помощь от коллег, которые уже ведут работу в данном направлении. Со многими мы общаемся через сеть интернет.
А я сегодня я хочу поделиться стихами собственного сочинения, выдержками из них, которые использую при планировании своей работы по программе «Добрый мир».
Работая по первой книге программы "Добрый мир" "Прогулки по Дням Творения" я рассказывала детям о том, что сотворил Бог в День первый (Свет.День .Ночь), прогулка вторая рассказывает о сотворении Неба, Третья-Земли, Воды и Растений, 4-"Солнце. Луна.Звёзды", 5-"Птицы.Рыбы.Насекомые",6-"Человек".
И подводя итог этим прогулкам, (или же на одном из этих занятий) можно прочитать такое стихотворение:
(оговорюсь-стихи могут читать и воспитатели, и дети, и их родители)
Солнце
Когда посмотришь ночью в небо,
Увидишь много ярких звёзд.
Из них-созвездий очень много,
Кометы видим яркий хвост….
И все вращаются планеты,-
За Солнцем движутся они.
Оно главнее всех на свете,
Ведь с ним теплее наши дни!
После чтения стихотворения обязательно сравниваю Солнце с Богом, без которого никто и ничто на Земле прожить не может, что Бог-есть Свет и Любовь.
Обращаясь к православному празднику Покров Пресвятой Богородицы, как не вкрапить в мероприятие стихи о любимой Маме
-Самая красивая на свете
Милая,любимая, родная,
Добрая,весёлая, как дети,
Вечно молодая-моя Мама!...
За тепло и доброту без края
Я тебе дарю любовь свою!
Всем ТЕБЕ обязана, родная,
И за всё тебя благодарю!
В течение этого учебного года я учила детей быть добрыми, отзывчивыми и никогда, ни при каких обстоятельствах не унывать.
На эту тему есть тоже небольшое, но содержательное стихотворение:
.......................
Никогда, друзья, не унывайте,
Грусти в жизни повод не давайте.
Помогайте тем, кто в помощи нуждается,
Ведь добро к нам непременно возвращается.
Улыбайтесь солнцу,ливню, ветру
И не верьте никаким приметам.
Не ходите никогда печальными,-
Жизнь так хороша! Необычайно!
Не ходите никогда угрюмыми,-
Всё намного лучше,чем мы думаем.
На примере русских богатырей воспитываю патриотизм, чувство любви к Родине-России.
И ка настоящий подвиг русских богатырей- Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Следующие стихи уже опробированы на мероприятии, посвящённом Дню Победы,(их читали мальчики, растрогав зрителей) а в настоящее время-более, чем актуальны,-в этом году мы отметили юбилей Дня Победы.
Все мои прадедушки
Были на войне,
Только вот увидеть
Не пришлось их мне.
Фильмы все пересмотрю,
Книжки прочитаю,
И о страшной той войне
Всё я сам узнаю!
Я врагов не допущу
До земли родной,
Чтоб не встретился никто
Никогда с войной!
Особое внимание, большое количество мероприятий посвящено празднику Пасхи.
О победе жизни над смертью рассказываю на занятиях, с любовью поём, лепим, клеим и рисуем, участвуем в конкурсах в эти праздничные, юбилейные дни.И всё,что сделано руками детей и их родителей, конечно, прекрасно.
Пасха
Солнце по-особому в этот день сияет,-
Переливом радостным нас с утра встречает,
Нас оповещает Солнышко с небес,
Что Христос из мертвых в этот день воскрес!
Радостными лицами улица полна!
Самый лучший праздник дарит нам весна!
Люди улыбаются, поздравляют всех
И желают жизни долгих-долгих лет!
И я родным и близким буду благ желать,
С Воскресеньем Светлым всех их поздравлять!
В каждом доме, знаю, добрым словом встретят
И одно и то же мне везде ответят.
Радостнее этих слов нет на целом свете:
-" Христос Восресе!"-
-" Воистину Воскресе!"
Буду рада, если кто-то воспользуется моими стихами и в своей работе.
Cпасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...