Мастер-класс "Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Наблюдая за вновь поступившими детьми в период их адаптации к условиям группы, мы отмечаем, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Чтобы облегчить и ускорить адаптацию воспитатель использует разнообразные методы и приемы. Коммуникативные игры - незаменимый помощник в адаптационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Скрипченко Наталья Викторовна, старший воспитатель,
Мастер-класс на тему: «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста»
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей… »
Л.С. Выготский
Цель мастер-класса: обучение воспитателей играм, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игр по развитию коммуникативных навыков;
- вызвать у воспитателей интерес к играм, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников;
- обучить основным подходам к использованию коммуникативных игр;
- развивать творческую активность педагогического коллектива.
Наблюдая за вновь поступившими детьми в период их адаптации к условиям группы, мы отмечаем, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В детском саду встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимоотношения с ним не могут быть универсальными.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается. В игре ребенок раскрывает свои способности, свое отношение к миру, к окружающим людям. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, более внимательными и заботливыми по отношению к взрослым и сверстникам. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Для успешной социальной адаптации детей в дошкольном учреждении педагоги используют игры, развивающие коммуникативные навыки, умение слушать и слышать другого человека.
Именно коммуникативные игры помогут педагогу не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.
Практическая часть.
Игра «Снежный ком».
Эта игра хороша для знакомства, но может быть использована и в других случаях. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И так далее, по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой игре.
Игра «Ха – ха – ха! Хе – хе – хе!» (для детей с 4 лет)
Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения.
Дети стоят в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает:
- 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха»
- 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо»
- 3 раза прикасается к левому колену, произнося «хи – хи – хи»
- 3 раза прикасается к правому колену, произнося «хе – хе – хе»
Затем все движения повторяются в более быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу. Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее «хе», детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле.
Игра «Поменяйтесь местами» (для детей с 5 лет)
Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.
Участники садятся (встают) в круг, в центре которого стоит педагог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т.п.)», — и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?» Затем делают вывод, что у всех есть много общего.
Игра «Коробка добрых поступков»
Цель: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Описание игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Игра «Конкурс хвастунов»
Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.
Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос - но нам важно мнение ребенка)!
Игра «Дотронься до...».
Ведущий предлагает: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Игра «Часы с кукушкой»
Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.
Несколько циферблатов рисуются на асфальте или обозначаются на полу. Педагог делит группу на подгруппы по четыре человека, затем говорит: «Все вы знаете, что такое часы, и часто ими пользуетесь, не задумываясь, как они действуют. А ведь это - целый мир. Кроме кукушки в нем живут маленькие человечки, которые двигают стрелки. Самый маленький и быстрый двигает секундную стрелку, другой, что побольше и помедленней, - минутную, а самый большой и медленный управляет часовой стрелкой.
Давайте поиграем в часы. Распределите между собой роли, пусть кто-то будет стрелками, а кто-то - кукушкой. Потом у вас будет возможность поменяться ролями. Помните, что минутная стрелка может сделать один шаг лишь после того, как секундная пробежала целый круг. Часовая стрелка движется очень медленно, а кукушка может куковать только тогда, когда минутная стрелка достигнет цифры 12». Педагог подходит к каждой группе, помогает распределить роли, называет каждой из групп свое время. Игра заканчивается тогда, когда часовая стрелка подойдет к своей цифре и прокукует кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к этому часу (например, 11.55; 16.53; 18.56 и т. д.). Затем дети меняются ролями.
Игра «Покажи пальцем» (для детей с 5 лет)
Цель: реализация обратной связи в группе.
Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, сточки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто особенно много шутил. Того, кто помог вам сегодня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста
Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Практический материал для студентов специальности "Дошкольное образование"
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста...

Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».
Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....

Малые Олимпийские игры для детей дошкольного возраста «Весенние игры» прошли в детском саду 9 апреля 2021 года
В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к Олимпийским играм, создания условий для сопричастности детей к важнейшим событиям и спортивной жизни Красногорска. Провели ма...