Практикум для родителей «Педагогическое значение развивающих игр и руководство ими»
методическая разработка (старшая группа)

Практикум для  родителей

«Педагогическое значение развивающих игр и руководство ими»

Цель практикума:

Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими в домашних условиях.

Рассказать родителям о ведущей деятельности детей дошкольного возраста- игре, о ее роли во всестороннем развитии и воспитании ребенка при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.

 

Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является основным видом деятельности, она имеет особое значение во всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для  родителей

«Педагогическое значение развивающих игр и руководство ими»

Цель практикума:

Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими в домашних условиях.

Рассказать родителям о ведущей деятельности детей дошкольного возраста- игре, о ее роли во всестороннем развитии и воспитании ребенка при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.

Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра является основным видом деятельности, она имеет особое значение во всестороннем развитии и воспитании при целенаправленном и умелом руководстве взрослого.

Плакат :  «Игра имеет важное значение в жизни ребенка...

            Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

                                                             А. С. Макаренко.

Выставка пособий и детских работ.

Перед началом практикума предлагаю пришедшим родителям познакомиться с дидактическими материалами, способствующими развитию всех психических процессов у детей с задержкой психического развития.

1. Психологический тренинг «Приветствие»

Родители и педагог встают в круг. Воспитатель касается открытыми ладонями ладоней стоящего рядом, при этом называя свое имя. Таким образом, все стоящие в круге родители имеют возможность друг с другом познакомиться.

2. Выступление  педагога-психолога (учителя - дефектолога).

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. Антон Семенович Макаренко писал :  «Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

 В системе обучения -обучения через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

Но все дети разные, семьи разные, условия воспитания  и  развития разные. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития ребенка. Важнее, как ребенок умеет  пользоваться приобретенными знаниями, применяя их на практике, сразу ли он запомнил предъявленный  материал, насколько прочно запомнил, как долго сохранил полученные знания.

Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь).  

Если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Вот почему мы хотели бы заострить ваше внимание на этой проблеме.

От  вас, уважаемые родители, требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в  ваших добрых и заботливых  руках, ключ в организации воспитания, развития и обучения вашего ребенка.

Мы предлагаем в течение этого учебного года провести с вами цикл встреч, во время которых мы познакомим вас с развивающими играми для детей. Эти игры направлены на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии, в частности с таким диагнозом, как у всех ребят нашей группы- с задержкой психического развития. Сегодня наша первая встреча, на которой пойдет речь о развитии  внимания  и памяти у детей 4- 5 лет с задержкой психического развития.

3. Физминутка для родителей.

Педагог: -Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Заодно проверим ваше внимание. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - стоите молча.

 А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы, которые не соответствуют словесному сигналу.

Давайте поиграем.

-Молодцы, все в основном были очень внимательны и практически не ошибались, можно сказать, что зрительное и слуховое внимание у всех вас развито в норме.

-Сейчас мы поговорим с вами о развивающих играх. Уже само название

« развивающие»  что- то  говорит вам  о целях и задачах применения этих игр в обучении дошкольников?

( Диалог с родителями)

4. «Развивающие игры»

«Внимание»

Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой - либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью, мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Рассмотрим такие виды  внимания как  слуховое, зрительное.

Как вы определите, что такое слуховое внимание? Зрительное? Тактильное? Правильно,  ухом- услышали, глазом- увидели.

У каждого из нас, в том числе и у детей, существуют параметры любого психического процесса, которые  надо развивать.

Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет -три объекта).

Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.

Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.

Итак, давайте поиграем в игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.

                 

«Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается)  или картинки,  ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

Подобным образом можно провести  игру : « Чего не стало?»

Цель такой игры- развивать внимание.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать умение  концентрировать , распределять внимание.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Подобные задания я регулярно даю вашим детям, такие задания мы выполняем на индивидуальных занятиях, на коллективных- по развитию графических навыков.

На каждом занятии, чтобы дети смогли поменять  позу, расслабить уставшие мышцы, мы проводим физкультминутки, примерно вот такие:

5. Физминутка для родителей «Буратино»

                Буратино потянулся - раз нагнулся, два нагнулся,

                Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.

               Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

                (родители выполняют движения по образцу педагога).

А теперь поговорим с вами немного о таком психическом процессе, как память.

«Память»

Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако, большую половину узнанного забывает. Люди мирятся с этим, считая что «хорошая память либо есть, либо ее нет. И тут уж ничего не поделаешь». Но, оказывается, что это совсем не так.

Память - один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти: зрительная( долговременная и кратковременная), слуховая, образная, смысловая.

На каждом из видов памяти мы с вами остановимся, проводя  развивающие игры.

Таким образом, память это фундамент развития человека в целом, и если у ребенка с нарушениями в развитии есть отклонения в процессах памяти, наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.

Мы предлагаем для вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

- Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал

- девочка плачет

- папа читает

- мама готовит

- бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»

- «Что изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй такой же предмет»

- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось с вами  поиграть, не надо приглашать его заниматься,  не надо  навязывать ему свои желания и  превращать игру в скучный урок.

Внимание и память можно и необходимо развивать, вместе с тем необходимо учитывать, что нарушения этих психических процессов может быть связано с особенностями функционирования нервной системы ребенка (гиперактивность и др.) , с его общим физическим состоянием.

Развивающие игры и упражнения- одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра- основной вид деятельности детей. Таким образом проводя развивающие игры мы решаем сразу две задачи: одна из них- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок. Для нас, взрослых, важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Мы всегда стремимся к тому, чтобы ребенок,  усвоив программный материал,  достигал игровую цель.

Развивающие игры- игры обучающие, проводятся они в нашей группе на групповых занятиях, на индивидуальных как учителем- дефектологом, так и воспитателями.

В таких играх создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность  самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен.

Ребенку с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Именно игра помогает обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении у ребенка эмоционально- положительного отношения к заданию.

Такие  развивающие, обучающие игры мы   называем дидактическими.

Хочется сказать  самое главное, что  любые игровые взаимоотношения ребенка с взрослым сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша с вами  задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, так и дома.

Пусть  дидактическая игра в коррекционно- обучающем процессе сделает  его эмоциональным, действенным и позволяет ребенку получать и накапливать собственный опыт.

Скажу пару слов о пальчиковых играх, которые позволяют развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму. Не зря  Сухомлинский писал, что « ум находится на кончиках пальцев ребенка»,  а всем давно хорошо  известно, что «пальцы учат говорить».

               

В пальчиковые игры ребята очень любят играть, огорчаются, когда пальцы не слушаются. Все подборки игр  для развития мелкой моторики у вас есть в печатном варианте, и я знаю, что многие из вас с детьми в эти игры играют, поскольку это сразу видно по детским рукам: после домашних упражнений пальцы становятся более послушными, крепкими, дети увереннее держат карандаш, кисточку; на занятиях по лепке вылепленные формы становятся более

ровными, гладкими.

Для того, чтобы поиграть с ребенком с пальчиками, не нужно каких-либо дорогостоящих игрушек и предметов: пробки от пластиковых бутылок

( закручивать их и откручивать, нанизывать на леску), застежки- молнии, шнуровки, бантики, шпингалеты, выключатели, кнопочные телефоны, пластмассовые колючие шарики, коробочки из- под киндер-сюрпризов и многое другое, что можно найти в любой доме.

С помощью счетных палочек можно построить домик(соединить вместе треугольник и квадрат), здесь можно решить сразу массу задач: а) развитие мелкой моторики руки, б)упражнения на закрепление цвета, в)закрепление знаний о геометрических фигурах, г) развитие речи (составление предложений из 2-3 слов, например: « Я строю домик», « Я взял зеленые палочки» и т.д.

Мы приглашаем в групповую комнату ребят , и сейчас вместе с вами поиграем в пальчиковые игры и покажем некоторые упражнения на развитие мелкой моторики. Но для начала вы проиграете со мной: с колючими шариками, порисуете пальцами  на манной крупе( на крышке коробки и на цветном подносе), покатаете в ладонях грецкие орехи, высохшие плоды каштана.  

                     

Сейчас вы будете играть вместе с вашими детьми, они покажут вам, как ловко они нанизывают на леску мелкие бусинки (колечки-бусинки нарезаны из корпуса фломастера, яркие, гладкие)

               

В конце практикума родителям предлагаем  заполнить отклик-анкету с вопросами:

  • Каково Ваше мнение о нашей встрече( нужно это вам, не нужно)________

_______________________________________________________________

  • Что вас заинтересовало?___________________________________________

_______________________________________________________________

  • Что разочаровало?________________________________________________

_______________________________________________________________

  • Какой раздаточный печатный материал Вы бы хотели получить от учителя- дефектолога? ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как Вы считаете, произошли ли положительные изменения в развитии Вашего ребенка?___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Является ли это результатом кропотливой работы учителя- дефектолога и воспитателей или же это  Ваша заслуга?_________________________________

____________________________________________________________________________________________

  • Что бы вы еще хотели узнать о детской деятельности в условиях работы компенсирующей группы ?___________________________________________

_________________________________________________________________

  • Ваши пожелания  учителю- дефектологу:__________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Ваши пожелания воспитателям группы____________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

                 Список использованной  литературы:

1.Артёмова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Москва «Просвещение» 1992 год.
2.БондаренкоА.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1991 год.

                     3.Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». Москва  2002год.

                     4.Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» Москва «Владос» 2001 год.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ранней педагогической помощи "Маленькие ступеньки" - практическое руководство для родителей

Программа Маленькие Ступеньки адресована родителям, это практическое руководство для занятий с ребенком в домашних условиях.  Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуально...

Семинар-практикум для воспитателей: « Значение логических игр при подготовке к школе».

На семинаре-практикуме идет  разговор на тему «Значение логических игр при подготовке к школе». От отношения окружающих взрослых к познавательной и игровой  активности ребенка, от того,...

Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"

Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...

Практикум "Педагогическое значение развивающих игр на развитие ВНИМАНИЯ и ПАМЯТИ и руководства ими"

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка...Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»А. С. Макаренко...

Семинар-практикум для родителей: «Значение речи во всестороннем развитии личности ребенка»

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.1 часть. «Совсем немного науки».Речь-форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:-...

Семинар - практикум по теме: "Значение, особенности и методика проведения утренней гимнастики.

Семинар - практикум по теме: "Значение, особенности и методика проведения утренней гимнастики....

Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников -   наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...