Рекомендации педагога-Монтессори для воспитателей по развитию познавательной активности и самостоятельности воспитанников группы.
методическая разработка (младшая группа)
Рекомендации педагога-Монтессори для воспитателей по развитию познавательной активности и самостоятельности воспитанников группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley_-_tablitsa_pustaya.docx | 15.2 КБ |
prilozhenie_no_1.docx | 12.2 КБ |
prilozhenie_no_2.docx | 15.34 КБ |
prilozhenie_no_3.docx | 21.9 КБ |
prilozhenie_no_4.docx | 14.93 КБ |
montessori-poryadok.docx | 18.44 КБ |
montessori-chuvstva.docx | 19.12 КБ |
etapy_razvitiya_detey_2019_god.docx | 30.26 КБ |
rekomendatsii_gruppa_3_-_aprel.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации Монтессори – педагога
по развитию познавательной активности и навыков самостоятельности
воспитанников группа № ___
Месяц год
Условные обозначения:
- отказывается
– кинестетическим методом (рукой ребенка)
+/– справляется с помощью
+ справляется самостоятельно
Ф.И ребёнка Дата рождения | Дата рожде-ния Возраст | Этапы развития | Проводимые мероприятия развития навыков самостоятельности | Дата / усвоение материала | Индивидуальный воспитатель | |
Освоенный этап | Ожидаемый этап | 1.Развивающий игровой материал, игровые упражнения 2. «Монтессори – порядок» (таблица №1) 3. «Монтессори – чувства» (таблица №2) | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Сенситивные периоды развития:
- развитие движений (от рождения до 6 лет)
* овладение своим телом
* интерес к предметам и разнообразным действиям с ними
* освоение тонкими движениями пальцев рук
- развитие речи (от рождения до 6 лет)
* до 2-х лет формирование предпосылок к пониманию
и развитию активной речи
* к 2-3 годам расширение словарного запаса и освоение
фразовой речи
- развитие сенсорики (от рождения до 5,5 лет) – чувственное восприятие
- развитие восприятия порядка (от рождения до 6 лет)
* в окружающем пространстве – положение вещей
* во времени – соблюдение определённого режима
* во взаимодействии с окружающим
- развитие руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6лет)
* интенсивное развитие мускулов пальцев рук (пик с 2,5 – 4 лет)
- развитие социального поведения (от 2,5 до 6 лет)
* формы поведение
* отношения со взрослыми и сверстниками
* освоение манер, этикета, проявление своего характера
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Этапы развития детей
по методике Монтессори
I этап – «Сосредотачиваюсь и слежу»
* Привлечение внимания к своему телу
II этап – «Вижу – трогаю»
* Развитие способности удерживать баланс, равновесие
(удержание позы), выстраивание моторных программ
III этап – «Освоение ползания. Свобода движений и действий»
* Дифференциализация представлений о собственном теле,
локализация сенсорных ощущений
IV этап – «Готовимся к первому шагу. Больше свободы и действий»
* Переход от точечной локализации к построению целостного
образа своего тела
* Формирование представления о непрерывности собственного
тела
V этап – «Помоги мне сделать это самому»
* Осознание представлений о собственном теле – символическое
представление о себе
* Освоение физического пространства
* Символическая игра (понарошку)
* Переживание сенсорных потребностей
VI этап – «Я сам»
* Игры, направленные на результат, умение ставить цель и
удерживать её
VI1 этап – «Давай я тебя научу сам»
*Берёт на себя роль учителя во время игр.
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Развивающий игровой материал, игровые упражнения
Возраст | Развивающий игровой материал, игровые упражнения |
I этап «Сосредотачиваюсь и слежу» | |
0-0,3 |
|
II этап «Вижу-трогаю» | |
0,3-0,6 |
|
III этап «Свобода движений и действий. Освоение ползания» | |
0,6-0,9 |
|
IV этап «Готовимся с первому могу. Больше свободы движений, действий» | |
0,9-1,0 |
|
V этап «Помоги мне сделать это самому» (Освоение пространства, символическая игра, изобразительная деятельность «понарошку») | |
1,0-1,3 |
|
1,3-1,6 |
|
1,6-2,0 |
|
VI этап «Я сам» (Игры направленные на результат, умение ставить цель и удерживать её) | |
2,0-2,6 |
|
2,6-3,0 |
|
3,0-4,0 |
|
Предварительный просмотр:
Приложение №4
«Принципы педагогической системы
М. Монтессори»
Принцип возрастной периодизации
Человек рождается на свет с уже организованной структурой «впитывающего разума», который развивается опосредованно. В период от рождения до 3-х лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного, он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких людей. Он хотел бы трогать предметы, которые видит и слышать, как называют их взрослые и хотел бы много и разнообразно двигаться.
М. Монтессори выделяла основные сенситивные периоды детства (см. приложение №1).
Принцип актуального и ближайшего развития
Специально-подготовленная среда детского сада Монтессори содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют 2 цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т.е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель, (неосознанная ребенком) работает на зону его ближайшего развития (термин Л. В. Выготского). В 20-х годах Лев Семенович Выготский объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развитие к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Он писал, что зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно и тем, на что он способен с помощью учителя.
Принцип свободной работы детей в специально-подготовленной среде
Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли М. Монтессори открыть «феномен поляризации внимании», из которого она делает вывод о свободном саморазвитии детей и способах организации их работы в специально-подготовленной среде. Создав развивающую среду, и, перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передает всю активность детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребенком независимости от взрослого. А независимость и самостоятельность – есть основа человеческого достоинства. М. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность и отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Человек не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия человека направлены к определенной цели и сопровождаются внутренней концентрацией. Направленным действиям надо учиться. Л.С. Выготский считал, что обучение идет впереди развития. А М. Монтессори требовала максимально строгих презентаций окружающих ребенка предметов. Фундаментальным для М. Монтессори является требование иметь в классе только один материал данного типа. Все же вместе они составляют десятки предметов несущих строго определенную функцию. Это материалы для освоения навыков жизненной практики, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи и письма, математического мышления. Все эти материалы помогают ребенку в освоении окружающего мира. Одним из важнейших свойств материалов Монтессори, с точки зрения современной психологии, является их ИЗОМОРФНОСТЬ. То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка.
Принцип разновозрастности детской группы
В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития - достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным брать на себя ответственность за свое поведение в определенных жизненных обстоятельствах. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, происходит ориентация на «зону его ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие с другими как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год - сильным, умным, справедливым. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные и направленные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела.
Предварительный просмотр:
Таблица №1 «Монтессори – порядок»
Цели и задачи периода ПОРЯДКА От 0 до 3 лет | Основные цели и задачи других сензитивных периодов в период ПОРЯДКА | ||
Движение | Речь | Микроклимат | |
1.Установление разумного режима купания, одевания, кормления, укачивания на сон, пробуждения, умывания, свободного общения (игр) с 0 до 1 года | *Начало развития системы «глаз – рука» - зрительно-моторной координации *Начало развития мелкой моторики пальцев рук при захвате игрушки и манипулировании ею | *Развитие слухового восприятия и сосредоточения, слуховой памяти и понимания общего смысла речи взрослого *Развитие гуления и лепета как форм собственной ответной речи и начала установления эмоционально-речевого контакта со взрослым | *Начало развития внимания к мелким предметам, их частям в процессе свободного манипулирования |
2.Обучение разным способам приёма пищи: питьё из чашки, еда ложкой и т.д С 6 мес до 1,5 года | *Развитие «культурного» хвата рукой приборов, посуды для зачерпывания, смешивания пищи и т.д *Развитие действий с игрушками в играх на тему приёма пищи | *Развитие умения выражать своё желание получить пищу *Развитие умения предложить пищу игрушке, озвучить её действия («ням-ням» и т.д) *Развитие умения выполнять разные речевые инструкции в процессе приёма пищи и игр на тему приёма пищи | *Начало развития интереса к еде как к объекту, имеющему различную консистенцию, структуру |
3.Обучение разным способам обработки и приготовления пищи: сортирование, вымешивание ингредиентов, перекладывание, переливание и т.д С 1 года до 3 лет | *Развитие захватов «щепоть» и «пинцет» при удерживании приборов, ингредиентов и работе с ними *Развитие умения выполнять отдельные бытовые действия-операции в определённом порядке (алгоритме) | *Развитие понимания и употребления в собственной речи слов, связанных с процессом обработки, приготовления и приёма пищи *Развитие умения употреблять обобщающие слова («еда», «пища», «овощи», «фрукты», «посуда», и т.д) *Развитие умения употреблять слова, обозначающие части кухонных приборов; *Развитие умения различать предметы посуды по их назначению | *Развитие умения пересыпать и перекладывать (сортировать) сыпучие продукты *Развивать умения измельчать продукты и наблюдение за ручным и механическим процессом измельчения продуктов |
4.Обучение разным водным процедурам С 1 года до 3 лет | *Развитие умения выполнять отдельные гигиенические действия-операции *Развитие умения выполнять гигиенические действия-операции в определённом порядке (алгоритме) *Развитие умения выполнять водяной и сухой массаж рук и тела | *Развитие понимания и употребления в собственной речи слов, связанных с приёмом водных процедур; *Развитие умения выполнять разные речевые инструкции в процессе выполнения водных процедур; *Развитие умения употреблять слова, обозначающие части предметов туалета (крышечка/колпачок у тюбика, зубья у расчёски, щетина у щётки и т.д) | *Развитие внимания к появлению мыльной пены и пузырей; *Развитие интереса к игре в воде с мелкими предметами, водяными игрушками |
Предварительный просмотр:
Таблица №2 «Монтессори – чувства»
Цели и задачи периода развития ЧУВСТВ | Основные цели и задачи других сензитивных периодов в период развития ЧУВСТВ | |||
Речь | Движение | Микромир | Культура | |
1.Удерживание зрительного сосредоточения на объекте от 0 до 6 месяцев | * Развитие речевого слуха слухового сосредоточения, понимания общего смысла речи взрослого * Развитие гуления и лепета как форм собственной ответной речи и начала установления эмоционально-речевого контакта со взрослым | * Развитие желания совершать движения рук в процессе рассматривания различных объектов * Начало развития системы «глаз-рука» - зрительно-моторной координации * Начало развития мелкой моторики пальцев рук при захвате игрушки и манипулировании ею | * Развитие внимания к небольшим предметам и их частям различных цветов и форм | * Развитие умения привлекать взрослого к своим играм, выражать свою радость от совместных игр с ним |
2.Изучение сенсорных свойств объектов, знакомство с эталонами цвета, разными формами и величинами от 6 мес до 1 года | * Развитие умения выполнять разные речевые инструкции и указания в процессе изучения сенсорных свойств разных объектов * Развитие «пассивного» сенсорного словаря – понимания слов, обозначающих цвет, форму и величину объектов | *Развитие захватов «щепоть» и «пинцет» при удерживании объектов и их частей *Развитие соотносящих действий (поднесение формы к отверстию, кисти к воде или бумаге, постановка кубика на кубик и т.д) | *Развитие умения разбирать игрушки на отдельные части (пирамидки, матрёшка) *Развитие интереса к игрушкам, содержащим мелкие части (встряхивание, складывание, вкладывание и пр.) | *Развитие умения привлекать взрослого к своим играм, выражать свою радость от совместных игр и их результата |
3.Определение различных цветов и оттенков, плоскостных и объёмных форм и градаций величин (узнавание, называние, различение) от 1 года до 3 лет | *Развитие активного сенсорного словаря – слов, обозначающих цвет и его оттенки, объёмные и плоскостные формы, градации величин *Развитие умения употреблять сравнительные характеристики при определении свойств предметов (красный, как помидорчик, круглый, как солнышко) *Развитие умения рассказывать о своих действиях, их последовательности *Развитие умения делать выводы по окончании обследования свойств объекта (шарик катится, а кубик не катится) | *Развитие «культурного» хвата рукой инструментов (кисти, карандаша) при работе с изобразительными материалами, смешивании и размешивании красок и т.д; *Развитие рисовальных движений при изображении и обводке объектов *Развитие соотносящих действий рук при сличении свойств объектов (прикладывание одного к другому, накладывание одного на другой) *Развитие умения катить предметы по ровной поверхности, устанавливать их на поверхности в определённом порядке | *Развитие умения разбирать игрушки на отдельные части и собирать их (пирамидки, матрёшка) *Развитие внимания к процессу изменения свойств частей разных объектов | *Развитие умения сотрудничать со взрослым в сюжетных, творческих и дидак-тических играх |
4.Обобщение знаний о цвете, форме и размерах в процессе экспериментирования и творческой деятельности от 3 до 6 лет | *Дальнейшее развитие активного сенсорного словаря – слов, обозначающих оттенки цветов, новые объёмные и плоскостные формы, их разновидности *Развитие умения употреблять сравнительные характеристики при определении свойств предметов (краснее, больше, длиннее) *Развитие умения употреблять образные слова и выражения при характеристике свойств *Развитие умения придумывать истории по заданному сюжету | *Дальнейшее развитие рисовальных движений при изображении и обводке объектов *Развитие соотносящих действий рук при сличении свойств объектов, их измерении | *Развитие умения составлять «целое» из отдельных частей (один цвет из других цветов, одну фигуру из других фигур и т.д) и наоборот – получать части из «целого» (разрезание фигуры на части и т.д) *Развитие умения определять части фигуры (стороны, вершины, углы) | *Развитие интереса к рассматриванию культурных образцов – произведений живописи, архитектуры с целью наблюдения за свойствами цвета, многообразием форм *Развитие желания декорировать жилище, украшать его. |
Предварительный просмотр:
Этапы развития детей раннего возраста по Монтессори
Возраст | Презентация Монтессори-материала | Развивающий игровой материал, игровые упражнения | |
I этап «Сосредотачиваюсь и слежу» | |||
0-0,3 |
|
| |
II этап «Вижу-трогаю» | |||
0,3-0,6 |
|
| |
III этап «Освоение ползания» | |||
0,6-0,9 |
|
| |
IV этап «Готовимся с первому могу. Больше свободы движений, действий» | |||
0,9-1,0 |
|
| |
V этап «Помоги мне сделать это» (Освоение пространства, символическая игра, изобразительная деятельность «понарошку») | |||
1,0-1,3 |
|
| |
1,3-1,6 |
|
| |
1,6-2,0 |
|
Игры с природным и сыпучим материалом
| |
VI этап «Я сам» (Игры, направленные на результат, умение ставить цель и удерживать её) | |||
2,0-2,6 |
| Материал для рисования (карандаши, фломастеры, краски, штампики)
| |
2,6-3,0 |
|
|
Предварительный просмотр:
Рекомендации Монтессори – педагога
по развитию познавательной активности и навыков самостоятельности
воспитанников группы №
месяц год
Подготовила педагог – Монтессори:
Цель: формирование желания учиться навыкам самостоятельности, умения концентрировать своё внимание,
соблюдения установленных правил поведения и общения.
Задачи:
1.Создать безопасную среду, отвечающую потребностям каждого ребёнка, с учётом возрастных ориентировок для
формирования навыков.
2.Стимулировать формирование потребности для развития самостоятельности.
3.Способствовать самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нём природой.
4.Обеспечить свободу движений и действий.
В графе «Усвоение» отмечаются условные обозначения:
- отказывается
– кинестетическим методом (рукой ребенка)
+/– с помощью
+ самостоятельно
Ф.И ребёнка Дата рождения | Возраст | Этапы развития | Проводимые мероприятия развития навыков самостоятельности | Дата проведения
Усвоение материала | Индивидуальный воспитатель | |
Освоенный этап | Ожидаемый этап | |||||
1.Эрик Е. 6.11.18 | 2.5 | 5 | 5 - 6 | Этап: «Помоги мне сделать это» освоение физического пространства, переживание сенсорных потребностей. Игровые упражнения: *«Нахождение мелких предметов в разных сыпучих материалах» *«Насыпаем -наливаем» *«Сними прищепки» *«Рыболов» *«Разложи по цвету» Монтессори – порядок: Обучение разным способам обработки и приготовления пищи: сортирование, вымешивание ингредиентов, перекладывание и переливание (движение, речь, микроклимат) Монтессори – чувства: Изучение сенсорных свойств объектов, знакомство с эталонами цвета, разными формами и величинами (речь, движение, микромир, культура) Навыки в бытовой деятельности: Есть аккуратно, пользоваться носовым платком, частично одеваться и раздеваться, контролировать физиологические отправления, знать место своим вещам, поддерживать порядок вместе со взрослым | Воспитатель: | |
2. Артем А. 4.01. 2019г.
| 2.3 | 4-5 | 5 | Этап: «Помоги мне сделать это» освоение физического пространства, переживание сенсорных потребностей. Игровые упражнения: * «Открыто-закрыто» * «Стаканчики-вкладыши» * «Коробки с крышками» (не завинчивающиеся) с набором шариков, мелких игрушек (не менее 3.2 мм. в диаметре). * «Пирамидки, матрешки, кубики, колпачки» * «Нахождение мелких предметов, спрятанных в разных сыпучих материалах Монтессори – порядок: Обучение разным способам приема пищи: питье из чашки, еда ложкой и т.д. (движение, речь, микроклимат) Монтессори – чувства: Изучение сенсорных свойств объектов, знакомство с эталонами цвета, разными формами и величинами (речь, движение, микромир, культура) Навыки в бытовой деятельности: Есть аккуратно, пользоваться носовым платком, контролировать физиологические отправления. Знать место своим вещам, поддерживать порядок вместе со взрослым. | Воспитатель: | |
3. Соня Г. 27.08.18г. | 2.8 | 5-6 | 6 | Этап «Помоги мне сделать это». Освоение физического пространства и переживание сенсорных потребностей. Игровые упражнения: * «Тонет- не тонет» * «Рыболов» * «Насыпаем - наливаем» * «Разложи по цвету» * «Волшебная губка» Монтессори – порядок: Обучение разным способам обработки и приготовления пищи: сортирование, вымешивание ингредиентов, перекладывание и переливание (движение, речь, микроклимат) Монтессори – чувства: Закрепление различных цветов и оттенков, плоскостных и объемных форм и граций величин – узнавание, называние, различение (речь, движение, микромир, культура) Навыки в бытовой деятельности: Самостоятельно одеваться – застегивать пуговицы, липучки; мыть руки, пользоваться по необходимости салфеткой, благодарить после еды без напоминания. Выполнять доступные действия в разных видах труда на правах соучастника, убирать на место свои игрушки, сервировать стол (ставить салфетки, раскладывать ложки), стирать вместе со взрослым кукольное белье, мыть игрушки. Повышать степень самостоятельности во всех видах деятельности | Воспитатель: | |
4. Денис Г. 18.11.2019г. | 1.5 | 4 | 4 - 5 | Этап: «Готовимся к первому шагу» - больше свободы действий и движений». Игровые упражнения: * «Заводные игрушки, куклы и мягкие игрушки» * «Игрушки - каталки» * «Коробки с крышками» (не завинчивающиеся) с набором шариков, мелких игрушек (не менее 3.2 мм. в диаметре)). * «Книжки - малышки» * «Пирамидки, матрешки, кубики, колпачки» * «Нахождение мелких предметов, спрятанных в разных сыпучих материалах» Монтессори – порядок: Обучение разным способам приема пищи: питье из чашки, еда ложкой и т.д. (движение, речь, микроклимат) Монтессори – чувства: Изучение сенсорных свойств объектов, знакомство с эталонами цвета, разными формами и величинами (речь, движение, микромир, культура) Навыки в бытовой деятельности: Пить уверенно из чашки, есть ложкой самостоятельно густую и жидкую пищу. Обращать внимание на грязные руки, лицо, нос. Посильно соучаствовать в процессе умывания одевания и т.п., проситься на горшок. | Воспитатель: | |
5. Артём С. | 0,9 | Адаптационный период | Воспитатель: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности в самостоятельной деятельности детей
познавательная активность детей развивается в процессе самостоятельной деятельности (в игре. в свободном рисовании, на прогулке)...
Развитие познавательной активности и самостоятельности детей в совместной деятельности взрослого и ребенка
Презентация на конкурс "Воспитатель года"...
Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста...
Доклад на тему: «Говорящая стена», как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
материал для педагогов...
Мастер - класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Говорящая стена, как современный метод развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников"
Цель мастер – класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании игрового пространства ДОУ.Задачи мастер-класса:Познакомить педагогов с технологией «Говорящ...
"Говорящая стена как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Статья, Говорящая стена как средство развития в современном мире....