«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Шапорева Марина Борисовна

«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

Трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых, мы формируем у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать посильную помощь. Организуя трудовую деятельность, мы обеспечиваем всестороннее развитие детей, помогаем им обрести уверенность в своих силах, формируем необходимые умения и навыки, воспитываем ответственность и самостоятельность.

Формы организации труда детей.

Поручение — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному

или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные

особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения

могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или

общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь

последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей

интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая

обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание

коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что

обеспечивает систематичность их участия в труде. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Коллективный труд

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

Виды трудовой деятельности.

Самообслуживание — это основной вид самостоятельной трудовой деятельности. Этот вид трудовой деятельности прежде всего жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка.

Дети моют руки по необходимости без напоминания, самостоятельно переодеваются (раздеваются), наводят порядок в кабинке, вешают свои вещи сушиться после прогулки.

При обучении самообслуживанию мы использовала алгоритмы: как правильно одеться на улицу, мыть руки, дежурство по столовой. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий.

Хозяйственно-бытовой труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка.

Для рациональной организации бытового труда мы использовали следующие направления: совместная деятельность детей и взрослых; показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения.

При планировании этого вида труда использовали формы работы: дежурство, коллективный труд, поручение.

Дети самостоятельно наводят порядок в групповой комнате с помощью взрослых протирают, моют игрушки, строительный материал.

Самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервируют стол, приводят его в порядок после еды.
Дежурные по занятиям раскладывают подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирают их, моют кисточки, розетки для красок, протирать столы.

В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых мы использовали иллюстрации различных профессий, рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, и т.д., показ слайдов на тему: «Труд людей»,

сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Парикмахерская», «Магазин» «Плотник» и другие.

Гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым. И с удовольствием помогали взрослым в уборке листвы и снега.

Ручной труд - этот вид труда развивает конструкторские навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Дети охотно включаются в работу по ручному труду, охотно делают поделки, открытки к праздникам.

Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития знаний. Приучая детей к уходу за растениями, мы старалась воспитывать трудолюбие, постепенно объясняли детям значение ухода для роста растений.

Дети умеют правильно ухаживать за комнатными растениями, поливать по мере необходимости, опрыскивать, протирать листочки, рыхлить. В некоторых случаях мы использовали такие формы работы как индивидуальные поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а мы старались осуществлять контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата.

Во время прогулки в зимний период времени дети с радостью подкармливают пернатых.

Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: беседы, консультации. Родители помогли в благоустройстве участка.      

Анализируя, я пришла к выводу, что в каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка. Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности: убрать игрушки, полить цветы и т. д. В итоге нашей работы по трудовому воспитанию детей, я сделала вывод: дети хорошо овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями. У ребят сформированы такие качества личности, как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyat.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Средняя группа Воспитатель Шапорева М.Б.

Слайд 2

« Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой… ». К . Ушинский

Слайд 3

Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания; ф ормировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо) ; р азъяснять детям значимость их труда; п оощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Слайд 4

Формы организации труда детей Поручения Дежурства Коллективный труд.

Слайд 5

Виды трудовой деятельности. Самообслуживание

Слайд 6

Хозяйственно-бытовой труд

Слайд 8

Ручной труд

Слайд 9

Труд в природе

Слайд 10

В ывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по трудовому воспитанию дошкольников....

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Статья о трудовом воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

                                      Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...