Методическое пособие для воспитателей ДОУ Диагностика школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Диагностика школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста.

 

В  данном методическом  пособии представлены материалы по определению уровня познавательного мотива у детей старшего дошкольного возраста, по выявлению «внутренней позиции школьника», выявлению объёма внимания, оценке волевых усилий и развития образно-логического мышления. А так же методические рекомендации для воспитателей, которые могут быть использованы педагогами ДОО для организации  работы по диагностике школьной зрелости у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx121.62 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для воспитателей ДОУ

Диагностика школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- составитель: Панкеева О.М

В  данном методическом  пособии представлены материалы по определению уровня познавательного мотива у детей старшего дошкольного возраста, по выявлению «внутренней позиции школьника», выявлению объёма внимания, оценке волевых усилий и развития образно-логического мышления. А так же методические рекомендации для воспитателей, которые могут быть использованы педагогами ДОО для организации  работы по диагностике школьной зрелости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание:

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….4
  2. Методы диагностики школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста…… ………………………………………………………………….5
  3. Методические рекомендации для воспитателей по формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста……………...………………………………………………………10
  4. Список использованной литературы………………………………………..14

  1. Пояснительная записка

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он приходит в совсем иной мир. Поступление в школу – это переход к новому положению в обществе, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; меняется фактор места, т.е. социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

В настоящее время достаточно высокие запросы к организации обучения и воспитания подталкивают искать новые, наиболее эффективные психологические и педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие с реалиями современной жизни (динамичной и высоко информационной). Как указано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности». Законодательные и административные меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка», призванные обеспечить ребенку защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия могут включать также усилия педагогов и родителей по формированию психологической готовности к школьному обучению.

2. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка (автор Н.И. Гуткина)

Проведение исследования. Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Обработка результатов:

Высокий уровень психологической готовности к обучению в школе  –дети с выраженным познавательным интересом, обычно предпочитают послушать продолжение сказки (3 балла).

Средний уровень психологической готовности к обучению в школе – дети слушают сказку, но при этом постоянно отвлекаются (2 балла).

Низкий уровень психологической готовности к обучению в школе – дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое (1 балл).

 Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» (автор Н.И. Гуткина)

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор спрашивает: «Хочет ли он пойти в школу?». В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе будет в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы для тебя отложили поступление в школу на месяц, на полгода или на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя не взяли в школу. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь… Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь, что есть две школы – школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, не чаще раза в неделю. А в школе «В» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

5. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит ни в 1-й класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?

6. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?

7. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечание, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.

9. Представь себе, что ты можешь выбрать, что бы в том классе, в котором ты будешь учиться вместо учительницы вас учили по очереди мамы учеников, в том числе и твоя мама. Как, по-твоему, будет лучше, чтобы была учительница или ее заменили мамы?

Обработка данных. Показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

- положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

- признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивают как «школьный» вариант или «дошкольный» вариант.

Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:

Общее отношение к школе и учению.

1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки).

2. Наличие школьно-учебных ориентации в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения).

Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.

1. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в которой занятия грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла).

2. Предпочтение уроков грамоты и счета «дошкольным» видам деятельности (рисование, пение, физкультура, труд) и прочему времяпрепровождению в школе (игры на переменах, обед, прогулка и т.д.).

3. Содержательное представление о подготовке к школе.

Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности.

1. Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки как формы учебной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки).

Признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

«Дошкольный» вариант противоположен «школьному».

Критерии оценки:

 8 – 9 баллов – высокий уровень сформированности «внутренней позиции школьника»;

6 – 7 баллов – средний уровень сформированности «внутренней позиции школьника»;

5 баллов и ниже – низкий уровень сформированности «внутренней позиции школьника».

 Запомни и расставь точки (автор Р.С. Немов)

Цель: определение объема внимания.

Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры: t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведенных точек.

Объем внимания оценивается по 10-балльной системе (таблица 1).

Таблица 1 – Результаты оценки объёма внимания

Воспроизведенные точки

Баллы

Уровень развития объёма внимания

4 – 6

8 – 10

Высокий

3 – 4

6 – 7

Средний

1 – 3

0 – 5

Низкий

 Методика «Раздели на группы» (автор Р.С. Немов)

Цель данной методики – оценка волевых усилий ребёнка и развития образно-логического мышления. Ему показывают картинку (рис. 1), и предлагают следующее задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.

8-9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.

6-7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.

4-5 баллов – за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

2-3 балла – за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 балл – за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Рисунок 1 - Наглядный материал для проведения диагностического исследования

3.Методические рекомендации для воспитателей по формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

Цель – подготовка ребенка к школе в условиях ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

1) обеспечить положительный настрой и интерес ребенка к школе;

2) развивать познавательную активность ребенка;

3) формировать навыки волевого поведения и совместной деятельности через подчинение правилам;

4) формировать положительное отношение к школе.

Для реализации первого и второго условия – использование игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и создание предметно-пространственной среды, позволяющей успешно формировать психологическую готовность детей к обучению в школе.

В ходе работы у детей могут проявляться следующие достижения: повышение интереса к познавательным задачам и готовность их решать; улучшение эмоционально-позитивных отношений в группах, совместная игровая деятельность.

В основе работы лежат следующие принципы:

  1. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
  2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
  3. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

Для формирования психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста необходимо дополнить имеющуюся предметно-пространственную среду группы.

Нами выделены следующие аспекты психологической готовности к школе – интеллектуальная и социально-личностная. Оба аспекта необходимы, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, также для успешной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

К интеллектуальной готовности мы относим развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Так как познавательная активность является не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка для ее развития   в подготовительной к школе группе нами были оборудованы:
Центр  Науки, где дети могут самостоятельно проводить опыты, рассматривать и изучать свойства окружающего мира; Центр Математики, деятельность в котором  развивает у каждого  ребенка начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности; Центр книги, где дети могут   самостоятельно использовать полученные знания и умения.

Еще одной составляющей интеллектуальной готовности является и развитие способностей детей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих им быть успешными в разных видах деятельности, в том числе и учебной.

Для предоставления возможности детям реализовать свои творческие замыслы, оборудованы  Центры Строительства и Моделирования, в которых находятся различные лего-конструкторы, мозаики, строительные материалы, пазлы;

Центр Конструирования с различного вида бумагой, картоном, открытками, альбомами, трафаретами и всем материалом для работы с бумагой;
Центр Развития речи, в котором размещены сюжетные картинки, различные иллюстрации, дидактические игры, книги;

Центр  Мелкой моторики с шишками, каштанами, морскими ракушками, пуговицами, камешками, различными шнуровками, мини-фланелеграфами с мелкими геометрическими и другими фигурами.

Одним  из необходимых условий успешности учебной деятельности детей является их  социально-личностная готовность, к которой  относится  развитие коммуникативности, то есть умение общаться с взрослыми и сверстниками. Поэтому нами в группе создан Игровой Центр, где большое внимание уделяется развитию современных  сюжетно-ролевых игр, таким как:  «Банк», «Корабль», «Бюро путешествий», «Журналистика» и др.  В таких играх у детей формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме.

Для реализации третьего условия – включение родителей (законных представителей) в процесс формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе мы разработали модель системы работы, которая будет состоять из следующих этапов:

1 этап  психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей мотивационной готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации.

2 этап  обучение практическим умениям: тренинги и семинары.

3 этап  вовлечение в образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; «домашние задания», совместные праздники.

при взаимодействии с родителями, наряду с традиционными, формами (консультации, родительские собрания, беседы) необходимо использовать и новые формы:

-        Защита семейных проектов «Наша школа». В данном проекте родителям было предложено вместе с детьми порассуждать о том, какой должна быть школа и чего в ней не должно быть. Итогом станет выставка работ детского творчества, а для родителей - проведение «Родительского клуба», на котором обсуждаются предложенные родителями варианты школьного режима, содержание работы группы продленного дня, интерактивные формы взаимодействия с учителем.

-        Выполнение «домашних заданий» для детей в совместной с родителями практической деятельности: рассказы и рисунки детей на тему «Как я научился что-нибудь делать»; детское  интервью с родителями, записанное пиктограммами «Любимый урок папы и мамы»; семинар-практикум с элементами коммуникативного тренинга на тему: «Что хочет ребенок?», в процессе которых формируется активная родительская позиция при подготовке ребенка к школьной жизни, развитие взаимопонимания взрослых и детей.

- Проведение фотовыставки «Школьные годы пап и мам» и создание в группе мини-музея «Школьных принадлежностей и атрибутов» позволит обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.

Таким образом, процесс формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников будет осуществляться при помощи следующих педагогических условий:

1.        Использование игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

2.        Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, направленной на решение проблемы исследования.

3.        Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективной подготовки детей к школе.

Итак, соблюдение данных рекомендаций будет способствовать формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Текст Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637;dst=0;ts=3D34FB7508455F6CEB66C4862217A285;rnd=0.48457472678273916

2. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 144 с.

3. Горева, Е. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников / Е. В. Горева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 14. – С. 202-203.

4.Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ.  высш. пед.  учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. – М.: Гум. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 608 с.

5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0204/1_0204-80.shtml (дата обращения: 27.04.2020 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

учебно-методическое пособие "Основы цветоведения" для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Данное учебное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с цветом....

Методическое пособие "Использование алгоритмов при проведении опытов детьми старшего дошкольного возраста"

Данное пособие поможет педагогам решить следущие радачи:- развивать планирующую функцию речи дошкольников, развивать связную речть, описательную речь.- развивать познавательную активность дошкольников...

Методическое пособие по лексическому развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка( наглядный материал )  формированию у детей смысловой стороны слова...

Методическое пособие Синквейн как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем эта форма стала использоваться в дидак...