Проект по здоровьесберегаюшей технологии «Сказкотерапия» «В гостях у сказки»
проект (младшая группа)

Бойчак Лариса Александровна

 

Актуальность.

 

        В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.

Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ОВЗ психологи считают метод сказкотерапии.

Сказкотерапия-этоздоровьесберегающая технология.

Сказкотерапия- это язык, на котором можно вести беседы с душой человека.

Сказкотерапия – это лечение сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_proekt_po_zdorovesberegayushey_tehnologii.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по здоровьесберегаюшей технологии «Сказкотерапия»  

              «В гостях у сказки»

                                                                                       

                                                                       Выполнила: воспитатель Бойчак Л.А.  

                                                                        МАДОУ детский сад № 125     2021г.

Актуальность.

        В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.

Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ОВЗ психологи считают метод сказкотерапии.

Сказкотерапия-этоздоровьесберегающая технология.

Сказкотерапия- это язык, на котором можно вести беседы с душой человека.

Сказкотерапия – это лечение сказками.

Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Это воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности. Специалисты считают, что сказки расширяют знания ребенка об окружающем мире и о нем самом; обогащают внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями; корректируют поведение и развитие речи; помогают найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками); стимулируют психофизическое и эмоциональное развитие ребенка.

      Сказкотерапия – это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребенка, развитие воображения и произвольного внимания, преодоление барьеров в общении, повышении уверенности в себе, развитии системы самооценки и самоконтроля. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.

       Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Общий эффект от работы со сказками заключается в повышении уровня социально-личностной компетентности у детей: в развитии коммуникативных умений, налаживания межличностного партнёрства, в приобретении лидерских качеств. В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию лишь одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Потому родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Но для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

          Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка.

Цель: коррекция эмоционального состояния и поведения ребенка, познавательно-речевой активности, творческого развития.

Задачи:

- развитие речи детей и их познавательной деятельности;

-выявление и формирование творческих способностей;

-развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков;

-развитие способности преодолевать трудности и страхи;

- развивать у детей творческое и образное мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие и сосредоточение, мелкую и общую моторику, фантазию и творческие способности;

- воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания;

- дать представления родителям о влиянии сказкотерапии на развитие и коррекцию психических функций ребенка, на формирование его познавательно-речевой активности и личности ребенка;

- способствовать развитию традиции семейного чтения, совместного творчества детей и родителей, укреплению отношений между ребенком и родителями.


Тип проекта: групповой, творческий, информационно – практико - ориентированный,ролево- игровой.

Технология: здоровьесберегающая.

Длительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь 2021г. - май 2022г.

Этапы реализации

- Подготовительный: изучение методической литературы, подбор художественной литературы для детей, изготовление атрибутов, анкетирование родителей, диагностика детей.

- Основной: проведение ООД, консультаций, составление памяток, работа родительского клуба «Растем вместе», студии актерского мастерства «Улыбка».

-Заключительный: обобщение результатов работы, итоговая диагностика детей, анкетирование родителей.

Участники проекта: педагоги группы, дети (4-7лет), родители воспитанников.

Ресурсное обеспечение:

-настольный театр «Теремок», «Три медведя», «Репка»;

-кукольный театр «Лиса и волк», «Маша и медведь», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Айболит»;

- пальчиковый театр «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;

- платочный театр «Колобок»;

-конусный театр «Три поросенка»;

- плоскостной театр «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Медведь и пчелы», «Заюшкина избушка»;

- теневой театр «Лиса и волк», «Теремок», «Репка»;

- масочный «Репка», «Колобок», «Теремок»;

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы);

- тростевая кукла Маша;

-шапочки для героев разных сказок;

- ширмы;

- фланелеграф;

- аудио и видео записи сказок;

- костюмы к сказкам «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Медведь и пчелы», «В гостях у солнышка», «Скворушка»;

- сюжетные картинки, мнемотаблицы;

-дидактические игры «Сказочное домино», лото «Сказки», «Герои русских народных сказок»;

- пазлы по русским и башкирским народным сказкам, сказкам В.Сутеева, К.Чуковского;

- кубики «Русские народные сказки»;

- конструктор «Теремок»;

- домино «Сказки»;

-развивающая игра « Любимые сказки»;

- игра-малышка «Любимые сказки»;

- книги с русскими и башкирскими народными сказками, сказками различных авторов;

-раскраски по сказкам;

- «Волшебная лампа», «Ковер-самолет».

- «Баба Яга» и много других сказок.

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:

- по преодолению страхов;

- для снижения гиперактивности;

- для преодоления гиперактивности;

- для преодоления агрессивности;

- направленные на работу с расстройствами поведения;

- по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)

- в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

- притча

- сказка

- басня

- легенда или миф

- былина

- анекдот

- детектив.

Согласно еще одной типологии, сказки бывают следующих видов:

1 художественные

2 народные

3 авторские

4 дидактические

5 псиокоррекционные

6 психотерапетические.

Сюжеты сказок разнообразны:

- Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям от 1,5 до 5 лет легко идентифитировать себя с животными.

- Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены юмора и иронии, они подойдут более старшим детям (школьникам).

- Сказки о превращениях. Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приемным.

- Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила – основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.

- Волшебные сказки. Эти сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребенка. Они больше всего нравятся детишкам 6 – 7 лет.

Осознав проблему ребенка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных авторов или же придумать историю самостоятельно.

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект.

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

- «Морозко»

- «Крошечка-Хаврошечка»

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- «Снегурочка»

- «Аленький цветочек»

- «Золушка»

Для детей, которые переживают кризис, стресс, невроз:

- «Спящая красавица»

- «Госпожа Метелица»

- «Царевна – Лягушка»

- «Серая Шейка»

Для приемных детей, детей с низкой самооценкой:

- «Мальчик – с пальчик»

- «Гадкий утенок»


Для преодоления страхов:

- «Красная шапочка»

- «Гуси – лебеди»

- «Волк и семеро козлят»


Реализуемые мероприятия.

ООД: тематические занятия (интегрированные: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).

- ООД «Репка»

- ООД «Колобок»

- ООД «Теремок»

- ООД «Маша и медведь»

- ООД «Медведь и пчелы»

- ООД «Пузырь, соломинка и лапоть»

- ООД «Мужик и медведь»

-ООД «Заяц –хваста»

- ООД «Гуси-лебеди»

-ООД В.Сутеев «Под грибом»

- ООД К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»

- ООД В.Катаев «Цветик – семицветик»

- ООД «Крошечка – хаврошечка».

Просмотр мультфильмов:

- «Пузырь,соломинка и лапоть»
-«Заяц - хваста»

- «Теремок»

- «Колобок»

- «Репка»

- «Маша и медведь»
-«Гуси- лебеди»

- «Три поросенка»
-«Айболит»
- «Мойдодыр»

- «Муха – цокотуха»

- «Под грибом»

Чтение художественной литературы:

-«Пузырь, соломинка и лапоть»

- «Маша и медведь»

- «Теремок»
- «Репка»
- «Колобок»

- «Заяц-хваста»

- «Гуси – лебеди»

- «Три медведя»
- «Жихарка»

- «Рукавичка»

- «Волк и семеро козлят»

- «Кот, петух и лиса»

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- «Юлдыбай - охотник»

- «Мудрый старик и глупый царь»

- «Благодарный заяц»

- «Лиса- плотник»

- В.Сутеев «Под грибом»

- К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»

- В.Катаев «Цветик-семицветик».

Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки)

Игры:

-подвижные игры: «Мыльные пузыри», «Тонет – не тонет», «Сноп и колос»,

«Съедобное – несъедобное», «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска - лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»;

- игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»;

- дидактические игры (приложение);

- пальчиковые игры

- сюжетно-ролевые игры «В театре», «В гости к сказкам», «Поможем сказкам», «Добрый доктор Айболит».

- игры со строительным материалом «Теремок», «Три поросенка».

Педагогические игровые ситуации:

- пантомима

- работа у зеркала «Покажи героя», «Покажи настроение»

- превращение

- минутки-размышления

- перепутывания сказочных героев и сюжетов

- введение новых героев в сказку

- составление сказки по кругу

- изменение места, времени, события.

Самостоятельная деятельность детей:

- свободное рисование, лепка, ручной труд по сюжетам любимых сказок;

- раскрашивание сюжетов любимых сказок в книжках – раскрасках;

- конструирование домиков для героев сказок.

Театрализованная деятельность

Студия актерского мастерства «Улыбка» (приложение)

Работа с родителями

- Дни открытых дверей. Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания.

- Подготовка костюмов и атрибутов к костюмам и праздникам.

- Анкетирование родителей «Сказка в вашей семье».

- Консультация «Сказкотерапия, как средство снятия детской тревожности».

-Выставка рисунков детей и родителей «Наши любимые сказки», «Зимняя сказка».

- Выставка совместных поделок «Сказка своими руками», «Мастерская Деда Мороза», «Дары осени».

- Работа родительского клуба «Растем вместе», родительское собрание «Сказка и дети




Анкетирование родителей «Сказка в вашей семье»

  1. Есть ли у вас детская домашняя библиотека?
  2. Имеются ли в ней народные сказки?
  3. Читаете ли вы детям сказки?
  4. Рассказываете ли вы детям сказки перед сном?
  5. Назовите любимые сказки ваших детей?
  6. Посещаете ли вы с детьми детский театр?
  7. Смотрят ли ваши дети сказки по телевизору?
  8. Какие?
  9. Какие мультфильмы предпочитают ваши дети?
  10. Знаете ли вы, что такое сказкотерапия?
  11. Считаете ли вы, что сказка может оказывать на детей терапевтическое влияние?
  12. Какие проблемы вашего ребенка вы бы хотели решить с помощью сказкотерапии?

Итоговое анкетирование родителей.


  1. Пополнилась ли библиотека вашего ребенка сказками?
  2. Назовите любимые сказки вашего ребенка.
  3. Читаете ли вы ребенку сказки на ночь?
  4. Посещаете ли вы с детьми детский театр?
  5. Смотрят ли ваши дети сказки по телевизору?
  6. Занимаетесь ли вы с ребенком изобразительной деятельностью по мотивам сказок?
  7. Считаете ли вы, что сказки могут оказывать на детей терапевтическое влияние?
  8. Решили ли вы с помощью сказкотерапии какие-либо проблемы вашего ребенка?
  9. Какие еще проблемы вашего ребенка вы бы хотели решить с помощью сказок?






План реализации проекта

Сентябрь:

- изучение методической литературы

- анкетирование родителей

- подбор художественной литературы для детей

- изготовление атрибутов

-ООД по русской народной сказке «Репка»

-драматизация сказки «Репка»




Октябрь:

заседание родительского клуба «Растем вместе», тема «Сказка и дети»

- ООД по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»

- театр на фланелеграфе по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»

- драматизация сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»


Ноябрь:


- консультация для родителей «Сказкотерапия- средство снятия детской тревожности»

- этюд по сказке «У страха глаза велики»


Декабрь:

- консультация для воспитателей «Сказкотерапия – лечение сказкой»

- просмотр видеозаписи сказки «Морозко»


Январь:

- драматизация сказки «В гостях у солнышка»


Февраль:

конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»


Март:

выставка рисунков «Моя любимая сказка»

-консультация для родителей «Театр – наш друг и помощник»

- ООД по русской народной сказке «Заюшкина избушка»

- драматизация сказки «Заюшкина избушка»


Апрель:

драматизация сказки «Скворушка»

- итоговая диагностика детей

- ООД по сказке В.Катаева «Цветик – семицветик»


Май:

-заседание родительского клуба «Растем вместе», тема «Сказка в моей семье»

- итоговое анкетирование родителей

- платочный театр по сказке «Колобок»



Ожидаемые результаты:

- стабилизация эмоционального состояния детей;

- формирование у детей личностной и нравственной саморегуляции, понимание общественного смысла нравственной нормы, усвоение детьми социальных форм выражения чувств, проявления заботы, сочувствия, взаимопонимания;

- формирование способности к успешному разрешению проблемных ситуаций;

- развитие коммуникативных качеств личности.




Литература

1 Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. –Ростов-на Дону.: Феникс, 2006.

2 Доронова Т. «Что за прелесть эти сказки» Обруч.: Образование, ребенок, ученик. – 2010 - №3. –с.5-7.

3 Р.М.Ткач Сказкотерапия детских проблем. СПБ.: Речь, 2010.

4 Тренинг по сказкотерапии. Сборник програм по сказкам под редакцией Т.Д.Зинкевич - Евстигнеевой – СПБ.: Речь, 2007.

5. Погосова, Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-

развивающая программа для детей / Н.М. Погосова. – СПб.: Речь; – М.: Сфера, 2008.

6. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.

Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшей группы на тему: «В гостях у сказки».

Цель проекта: развитее интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей....

Проект для детей раннего возраста "В гостях у сказки"

Информационная карта, краткое содержание проекта....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с использованием игровой технологии Тема: «В гостях у сказки»

Задачи:Образовательные:Актуализировать математические представления по теме «Числа 1-5»,тренировать мыслительные операции,закрепить названия геометрических фигурРазвивающие:развивать ориен...

Рабочая программа кружка сказкотерапия "В гостях у сказки"

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей...

Конспект Образовательной ситуации в старшей группе с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»

КонспектОбразовательной ситуации в старшей группес элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»...

Конспект Образовательной ситуации в старшей группе с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»

КонспектОбразовательной ситуации в старшей группес элементами сказкотерапии«В гостях у сказки»...