Проект по здоровьесберегаюшей технологии «Сказкотерапия» «В гостях у сказки»
проект (младшая группа)
Актуальность.
В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.
Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ОВЗ психологи считают метод сказкотерапии.
Сказкотерапия-этоздоровьесберегающая технология.
Сказкотерапия- это язык, на котором можно вести беседы с душой человека.
Сказкотерапия – это лечение сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_proekt_po_zdorovesberegayushey_tehnologii.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по здоровьесберегаюшей технологии «Сказкотерапия»
«В гостях у сказки»
Выполнила: воспитатель Бойчак Л.А.
МАДОУ детский сад № 125 2021г.
Актуальность.
В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.
Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ОВЗ психологи считают метод сказкотерапии.
Сказкотерапия-этоздоровьесберегающая технология.
Сказкотерапия- это язык, на котором можно вести беседы с душой человека.
Сказкотерапия – это лечение сказками.
Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Это воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности. Специалисты считают, что сказки расширяют знания ребенка об окружающем мире и о нем самом; обогащают внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями; корректируют поведение и развитие речи; помогают найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками); стимулируют психофизическое и эмоциональное развитие ребенка.
Сказкотерапия – это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребенка, развитие воображения и произвольного внимания, преодоление барьеров в общении, повышении уверенности в себе, развитии системы самооценки и самоконтроля. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Общий эффект от работы со сказками заключается в повышении уровня социально-личностной компетентности у детей: в развитии коммуникативных умений, налаживания межличностного партнёрства, в приобретении лидерских качеств. В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию лишь одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Потому родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Но для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.
Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка.
Цель: коррекция эмоционального состояния и поведения ребенка, познавательно-речевой активности, творческого развития.
Задачи:
- развитие речи детей и их познавательной деятельности;
-выявление и формирование творческих способностей;
-развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков;
-развитие способности преодолевать трудности и страхи;
- развивать у детей творческое и образное мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие и сосредоточение, мелкую и общую моторику, фантазию и творческие способности;
- воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания;
- дать представления родителям о влиянии сказкотерапии на развитие и коррекцию психических функций ребенка, на формирование его познавательно-речевой активности и личности ребенка;
- способствовать развитию традиции семейного чтения, совместного творчества детей и родителей, укреплению отношений между ребенком и родителями.
Тип проекта: групповой, творческий, информационно – практико - ориентированный,ролево- игровой.
Технология: здоровьесберегающая.
Длительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2021г. - май 2022г.
Этапы реализации
- Подготовительный: изучение методической литературы, подбор художественной литературы для детей, изготовление атрибутов, анкетирование родителей, диагностика детей.
- Основной: проведение ООД, консультаций, составление памяток, работа родительского клуба «Растем вместе», студии актерского мастерства «Улыбка».
-Заключительный: обобщение результатов работы, итоговая диагностика детей, анкетирование родителей.
Участники проекта: педагоги группы, дети (4-7лет), родители воспитанников.
Ресурсное обеспечение:
-настольный театр «Теремок», «Три медведя», «Репка»;
-кукольный театр «Лиса и волк», «Маша и медведь», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Айболит»;
- пальчиковый театр «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;
- платочный театр «Колобок»;
-конусный театр «Три поросенка»;
- плоскостной театр «Три медведя», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Медведь и пчелы», «Заюшкина избушка»;
- теневой театр «Лиса и волк», «Теремок», «Репка»;
- масочный «Репка», «Колобок», «Теремок»;
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы);
- тростевая кукла Маша;
-шапочки для героев разных сказок;
- ширмы;
- фланелеграф;
- аудио и видео записи сказок;
- костюмы к сказкам «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Медведь и пчелы», «В гостях у солнышка», «Скворушка»;
- сюжетные картинки, мнемотаблицы;
-дидактические игры «Сказочное домино», лото «Сказки», «Герои русских народных сказок»;
- пазлы по русским и башкирским народным сказкам, сказкам В.Сутеева, К.Чуковского;
- кубики «Русские народные сказки»;
- конструктор «Теремок»;
- домино «Сказки»;
-развивающая игра « Любимые сказки»;
- игра-малышка «Любимые сказки»;
- книги с русскими и башкирскими народными сказками, сказками различных авторов;
-раскраски по сказкам;
- «Волшебная лампа», «Ковер-самолет».
- «Баба Яга» и много других сказок.
Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в ракурсе отдельно взятых проблем:
- по преодолению страхов;
- для снижения гиперактивности;
- для преодоления гиперактивности;
- для преодоления агрессивности;
- направленные на работу с расстройствами поведения;
- по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей, появлением новых членов семьи и пр.)
- в случае потери любимых родственников или животных.
В качестве детских терапевтических сказок используются:
- притча
- сказка
- басня
- легенда или миф
- былина
- анекдот
- детектив.
Согласно еще одной типологии, сказки бывают следующих видов:
1 художественные
2 народные
3 авторские
4 дидактические
5 псиокоррекционные
6 психотерапетические.
Сюжеты сказок разнообразны:
- Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям от 1,5 до 5 лет легко идентифитировать себя с животными.
- Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены юмора и иронии, они подойдут более старшим детям (школьникам).
- Сказки о превращениях. Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приемным.
- Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила – основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
- Волшебные сказки. Эти сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребенка. Они больше всего нравятся детишкам 6 – 7 лет.
Осознав проблему ребенка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных авторов или же придумать историю самостоятельно.
Список сказок, которые имеют терапевтический эффект.
Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:
- «Морозко»
- «Крошечка-Хаврошечка»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Снегурочка»
- «Аленький цветочек»
- «Золушка»
Для детей, которые переживают кризис, стресс, невроз:
- «Спящая красавица»
- «Госпожа Метелица»
- «Царевна – Лягушка»
- «Серая Шейка»
Для приемных детей, детей с низкой самооценкой:
- «Мальчик – с пальчик»
- «Гадкий утенок»
Для преодоления страхов:
- «Красная шапочка»
- «Гуси – лебеди»
- «Волк и семеро козлят»
Реализуемые мероприятия.
ООД: тематические занятия (интегрированные: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
- ООД «Репка»
- ООД «Колобок»
- ООД «Теремок»
- ООД «Маша и медведь»
- ООД «Медведь и пчелы»
- ООД «Пузырь, соломинка и лапоть»
- ООД «Мужик и медведь»
-ООД «Заяц –хваста»
- ООД «Гуси-лебеди»
-ООД В.Сутеев «Под грибом»
- ООД К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»
- ООД В.Катаев «Цветик – семицветик»
- ООД «Крошечка – хаврошечка».
Просмотр мультфильмов:
- «Пузырь,соломинка и лапоть»
-«Заяц - хваста»
- «Теремок»
- «Колобок»
- «Репка»
- «Маша и медведь»
-«Гуси- лебеди»
- «Три поросенка»
-«Айболит»
- «Мойдодыр»
- «Муха – цокотуха»
- «Под грибом»
Чтение художественной литературы:
-«Пузырь, соломинка и лапоть»
- «Маша и медведь»
- «Теремок»
- «Репка»
- «Колобок»
- «Заяц-хваста»
- «Гуси – лебеди»
- «Три медведя»
- «Жихарка»
- «Рукавичка»
- «Волк и семеро козлят»
- «Кот, петух и лиса»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Юлдыбай - охотник»
- «Мудрый старик и глупый царь»
- «Благодарный заяц»
- «Лиса- плотник»
- В.Сутеев «Под грибом»
- К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»
- В.Катаев «Цветик-семицветик».
Минутки поэзии (совместно сочиненные с родителями сказки и загадки)
Игры:
-подвижные игры: «Мыльные пузыри», «Тонет – не тонет», «Сноп и колос»,
«Съедобное – несъедобное», «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска - лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»;
- игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»;
- дидактические игры (приложение);
- пальчиковые игры
- сюжетно-ролевые игры «В театре», «В гости к сказкам», «Поможем сказкам», «Добрый доктор Айболит».
- игры со строительным материалом «Теремок», «Три поросенка».
Педагогические игровые ситуации:
- пантомима
- работа у зеркала «Покажи героя», «Покажи настроение»
- превращение
- минутки-размышления
- перепутывания сказочных героев и сюжетов
- введение новых героев в сказку
- составление сказки по кругу
- изменение места, времени, события.
Самостоятельная деятельность детей:
- свободное рисование, лепка, ручной труд по сюжетам любимых сказок;
- раскрашивание сюжетов любимых сказок в книжках – раскрасках;
- конструирование домиков для героев сказок.
Театрализованная деятельность
Студия актерского мастерства «Улыбка» (приложение)
Работа с родителями
- Дни открытых дверей. Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания.
- Подготовка костюмов и атрибутов к костюмам и праздникам.
- Анкетирование родителей «Сказка в вашей семье».
- Консультация «Сказкотерапия, как средство снятия детской тревожности».
-Выставка рисунков детей и родителей «Наши любимые сказки», «Зимняя сказка».
- Выставка совместных поделок «Сказка своими руками», «Мастерская Деда Мороза», «Дары осени».
- Работа родительского клуба «Растем вместе», родительское собрание «Сказка и дети
Анкетирование родителей «Сказка в вашей семье»
- Есть ли у вас детская домашняя библиотека?
- Имеются ли в ней народные сказки?
- Читаете ли вы детям сказки?
- Рассказываете ли вы детям сказки перед сном?
- Назовите любимые сказки ваших детей?
- Посещаете ли вы с детьми детский театр?
- Смотрят ли ваши дети сказки по телевизору?
- Какие?
- Какие мультфильмы предпочитают ваши дети?
- Знаете ли вы, что такое сказкотерапия?
- Считаете ли вы, что сказка может оказывать на детей терапевтическое влияние?
- Какие проблемы вашего ребенка вы бы хотели решить с помощью сказкотерапии?
Итоговое анкетирование родителей.
- Пополнилась ли библиотека вашего ребенка сказками?
- Назовите любимые сказки вашего ребенка.
- Читаете ли вы ребенку сказки на ночь?
- Посещаете ли вы с детьми детский театр?
- Смотрят ли ваши дети сказки по телевизору?
- Занимаетесь ли вы с ребенком изобразительной деятельностью по мотивам сказок?
- Считаете ли вы, что сказки могут оказывать на детей терапевтическое влияние?
- Решили ли вы с помощью сказкотерапии какие-либо проблемы вашего ребенка?
- Какие еще проблемы вашего ребенка вы бы хотели решить с помощью сказок?
План реализации проекта
Сентябрь:
- изучение методической литературы
- анкетирование родителей
- подбор художественной литературы для детей
- изготовление атрибутов
-ООД по русской народной сказке «Репка»
-драматизация сказки «Репка»
Октябрь:
- заседание родительского клуба «Растем вместе», тема «Сказка и дети»
- ООД по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»
- театр на фланелеграфе по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»
- драматизация сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»
Ноябрь:
- консультация для родителей «Сказкотерапия- средство снятия детской тревожности»
- этюд по сказке «У страха глаза велики»
Декабрь:
- консультация для воспитателей «Сказкотерапия – лечение сказкой»
- просмотр видеозаписи сказки «Морозко»
Январь:
- драматизация сказки «В гостях у солнышка»
Февраль:
- конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»
Март:
- выставка рисунков «Моя любимая сказка»
-консультация для родителей «Театр – наш друг и помощник»
- ООД по русской народной сказке «Заюшкина избушка»
- драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Апрель:
- драматизация сказки «Скворушка»
- итоговая диагностика детей
- ООД по сказке В.Катаева «Цветик – семицветик»
Май:
-заседание родительского клуба «Растем вместе», тема «Сказка в моей семье»
- итоговое анкетирование родителей
- платочный театр по сказке «Колобок»
Ожидаемые результаты:
- стабилизация эмоционального состояния детей;
- формирование у детей личностной и нравственной саморегуляции, понимание общественного смысла нравственной нормы, усвоение детьми социальных форм выражения чувств, проявления заботы, сочувствия, взаимопонимания;
- формирование способности к успешному разрешению проблемных ситуаций;
- развитие коммуникативных качеств личности.
Литература
1 Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем. –Ростов-на Дону.: Феникс, 2006.
2 Доронова Т. «Что за прелесть эти сказки» Обруч.: Образование, ребенок, ученик. – 2010 - №3. –с.5-7.
3 Р.М.Ткач Сказкотерапия детских проблем. СПБ.: Речь, 2010.
4 Тренинг по сказкотерапии. Сборник програм по сказкам под редакцией Т.Д.Зинкевич - Евстигнеевой – СПБ.: Речь, 2007.
5. Погосова, Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-
развивающая программа для детей / Н.М. Погосова. – СПб.: Речь; – М.: Сфера, 2008.
6. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду.
Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект старшей группы на тему: «В гостях у сказки».
Цель проекта: развитее интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей....
Проект для детей раннего возраста "В гостях у сказки"
Информационная карта, краткое содержание проекта....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с использованием игровой технологии Тема: «В гостях у сказки»
Задачи:Образовательные:Актуализировать математические представления по теме «Числа 1-5»,тренировать мыслительные операции,закрепить названия геометрических фигурРазвивающие:развивать ориен...
Рабочая программа кружка сказкотерапия "В гостях у сказки"
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей...
Конспект Образовательной ситуации в старшей группе с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»
КонспектОбразовательной ситуации в старшей группес элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»...
Конспект Образовательной ситуации в старшей группе с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки»
КонспектОбразовательной ситуации в старшей группес элементами сказкотерапии«В гостях у сказки»...