Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию для педагогов по пластилинографии «Цветы из волшебной страны»
методическая разработка
Характеристика «Пластилинографии»
Занятия пластилинографией способствуют:
1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2. Развитию творческих способностей.
3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
4.Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Основные цели и задачи обучения «Пластилинографии»:
1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.
2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.
5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tsvety.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №147»
Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию для педагогов по пластилинографии
«Цветы из волшебной страны»
Выполнил: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №147» Рузавина Наталья Сергеевна
г. Дзержинск,2021г
Характеристика «Пластилинографии»
Занятия пластилинографией способствуют:
1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. 2. Развитию творческих способностей.
3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
4.Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
•Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). •Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
•При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Основные цели и задачи обучения «Пластилинографии»:
1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.
2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. 3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. 4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. 5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца. 6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.
Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.
Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Этапы обучения "пластилинографии":
Подготовительный.
Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.
Основной.
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Заключительный.
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»:
1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком). 2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.
3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин). 4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".
6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. 7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. 8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
План-конспект мастер-класса для педагогов ДОУ
«Цветы из волшебной страны»
Тема: Пластилинография – увлекательное и полезное занятие для детей.
(для педагогов ДОУ)
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса:
• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»; • развивать интерес к нетрадиционным способам рисования и способствовать широкому применению их в детском саду.
Ожидаемый результат:
• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.
Материалы и оборудование для педагогов: плотный картон, размер А4, набор пластилина, салфетки для рук, доски для лепки, стеки.
Структура мастер-класса:
1.Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме «Пластилинография - увлекательное и полезное занятие для детей» 2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.
3. Рефлексия – итог мастер-класса.
Ход мастер-класса:
1.Теоретическая часть:
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по удивительной стране Пластилинография.
«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». (В сопровождении медленной музыки.)
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Сегодня я хочу вас познакомить с видами пластилинографии:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 2. Располагать их на горизонтальной поверхности. 3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.). 2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы: 1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. 3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. 4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы: 1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета. 2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета. 3. Слегка прижать.
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой. 3. А теперь очень аккуратно скатываем колбаску и разрезаем ее. Получая детали для изображения.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
2. Практическая часть.
На улице весна! Светит солнце! Я предлагаю сегодня порадовать себя. А что больше всего любят женщины – это цветы. Давайте сделаем букет цветов, используя техники многослойной и контурной пластилинографии. Но из контурной пластилинографии мы возьмём только то, что будем с вами «рисовать» жгутиками. А их мы сделаем необычным способом.
Наполняем подготовленные шприцы необходимым для работы пластилином. Аккуратно помещаем заполненные шприцы в теплую воду, чтобы пластилин стал мягким. Пока наш материал для работы подготавливается, разомнём наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Весна»:
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Уже глядит цветок.
Раскрылся колокольчик
В тени, там где сосна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Затем «рисуем» в данной технике стебельки для наших цветов. Показать прием и объяснить способы работы.
Цветы изобразим с помощью многослойной пластилинографии.
Показать прием и объяснить способы работы.
Во время работы полезные советы: • во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон; • предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка, или же использовать глянцевый картон;
• занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение.
3. Заключение.
В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наш волшебный мастер - класс закончился. Прошу вас на предложенных карточках нарисовать эмоцию, которые вы испытали во время нашего путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Мастер-класса по художественно-эстетическому развитию
конспект мастер-класса по художественно-эстетическому развитию...
Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...
Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования. Рисование манкой».
Данный вид рисования завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что доступный материал и технология исполнения помогает в подготовке мелкой моторики руки ребён...
Мастер класс по художественно – эстетическому развитию на тему «Нетрадиционная техника рисования – рисование солью: «Золотая рыбка».
В данном мероприятии дети знакомятся с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли...
Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию
quot;Лисичка-сестричка"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15826799","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"324","width":"243"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...
Мастер-класс Образовательная "Художественно-эстетическое развитие" на тему: "Аленький цветочек"
Здесь представлен конспект НОД с детьми старшей группы с элементами опытно-экспериментальной деятельности...
Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"
laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...