Экологический проект "Синичкин день"
проект (младшая группа)
В гости к синичке…
Основы осознанного отношения к окружающему миру закладываются в раннего детства, так как именно дошкольный возраст характеризуется эмоционально насыщенным восприятием. В МБДОУ «Детский сад №5 «Березка» реализуются ряд проектов экологического содержания. Один из таких проектов был проведен в младшей группе «Клубничка», посвященный Дню синички и добрых дел. Данный проект был направлен на удовлетворение детской любознательности, поддержку их инициативы и самостоятельности. Педагоги совместно с родителями постарались вовлечь каждого ребенка в активное освоение окружающего природного мира. А игровая форма подачи информации позволила детям познать связь между природой и человеком.
О том, как прошел «Синичкин день» можно узнать из видеоролика - https://youtu.be/hBdc10CqxY8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinichkin_den.docx | 39.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №5 «Березка» г. Алатырь Чувашской Республики
ТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Автор проекта: воспитатель С.Б. Маркина
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность.
У детей имеется недостаточно представлений о взаимосвязи и взаимозависимости человека и птиц; об образе жизни птиц, о необходимости оберегать птиц; мало навыков правильного поведения в природе. Дошкольный возраст – благоприятный период для формирования предпосылок экологического воспитания.
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: родители, воспитатели, дети младшего дошкольного возраста
Цель проекта: формирование у дошкольников экологических представлений о взаимозависимости человека и птиц в природе.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания детей о жизни птиц
- познакомить с новыми словами – стайка, зоб, тенькать, зимующие, перелетные
- обучать узнавать птиц по внешнему виду
- дать представления о значении подкормки для зимующих птиц
Развивающие:
- формировать умение сравнивать и выявлять отличительные признаки
- развивать творческие способности детей
- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать и делать умозаключения
Воспитательные:
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях
- воспитывать желание больше узнавать о птицах
- воспитывать умение совместно работать в коллективе
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
- подбор методической литературы для реализации проекта
- подбор наглядного материала, художественной литературы, репродукции картин
- подбор видеоматериала, звукового сопровождения (звуки птиц, песня, танец-игра)
- подбор дидактических игр
- создание фильма по рассказу «Веселая синичка»
Основной этап:
- беседы с детьми по иллюстрациям книг о птицах
- организация проведения подвижной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, дидактической игры
- изготовление и украшение кормушки
- чтение рассказа «Сказка о зимующих и перелетных птицах»
Заключительный этап:
- образовательная деятельность «В гости к синичке» - музыкальное мероприятие
- показ фильма по рассказу «Веселая синичка»
- проведение во время прогулки акции «Кормушка от зеленого патруля»
- подведение итогов
- создание презентации и фотоотчета
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Творческая мастерская «Кормушка»
Организационный момент. Письмо.
Ребята, нам прислали письмо. Как вы думаете от кого оно. (Ответы детей)
Сейчас мы его вскроем, прочтем и все узнаем. (Воспитатель открывает письмо и читает). «Приглашаю вас ребята 12 ноября на праздник! Дорогу отыщите ко мне по следам. Ваша Синичка.» А ведь верно! Действительно 12 ноября – День синички.
Основной момент. Рассматривание иллюстрации на мольберте и беседа
Посмотрите детки,
Вон сидят на ветке
Птички невелички
Желтогрудые синички.
Весёлая синица
Холодов не боится.
И щебечет целый день.
- Динь - день, динь - день! –
Так о чём поют синицы
Да и что синицам снится?
Снится летняя пора,
Лес, цветы, поля, трава
Как птицы стайками летают,
Жучков и мошек собирают.
Весенней, летнюю порой
В родном лесу они пархают,
Ну а осенью, зимой
В город стайкой прилетают
Слышишь, как стучит синица
Клювом о стекло?
Знай, она кормушку ищет,
Но сейчас тепло.
Вот когда зима настанет,
будут холода
Кормушку в сад с тобой поставим
Синичка, прилетай тогда
Но с пустыми руками в гости не ходят, тем более на праздник! Сейчас на улице холодно, нет ни ягод, ни зерен, ни жучков, ни мошек, ни червячков. Поэтому предлагаю сделать столовую для синички – кормушку. А чтобы ей было приятно и весело обедать – украсим кормушку летним пейзажем. Предлагаю приступить к творческой работе.
Творческая работа – украшение кормушки.
(Дети выполняют творческую работу – украшают кормушку с помощью вилки, бантов, зубной щетки, ватных палочек, пробки от бутылки.)
Ребята наша кормушка готова, но что мы в нее положим? Чем питаются птицы? Посмотрите, перед вами разные птицы – одни плавать любят, другие предпочитают ночью гулять, кто-то холодов не боится, а кому-то нужно тепло. Я вам прочитаю сказку, а вы поразмышляйте чем питаются птицы.
Чтение художественного произведения «Сказка о зимующих и перелётных птицах» (Подготовила воспитатель Николаева Н.П.)
Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?
Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».
Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».
Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».
Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.
Эти птицы стали зимующими.
Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.
Скворцы, аист, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.
Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.
С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.
Дидактическая Игра «Кто где живет, чем питается, как разговаривает»
(по книге из серии «Школа семи гномов»)
- Итак, птицы, живущие на воде – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка, чем питаются?
- А ночная птица –сова, что предпочитает?
- А дятел, ласточка, сорока, грач, воробей, голубь?
(Дети рассматривают иллюстрации в книге про птиц, и отвечают на вопросы воспитателя и выставляют магнитные фигурки корма около называемых птиц).
Ну что ж. мы с вами выяснили какими бывают птицы, где они живут, чем питаются. Завтра мы с вами отправимся в гости к синичке, а для дальней дороги нам нужны силы.
Каждый малыш твердо знает
Спорт силу, ловкость развивает
Физическое упражнение «Птицы»
Рефлексия. Беседа по вопросам:
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Как называют птиц, улетающих зимой и прилетающих весной?
- Как называют птиц, которые остаются на зиму?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Чем птицы питаются зимой?
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект сценария развлекательного досуга «Синичкин день!»
Ребята, сегодня 12 ноября нас синичка пригласила в гости. Я еще раз его прочту письмо. Итак, подарок мы приготовили, но где же следы? Давайте поищем… (Дети идут по следам и приходят в зал украшенный в стиле осеннего леса)
Ого, а синичка нас пригласила в осенний лес! А вот и сама синичка!
А вот и птичка - невеличка
Желтогрудая синичка.
Темно-синенькая спинка,
Лапки, как былинки.
А прыгает как ловко,
Набок наклонив головку!
И щебечет целый день.
- Динь - день, динь - день! –
За ее веселый нрав люди посвятили не только праздничный день, но и сочинили сказку. Вот послушайте. (Дети садятся на стулья и смотрят видеофильм по сказке)
Сказка «Веселая синичка» - видео.
Синичка не только нас позвала в гости, но и других птиц. А вот каких, вы должны отгадать. Итак, слушаем внимательно…
Загадки
Кто в беретке ярко красной
В серой курточке атласной
Громко он не кричит
Все стучит, стучит, стучит
Дятел
Днем спит, ночью летает
Ухует, людей пугает.
Сова.
Любит прыгать и летать
Хлеб и зернышки клевать
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорит всем «Чик-чирик»
Воробей
Есть у синички знакомый
Длинноносый, длиноногий…
Аист
Грудь белая,
Хвост как ножницы
Ласточка
Эта птица белобока
Кашу варила
Деток кормила
А когда летит
Громко трещит
Сорока
Важным стал, раздул зобок
Не играет он в игру,
Он танцует – гру, гру, гру
И воркует
Голубь
Ребята, сколько птичек прилетело в гости к синичке? Много!
Дружно за мной повторяйке – Много птичек - Это стайка
Предлагаю спеть песню для птичек
Песня
Птицы иногда спорят – кто из них красивее. Давайте их рассудим и сравним.
Словесная игра «Сравни птиц»
- Итак, у синички есть клюв маленький, а у дятла клюв большой. Для чего нужен им клюв (клевать)
- У синички есть крылья маленькие, а у аиста – большие. Зачем им нужны крылья – летать.
- У синички есть лапки маленькие, а у воробышка – маленькие. Что они делают на лапках – прыгают.
- У синички есть хвост, а у ласточки? Зачем им нужен хвост
- У синички есть глазки маленькие, а у совы – большие. Зачем нужны птицам глаза.
- У синички есть перышки, и у сороки есть перышки. Что они делают с перышками – чистят
Давайте покажем, как птички живут – покружились, покружились и в синичек превратились.
Превратились дети в птичек
Птички встают рано.
Потому что птичкам этим
Зерна искать надо!
Танец – игра «Птички»
Вот летали птички
Птички невелички
Все летали, да летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели.
Зернышки поели.
Клю-клю, клю-клю.
Зернышки поели
Перышки почистили
Чтобы были чище.
Вот так, вот так.
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгаем по веткам.
Вдруг кошка прибежала
И всех птичек распугала!
Игра «Угадай кто улетел, а кто остался»
Ребята пока мы с вами танцевали, кто-то из птичек улетел, только перышки остались. Отгадайте кто? А куда аист, ласточка, дятел улетели – в теплые края. Они перелетные птицы. Верно! А почему они улетели. Потому что холодно и нечего им есть. Но вы не расстраивайтесь, они обязательно весной вернуться. А пока мы поиграем с перышками.
Игра сдуй перышко.
Перышки легкие, кто их быстрее и дальше сдует, тот и победил.
Ребята посмотрите, по-моему, к синичке новый гость прилетел. Как вы думаете, кто это?
Верно снегирь. Не все птицы бояться зимы, Птиц, остающиеся на зиму, называют зимующими. А чтобы птичка не было голодно и холодно мы для них смастерили кормушку. А для того чтобы вспомнить чем мы будем угощать наших птичек, нужно поиграть в пальчиковую игру. Приготовили все свои ладошки и повторяйте за мной
Пальчиковая игра «Корм для птичек»
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошки
Птичка, птичка,
Гуль, гуль, гуль
Прилетай к нам
Не горюй
Приготовим корм для птичек
Сало мы дадим синичке
Крошки хлеба голубям,
Семечки сыпь воробьям,
А сорокам и воронам
Мы предложим макароны!
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело мы расскажем!
Воробей, снегирь, синица,
Да сорока озорница,
Голубь в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек!
Вот и закончилось наше приключение в волшебном осеннем лесу. Синичке еще предстоит обустроить свое жилище в городе, а мы с вами отправляемся на прогулку и подарим в честь новоселья нашим птичкам кормушку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весенний экологический праздник «День Земли»
В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...
Экологический праздник « День защиты природы»
Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....
Экологический праздник « День птиц »
Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....
Сценарий детского экологического праздника "День земли"
Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....
Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)
Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....
Конспект экологического праздника "День Земли"
В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....