Проект "Удивительные загадки"
проект (подготовительная группа)
Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnye_zagadki.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Удивительные загадки»
(для подготовительной группы)
Вид проекта: исследовательско-познавательный, творческий
Срок реализации: среднесрочный (пять месяцев).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Выполнила: воспитатель ВКК
Колосова Татьяна Юрьевна
Актуальность:
Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
Загадки любят все и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово «загадка» образовано от слова «гадать», которое означало «думать», «размышлять». Загадка это задачка, которую надо решить. Дети очень любят разгадывать загадки, особенно, если надо проявить смекалку и находчивость.
Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Загадки собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Мудрость была в почете всегда.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).
Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Также загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику, мышление и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Цель: формирование у детей умения отгадывать и составлять загадки.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
- Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н. сказок, рассматривание иллюстраций.
- Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Развивать произвольное внимание, зрительную и словесную память, логическое мышление.
- Учить детей работать сообща, помогать друг другу.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Проблема: что делать, чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?
Вид проекта: исследовательско-познавательный, творческий
Продолжительность проекта: декабрь - март
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей.
Ресурсное обеспечение проекта:
- методическое (планирование, сценарий конкурса, художественная и методическая литература);
- материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, схемы-модели, наглядный материал, оборудование для изготовления сборника загадок).
Формы работы: чтение, беседа, вопросы, объяснение, заучивание, повторение, сравнение, анализ и обобщение.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к устному народному творчеству.
- Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Создание картотеки загадок.
- Создание сборника загадок «Угадай-ка».
- Конкурс загадок «Лучшие загадайки и отгадайки».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Деятельность воспитателя:
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий по формированию умений отгадывать и составлять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- Изготовление наглядных карточек-схем для составления загадок.
- Изучение методической литературы.
Деятельность детей и родителей:
- Вникание в проблему.
- Принятие задач.
2. Основной этап.
Деятельность воспитателя:
- Знакомство детей с понятием «загадка», её происхождением.
- Знакомство с народными и авторскими загадками.
- Проведение занятий по обучению составления описательных рассказов, рассказов-сравнений по карточкам-схемам.
- Обучение детей отгадыванию и составлению загадок по схемам, моделям.
- Подбор народных и авторских загадок.
- Беседы с детьми: «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».
- Консультация для воспитателей «Использование загадок в работе с детьми».
- Консультации для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».
Деятельность детей:
- Отгадывание загадок с целью закрепления и обобщения знаний по теме.
- Объяснение, доказательство отгадки.
- Разучивание загадок по темам.
- Составление описательных рассказов с использованием карточек-схем (форма, цвет, вкус, действие и так далее)
- Дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».
- Выбор отгадки среди картинок, рисование отгадки.
- «Чтение» загадок по карточкам.
- Коллективное и индивидуальное составление загадок по карточкам-схемам.
- Оформление сборника загадок, в котором собраны народные загадки, разученные детьми и загадки, составленные детьми.
Деятельность родителей:
- Подбор загадок по лексическим темам.
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
- Разучивание загадок с детьми.
- Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.
3. Заключительный этап.
- Презентация сборника загадок «Угадай-ка».
- Проведение конкурса загадок «Лучшие Загадайки и Отгадайки».
Реализация проектной деятельности
Что такое загадка?
В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-то неизвестное для решения.
Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.
Признаки загадки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание часто оформлено в виде вопросительного предложения;
- описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.
Происхождение загадок:
Первые загадки появились у первобытных племен и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.
У первобытных людей была тайная условная речь. Они считали, что все живые существа понимают человеческую речь. Древние охотники пользовались тайной речью, чтобы обмануть зверя. Позже загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного животного, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире.
У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.
На Руси в далеком прошлом проводились осенью «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей. Существовали поверья о том, что русалки губят людей, которые не отгадали их загадок. А загадки у них были такие: да что растёт без коренья? (камень); да что бежит без повода? (вода).
В русских народных свадебных обычаях загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа.
В русских народных сказках положительные герои всегда проходят испытания, а царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.
Постепенно загадки превратились в развлечения. Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, ткачество), орудий труда в поле (соха, серп). Но появились загадки о телефоне, телевизоре и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние годы.
Причины ошибок детей при отгадывании загадок:
- невнимательно слушают загадку;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном предмете;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Правила для ребёнка при отгадывании загадки:
1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
4. Скажи отгадку громко.
Последовательность работы по обучению детей составлению загадок:
1. Накопление знаний о свойствах, качествах, предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении. На этом этапе дети учатся сравнивать объекты в играх: «Чем похожи эти предметы?», «Что в них общего?», «Чем похожи?». Закрепляются умения группировать предметы по сходству на основе определенного признака в играх «Подбери похожий предмет». Дети подбирают предметы, похожие по цвету, форме, размеру, качеству.
2. Отгадывание загадок в игре «Да - нет». Ведущий игры задумывает предмет, а участники задают ему вопросы, используя схемы. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Таким образом, дети отгадывают задуманный предмет.
3. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т. д.).
Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать сложные прилагательные.
Белый, большой, длинношеий, красноклювый. (Лебедь)
4. Составление загадок способом перечисления действий предмета без его называния.
Ржет, жует траву, везет людей. Кто это?» (Лошадь)
5. «Чтение» загадок по карточкам-схемам. Используется связка «как». Ребенок «прочитывает» загадку: «Оранжевая, как апельсин; треугольная, как пирамидка; сладкая, как сахар». (Морковь)
6. Составление загадок по модели: «Какой?» - «Что бывает таким же?»
Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки, используя схемы. Затем он называет предметы, обладающие этими признаками. Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Желтая, как лимон;
Круглая, как мяч;
Сладкая, как мед.
Что это?» (Репа).
Оранжевый, как лиса;
Круглый, как мяч;
Сладкий, как конфета;
С семечками, как лимон. (Апельсин)
7. Составление загадок по модели: «Что делает? – Что (кто) делает так же?
Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Высоко прыгает, как заяц;
Стрекочет, как стрекоза.
Кто это такой? (Кузнечик).
Дает молоко, но не коза;
Жует траву, но не лошадь;
Мычит, но не бык». (Корова).
Правила для ребенка при составлении загадки:
1. Выбери предмет.
2. Выбери способ, модель составления загадки.
3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом.
4. Выразительно загадай загадку.
Используемая литература:
1. ГурэвичЛ. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1981.
3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников - Ярославль - Академия холдинг – 2004.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9
5. 1000 загадок. – Ярославль - Академия развития - 2006.
6. Сказки, пословицы, загадки. – М. – Детская литература – 1988.
7. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М. - Мозаика – Синтез 2008.
8. Чуковский К.И. Шел Кондрат в Ленинград. – М. – Малыш - 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое загадка? Народная и литературная загадка.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....
Загадки.su - Загадки для детей и взрослых
На сайте загадки.su написаны авторские загадки, скороговорки, шарады, колыбельные, считалки,стихи разной тематики и жанров. Сайт интересен детям любого возраста и взрослым. Загадки.su...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
ЧЕЛОВЕК - ЗАГАДКА ВЕКА. ОН ЗАГАДКА И ОТВЕТ.
На применении ТРИЗ раскрыть сущность жизнедеятельности человека....
«Дети – мира нежные загадки, Где в самих загадках кроется ответ…»
В лекции пытаюсь раскрыть сущность маленького человека - ребёнка....