Консультация для воспитателей «Игры в жизни малышей ясельного возраста»
консультация

Тихомирова Наталья Олеговна

Игра – это важнейшее средство воспитания и развития ребенка.

Маленький ребенок познает мир через игру, через неё у малыша развиваются познавательная и двигательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_zhizni_malyshey.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 91 Красносельского района Санкт- Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 91 Красносельского района Санкт- Петербурга)

Консультация для воспитателей

«Игры в жизни малышей ясельного возраста»

Воспитатель:

Тихомирова Н.О.

г. Санкт- Петербург

2021

Игра – это важнейшее средство воспитания и развития ребенка.

Маленький ребенок познает мир через игру, через неё у малыша развиваются познавательная и двигательная активность.

В игровой среде существует несколько разделов  игр, используемых для индивидуального, совместного со сверстниками и совместного с воспитателями развития маленького ребенка. Это:  подвижные; сюжетно – отобразительные;  дидактические;  развивающие; игры на развитие мелкой моторики;

Дидактические игры – это игры, которые относятся к познавательному развитию ребенка. С помощью самостоятельной дидактической игры малыш  закрепляет знания, полученные во время образовательного процесса со взрослым, а в процессе совместной игры со взрослым развивает и формирует знания  по всем областям образовательной деятельности.  Игры с дидактическим материалом, позволяют малышу развивать  умение отвечать на вопросы взрослого и задавать их самостоятельно, знакомят их с названиями цвета, развивают умение определить размер, знакомят малышей и закрепляют знания ребенка о названии деталей строительного материала, развивают и закрепляют знания малышей об окружающем мире.  Для каждой области образовательного процесса, существует своя отдельная  созданная  предметно – игровая среда.

Из этого раздела игр малышам можно предложить  такие, как: « Кто в домике живёт?» на закрепление уже знакомых малышу животных. « Кто что, ест?» на закрепления знаний ребенка о пищи животных. « Цвет» на развитие знаний малышей о названиях цвета. Игру « Пуговицы» можно предложить малышам на закрепление знаний маленького ребенка о цвете, во время этой игры возьмите любое кол-во из спектра цветов от 2-х в середине года, до 4-х названий цвета в конце года. Н-р: Для своей игры, я обычно всегда беру по два цвета (красный и синий или желтый и зеленый), для лучшего восприятия и запоминания цвета малышами.

Игры на развитие речи, окружающего мира, которые включают в себя яркие предметные картинки, как для самостоятельного рассматривания, так и для совместной работы со взрослым.  Проводите игру с хорошо знакомыми малышам изображениями на картинках предметов, животных, птиц, людей - этот раздел игры называется: « Кто это?» и «Что это?», для развития и закрепления умения малыша узнавать, называть  и показывать знакомый предмет, животное, игрушку.

В эту же игру можно внести раздел игры, который называется: «Что делает?» эта игра включат  в себя наличие ярких, понятных ребенку картин с простым сюжетом, изображающих одно действие животного, человека или птицы, развивающих у малышей умение произносить по подражанию предложения из двух слов.

 Игра « Закрой коробку», развивает и закрепляет умение малышей подбирать крышки круглые или квадратные к коробкам соответствующей формы, а так же открывать и закрывать их. « Матрешки» - это игра  на определение величины (большой, маленький) малыши развивают умение собирать двухместную матрешку.  Пазлы: «Животные»,  «Игрушки»,  закрепляют знания малышей  о знакомых ребенку животных и предметах.

 Игра « Пирамиды», развивает  и закрепляет умение собирать пирамиду по подражанию взрослого в определенной последовательности из 2-3 колец одинакового размера, а так же 4-х колец двух контрастных размеров, малышам от1-ого до 1,6 лет и 4-5 колец ( от большого к маленькому) малышам от 1.6 до 2-х лет.

 Малышам в возрасте с 1 года до 1.6 лет можно предлагать игры со строительным материалом  на закрепление знаний малышей о деталях (кубик, кирпичик, призма),  н-р: «Построим столик (башню)», развивающее умение ребенка  выполнять простые постройки из строительного материала, а затем совместно со взрослым обыгрывать постройки с использованием сюжетных игрушек.  

В возрасте с 1.6 до 2-х лет, малышам можно предложить игру со строительным материалом « Построим дом (забор)» на закрепление знаний малышей о деталях строительного материала (кубик, кирпичик, призма, цилиндр). Развивайте и закрепляйте знания малышей о способах конструирования – прикладывание, накладывание, так же предлагая ребенку самостоятельную деятельность по формированию умения пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов.    

Для развития психологического состояния маленького ребенка  используют:

Развивающие игры – это игры, которые  относятся к психологическому развитию ребенка. Развивающая игра способствует развитию у малыша внимания, памяти и мышления. Игры содержащие материал на развитие психологических процессов позволяют малышу в совместной со взрослым деятельности развить навыки сосредоточенности, активизации и умении удерживать внимание на отдельных объектах или каких либо явлениях из окружающей жизни, развивают долгосрочную и краткосрочную память малыша.   В совместной со взрослым игре предложенные малышу упражнения, ребенок выполняет по подражанию, развивая наглядно – образное мышление, а во время самостоятельных игр все эти навыки малыша закрепляются.

Из этого раздела малышам можно предложить: наблюдение во время прогулки способствующее расширению кругозора малышей во время рассматривания и получения ими информации об отдельном объекте, а так же наблюдении по развитию ознакомления с окружающим миром. Чтение детям любимых, коротких стихотворений для  запоминания из них сначала отдельных слов, а потом и нескольких простых фраз н-р: стихи А. Барто « Бычок», «Зайка», «Мишка»;  

Чтение знакомых детям произведений н-р русской народной сказки «Колобок» без наглядного сопровождения.

    Пазлы «Животные», «Игрушки» эти игры которые очень интересны тем, что они имеют большой диапазон в возможности развития  ребенка. В разделе дидактические игры, игра пазлы,  была представлена, когда малыши в процессе игры, закрепляли  полученные в образовательной деятельности знания о животных и предметах. Выбирая эту же игру в разделе развивающие игры, вы уже ставите совершенно другую  цель по развитию у малыша наглядно –образного мышления. В этом случае,  вы предлагаете ребенку, в совместной игре со взрослым, собрать цельную картинку из двух разрезанных частей, по подражанию взрослому.

 Игра «Кто в домике живет?» теперь, так же  имеет другую цель, которая заключается не в закрепление знаний ребенка о знакомых ему животных и названии их, а в развитие слухового внимания, когда ребенок по звуку определяет название знакомого ему животного.

 Игра «Пирамидка» отличный вариант на развитие памяти, внимания и мышления малыша любого возраста во время самостоятельной игры с ней.

 С 1года до 1.6 лет ребенок в игре со строительным материалом, развивает умение самостоятельно обыгрывать постройки с использованием сюжетных игрушек, таким образом как он это делал в совместной со взрослым игре по его подражанию, таким образом у малыша развивается память.

 С 1.6 до 2-х лет ребенок в игре со строительным материалом, развивает умение самостоятельно изготавливать постройки из строительного материала, включающие в себя способ конструирования прикладывания деталей друг к другу и накладыванием их друг на друга, так же используя полученный опыт по подражанию взрослому во время совместной игры с ним.

Таким образом, дидактические и развивающие игры в развитии ребенка имеют большую взаимосвязь. В рабочем материале, который мы с вами, уважаемые коллеги, готовим для образовательного процесса малышей, цели, которые мы ставим, для достижения результата, переплетаются между собой.

Игры для развития мелкой моторики - это игры, которые развивают, придают силу и подвижность, а так же тренируют кисти и пальцы рук.

В мелкой моторике существует два направления: мелкая моторика и крупная моторика. Мелкая моторика предусматривает развитие силы и подвижности пальцев рук. Крупная моторика построена на развитии подвижности кистей рук и умение удерживать в руке крупные предметы.

В играх на развитие любого из направлений можно использовать те же игры о которых я говорила, когда рассказывала вам, уважаемые коллеги, о дидактических и развивающих играх.

В игре пазлы «Животные» и «Игрушки», вы можете поставить цель развивать у малышей мелкую моторику. Предлагайте ребенку, в процессе подбора частей картинки, не двигать детали по столу, пытаясь просто присоединить их, друг к другу, а взять со стола рукой, слегка приподнимая их и использовать способ прикладывания деталей к друг другу. Необходимо показать ребенку как это делается, используя основной способ работы с малышами этого возраста по подражанию взрослому. В этом случае у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и наглядно – образное мышление.

 Используя игру «Матрешки» вы даете возможность развивать не только мелкую моторику пальцев рук, предлагая малышу по вашему показу, собрать детали матрешки, друг в друга, но и развиваете в ребенке координацию движений. Во время этой игры малышам предлагается двухместная матрешка.

В этом разделе можно использовать любые игры со строительным материалом «Построй башню» с 1 года до 1.6 лет; «Построй домик» с 1.6 лет до 2-х лет как с настольными маленькими  деталями  для развития подвижности пальцев рук, так и с напольными большими деталями для развития подвижности кистей рук.

Подвижные игры – это игры, включающие в себя развития основных движений, обще развивающие упражнения, а так же  формирование у ребенка интереса к активным играм.

Основные упражнения детей в возрасте с 1-ого года до 2-х лет имеют общую основу и включают в себя: - ходьбу и упражнения в равновесии;  - ползанье и лазанье; - катание и бросание.

С 1 года до 1.6 лет, предлагайте  малышам ходить стайкой по дорожке, подготовленной на полу, для этой цели можно использовать игру «Дорожки», развивающее умение ребенка двигаться в прямом направлении.

Малышам в возрасте с 1 года до 1.6 лет, для развития умения двигаться в одном направлении со сверстниками, вы можете  предложить игру «Догони собачку».

 В возрасте с 1.6 до 2-х лет упражнение «Дорожки» можно усложнить и вы можете предложить  малышам такое упражнение как: « По узенькой дорожке», развивающее умение детей двигаться по ограниченной поверхности, по доске имеющей ширину 20см, длину 2 м.  

 Для развития у малышей умения удерживать равновесие во время подъема, предложите маленьким спортсменам упражнение,  подниматься на куб и спускаться с него и поиграйте с ними в игру « Кто выше?». Эту же игру вы можете предложить и малышам более старшего возраста с 1.6 до 2-х лет, с отличием лишь в том, что высота куба будет выше на 5 см.

Для умения ребенка удерживать равновесие во время перешагивания, вы можете так же использовать в упражнении спортивный инвентарь.  Предложите малышам игру, которая так и называется « Перешагни через веревочку» для малышей в возрасте от 1-ого до 1.6 лет веревка натягивается на высоте 5-10 см, для малышей с 1.6 до 2-х лет на высоте 12-18 см.

 В упражнениях, которые предлагаются малышам для развития умений лазать и ползать, вы можете предложить ребенку с 1-ого до 1.6 лет игру « Доползи до погремушки», с расстоянием для ползанья 2м, у малышей в возрасте с 1.6 до 2-х лет это упражнение заменяется на перелизание через бревно, поэтому этим малышам вы можете предложить игру, которая называется « Перелезь через бревно».

  Для развития у малышей гибкости и координации движений предложите им одинаковые для всех возрастов игру « Пролезь под веревочкой» и « Пройди через обруч». В возрасте малышей с 1.6 до 2-х лет высота веревки от пола опускается с 50 см до 40 см, а диаметр обруча уменьшается с 50см до 45см. Так же одинаковым для всех возрастов остается лазанье малышей вверх вниз по лесенке стремянке, для этого упражнения вы можете предложить игру « Волшебная лесенка». Для малышей с 1.6 до 2-х лет высота лесенки увеличивается с 1м, до 1.5 м.

Для формирования у малышей интереса к упражнениям с мячом, предложите ребенку, с 1-го до 1.6 лет, игру « Веселый мячик», для развития умения катать мяч вперед из положения сидя и правильно отталкивать его от себя, так же в этой же игре вы, уважаемые коллеги, можете изменить цель и предложить малышу бросать мяч вниз и вдаль из положения стоя.

   

Для малышей более старшего возраста с 1.6 до 2-х лет во время формирования у них интереса к упражнениям с мячом, вы можете предложить игру « Катаем мяч вместе», предлагая ребенку играть в паре со взрослым, предлагая игру « Скати мяч с горки», вы развиваете умение малышей координировать свои движения и класть мяч на скат так, что бы он правильно и далеко укатился, подводите малышей к умению после скатывания мяча с горки, приносить его обратно. Так же развивая умение ребенка бросать мяч то правой, то левой рукой на расстояние 50 -70 см, предложите малышам игру « Кто дальше?».

С 1.6 до 2-х лет мышцы ребенка становятся крепче и в физическое развитие малышей включаются усложненные обще развивающие упражнения, которые включают в себя: Поднимание рук вперед и опускание их из положения, сидя, для развития и закрепления этих движений, вы можете предложить малышам игру «Ветер», развивающую умение слышать, понимать и выполнять инструкции воспитателя, развивать у малышей координацию движений. Для упражнения отведение рук за спину, можно предложить игру: «Ручки спрятались», целью этой игры является такая же цель, как и в предыдущем упражнении. Для развития подвижности и укрепляя мышцы  спины малышей находясь в  положении стоя, во время поворотов  корпуса вправо и влево с передачей предмета, вы можете предложить игру: « Передай мешочек», так же развивая умение малышей играть вместе со сверстниками. Продолжая развивать координацию движений и гибкость малышей, используйте упражнение  полунаклоны вперед и выпрямление, перегибаясь через палку, а так же упражнение включающее в себя приседания, используя поддержку взрослого,  предложив игру «Кто ниже?»

Играя, малыши получают не только заряд хорошего настроения, знания, укрепляют здоровье, но и учатся дружить и общаться с самого раннего детства. Умение правильно общаться с окружающим миром, видеть в нем красоту, любить книги, быть грамотным собеседником и видеть в спорте начала здоровья это и есть воспитания в ребенке нашего будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. «Игра в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей. "Игра в жизни ребенка"....

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Игра в жизни дошкольников"

Консультация для воспитателей "Игра в жизни дошкольников"...

Анкета для воспитателей «Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Для стимулирования возникновения игры необходимо создавать для нее условия в зависимости от возраста детей....

Консультация для родителей "Игра в жизни малыша"

laquo;Игра — самое светлое окно, через которое в мир ребенка вливается большой поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливо...

консультация "Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр"

Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр       Добрый день! Я работаю с детьми второй группы раннего возраста, в этом году ...