Истина рождается в притче
статья (подготовительная группа)
Притчи отражают культуру, традиции и историю народа, помогают разобраться, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности они являются.
Ключевые слова: педагоги, притчи, культура, истина.
Педагогический коллектив, о котором будет идти речь, сформировался год назад, семьдесят процентов которого молодые специалисты, воспитатели, стоящие у истоков педагогической деятельности.
В начале своей профессиональной деятельности неопытные педагоги столкнулись с определенными трудностями: адаптация в коллективе, гармоничные отношения с детьми, определение своего индивидуального стиля общения с коллегами и администрацией ДОУ, с родителями. Некомпетентность молодых специалистов в различных аспектах образовательной деятельности, неизбежные конфликты по этому поводу привели к накапливанию отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. [1, 96]
Уверенность в себе, практические навыки педагогической деятельности постепенно приходят к педагогу. Продуманные действия педагога-психолога, хорошо спланированная система наставничества для начинающих педагогов помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с воспитанниками и их родителями.
Эффективными формами психологической помощи начинающим педагогам по предупреждению их профессиональной дезадаптации являются тренинговые занятия, цель которых является «развитие эмоциональной устойчивости и активизация интереса молодых педагогов к своей работе через интенсификацию предметно-делового взаимодействия в процессе обучающих и игровых занятий».
Работа педагога требует эмоционального включения, нет эмоций - нет и отношений, глубоких, прочных и наполняющих смыслом нашу жизнь. Отдавая, мы не всегда получаем взамен положительные, да далеко не каждый может восполнить эмоциональный сосуд, чтобы продолжить взаимоотношения. Вот тут на помощь приходят притчи, с разным содержанием, а значит способные помочь каждому. Они подвергают сомнению и знакомят читателя с непривычными, зачастую чуждыми, а иногда и неприемлемыми для него принципами.
Очень важно помочь молодым специалистам выстроить свою работу, так чтобы имидж воспитателя выстраивался с первых дней в правильном направлении, а именно педагогу вверяется самое важное, воспитание подрастающего поколения, а самый короткий путь в этом гармонично выстроенные отношения с их родителями (законными представителями). Притчи Елены Ивановны Рерих очень точно описывают взаимоотношения людей, дают правильный совет через подтекст, подсказывая педагогу как поступить в той или иной ситуации. В притчах можно увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовности они являются. Культура педагога — высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности. Притчи можно считать показателем этических норм, правил социальной жизни и поведения в обществе, отношения нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам. [2, 34] Одним из ярких примеров служит притча об Учителе.
Однажды один Учитель был позван царем для мудрой беседы. Учитель посмотрел пристально на владыку и начал говорить о красоте короны его, о блеске самоцветных камней, о высоком символе, заключенном в золотом обруче, сравнивая с магнитом притяжения. К удивлению учеников, сопровождавших его, и к удовольствию владыки, беседа ограничилась рассказом о значении короны. Когда же после ученики спросили Учителя – почему царю не было сказано о Начале Вселенной, Учитель сказал – явление разумения уровня сознания должно быть мерилом. Говоря о Начале Вселенной, царь, в лучшем случае, впал бы в скуку, в худшем – царь ввергнулся бы в бездну отчаяния. И то и другое было бы вредно. Но можно было заметить, что корона для царя – самое драгоценное сокровище, потому было полезно возвысить его и напомнить о значении Венца Мира. Постоянно имейте в виду лучшее, что имеет ваш собеседник. Если даже это будет самый обыкновенный предмет, то все же надо найти его наивысшее значение. Только так вы сделаетесь привлекательными и откроете путь к дальнейшему. Негоден и даже преступен наставник, говорящий не по сознанию слушателя. Особенно запомним эту притчу, когда собираемся упомянуть Мир Огненный. Всякое вызванное поругание Высшего Начала слагает тяжкую карму. [Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 2, 313]
В данной притче молодой специалист может понять, как нужно выстраивать беседу с собеседником, будь то малыш или родитель. Очень важно понять, чтобы беседа вышла конструктивной, нужно выяснить, что важно для твоего собеседника. Педагог должен понимать, что ему доверили самое ценное - детей, значит и беседу лучше начать с положительных сторон их чад, а дальше излагать любую просьбу. Таким образом, можно найти решение любой педагогической задачи, будь то вопрос воспитания, развития или вопрос, касающийся развивающей среды в ДОУ. Единение всех членов образовательного процесса очень важно для гармоничного развития ребенка.
Молодым специалистам так же важно ценить каждого ребенка за неповторимость, а истинная цель увидеть и распознать эту индивидуальность. Здесь надо понимать, что все мы разные, а вот творческих и одаренных важно распознать еще на первых этапах образования. Вот тут для педагога и возникает задача выявить тех детей, которые будут мыслить неординарно. Одна сказка Елены Ивановны Рерих приходит на помощь педагогу.
«Собрались люди, чтобы хвалиться своею силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног – так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы, – задумались люди, чем бы отметить силу сердца? Но один вновь пришедший сказал: "Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно, близкое сердцу человеческому, состязание великодушия. Пусть ваши зубы, кулаки и черепа побудут в покое, но померитесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному"». Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви осталось не обсужденным, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжет огни сердца. [Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 1, 564]
Притча наталкивает на мысль, что ребенок как сосуд, чем наполняет педагог сосуд, какими ингредиентами, то и получит по выходу, может получиться прекрасный эликсир, а может и выйти яд. Воспитывая неокрепшие души детей очень важно помнить о личном самовоспитании и саморазвитии. С этой целью необходимо познакомить со следующей притчей Елены Ивановны Рерих.
Учитель наклонился над водоемом и спросил ученика: «Что видишь?» Тот ответил: «Вижу твое ясное отражение». Затем Учитель указал: «Возмути поверхность мизинцем. Что видишь?» – «Вижу искаженные черты твои». – «Подумай, если прикосновение малого пальца уже изменило черты, то какие искажения происходят среди тонких энергий при грубом касании». На самых малых примерах можно видеть происходящее и в Тонком Мире. [Учение Живой Этики - Братство, часть 1, 491]
Данная притча четко поясняет, как важно понимать и осознавать каждое прикосновение к личности каждого ребенка.
После обсуждения притч, мы с молодыми специалистами решили зарисовать свои впечатления, дабы усилить эмоциональный отпечаток в памяти. Данный подход в работе помог педагогам понять себя, разобраться в некоторых возникших в их деятельности проблемах, лучше понять душу ребенка и суть профессии воспитателя. Творческая интуиция сработала при применении притч в работе с педагогами, привела к откровению, осмыслению, подсказала выход к решению профессиональных проблем, а это уже большой шаг на пути изменения себя, на пути к саморазвитию.
Притчи позволили свернуть с пути стереотипов и раскрыли возможность взглянуть на знакомые и привычные вещи по-другому и испытать при этом чувства восхищения и удивления, что раньше это было недоступно.
Мы, видим, что притчи дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Они не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.
Литература
- А.Н. Иванова «Притчи и истории для тренера и консультанта».— СПб.: Речь, 2007. — 192 с.
- Моисеева И.Ю., Нестерова Т.Г. ПРИТЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stoki_istiny_v_pritche.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в учебном заведении, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!
Эффективные формы в работе педагогами: тренинговые занятия , мастер-классы , консультации .
Притча — это рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого — запечатлеть духовные или нравственные истины
Свойства притчи: краткость, не требует доказательств, подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок, строится на сравнении, предполагает мыслительную деятельность.
Функции притч: Функция зеркала. Функция опосредования . Функция хранения опыта.
Притча позволяет: свернуть с пути стереотипов; раскрывает возможность взглянуть на знакомые и привычные вещи по-другому; и спытать чувства восхищения и удивления; увидеть разумное решение вашей проблемы или ответ на ваш вопрос самому себе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитать истинного ценителя музыки
Как воспитать истинного ценителя музыки? Это одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы насущно в св...
Консультация для родителей "Законы родительской истины"
Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений...
Консультация для родителей "ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ"
Советы родителям...
Мечтайте! В мечтах рождается... истина
Живя в мире, где всё подчинино исключительно идее рациональности, мы привыкли думать и рассуждать тоже рационально, а именно с позиции логики. Есть ещё и мир эмоций, предчувствий, фантазий. Если не сч...
Притча как средство воспитания. "Притча о двух должниках. Одному было прощено больше, другому меньше".
Мало кто знает что притчи могут изпользоваться как средство духовно-нравственного воспитания детей. Главное правильно и как можно доступнее объяснить это детям....
Истина рождается в притче
Притчи отражают культуру, традиции и историю народа, помогают разобраться, что такое добро и зло, почувствовать, каким прекрасным средством для воспитания в человеке нравственности, культуры, духовнос...
В споре рождается истина
Математическая сказка...