Проект "Русские народные обрядовые праздники"
проект (подготовительная группа)
Работа над проектом помогает детям дошкольного возраста познакомиться с русскими народными обрядовыми праздниками, попевками. закличками, песнями. танцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство с русскими народными старинными оьрядами | 56.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №11 «Буратино» г.Невель Псковской области.
Педагогический проект «Русские народные обрядовые праздники в детском саду: «Рождество Христово, рождественские святки, Крещение Господне, Масленица»
Подготовила музыкальный руководитель
Байдалова Ирина Борисовна.
Невель
2019
Участники проекта:
Музыкальный руководитель;
Воспитатели подготовительной группы «Берёзка»;
Дети подготовительной группы «Берёзка»; родители воспитанников.
Сроки реализации проекта – с 14 января по 28 февраля.
Характеристика проекта:
- По доминирующему методу: музыкально - игровой, информационно-творческий;
- По характеру содержания: ребёнок, общество и культура.
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: средней продолжительности – 7 недель.
Образовательная область: «Музыкально - творческая деятельность» «Познание», «Коммуникация».
Актуальность проблемы:
В настоящее время назрела острая необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал русской жизни в духовно-нравственном, культурном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.
Из бесед с детьми было выявлено, что они очень мало знают о народных традициях празднования «Рождества Христова» и «Крещения Господня», и следующей между ними святочной недели, они не знакомы с обрядом колядования на Руси. У детей недостаточно сформирован интерес к народным играм, песням, развлечениям.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.
Цель проекта:
Приобщение детей к истокам русской национальной традиционной культуры. Создать условия для повышения интереса к традициям русского народа ( праздник Масленица).
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Блок 1. Русские народные обрядовые праздники Рождество Христово, рождественские святки, Крещение Господне.
Задачи проекта в блоке 1:
- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
- знакомство с праздником «Рождество Христово» и следующей за ним святочной неделей, с обрядом колядования на Руси, с праздником «Крещение
Господне»;
- продолжать расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям;
- расширять знания детей о зимних явлениях и приметах с помощью пословиц, загадок, прибауток;
- развивать познавательную, эмоциональную, музыкальную и творческую активность, используя русский народный фольклор.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника "Колядки", через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.
Для педагога:
-Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
- Самореализация.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ БЛОКА 1 ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (сбор и накопление информации) с 14 января по 15 января.
- подобрали сценарий развлечения «Святочные колядки», святочные игры, рождественские песни, стихи;
- распределили роли для взрослых персонажей: Коляда – Грибалёва С.Н.
Хозяюшка – Пароменкова Л.П.
- подобрали костюмы для колядовщиков – детей.
- подобрали 2 презентации: «Рождество Христово» и «Святочные колядки»
- пригласили для участия в святочных колядках старшую группу «Теремок».
II этап – основной (практический) - 16 – 17 января.
- Повторили с детьми знакомые зимние песни: «Сею – вею снежок» и «Как на тоненький ледок». Подготовили инсценировку песни «Как на тоненький ледок».
- Разучили танец Ангелов под рождественскую песню.
- Разучили песню «Рождество пришло», прослушали песню «Колыбельная Марии»
- Повторили танец снежинок с девочками старшей группы «Теремок»
- Разучили частушки – колядки с Сашей Шеренковым.
III этап – заключительный.
Исполнение первого продукта проектной деятельности- развлечение «Святочные колядки» - 18 января.
План развлечения:
- Вход под рождественскую песню, построение полукругом.
- Исполнение зимних песен «Сею – вею снежок» и «Как на тоненький ледок» с инсценированием.
- Чтение детьми рождественских стихов.
- Просмотр презентации «Рождество Христово».
- Чтение детьми подготовительной группы «Берёзка» стихов о святках и колядках.
- Исполнение девочками старшей группы «Теремок» танца «Снежинки»
- Вход Коляды и колядовщиков с рождественской звездой и святочным месяцем в руках.
- Чтение колядок, закличек, стихов, загадок; Саша Ш. исполняет частушки – колядки.
- Вход Хозяюшки. Хозяющка приглащает всех поиграть.
- Весёлые игры.
- Угощение детей; уход из зала под музыку.
По впечатлениям работы над материалом «Рождественские святки» дети подготовили для родителей рисунки «Святочные колядки». Я сделала выставку рисунков для родителей группы «Берёзка» и разместила объявление о работе над новым проектом.
Блок 2. Русский народный обрядовый праздник «Масленица».
Задачи:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.
Материал и оборудование – музыка; «Масленица» - наряженная кукла из соломы; «Карусель» - изготовлена из колеса, шеста и ленточек.
Костюмы для взрослых: Зима, Весна, Скоморох. Снеговик.
Музыкальный репертуар: песни и хороводы: «А мы Масленицу дожидали», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Сею – вею снежок», «Веснянка», «Блины», игры: «Блины с припёком», «Карусель», хороводы на улице вокруг Масленицы.
Содержание практической деятельности по реализации второго блока проекта:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
Подготовительный, с 21 января по 28 января.
Содержание:
- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
- Подбор музыкального материала, пособия и литературы по теме «Масленица»; подобрать сценарий для проведения праздника «Масленица на улице».
- Подготовить презентацию о масленице для просмотра детьми.
- Подготовить беседу о празднике «Масленица» и иллюстрации к ней. Провести беседу с детьми.
- Пригласить родителей группы «Берёзка» разучить с детьми стихи о масленице к празднику.
- Основной – практический – с 29 января по 28 февраля.
Цель: Создать условия для изучения национальной традиции; формировать знания детей о русской национальной традиции «Проводы масленицы».
Содержание:
- Наблюдение за изменениями в природе;
- Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»; просмотр иллюстраций.
- Заучивание закличек, стихов;
- Разучивание хороводов, народных танцев, масленичных песен, музыкальные игры.
- Просмотр презентации «А мы масленицу дожидали». Беседа о презентации.
- Просмотр мультфильма о Масленице.
- Провести с детьми группы «Берёзка» конкурс на лучший рисунок Масленицы.
- Подготовить для родителей группы «Берёзка» выставку рисунков их детей «Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько!»
- Заключительный – исполнение продукта проектной деятельности – проведение праздника «Пришла к нам масленица, принесла блины и маслице» - 7 марта.
Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.
Содержание:
- Музыкально- игровой праздник на улице;
- Консультация для родителей « Как мы провели масленицу».
- Выставка детских рисунков для родителей.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту:
- Сценарий проведения праздника «Масленица».
- Презентация «Широкая масленица».
- Беседа «Как на Руси масленицу встречали»
- Иллюстрации к празднику масленицы
- Сценарий развлечения «Святочные колядки»
- Презентации «Рождество Христово» и «Святочные колядки»
- Рождественские и масленичные игры, песни, танцы, хороводы, стихи, заклички, колядки, частушки.
Отчёт о реализации первого блока проекта «Русские обрядовые праздники в детском саду».
- подобрали сценарий развлечения «Святочные колядки», святочные игры, рождественские песни, стихи;
2. распределили роли для взрослых персонажей: Коляда – Грибалёва С.Н.
Хозяюшка – Пароменкова Л.П.
3.подобрали костюмы для колядовщиков – детей.
4.подобрали 2 презентации: «Рождество Христово» и «Святочные колядки»
5.пригласили для участия в святочных колядках старшую группу «Теремок».
6.Повторили с детьми знакомые зимние песни: «Сею – вею снежок» и «Как на тоненький ледок». Подготовили инсценировку песни «Как на тоненький ледок».
7. Разучили танец Ангелов под рождественскую песню.
8.Разучили песню «Рождество пришло», прослушали песню «Колыбельная Марии»
9.Повторили танец снежинок с девочками старшей группы «Теремок»
10.Разучили частушки – колядки с Сашей Шеренковым.
11.По впечатлениям работы над материалом «Рождественские святки» дети подготовили для родителей рисунки «Святочные колядки». Я сделала выставку рисунков для родителей группы «Берёзка» и разместила объявление о работе над новым проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл календарно-обрядовых праздников по русскому народному фольклору
Как проводить календарно-обрядовые праздники, включая песни, игры, хороводы....
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду
Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников....
Развлечение народно-обрядового праздника для детей старшей группы «САВВАТИЙ-ПЧЕЛЬНИК»
Описание работы: Данный сценарий является одним из мероприятий перспективного плана по воспитанию детей 5-6 лет. Материал сценария может оказать методическую помощь воспитателям, музыкальным руководит...
"Кузьминки - осени поминки" - народный календарно-обрядовый праздник для детей старшего дошкольного возраста
Народный праздник - это средство приобщения дошкольников к национальным традициям. Став непосредственными участниками, дети знакомятся с атрибутами народного быта, с музыкальными инструментами, ...
«Народно - обрядовая культура в проведении фольклорных праздников»
Основная задача учителя марийского языка в детском саду – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.Организуя работу по ознакомлению с родным краем, мы с...
План мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками.
Узнав о традициях праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших о...
Консультация для родителей: "Русские народные календарно-обрядовые праздники".
История создания русских календарно - обрядовых праздников....