«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ»
методическая разработка
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми ОВЗ»
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровья.Детям необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их.Забота о детях с ОВЗ имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и создать условия для максимально возможной социальной адаптации таких детей в социуме.
Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка, успешно социализироваться в обществе.
В своей музыкально-оздоровительной работе я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий: это логоритмика, валеологические песенки – распевки, элементы психогимнастики, ритмопластика, игровой массаж, пальчиковые игры и сказки, музыкально- речевые игры, оздоровительные и фонопедические упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.
Мы погладим лобик /Движения по тексту
Носик и щёчки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»
Разотрём ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова
Будьте все здоровы!
Музыкально-речевые игры-позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координаций движений в пространстве.
Упражнение «Самолёт» - способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.
Дети поют «у-у-у» на свободной высоте.
- Просто гудим.
- Громко, тихо. Самолёт отводим дальше, ближе.
- Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.
- Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.
- Полетели на стульчики. Расправив крылья.
Упражнение «Крашу карниз»
Краской крашу я карниз – ВВЕРХ- ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ
произносить глиссандо вверх, вниз
Вот и выкрашен карниз. ВВЕРХ- ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ
Оздоровительные и фонопедические упражнения – провожу для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
Жила – была маленькая лошадка. Она очень любили бегать Вот так. | Дети щелкают быстро язычком, стучат в такт пальчиками по коленям. |
Лошадка жила со своей мамой Доброй и красивой лошадью. И ходила она вот так. | Дети щелкают язычком медленно, стучат в такт кулачками по коленям. |
И очень часто лошадка любила бегать с мамой наперегонки. | Щелкают попеременно язычком |
Но, однажды подул сильный ветер | 4 раза вдыхают воздух носом, указательным пальцем правой руки рисуют спираль, произнося звук «У» 4 раза вдыхают воздух носом, повторяют левой рукой так же |
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» | Дети щелкают быстро язычком, стучат в такт пальчиками по коленям. |
«Да куда же ты пойдёшь», - ответила мама – «На улице сильный ветер». | 4 раза вдыхают воздух носом, Правую руку поднимают вверх и поют звук «У» снизу вверх 4 раза вдыхают воздух носом, рука вверху Правую руку отпускают вниз и поют звук «У» сверху вниз |
Но лошадка не послушалась и побежала | Дети щелкают быстро язычком, стучат в такт кулачками по коленям. |
Вдруг она на полянке увидела красивый цветок. «Ах, какая прелесть!» - подумала лошадка. Подбежала к цветку и стала его нюхать. | «берут» цветок, нюхают лошадку и поют звук «А» - 3 раза |
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. | Скрестив руки, машут ладошками, поднимаю руки вверх |
А лошадка поскакала дальше. | Дети щелкают быстро язычком, стучат в такт пальчиками по коленям. |
Вдруг лошадка услышала странный звук | 4 раза вдыхают воздух носом, На выдохе «Ш» Выполнять 4 раза |
Подойду – как я поближе – решила лошадка | Дети щелкают быстро язычком, стучат в такт пальчиками по коленям. |
Это была большая змея, которая ползла под деревом. Она очень напугала лошадку. | 4 раза вдыхают воздух носом, На выдохе короткие «Ш» - «Ш» - «Ш» - «Ш» Выполнять 4 раза |
Во время прогулки лошадка услышала множество необычных звуков. Вот пробежал ёжик | 4 раза вдыхают воздух носом, На выдохе короткие «Ф» - «Ф» - «Ф» - «Ф», руками разжимать кулачки Выполнять 4 раза |
Потом застрекотал кузнечик | 4 раза вдыхают воздух носом, На выдохе короткие «Ц» - «Ц» - «Ц» - «Ц» Выполнять 4 раза |
Пролетел жук | 4 раза вдыхают воздух носом, На выдохе поют«Ж» ,пальчиками шевелят Выполнять 4 раза |
За ним пролетел комар | 4 раза вдыхают воздух носом, На выдохе поют «З» ,руку поднимают вверх. Поют снизу вверх Выполнять 4 раза |
А ветер дул всё сильнее и сильнее | 4 раза вдыхают воздух носом, Правую руку поднимают вверх и поют звук «У» снизу вверх 4 раза вдыхают воздух носом, рука вверху Правую руку отпускают вниз и поют звук «У» сверху вниз |
Лошадка замёрзла | Вдох носом, Выдох – «БР» - гладят руки |
И побежала домой | Дети щелкают быстро язычком, стучат в такт пальчиками по коленям. |
На встрече лошадки вышла её добрая мама | Дети щелкают язычком медленно, стучат в такт кулачками по коленям. |
Она стала согревать лошадку | Вдох носом, трут ладошки Дуют на ладошки |
Отдохнём минутку и скажем волшебные слова | Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! |
Игровой массаж повышает защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. В своей работе использую упражнения авторов А. Уманского, М. Картушиной.
Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками
(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)
Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка,взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
/и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.
Логоритмика – развивают речь ребёнка в игровой форме, развивают память и слуховое восприятие.
Упражнение «Бегемотики»–направленная на развитие мелкой моторики, укрепление психического здоровья детей, на умение сочетать движение со словами
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Таким образом, все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...