Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи
методическая разработка (подготовительная группа)

Кобзева Елена Владимировна

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota._kobzeva.docx63.59 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1.Актуальность…………………………………………………………….  3 стр.

2. Роль семьи в формировании личности ребёнка……………………    4 стр.

3. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи………..………………………………………………………………  5 стр.

4. Основные направления взаимодействия музыкального руководителя с семьёй, формы и методы работы…………………………………………  7 стр.

5. Технологии взаимодействия музыкального руководителя с семьёй….8 стр.

Заключение………………………………………………………………….10 стр.

Литература…………………………………………………………………..13 стр.

Приложение………………………………………………………………    14 стр.

Актуальность

 «Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

что дети учатся   смотреть на мир глазами родителей.

Только в совместной деятельности родители лучше

узнают своих детей, становятся ближе».

                                                                                   В. А. Сухомлинский

В соответствии с Законом "Об образовании" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем и дошкольном  возрасте,  одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Одной из важнейших задач ФГОС ДО стоит:  «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей». Традиционными формами работы с родителями в этом направлении нельзя ограничиваться, так как они являются препятствием к функционированию ДОУ в режиме развития и многие из них устарели, потому, что недостаточно дифференцированы. Они не учитывают изменения в современной семье, новые возможности и требования к образовательным услугам.

        Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.

             Успех в данной работе может быть, достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи. Поэтому, взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.

2.  Роль семьи в формировании личности ребёнка

        Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. Вместе с тем это и период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.

       Семья – важнейший институт общества, микро-группа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью, как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

        Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребёнка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребёнку социально – компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым,  обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально – психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное  развитие.

3.  Сотрудничество дошкольного – образовательного учреждения и семьи

В трудах  Т.Н. Дороновой, Т.И. Даниловой,  В.М.  Ивановой, О.Д. Никольской и многих других исследователей были разработаны новые подходы к реализации социально-партнерских отношений в ДОУ, формы и направления  их  практической  реализации. Авторы  предлагают свои формы и методы активизации позиций родителей по вопросам воспитания детей, сотрудничества с детским садом, описывают новые структурно-функциональные модели данного взаимодействия.

Но все ученые сходятся в одном: «Семья и детский сад выступают для ребенка своеобразной школой социального поведения одновременно. Но и в этом случае семья остается для него главной  опорой.  Именно в семье  ребенок  всегда рассчитывает найти поддержку своим душевным и эмоциональным силам».

Вместе с тем практика показывает, что уровень педагогической компетентности наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Они пока не очень хорошо осознают свои права и обязанности. Естественным следствием этого феномена является проявление таких негативных качеств, как  низкая активность, высокая конфликтность, безответственность. С другой стороны, представить себе ситуацию, в которой большинство родителей займут активную позицию и начнут прямо участвовать в образовательном процессе своих детей, тоже достаточно трудно. Что не менее важно – воспитатели к этому тоже не готовы.

Поэтому в сложившейся ситуации наиболее целесообразно постепенно менять ситуацию в лучшую для воспитанников сторону, а значит, способствовать установлению взаимопонимания педагогов и родителей по вопросам воспитания подрастающего поколения.

         Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.  Недостаточно убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье, важно ещё обучить их наиболее доступным методам организации этой работы.

       Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
  • Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
  • Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

И поэтому задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

4. Основные направления взаимодействия музыкального руководителя с семьёй, формы и методы работы

       Педагогический коллектив детского сада строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья.

Наиболее эффективной формой взаимодействия музыкального руководителя и семьи является совместная культурно-досуговая деятельность.  Данное направление может быть представлено такими формами как праздники, вечера досуга, игры-путешествия и т.д.

В организации совместной деятельности самое главное - это активное включение родителей или других родственников в проводимое мероприятие. Они должны стать активными участниками, а не пассивными зрителями. Опыт ведущих педагогов практиков и наш собственный показывает, что когда родители активно участвуют в исполнении песен, танцев, оркестре, театрализованных постановках, они, во-первых, почти всегда положительно настроены по отношению к происходящему, что очень важно во взаимодействии родителей и музыкального руководителя, т.к. только позитивный настрой помогает эффективно решать поставленные задачи; во-вторых, родители лучше понимают, как нелегко ребенку выполнить то, или иное задание, ведь подчас дети справляются даже лучше родителей с поставленной задачей; в-третьих, такая совместная деятельность детей и родителей под руководством музыкального руководителя позволяет создать настоящий творческий процесс, который непременно позитивно скажется на оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Одной из таких новых и интересных форм является взаимодействие педагогов с родителями в семейном клубе. Занятия в клубе выстраиваются так, что каждая встреча — это тематическое занятие с включением музыкально-игровых упражнений выполняемых мамой с ребёнком, элементов тактильно-игрового массажа, пения и игр–имитаций, изготовления простейших шумовых инструментов, пальчиковых игр, игр с пением. Составленные таким образом занятия, дают детям яркие художественные впечатления, учат внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждают малышей вместе с мамами принимать активное участие в действии.

Организация творческого взаимодействия может осуществляться посредством организации конкурса между взрослыми и детьми, посредством объединения усилий взрослого и ребенка, а также посредством распределения ролей, взаимодополняющих и обогащающих друг друга.

Выступления родителей перед собственными детьми особенно нравятся детям. Дети видят, что и родителям нравится заниматься музыкальным творчеством, и у них это хорошо получается. Если же у родителей, что-то не получается, то ребенок понимает, что не получаться может не только у него, и только упорство и целеустремлённость помогут добиться поставленной цели.  Как следствие, у ребенка растет уважение к родителям и повышается собственная самооценка.

Дошкольное учреждение на протяжении ряда лет, является открытой образовательной системой, сотрудничающей с объектами социокультурного назначения. Каждый год у нас проводится ряд мероприятий, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Например, экскурсии в библиотеку, дом творчества, школу искусств и т.д. Всё это способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка, что невозможно реализовать без участия родителей.

Таким образом, музыкальный руководитель в своей работе может использовать как хорошо известные, проверенные временем, традиционные формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска и технических инноваций.

  1. Технологии взаимодействия музыкального руководителя с семьёй.

Условно можно выделить такие направления взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

  1. повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары, анкетирование);
  2. пропаганда музыкального искусства (информационный блок на музыкальной страничке сайта ДОО);
  3. вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
  4. совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей осуществляется в форме проведения родительских собраний, анкетирования, различных мастер-классов, тематических консультаций, составлении печатных рекомендаций для родителей по подбору музыкального репертуара для детей разных возрастных групп. Самой распространённой формой наглядной агитации являются информационные стенды.  Тематические папки –   передвижки, традиционные и не потерявшие своей актуальности, более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают различную доступную для родителей информацию. Выставки совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и рассказами знакомят с музыкально – художественным творчеством детей, а для большего развития образного мышления и полноценного восприятия музыки дети в ДОО и дома работают над созданием «Музыкальных альбомов». Удобной, доступной и новой формой освещения родителей стало создание различных буклетов. Они экономят время родителей (что очень удобно), и более эффективны при разучивании различных песен, игр и многого другого.

      Важной составляющей области взаимодействия с родителями считаю пропаганду музыкального искусства, где помимо традиционных форм используются и инновационные, такие как дистанционные формы взаимодействия.  Они могут быть представлены страничкой музыкального руководителя на сайте образовательного учреждения, собственным блогом или сайтом, на которых размещаются различные статьи об особенностях музыкального воспитания детей разных возрастных групп. Здесь же музыкальный руководитель может рассказать о том, какие учреждения дополнительного образования, расположенные в непосредственной близости от детского сада, помогут еще эффективнее развить у ребенка певческие, танцевальные, исполнительские и прочие навыки.

Важно отметить, что подобные материалы помогают и детям лучше усвоить полученные знания и родителям быть информированными, чем занимается их ребенок в детском саду, в каком направлении развиваются его интересы, что можно дополнительно узнать по пройденной теме.  

Для вовлечения в музыкально-образовательный процесс родителей традиционно проводятся открытые занятия, на них мамы и папы вместе с детьми «овладевают» всеми видами музыкально-певческой деятельности, исследуют природные возможности голосового аппарата, особенности взаимодействия его со слухом, движением, включаются в музыкально-творческий процесс. Благодаря таким занятиям постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - «помощников» в решении задач музыкального воспитания, что даёт позитивные результаты.

Наряду с этим активно используется метод проектов. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода. В детском саду для реализации проектной деятельности нужно обязательное участие родителей.

Заключение:

       Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями воспитанников, затрагивающая различные аспекты воспитания и развития дошкольников, даёт ощутимые положительные результаты.

Такой серьезный подход в процессе систематической совместной деятельности по музыкальному воспитанию с семьей позволяет педагогам и родителям приобрести ряд необходимых компетенций:

мотивационная компетенция: развитие потребности в обогащении эмоционального мира ребенка за счет организации праздников на основе семейных традиций;

коммуникативная компетенция: обогащение опыта взаимодействия и общения между всеми участниками педагогического процесса, развитие навыков сотрудничества в совместной деятельности во время подготовки праздников и их проведения;

информационная компетенция: содействие осознанию значимости создания и сохранения семейных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста и основ организации семейных праздников;

технологическая компетенция: это, скорее, прерогатива педагогического коллектива, работа которого призвана содействовать активному и осознанному овладению родителями умения организации разнообразных семейных досугов и праздников в условиях семейного воспитания, игрового взаимодействия с детьми во время праздника и в повседневной жизни.

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей становится эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей. Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью и театральным искусством.

Мы твёрдо убеждены в том, что каждый человек – творец. Родитель не исключение. И его творчество заключается, прежде всего, в том, чтобы быть хорошими родителями, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.

          Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и музыкального руководителя; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://litcey.ru/pravo/134054/index.html. - ресурс удаленного доступа.
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
  3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.; Просвещение,2015.-126с.
  4.  Бодраченко И.В. Разнообразие форм работы музыкального руководителя с родителями // Современный детский сад. – 2011. – № 3. – С. 49.
  5. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3 – С. 43.
  6. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  7.  Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  8. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

 Приложение

Совместный праздник детей и родителей «День семьи»

Под фонограмму песни «Моя семья»» в зал входят родители и дети, занимают отведенные для них места.

1-й ведущий:  Добрый день, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече! И сегодня наша встреча посвящена… Вы об этом догадаетесь сами, когда просмотрите видео, где ваши дети своими словами пытаются дать определение одному слову. Ваша задача – отгадать, о чем говорят дети. Итак, всё внимание на экран!

Просмотр видео.

Ответы родителей.

2-й ведущий:  Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

1-й ведущий:

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

- А вы считали, ребята, сколько человек в вашей семье? (выборочно спрашивает у детей, сколько человек в их семье) А сейчас послушайте стихотворения о семье, которые выучили наши ребята.

Дети читают стихи:

1 ребенок

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

2 ребенок

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

3 ребенок

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

4 ребенок

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

5 ребенок

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

6 ребенок

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

7 ребенок

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

«Песенка о семье»

2-й ведущий:

Ребята! Одну игру я знаю,

И в нее вам поиграть предлагаю.

- Сейчас я буду называть разные слова, а вы внимательно слушайте, и если считаете, что это слово подходит для вашей семьи, то громко хлопайте в ладоши, а если не подходит, то машите руками и говорите: «Нет, нет, нет!».

(Дружба, уважение, ссоры, обида, любовь, ласка, грубость, обман, веселье, радость, вредность, уют, взаимопонимание.)

1-й ведущий: А я хочу предложить игру для взрослых. Мы все с вами знаем русские народные пословицы о семье. Я начинаю – вы продолжаете. :

- В гостях хорошо, а (дома лучше).

– Дети не в тягость, а (в радость).

– При солнышке тепло, а при матери (добро).

– Яблоко от яблони … (не далеко падает).

– Семья в куче – на страшна и (туча).

А теперь вам надо будет поправить то, что прозвучит неверно.

– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).

– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).

– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Молодцы, со всеми заданиями справились верно.

Дом бывает разным. У наших с вами детей есть еще и второй дом, в котором они проводят большую часть дня. А о каком доме идет речь, вы сейчас поймете.

1реб

На свете есть чудесный дом

Детей в том доме учат.

Мне кажется, что этот дом

На свете самый лучший!

2 реб.

Я каждый день сюда хожу

Учусь, расту, взрослею

И я от сюда ухожу,

Всегда чуть-чуть умнее!

3 реб.

Если в этот дом войдешь

В мир волшебный попадешь!

Будешь весело смеяться, и грустить и волноваться.

Этот праздник много дней,

Будет жить в душе твоей.

Догадались, о каком доме идет речь? Конечно о детском саде!

Песня «Детский сад – волшебная страна»

2-й ведущий:  А сейчас всё внимание на экран! Мы предлагаем вашему вниманию небольшую презентацию о жизни наших детей в детском саду.

Видео - ролик режимных моментов детей в детском саду.

1-й ведущий: Ну, а какой же праздник проходит без конкурсов? Вот и у нас сейчас семейные конкурсы.

  1. «Подготовка к празднику» 

Мама накрывает на стол, папа надувает шарик, ребенок убирает игрушки (чья семья быстрее)

2. «Узнай рассказ своего ребенка о семье»

3. Коммуникационная игра с родителями и детьми «Передай шляпу»

2 вед: Русская пословица гласит «Мой дом – моя крепость». Почему так говорят? (ответы детей и взрослых) У каждой семьи есть своя крепость – свой дом, но не все они идеальны. Сегодня мы предлагаем участникам построить фасад идеального дома, где каждый кирпичик будет что-то значить.

Игра: «Построй дом» (родители с ребенком) – 2 семьи.

(Из модулей построить дом. Каждый модуль – кирпичик подписан (здоровье, понимание, любовь, мир, уют и т. д., пустые модули родители подписывают сами)

2-й ведущий:  Дом построили. Осталось посадить дерево. У каждого из вас есть сердечки. Напишите на сердечке черту характера или качество, которым бы вы хотели наделить своего ребенка. Сердечки повесим на дерево. Оно волшебное. Будем надеяться, что оно исполнит ваши пожелания.

1-й ведущий:   Какие вы молодцы, со всеми конкурсами справились! Дорогие родители! В течение года вы все участвовали в жизни группы и детского сада. Каждый старался внести свою лепту, и сегодня награда нашла самых активных, самых отзывчивых родителей.

(Заведующий д/с вручает грамоты)

2-й ведущий:  Заканчивая сегодняшний праздник, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.

Музыкальный руководитель:

Давайте все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего сегодняшнего праздника - «Есть лишь семья, где и в прошлом и в будущем, искренно верят в тебя, любят и ждут».

Заканчивается праздник общей песней.

1 Ведущая.   Еще раз всех с праздником! Желаем вашим семьям крепкого здоровья, счастья и любви!

Конспект совместного досуга для детей и родителей

«Друзья Зайки» 2 мл. гр.

(все роли исполняют родители)

Цель: получить удовольствие от совместного действия

Задачи:

  1. закрепить знания детей о музыкальных инструментах
  2. вызвать у детей сочувствие, взаимовыручку
  3. доставить радость от общения друг с другом родителей и детей.

Дети входят в зал под музыку и останавливаются лицом к зрителям возле стульчиков, здороваются и садятся на стульчики.

 (Слышится плач)

Вед:

Ребятки,  вы слышите, здесь кто-то плачет? (да)

Вед:

Кто бы это мог быть?

(заходит  плачущий Зайка)

Вед:

Посмотрите, да это Зайка плачет. Заинька, что случилось?

Зайка:

Здравствуйте, ребятки.  А плачу я потому, что мне скучно, мне не с кем играть в весеннем лесу. Все зверятки куда-то разбежались. Хожу, по лесу брожу и никого не нахожу. Вот и до вас дошел. Может быть, вы мне поможете найти всех моих друзей? (Плачет)

Вед:

Ребята, поможем Зайчику?  Найдем его друзей? (да)

Зайчик:

Спасибо вам детишки.

Вед:

Чтобы тебя немного развеселить, Зайка, мы подарим тебе весеннюю песенку. Ведь весна – такое хорошее время года.

(Песня «Зима прошла») стоят

Вед:

Зайка, дружок, но чтобы найти твоих друзей нам надо отправиться в лес.

Зайка:

Да, вы правы.

Вед:

Ребята, поворачивайтесь друг за другом. Пойдем тихонечко на носочках по узенькой тропинке, ведь в лесу еще много снега.

(дети идут на носочках по выложенной дорожке из канатов).

Из-за шторки (возле пианино) выходит Волчок (родитель).

Волк:

Кто это в гости ко мне пожаловал? Да это вы, ребятки? Здравствуйте. И Зайка с вами.

Вед:

Волчок, мы пришли вместе с Зайкой в весенний лес, чтобы найти Зайке друзей, он вас всех потерял.

Волк:

Я Волк веселый, заводной

В игры я люблю играть,

И ребяток догонять.

Вед:

Волчок, ты хочешь с нами поиграть?

Волк:

Конечно, хочу, я же добрый.  

Вед:

А мы знаем про тебя игру «Козлятки и волк». Мы будем козлятками, хорошо?

Волк:

Хорошо, вы пока пойте песенку, а я пойду, вздремну. 

(Игра с пением «Козлятки и волк»)

Волк:

Хорошо мы поиграли, но мне уже пора по своим делам. Зайка, дружок, заходи в гости, будем вместе в игры играть.

Зайка:

Спасибо Волк, обязательно приду.

Волк:

До свидания, ребятки, Зайка! (до свидания)

Вед:

Ну вот, Зайка, одного друга мы тебе нашли. Пойдем дальше, может, кого-нибудь еще встретим?

Зайка:

Хорошо, пойдемте.

(Идут друг за другом по дорожке)

Из-за двери (с коридора выходит грустный Медведь, в руках у него корзинка с музык. инстр. и игрушками).

Медведь:

Здравствуйте, ребята, здравствуй, косой!

Вед:

Здравствуй, Мишенька.  А что ты такой грустный?

Медведь:

Грустно мне одному в лесу. Вот проснулся после зимнего сна, вышел на прогулку и никого не встретил, а так хотел, чтобы мне кто-нибудь помог.

Зайка:

Мишка, а давай мы с ребятками  тебе поможем?

Медведь:

А  вы справитесь?

Вед:

А что у тебя случилось, Мишенька?

Медведь:

В моей корзинке все перемешалось. Поможете мне разобрать  ее? Вам нужно будет разделить музыкальные инструменты и игрушки в разные стороны.

Вед:

Да наши дети это умеют. Поможем Мишке? (да)

(игра «Раздели муз. инструм. и игрушки») в 2 корз.

Медведь:

Спасибо вам, ребята, спасибо тебе Зайка. Пора домой возвращаться, да делами заниматься. А ты, Косой, приходи в гости, чайку попьем с малинкой.

Зайка:

Спасибо, Миша.

Медведь:

До свидания! Смотрите в лесу не заблудитесь!

(медведь уходит)

Забегает Лисичка

Лиса:

Слышу, слышу в лесу голоса. О, кто к нам в лес пожаловал?

Вед:

Здравствуй, Лиса. Мы ребята из детского сада «Улыбка». Пришли Зайке друзей в лесу искать.

Лиса:

 А я думаю, чего это я Зайку  в лесу не вижу, а ты к ребяткам в детский сад ушел. Веселиться, петь и танцевать я люблю.

Вед:

Да и наши дети любят.

Лиса:

Ну, тогда давайте потанцуем с моими колечками. Зайка, помоги их детям раздать.

Вед:

Ребята, вставайте в кружок, да потанцуем все вместе.

(танец «Колечки»)

Лиса:

Замечательно танцевали, какие вы молодцы!

Вед:

Зайка, посмотри, сколько мы нашли тебе друзей в твоем лесу.

Зайка:

Спасибо вам, ребятки. И за это я вас хочу угостить сладкими конфетками.

Лиса и Заяц (вместе):

Приходите в гости к нам

Рады мы всегда гостям.

(Лиса, Заяц угощают детей конфетами)

Прощаются, уходят.

сценарий ко Дню матери «Мамочка любимая»

для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Сценарий будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ, в том числе  групп компенсирующей направленности.

Цель: популяризация праздника - День матери.

Задачи:

-  объединение семей воспитанников;

- создание доброго  хорошего настроения;

- способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников;

- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность;

- воспитывать уважительное, доброе отношение к своим мамам.

Оборудование:

- набор бижутерии, шарфов, шляпок и т.д.

- фломастеры,  листы бумаги, магнитики, мольберты;

- поднос, 2 кастрюли, муляжи овощей, фруктов;

- цветные шарики, обручи, «снеголепы»;  

- музыка для сопровождения игр и танцев;

Ход праздника:

        В  зал входят мамы и садятся на  места для гостей (или на общий ряд через одного). Звучит музыкальная заставка – «Мама – первое слово». 

Ведущий: Здравствуйте уважаемые мамы и бабушки!

 Мы собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре мы отмечаем прекрасный праздник - День Матери. Приветствуем всех, кто пришел на наш вечер, который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, и, конечно же, самым красивым, нашим мамам. А подготовили его  ваши самые любимые, самые очаровательные дети.

    Звучит вступление к песне «Рано утром просыпаюсь». Дети входят в зал и остановившись на ориентирах или в кругу, приседают, повернувшись лицом к гостям, скрестив руки внизу и склонив голову.

Танец  «Мама»

По  окончании  танца дети встают.

Ведущая: Сегодня на целом свете

Праздник большой и светлый!

Слушайте, мамы, слушайте!

Вас поздравляют дети!

Стихи.

Ведущий:   А следующее стихотворение мы попробуем рассказать все вместе.

 - Кто пришёл ко мне с утра?

Все: Мама!

 - Кто сказал вставать пора?

Все:  Мама!

-  Кашу кто успел сварить?

Все: Мама!

-  Чаю кто успел налить?

Все: Мама!

-  Кто косички мне заплёл?

Все:  Мама!

-  Кто же целый дом подмёл?

Все:  Мама!

-  Кто цветов в саду нарвал?

Все: Мама!

-  Кто меня поцеловал?

Все:  Мама!

-  Кто ребячий любит смех?

Все: Мама!

-  Кто на свете лучше всех?

Все:  Мама!

Песня «Мамочка милая, мама моя» Т. Попатенко

Ведущая: Шире круг! Шире круг!

Музыка зовёт!

Мамы, бабушки, скорее!

В шумный хоровод!

Игра  – хоровод «Вперёд 4 шага» (Медленный вариант)

Дети садятся на стульчики  (каждый возле своей мамы?)

Ведущая: При солнышке тепло, при матери добро!

Нет добрее бабушки – маминой и папиной мамы.

Вы любите своих бабушек?

Ответы детей.

Ведущая: Песенку про бабушку споёт Андрей.

Песня «У бабушки Наташи»

Ведущая: Много у бабушки с нами хлопот:

Варит нам бабушка вкусный компот,

Овощи нужно почистить для щей,

Чем же помочь нам бабуле своей?

        Ведущая берёт поднос с овощами и фруктами.

Овощи с фруктами мы разберём,

В разные чашки их  разнесём.

Игра – аттракцион «Помоги бабушке»

Ведущая: Бабушке вы помогали

И, наверное, устали?

Ответы детей.

Мы не будем отдыхать,

Станем маме помогать!

Шире круг! Шире круг!

Музыка зовёт!

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Хоровод «Помощники»

Ведущая: Сейчас вы мамам помогали?

Ответ детей.

Ваши мамы отдыхали?

Ответы детей. 

Мамы будут рисовать,

Детям нужно узнать, что это?

Конкурс для мам «Нарисуй цветок (грибок, домик…) с завязанными глазами» (мама  рисует озвученный ведущим шёпотом рисунок,  дети называют, что нарисовано?).

Игра – аттракцион «Собери шарики по цвету»

Дети собирают разбросанные по залу цветные шарики «Снеголепами».

Стихи

Игра  «Наряди мамочку»

Дети наряжают свою мамочку:  бижутерия, шарфы, шляпки  и т.д.

Свободная пляска мам и бабушек с детьми.

По окончании Ведущая предлагает детям и мамам ответить на вопросы: 

- Какая твоя мама?

- Какой мой сыночек или дочка?

Ведущая:  Наш вечер подошел к концу. Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки мамочек, счастливые глаза детей. За ваше участие в нашем празднике, за то, что вы всегда с нами и за то, что вы самые-самые. Ваши дети приготовили вам небольшие сувениры.

Звучит песня «Мама – первое слово».  Дети вручают мамам и бабушкам подарки.

Две мамы вносят кастрюли с готовыми «компотом» и «щами» - угощением для детей.

Фото

Новогодний утренник

«КАК У НАШЕЙ ЁЛОЧКИ»

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушением интеллекта

 Методическая разработка сценария может быть рекомендована музыкальным руководителям,  инструкторам  по физической культуре, воспитателям детских садов в работе с детьми с ОВЗ, в группах компенсирующей направленности.

  Цель:

Способствовать формированию у детей положительного отношения к праздничным мероприятиям, желания в них участвовать.

Задачи:

 - Знакомить детей с персонажами новогоднего праздника.

 - Совершенствовать двигательные умения, навыки, развивать координацию, внимание, память.

 - Создавать условия для создания радостного настроения от совместной деятельности детей и взрослых.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на темы: “Новогодняя ёлка”, «Дед Мороз и Снегурочка», «Баба Яга и её друзья», «Вода».

Слушание песен: «Новогодние игрушки» А. Хоралова, «Ёлочка-ёлка лесной аромат» о. Фельцмана, пьес: «Баба Яга» П. Чайковского, «Дед Мороз» Р. Шумана, «Шествие гномов» Э. Грига.

Разучивание игры «Мы повесим шарики», хороводов, танцев.

Атрибуты:

 - домик;

- колодец;

 - «серебряные ниточки»;

- снежки;

- лопатки

-колечки.

       Под музыку «С новым годом» С. Елизарова (1-й куплет) дети входят в зал, обходят вокруг ёлки, идут «змейкой» и образуют круг перед ёлкой.

 Ведущая: Любой из нас, конечно, ждет,
         Любимый праздник, Новый год!
         Но больше всех на свете,
         Ждут этот праздник дети!


         С Новым Годом! С новым счастьем!
         Мы спешим поздравить всех!
         Пусть под нашей чудо - елкой,
         Не смолкает громкий смех!

          Ай да елочка у нас, просто загляденье!
         И пушиста и стройна всем на удивленье!

          Скажем громко: Раз, два, три!

          Елочка, гори!
Дети: Раз, два, три! Елочка, гори!

Звуковой эффект «Зажигание огоньков на ёлке»

Огоньки на ёлке загораются.

Ведущая: Хороводом пойдём!

            Дружно песню запоём!

Хоровод «Новогодний» А. Филиппенко

Дети садятся на стульчики.

 Баба  Яга: (из домика) Погодите, не уходите!

Звуковой эффект «Скрип открывающейся двери»

Баба Яга выбегает из домика.

Баба Яга: Что ж вы петь-плясать перестали,

Мне поспать не дали?

Ведущая: Так ты ж, Баба Яга, спала, и ничего не слышала!

Баба Яга: И слышала, и видела!

Сон видела! Я у вас на празднике – Снегурочка!

Ведущая: Что ты, Баба Яга!

К нам ведь настоящая Снегурочка придёт!

 Внучка Деда Мороза!

Баба Яга: Ничего подобного! Я здесь первая оказалась,

Я и буду Снегурочкой!

Ведущая: А как ты здесь оказалась?

У тебя ведь избушка на курьих ножках,

А это домок-теремок?

Баба яга: Да у моей избушки ветром крышу снесло,

Леший её на место ставит.

А я решила у вас переждать,

Чай на улице не лето?

Дети, лето или Зима сейчас?

Ответ детей.

Баба Яга: Гляди-ка ты, всё знают!

Ну что, буду я  у вас Снегурочкой?

Дети: Нет!

Баба Яга: Так я ж наряжусь!

Берёт под ёлкой мишуру, надевает на голову, на шею.

Глядится в зеркало.

Баба Яга: Ах! Какая Снегурочка – красотулечка!

А я ещё и колдовать умею! Вот!

Не верите? Сейчас покажу!

Баба Яга «колдует»

Звучит тревожная музыка. Баба Яга обегает ёлку. Огни гаснут.

Баба Яга: Что бы ещё заколдовать? Да что тут думать!

Позвоню  я Лешему! Где мой  сотик?

Набирает №.

Баба Яга: Алё! Леший, ты Снегурочку видишь? Протопчи ей дорожку вокруг Мишкиной берлоги, пусть гуляет по кругу! А Деда Мороза? Ага! Идёт? Мешок несёт? Засыпь-ка ты ему дорожку снегом, а другую протопчи, пусть плутает. Может и мешок потеряет!

Трёт от удовольствия руки.

Ведущая: Что ты, Баба Яга! Дети ждут Деда Мороза! Подарки!

Баба Яга: Вот-Вот! А мне ничего!

Ведущая: А я хотела тебе на новоселье ёлочные  украшения подарить,

что бы вы с Лешим весело  Новый год встретили!

Баба Яга: Мне? И Лешему? Вот спасибочки! А как ёлку украшать? Дети, вы знаете?

Ответы детей.

Баба Яга: А меня научите?

Ответ детей.

Игра-хоровод «Мы повесим Шарики» 

Баба Яга: Спасибо, детки! Ох, повеселимся, и зверушек в гости позовём!  Где ж мой телефон?

Набирает №.

Баба Яга: Леший, миленький! Всё отменяй! Да меня с подарочком встречай! Здесь такие хорошие воспитатели и дети! И ИХ РОДИТЕЛИ! Бегу! Бегу!

Уход Бабы Яги

Ведущая даёт Бабе Яге коробочку с игрушками. Баба Яга убегает.

Ведущая: Быстро убежала! Ой! Дети!

А ёлку – то не расколдовала!

Вход Снегурочки

Звучит музыка. Входит  Снегурочка.  (Возможен танец)

Снегурочка: Снова за окном зима,

Снег кружится за порогом,

Покрывая все дома

Заметая все дороги.

Падают снежинки, за окном поют ветра.

Падают снежинки, от заката до утра.

Падают снежинки, кружит белый хоровод,

В гости к нам приходит Новый год!!!

 Здравствуйте, дети! Здравствуй те взрослые!

 Угадайте-ка, ребятки,

Кто пришел сегодня к вам?

К вам пришла?  (Снегурочка)

- Правильно, меня зовут Снегурочка. Ой, ребята, какие вы все сегодня красивые, какие нарядные. Вы все сегодня пришли на праздник. А какой же сегодня праздник?

Ответы детей.

 Снегурочка: Правильно, детки, мы с вами сегодня встречаем Новый год! Это самый веселый и сказочный праздник.

 И без чего не обходится ни один Новый год?

 Правильно, без новогодней елочки!

А почему у вас ёлочка не горит?

Ответ детей.

 Снегурочка: Баба Яга?

И заморозила вашу красивую елочку?

 Нужно скорее звать Деда Мороза, только он может нам помочь и елочку спасти.

Ребятишки и родители, давайте все мне помогать

 И Деда Мороза вызывать!

Громко крикнем:  Дед Мороз!  Дед Мороз!  Дед Мороз!!!

Все зовут Деда Мороза.

Снегурочка: Услышал!!

Вход Деда Мороза

ДМ: Я иду, спешу, иду!

Я мороз Красный Нос!

Здравствуй праздник долгожданный

В блеске звезд!

Дети вместе со Снегурочкой: Здравствуй,  Дедушка Мороз!!!

ДМ: Вот и я!

С Новым годом вас, друзья!

Как детишек много в зале,

Славный праздник будет тут!

Верно, зайцы мне сказали,

Что меня здесь детки ждут!

Через все прошел преграды.

Снег меня запорошил!

Знал, что мне здесь будут рады,

Потому сюда спешил!

Снегурочка: Дедушка Мороз, смотри, Баба Яга погасила Ёлочку, и забыла снова зажечь!  Нужно елочку спасать, поскорее выручать.

ДМ: Ох!  Непорядок!  

Нужно, нужно её полечить,

Песнями, играми развеселить!

 Дружней захлопаем в ладоши.

Быстрей закружим хоровод.

И скажем: «Здравствуй, Новый год!».

Детишки, вставайте в хоровод.

Хоровод  «Дед Мороз»

После хоровода Елочка загорается огоньками.

Огоньки загораются

СНЕГУРОЧКА: Дед Мороз, Смотри,

 Вылечилась елочка, здоровы все иголочки!!

Дед Мороз: Хочу сыграть в свою любимую игру «Заморожу»

Игра «Заморожу» (на стульчиках)

Дед Мороз: Я сегодня весел тоже,

Я с ребятами дружу!

Никого не заморожу,

Никого не застужу!

Дети садятся на места.

Снегурочка предлагает послушать стихи.

Стихи.

Дед Мороз: Умеете стихи читать!

А у ёлки станцевать?

Ведущая: Видишь,  Клоуны сидят?

Для тебя, Дед Мороз, сплясать хотят!

 

Танец «Клоунов» 3 группа

Или…5 группа

Ведущая: Видишь, Гномики сидят?

Для тебя сплясать хотят!

Танец «Гномиков»

Или…2 группа

Ведущая: Вот Зверушки сидят,

Для тебя, Дед Мороз, сплясать хотят!

Ведущая: Дед Мороз! А у нс есть весёлые погремушки!

Сейчас мы на них для тебя сыграем!

Оркестр.

Ведущая: Приглашаю я Снежинок

Возле ёлки танцевать!

Девочки, ко мне бегите,

Серебряные ниточки возьмите!

В круг вставайте!

Танец начинайте!

Танец «Снежинок»

ДМ: ОХ! и молодцы снежинки, порадовали дедушку!

Снегурочка: Сколько снега намело!

Дедушка Мороз! Поиграй ещё с детишками!

Игра «Снег, лед,  кутерьма».

"Снег, лёд, кутерьма.

Здравствуй, Зимушка - зима!"…(2 раза)

Дед Мороз: Парами вставайте,

спинками примерзайте!

(ладошками, животиками, пальчиками, ушками, плечами, коленями, щечками..)

Дети должны быстро распределиться на пары и прислониться друг к другу указанным способом. Ведущий прогуливается между детьми, смотрит за тем, как дети справляют  с заданием. Игра повторяется несколько раз.

Дед Мороз: Ох, и наигрался с детишками! Вот бы водички испить! Где-то тут колодец был? А вот он!

Идёт  к колодцу.

Пойду,  воды попью.

Крутит ворот, достаёт ведро, пьёт.

Дед Мороз: Ох, и вкусна водичка!

Холодненькая! Ещё водички достану!

Опускает ведро в колодец, пытается повернуть ворот, не получается.

Что такое, видно ведро за что-то зацепилось.

 Снегурочка, помоги  мне, крути ворот, а я верёвку потяну.

 Достают вместе мешок.

Да  это ж мой  мешок!

Полный преполный! И не промок!

Обращается к детям.

Баба Яга вокруг ёлки бегала, колдовала?

Ответы детей

Всё понятно, это она, Баба Яга мой мешок отправила в колодец.

А в  нём подарки   для ребят.

Пробует открыть мешок, не получается.

Расколдовывают мешок.

ДМ и Снегурочка раздают подарки.

ДМ:  А теперь нам с внучкой пора уходить.

К вам на праздник через год

Дед мороз опять придет,

До свидания ребята!

Снегурочка: Нам так не хочется прощаться,

Мы будем с дедушкой  скучать без вас,

Как жаль, что нужно расставаться.

Ведущая: А можно на память сфотографироваться и прислать вам фотографию, чтобы вы не скучали.

Фото

Дед Мороз: До свидания, дети!

Ждите нас на следующий год!

Дед Мороз и Снегурочка уходят. Дети вместе с родителями идут в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия и сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями на основе структурно-функциональной модели

  Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хот...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодейств...

Статья воспитателя Николаевой Светланы Валерьевны «Основные задачи эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи»

Статья воспитателя Николаевой Светланы Валерьевны «Основные задачи эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи» «Семья для ребенка – это ис...

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи

Формы планирования работы  с родителями детей дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"...