Рабочая программа старшая-подготовительная группа
материал (старшая группа)

Воробьева Татьяна Петровна

Рабочая программа старшая-подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_85_1.docx54.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальной автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёва Московской области “Детский сад комбинированного вида №42 “Карусель”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Старшая-подготовительная группа

(5-7лет)

Составлена на основе примерной программы “От рождения до школы” (под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой)

Срок реализации программы - 2021-2022 учебный год

Авторы программы: педагог первой категории

    Воронова И.А.

    педагог без категории

    Воробьева Т.П.                

г. Королёв 2021г.                         

Введение.

  1.  Целевой раздел………………………………………………

1.1. Пояснительная записка………………………………………

1.1.1. Цели и задачи Программы………………………………………………

1.1.2. Принципы и подходы образовательного процесса……………………

1.1.3. Содержание психолого-педагогической работы………………………

1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей…………………

1.1.5. Планируемые результаты освоения Программы……………………

2.Содержательный раздел…………………………………………………………….

2.1. Учебный план………………………………………………………………

2.2. Формы реализации Программы…………………………………………

2.3. Перспективный план работы с родителями……………………………

2.4. Календарно – тематическое планирование ……………………………

2.5. Особенности организации образовательного процесса в группе………

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы

Рабочая программа по развитию детей старшей – подготовительной группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ №42 “Карусель” детский сад, в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.                                Программа по развитию детей старшей – подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому развитию        Реализуемая программа строится на принципе личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.                                                                                                Данная программа составлена на основании нормативно-правовой базы.                                                                                                        1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).                2.Международная Конвенция "О правах ребенка" (1989).                        3.Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный закон РФ.                                                                                                        4.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273     – ФЗ.                                                                        5.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.                                                                                Целью программы является проектирование социальной ситуаций развития ребенка и развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно – исследовательскую деятельность и другие формы активности.                        Задачи:                                                                                        1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;                                                2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);                                                                        3)обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);                                        4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;        5) объединение обучения и воспитания в целостный         образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;                                        6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;                                        7)обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;                                                                                        8)формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;                                                                                9)обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1. Поддержка разнообразия детства. Разнообразие, как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Образовательная деятельность выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов выражения.                                2.Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенчества, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплфикация) детского развития.                                                                                                3.Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющем мире.                                                                                        4.Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно – развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.                                                                                5.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявлять инициативу. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.                        6.Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.                                7.Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.                                8.Индивидуализация дошкольного образования. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.                                                9.Возрастная адекватность образования. Подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.  Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно – исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно – эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте.                                                        10.Развивающее вариативное образование. Образовательное содержание предполагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С.Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.                                                                11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое развитие посредством различных видов детской активности содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.                        12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для неё являются научно – методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

1.1.3. Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого–педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие

В области социально – коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • Развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
  • Развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
  • Развития игровой деятельности;
  • Развития компетентности в виртуальном поиске.

Задачи

Условия

Развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

- взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том числе, что он хороший, его любят.

- способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

- способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

Развитие коммуникативной и социальной компетентности

- взрослые создают различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу

- способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия ребенком этических правил и норм поведения.

- предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющего у них опыта.

- способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости, в различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

- способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома.

- создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и / или действия детей комментариями.

Развитие игровой деятельности

- взрослые создают условия для свободной игры детей.

- организуют и поощряют участие в сюжетно- ролевых, дидактических, развивающих играх и других игровых формах.

- поддерживают творческую импровизацию в игре.

- используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Познавательное развитие

В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • Развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
  • Развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.

Задачи

Условия

Развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

- взрослые создают насыщенную предметно – пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

- организует познавательные игры, поощряет интерес к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

Развитие представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.

- создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии: взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах; побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий: знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.

- создают условия для свободной игры, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.

- используют ситуации в повседневной жизни для математического развития

Речевое развитие

В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

  • Формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка:
  • Приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Задачи

Условия

Формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи ребенка:

- стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т.д.

- стимулирование речевого развития

-  возможность для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звука и слово произношения;

- поощрять разучивание стихотворений, скороговорок, песен;

-организовать речевые игры, стимулировать словотворчество.

Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.


- взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух.

- стимулировать использование речи в области познавательно - исследовательского (например, отвечая на вопросы «Почему?...», «Когда?...»), художественно – эстетического, социально – коммуникативного и других видов развития.

- позволять детям с низким уровнем речевого развития отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.

- способствуют наличие в развивающей предметно – пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов.

Художественно – эстетическое развитие

В области художественно – эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условия для:

  • Развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
  • Развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Приобщения к разным видам художественно – эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Задачи

Условия

Развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами, в том числе народного творчества;

- взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

- знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно – эстетической информации.

Приобщение к разным видам художественно – эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.


- создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно – эстетической деятельности, в сюжетно – ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

- в изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

- в музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

- в театрализованной деятельности, в сюжетно – ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Физическое развитие

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условия для:

  • Становления у детей ценностей здорового образа жизни;
  • Развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
  • Приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
  • Формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Задачи

Условия

Становление у детей ценностей здорового образа жизни;

- способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью: рассказывать детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма;

- помогать детям осознанию пользы ЗОЖ, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр.

- способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков.

- создают возможности активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

Совершенствование двигательной активности детей, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте

- взрослые организуют пространственную среду соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на внешней территории (горки, качели и т.п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам);

 - занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

- поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.;

- побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений;

- проводят физкультурные занятия;

- организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники;

- развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности

1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей

Общая направленность группы – развивающая и оздоровительная.        Учитывая гендерный подход в группе 9 девочек и 5 мальчиков. Дети в основном из благополучных семей, 30% родителей активно занимаются образованием детей дома.                                                                        Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны. Проявляют высокую познавательную активность, любят слушать чтение книг, с удовольствием заучивают стихотворения. Участвуют в праздниках и развлечениях, в театрализованных действиях, а также в спортивных праздниках и досугах.                                                                                Дети данного возраста начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие, уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационной взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.                                                                        Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки стали самыми разнообразными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к книгам и фильмам. Рисунки приобретают сюжетный характер, достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты. Изображение человека становится детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.                                                                                                Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает это деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.                        Дети конструируют из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний) – оригами; из природного материала.                        В данном возрасте продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Дети называют не только основные цвета и оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 предметов.                                В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму.                                                Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.        Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.                                                                        Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.                                                                                Совершенствуется грамматический строй речи, дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.        Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.                                Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.                                                Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,речь, образ Я.

1.1.5. Планируемые результаты освоения Программы

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их психических и физических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятным другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность), изобразительную деятельность и т.д.
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных традициях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

2.Содержательный раздел

2.1. Учебный план по реализации Программы в старшей – подготовительной группе

Направления развития

Виды детской деятельности

Количество ОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Обязательная часть

Физическое развитие

Двигательная деятельность

75 мин

(3 ОД)

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники  

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

20 мин

(1 ОД)

Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины  

ФЭМП

20 мин

(1,5 ОД)

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины  

Речевое развитие

Развитие речи

20 мин

(2 ОД)

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций  

Чтение художественной литературы и фольклора

25 мин

(1 ОД)

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра  

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

10 мин

(0,5 ОД)

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины  

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Не более 20 мин

Поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ  

Игровая деятельность

В режимные моменты

Сюжетно – ролевые, дидактические и др.  

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

70 мин

(3 ОД)

Рисование, лепка, аппликация, коллаж, проект, ознакомление с художниками, выставка  

Конструирование

10 мин

(0,5 ОД)

Конструирование из бумаги, природного иного материала  

Музыкальная деятельность

50 мин.

(2 ОД)

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально – подвижные игры, досуги, праздники и развлечения  

Итого

13,5

2.2. Формы реализации Программы

Направление «Социально – коммуникативное развитие»

Содержание   

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1. Развитие игровой деятельности

* Сюжетно-ролевые игры

* Подвижные игры

* Театрализованные игры

* Дидактические игры

Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры, народные игры.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей

В соответствии с режимом дня

Игры-экспериментирование

Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Вне игровые формы:

самодеятельность дошкольников;

Изобразительная деят-ть;

труд в природе; конструирование;бытовая деятельность; наблюдение

2.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Беседы, обучение, чтение  худ.литературы,

дидактические игры, игровые занятия, сюжетно ролевые игры,

игровая деятельность

(игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры)

Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ);

Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание);

Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание)

Игровая деятельность, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, самообслуживание

3. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

* образ Я

* семья

* детский сад

* родная страна

Игровые упражнения,

познавательные беседы, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение

рассказ

экскурсия

Прогулка

Самостоятельная деятельность

Тематические досуги

Труд (в природе, дежурство)

сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры

4.Самообслуживание самостоятельность, трудовое воспитание

- Хозяйственно-бытовой труд

Упражнение, беседа, объяснение, поручение

Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых, досуг

Обучение, поручения,

совместный труд, дидактические игры, продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы,

просмотр видеофильмов

Показ, объяснение,

обучение, напоминание

Создание ситуаций побуждающих детей к оказанию помощи сверстнику и взрослому.

Обучение, показ, объяснение напоминание Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к закреплению желания бережного отношения к своему труду и труду других людей

Рассказ, потешки, Напоминание  

Просмотр видеофильмов,

Дидактические игры

Творческие задания,

поручения, совместный труд детей

Направление «Познавательное развитие»

Содержание  

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1.Формирование элементарных математических представлений

- количество и счет

- величина

- форма

- ориентировка в пространстве

-ориентировка во времени

Интегрированные деятельность

Упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Рассматривание

Наблюдение

Чтение

 Досуг

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Рассматривание

Наблюдение

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)  

2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

- первичные представления об объектах окружающего мира

- сенсорное развитие

- проектная деятельность

- дидактические игры

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Показ

Игры экспериментирования

Простейшие опыты

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Развивающие игры

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования

Игры с использованием дидактических материалов

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

3.Ознакомление с миром природы

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Наблюдение

Целевые прогулки

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Экскурсии

Ситуативный разговор

Рассказ

Беседы

 Экологические, досуги, праздники, развлечения

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Рассматривание

Наблюдение

Труд в уголке природы

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Экскурсии

Рассказ

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Игры с правилами

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Направление «Речевое развитие»

Содержание  

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1.Развивающая речевая среда  

-Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).

- Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.

-Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игра-драматизация.

- Чтение, рассматривание иллюстраций

- Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)

-  Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Речевое стимулирование

(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание)

 - Формирование элементарного репицирования.

- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- Тематические досуги.

-Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)

- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей

(коллективный монолог).

- Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)

- Игры в парах и совместные игры

(коллективный монолог)            

2.Развитие всех компонентов устной речи

- Артикуляционная гимнастика

- Дид. Игры, Настольно-печатные игры

-Продуктивная деятельность

- Разучивание стихотворений, пересказ

-  Работа в книжном уголке

- Разучивание скороговорок, чистоговорок.

- обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине.

слушание

- Речевые дидактические игры.

- Наблюдения

- Работа в книжном уголке; Чтение. Беседа

- Разучивание стихов

продуктивная и игровая деятельность детей.

Словотворчество

3.Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)

-Сюжетно-ролевые игры

-Чтение художественной литературы

-Досуги

Образцы коммуникативных кодов взрослого.

- Освоение формул речевого этикета    (пассивное)

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей.

4.Приобщение к художественной литературе

Подбор иллюстраций

Чтение литературы.

Подвижные игры

Физкультурные досуги

Заучивание

Рассказ

Обучение

Экскурсии

Беседа

Рассказ

чтение

Д/и

Настольно-печатные игры

Игры-драматизации,

Дид игры

Театр

Рассматривание иллюстраций

Игры

Продуктивная деятельность

Настольно-печатные игры Беседы

Театр

Направление  «Художественно - эстетическое развитие»

Содержание

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

1.Изобразительная и конструктивно – модельная деятельности:

 -рисование

- лепка

- аппликация

- конструирование

Наблюдения по ситуации

Занимательные показы

Индивидуальная работа с детьми

Рисование

Аппликация

Лепка

Сюжетно-игровая ситуация

Выставка детских работ

Интегрированные занятия

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная художественная деятельность

Игра

Проблемная ситуация

Игры со строительным материалом

Постройки для сюжетных игр

2.Музыкальная деятельность:

- Слушание

- Пение

-  Песенное    творчество

-  Музыкально-ритмические движения

-танцевально-игрового творчества

- Игра на детских музыкальных инструментах

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Слушание музыкальных сказок,

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

Игры, хороводы

- Рассматривание портретов композиторов

- Празднование дней рождения

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- в продуктивных видах деятельности

- во время прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения.

Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты

Игры в «праздники»

Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии

Импровизация танцевальных движений в образах животных. Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками,

Музыкально-дид. игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей-подготовительной к школе группы.

Рабочая программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, образовательной программы МДОУ – в соответствии с Фед...

Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка

Рабочая программа старшей - подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образования детского сада «Тополек» села Александровка...

Рабочая программа старшей - подготовительной группы

Программа предназначена для работы в смешанной группе и охватывает все образовательные области работы с детьми по программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа старше-подготовительной группы по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"

Данная рабочая  программа по развитию детей разновозрастной (старшей-подготовительной) группы  разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного о...