Актуальность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном материале мы найдём ответы на вопросы :
Что такое эмоциональный интеллект?
Зачем его развивать ещё в дошкольном возрасте?
Зачем это детям?
Как определить уровень Эи ?
Что почитать с ребёнком?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_portala.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
· умением контролировать свои чувства;
· способностью сознательно влиять на свои эмоции;
· умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
· способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
· умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
· способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
· У детей плохо сформированы эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
· У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
· У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность. Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Поэтому перед нами стоит цель:
- Формирование у детей эмоционально - мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из цели вытекают следующие основные задачи:
- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями - мимикой, жестами, пантомимикой.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
- самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
- социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо - плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т.д.). Обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями. Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.
Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями. Обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия.
Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими. Обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения; обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия.
Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:
· комфортная организация режимных моментов
· оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно оздоровительных мероприятий (утренняя терапевтическая гимнастика, закаливание, терапевтические пешие прогулки, оздоровительные игры)
· игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.)
· Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
· Сказкотерапия
· Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
· Арт-терапия (рисование, ритмопластика, танец).
· Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика).
· Психолого - педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
· Посещение комнаты психологической разгрузки.
· Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
· Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
· Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы - сферы эмоционального отношения к другим людям.
Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей "Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте"
Все родители хотят видеть своих детей реализованными и успешными. Знаете ли вы, что если пару десятков лет назад во главу угла ставился интеллект, уровень образования и наличие максимального количеств...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
И взрослый и ребенок, обладает эмоциями, очень проявляет их, но ребенок еще не может эти эмоции контролировать. Взрослые не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с ...
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...