Чувашские народные игры
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Егорова Татьяна Николаевна
Игры с предметами и без. Несколько игр на развитие быстроты, ловкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvashskie_narodnye_igry.docx11.99 КБ
Файл chuvashskie_narodnye_igry.docx11.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Рыбки (Пула)

На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий - акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.ник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

Луна или солнце (Уйохпа хэвель)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Кого вам? (Тили-рам?)

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

Расходитесь! (Сирелер!)

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов).

Летучая мышь (Сяра серси)

Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные - вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.

Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь .

"Перетяни в кругу»

Круг диаметр 3-5м. Делимся на 2 команды. Одна команда строится внутри круга, а другая за кругом на против друг друга. По команде, начинают перетягивать на свою сторону. Кто переступает черту, выбывает. Побеждает где осталось больше игроков.

Правила игры. Вытянутые в круг или вытянутые из него игроки выбывают из игры. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков.

«Волк»

Один из игроков выбирается волком. Остальные встают в круг и, поставив руки на пояс, накланяются слегка вперед. Волк ходит позади игроков с платком в руках. Игроки все вместе говорят:

«Тихо-тихо ходит волк,

Не смотря ни на кого.

А посмотрит на тебя –

Испугаешься дитя!»

Когда произносится последние слова, волк незаметно кладет платок в руку одного из игроков. Игрок с платком становится водящим. Игроки, стоящие справа и слева от водящего, бегут навстречу друг другу по кругу. Водящий их ловит.

Правила игры. Игроки должны обежать круг один раз и вернуться на свои места. Волк после того, как отдаст платок, встает в круг. Если водящий поймает одного из двух игроков, то занимает свое место в кругу. Пойманный игрок становится волком. Если водящий никого не поймает, то выбывает из игры, а игроки выбирают нового волка.

Материал: платок.

«Водяной»

На земле чертят круг диметром 3 м – это озеро. Один из игроков – водяной. Водяной встает в круг и наблюдает за игроками. Игроки бегают и приговаривают:

«Мим-мим Микита

Микита он – ротозей.

Пес унес его пузырь».

Водяной ловит игроков, не выходя из круга.

Правила игры. Водяной осаливает игроков касанием руки. Водяной бегает только внутри круга и ловит игроков, не выходя за его пределы. Пойманный игрок встает в круг и помогает водяному ловить остальных игроков.

Примечание. Пузырь – чувашский музыкальный инструмент.

«Резвые белки»

Один из игроков выбирается собакой, остальные – белки. Белки стоят на кубах (скамейки) и говорят:

«По деревьям скок, да скок!

Раз – и спрячемся в дупло.

Погрызем орешки там.

Коль орешки по зубам!»

Белки спрыгивают и бегают по площадке, собака ловит белок.

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Он не ловит тех белок, которые спрятались от него на кубах. Пойманный игрок становится водящим.

Материал: кубы или гимнастическая скамейка

«Разорви цепь»

Игроки делятся на две командами, взявшись за руки, строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Игроки первой команды идут к игрокам второй команды, поют песню и возвращаются назад.

«Чечи чечи, чечерина,

Минерук – Синерук!

Ах, подружка Нинук!

(Ох, дружочек Ванюк!)

Ты иди сюда играть!»

Игроки второй команды, чье имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются ролями.

Правила игры. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. До начала игры устанавливается количество вызовов команд. Если бегущему удается разорвать цепь, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не разорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Побеждает команда, в которой больше игроков.

«Семён»

Один из игроков выбирается водящим – Семеном. Для игры нужна веревка длиной -2-3 м. На одном конце веревки делают петлю и надевают на столбик или колышек. К столбику игроки бросают вещи. Семен берется за свободный конец веревки и бегает по кругу так, чтобы веревка была натянута. Игроки стараются взять свои вещи, лежащие у столбика.

Правила игры. Водящий начинает игру по сигналу. Если Семен заденет кого –то из игроков веревкой, то тот становится водящим. Если Семен никого не поймает, то его испытывают: он должен пробежать между двумя рядами игроков так, чтобы его никто не коснулся рукой. После этого выбирают нового водящего. Если Семен не пройдет испытание, то он остается водить.

Материал: веревка 2-3 м, столбик.

«Иголка с ниткой»

Среди игроков выбирают иголку и нитку. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. По сигналу игроков иглока убегает, а нитка ее догоняет. Иголка и нитка бегают вокруг игроков, вбегая и выбегая из круга.

Правила игры. Если иголка вбегает в круг, то игроки опускают руки и приседают, не впуская нитку. Если иголка и нитка оказались в кругу, то игроки выпускают из него иголку и закрывают выход для нитки. За это время иголка отбегает от нитки на безопасное расстояние. Если нитка поймает иголку, то они меняются ролями.

«Пастух и овцы»

Среди игроков выбирают 2-3 пастухов и 2-3 овец. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. Овцы находятся внутри круга, они выбегают из него и снова забегают. Пастухи (они вне круга) ловят овец, когда те выбегают из круга.

Правила игры. Если пастухи поймают всех овец, то они меняются с ними ролями. Если пастухи не смогут поймать ни одной овцы, то выбирают новых пастухов. Пастухи осаливают овец касанием руки.

«Лиса и гуси»

Среди игроков выбирают лису, остальные -гуси. Гуси выходят на лужайку пощипать травку. Неожиданно появляется лиса и гуси с криком «га-ага-га!» собираются в кружок.

Лиса: «Сейчас я вас съем!»

Гуси: «Не ешь нас !»

Лиса: «Съем!»

Гуси: «Послушай какую песню мы поем: «Га-га-га!» Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит.

Правила игры. Гуси на лужайке ходят «гусиным шагом». Убегая от лисы, игроки машут руками, как крыльями. Лиса осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится лисой.

«Голова и хвост»

Игроки встают друг за другом. Первый в колонне игрок – голова, последний – хвост. Голова ловит хвост.

Правила игры. Голова ловит хвост за условленное время, например, за три минуты. Если голова поймает хвост, то последний игрок становится первым. Если голова не поймает хвост, то выбывает из игры. Водящим становится игрок, стоящий в колонне вслед за головой. Игроки в цепочке должны крепко держать друг друга за пояс.

«Море волнуется»

Среди игроков выбирают ведущего. Остальные чертят домики, располагая их по кругу и встают в них. Ведущий ходит вокруг игроков и приговаривает: «Море волнуется, море волнуется…» При этом он касается рукой игроков. Игроки, до которых дотронулся ведущий, идут за ним, повторяя все его движения.

Неожиданно ведущий говорит: «Море успокоилось!» - и занимает любой из домиков. Остальные игроки тоже занимают свободные домики.



Предварительный просмотр:

ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Рыбки (Пула)

На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10 - 15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий - акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.ник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

Луна или солнце (Уйохпа хэвель)

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Кого вам? (Тили-рам?)

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.

Расходитесь! (Сирелер!)

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов).

Летучая мышь (Сяра серси)

Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные - вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.

Правила игры. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь .

"Перетяни в кругу»

Круг диаметр 3-5м. Делимся на 2 команды. Одна команда строится внутри круга, а другая за кругом на против друг друга. По команде, начинают перетягивать на свою сторону. Кто переступает черту, выбывает. Побеждает где осталось больше игроков.

Правила игры. Вытянутые в круг или вытянутые из него игроки выбывают из игры. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков.

«Волк»

Один из игроков выбирается волком. Остальные встают в круг и, поставив руки на пояс, накланяются слегка вперед. Волк ходит позади игроков с платком в руках. Игроки все вместе говорят:

«Тихо-тихо ходит волк,

Не смотря ни на кого.

А посмотрит на тебя –

Испугаешься дитя!»

Когда произносится последние слова, волк незаметно кладет платок в руку одного из игроков. Игрок с платком становится водящим. Игроки, стоящие справа и слева от водящего, бегут навстречу друг другу по кругу. Водящий их ловит.

Правила игры. Игроки должны обежать круг один раз и вернуться на свои места. Волк после того, как отдаст платок, встает в круг. Если водящий поймает одного из двух игроков, то занимает свое место в кругу. Пойманный игрок становится волком. Если водящий никого не поймает, то выбывает из игры, а игроки выбирают нового волка.

Материал: платок.

«Водяной»

На земле чертят круг диметром 3 м – это озеро. Один из игроков – водяной. Водяной встает в круг и наблюдает за игроками. Игроки бегают и приговаривают:

«Мим-мим Микита

Микита он – ротозей.

Пес унес его пузырь».

Водяной ловит игроков, не выходя из круга.

Правила игры. Водяной осаливает игроков касанием руки. Водяной бегает только внутри круга и ловит игроков, не выходя за его пределы. Пойманный игрок встает в круг и помогает водяному ловить остальных игроков.

Примечание. Пузырь – чувашский музыкальный инструмент.

«Резвые белки»

Один из игроков выбирается собакой, остальные – белки. Белки стоят на кубах (скамейки) и говорят:

«По деревьям скок, да скок!

Раз – и спрячемся в дупло.

Погрызем орешки там.

Коль орешки по зубам!»

Белки спрыгивают и бегают по площадке, собака ловит белок.

Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Он не ловит тех белок, которые спрятались от него на кубах. Пойманный игрок становится водящим.

Материал: кубы или гимнастическая скамейка

«Разорви цепь»

Игроки делятся на две командами, взявшись за руки, строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Игроки первой команды идут к игрокам второй команды, поют песню и возвращаются назад.

«Чечи чечи, чечерина,

Минерук – Синерук!

Ах, подружка Нинук!

(Ох, дружочек Ванюк!)

Ты иди сюда играть!»

Игроки второй команды, чье имя было названо в песне, разбегается и старается грудью или плечом разорвать цепь первой команды. Потом команды меняются ролями.

Правила игры. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. До начала игры устанавливается количество вызовов команд. Если бегущему удается разорвать цепь, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не разорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Побеждает команда, в которой больше игроков.

«Семён»

Один из игроков выбирается водящим – Семеном. Для игры нужна веревка длиной -2-3 м. На одном конце веревки делают петлю и надевают на столбик или колышек. К столбику игроки бросают вещи. Семен берется за свободный конец веревки и бегает по кругу так, чтобы веревка была натянута. Игроки стараются взять свои вещи, лежащие у столбика.

Правила игры. Водящий начинает игру по сигналу. Если Семен заденет кого –то из игроков веревкой, то тот становится водящим. Если Семен никого не поймает, то его испытывают: он должен пробежать между двумя рядами игроков так, чтобы его никто не коснулся рукой. После этого выбирают нового водящего. Если Семен не пройдет испытание, то он остается водить.

Материал: веревка 2-3 м, столбик.

«Иголка с ниткой»

Среди игроков выбирают иголку и нитку. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. По сигналу игроков иглока убегает, а нитка ее догоняет. Иголка и нитка бегают вокруг игроков, вбегая и выбегая из круга.

Правила игры. Если иголка вбегает в круг, то игроки опускают руки и приседают, не впуская нитку. Если иголка и нитка оказались в кругу, то игроки выпускают из него иголку и закрывают выход для нитки. За это время иголка отбегает от нитки на безопасное расстояние. Если нитка поймает иголку, то они меняются ролями.

«Пастух и овцы»

Среди игроков выбирают 2-3 пастухов и 2-3 овец. Остальные встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. Овцы находятся внутри круга, они выбегают из него и снова забегают. Пастухи (они вне круга) ловят овец, когда те выбегают из круга.

Правила игры. Если пастухи поймают всех овец, то они меняются с ними ролями. Если пастухи не смогут поймать ни одной овцы, то выбирают новых пастухов. Пастухи осаливают овец касанием руки.

«Лиса и гуси»

Среди игроков выбирают лису, остальные -гуси. Гуси выходят на лужайку пощипать травку. Неожиданно появляется лиса и гуси с криком «га-ага-га!» собираются в кружок.

Лиса: «Сейчас я вас съем!»

Гуси: «Не ешь нас !»

Лиса: «Съем!»

Гуси: «Послушай какую песню мы поем: «Га-га-га!» Гуси поют песню и улетают. Лиса их ловит.

Правила игры. Гуси на лужайке ходят «гусиным шагом». Убегая от лисы, игроки машут руками, как крыльями. Лиса осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится лисой.

«Голова и хвост»

Игроки встают друг за другом. Первый в колонне игрок – голова, последний – хвост. Голова ловит хвост.

Правила игры. Голова ловит хвост за условленное время, например, за три минуты. Если голова поймает хвост, то последний игрок становится первым. Если голова не поймает хвост, то выбывает из игры. Водящим становится игрок, стоящий в колонне вслед за головой. Игроки в цепочке должны крепко держать друг друга за пояс.

«Море волнуется»

Среди игроков выбирают ведущего. Остальные чертят домики, располагая их по кругу и встают в них. Ведущий ходит вокруг игроков и приговаривает: «Море волнуется, море волнуется…» При этом он касается рукой игроков. Игроки, до которых дотронулся ведущий, идут за ним, повторяя все его движения.

Неожиданно ведущий говорит: «Море успокоилось!» - и занимает любой из домиков. Остальные игроки тоже занимают свободные домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашские народные игры как средство физического развития детей

Внедрение национально-регионального компонента в образовательной области "Физическая культура" в ДОУ....

Презентация "Чувашские народные игры"

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания . Большое внимание игре уделяла ч...

Чувашские народные игры

чувашские игры...

Чувашские народные игры

Подборка подвижных игр...

«Чувашские народные игры как средство физического развития детей»

   Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому....

Чувашские народные игры для детей

 Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. Такие игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всес...