ПК 5.3
методическая разработка
ПК 5.3 Систематизирование и оценивание педагогического опыта и образовательных технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "Проектной деятельности" | 14.89 КБ |
Игровая технология | 12.68 КБ |
Здоровьесберегающая технология | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им.Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
виды проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его.
Примеры
Ход театрализованной постановки
Рассказчица: Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете не было. Ко дню рождения подарила ей бабушка шапочку из красного бархата. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной шапочке. И все её прозвали – Красная Шапочка. Как-то раз напекла мама пирожков и говорит:
Мама: - Испекла я пирожок
Бабушке с картошкой.
Ты сходи к ней, мой дружок.
Отнеси лукошко.
Осторожней, дочка, будь!
Не сходи с тропинки.
Красная Шапочка: - Хорошо, мамочка! До свидания!
Рассказчица: - Сказки б не было у нас. И была б здесь точка. Если б матушкин наказ не забыла дочка.
Слайд 2
Идёт Красная Шапочка по лесу. Вдруг, откуда не возьмись, навстречу ей Волк.
Волк: - Здравствуй, Красная Шапочка! Куда идёшь?
Красная Шапочка: - К бабушке иду своей. И несу в лукошке
Масло сливочное ей. Да пирог с картошкой.
Волк: - А где живёт твоя бабушка?
Красная Шапочка: - На лесной опушке.
Волк: - Догадаться не легко.
Где живёт старушка.
Рассказчица: Красная Шапочка, ничего не подозревая, пошла дальше по тропинке.
Слайд 3
Красная Шапочка: - Я цветочки соберу, соберу, соберу.
Бабушке я подарю, подарю, подарю.
Будет славный букет,
Бабушке понравится
Ей лесные цветы
Очень, очень, нравится.
Слайд 4
Рассказчица: - А тем временем Волк быстро добежал по самой короткой дорожке до бабушкиной избушки.
Волк: - Тук-тук-тук.
Бабушка: - Кто там?
Волк: - Это ваша внучка.
Гостинцы принесла и цветочки нарвала.
Рассказчица: - Бабушка действительно не очень хорошо себя чувствовала и лежала в постели.
Бабушка: - Потяни за щеколду дверь и отворится.
Рассказчица: - Волк открыл дверь, набросился на бабушку и в один миг проглотил её. Волк одел на себя бабушкину одежду, забрался в постель и стал поджидать Красную Шапочку.
Волк: - Как же славно пообедал!
Подремлю, пока меня ужин не проведал!
Рассказчица: - Подошла Красная Шапочка к домику.
Красная Шапочка: - Тук-тук-тук!
Волк: - Кто там?
Красная Шапочка: - Это я, Красная Шапочка!
Я гостинцы принесла и цветочки тебе, бабушка!
Волк: - Потяни за щеколду, дверь и отворится.
Рассказчица: - Красная Шапочка зашла в избушку и увидела, что бабушка лежит.
Красная Шапочка: - Бабушка, ты сегодня сама на себя не похожа!
Какие у тебя большие глаза!
Волк: - Это, чтобы лучше видеть тебя, моя внученька!
Красная Шапочка: - А отчего у тебя большие уши?
Волк: - Это, чтобы лучше слышать тебя, моя внученька!
Красная Шапочка: - Ой, бабушка, отчего у тебя большие зубы?
Волк: - Это для того, чтобы быстрее съесть тебя!
Красная Шапочка: - Помогите, спасите меня!
Волк: - Уместилась, но с трудом! Вкусная какая! Вот, что будет с тем, кто в дом всех подряд пускает!
Рассказчица: - В это время мимо бабушкиного дома проходили охотники. Они услышали шум.
Охотник 1: - Над соседскою трубой
Я не вижу дыма
Ну-ка, в дверцу постучим. Дёрнем за шнурочек?
Охотник 2: - Там Волк! Ей богу, не шучу! Спит, как ангелочек!
Охотник 1: - Вот ты и попался, серый Волк!
Рассказчица: - Из волчьего брюха вышли бабушка и Красная Шапочка целые и невредимые.
Красная Шапочка и бабушка: - Спасибо вам огромное, что спасли нас!
Бабушка: - А знаете, что? По-моему, нам бы всем не мешало выпить по чашечке чая.
Все: - Д Испекла Испекла Испекла Испекла Испекла Испекла Испекла Испекла Испекла Испекла а!
Рассказчица: - Вот и сказочке – конец, кто послушал – молодец.
Воспитатель: Что мы знаем о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).
Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли), нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе, машине,воздушном шаре). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля). Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение»).
Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?
Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.
Опыт 1. «Вода – жидкость».
Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?
Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость). Что означает этот знак? (дети отвечают).
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей).
Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы). Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).
Опыт 4. «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).
– Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей).
– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей).
А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная).
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Предварительный просмотр:
Игровая технология
Игра является одним из важных проявлений активности ребенка. Все виды игровой деятельности дошкольников выполняют важную роль в психическом и социальном развитии ребенка, и, в то же время, используются в образовательных целях. Учёные, которые занимались проблемой игровой деятельности: К.Гросс, П.П. Блонский, Д. Б. Эльконин.
Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте:
- Предметные игровые действия
- Подвижные игры
- Ролевая игра
- Познавательная игровая активность
Как играют младшие дошкольники
Играть малыши начинают уже в один год, когда пытаются копировать взрослых с помощью погремушек или простых игрушек. Развитие игры в младшем дошкольном возрасте существенно продвигается от элементарных действий, подсказанных непосредственно игрушками (покатать машинку, насыпать песок в ведерко и пр.) до ролевых игр.
К трем годам у малышей формируются первичные предпосылки к использованию сюжета: куклы и плюшевые игрушки устают или голодны, машинки требуют ремонта, за игрушечной собачкой или кошечкой необходим уход. Также в этом возрасте уже создаются игровые ситуации с использованием роли врача или продавца.
Особенности игры старших дошкольников
Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей инициативностью и фантазией друзей.
Влияние игры на развитие дошкольника
Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.
Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.
Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.
Примеры
Подвижная игра «Лиса в курятнике»
основная часть: проведение и руководство игрой | Обсуждают правила игры Проговаривают считалку Играют по правилам | Правила игры: 1. Друг друга не толкаем. 2. Ловить осторожно – касаясь рукой. 3. Взбираемся на скамейку осторожно. 4. Спрыгиваем на двух ногах и приземляемся на полусогнутые ноги. 5. По сигналу «Лиса» дети убегают и прячутся в «курятник». По сигналу «Куры» курочки гуляют по двору. Считалка Умна лисица и хитра. В густой траве ее нора. Но долго ей в норе не спится – Идет охотиться лисица Дети надевают маски. Воспитатель: Дети, а что самое главное в игре – соблюдать правила. Вспомнили какие у нас самые главные правила. Указания по ходу игры, не прерывая саму игру. 1. Лиса идёт в свою нору, а куры в курятник. 2. Взбираемся на скамейки осторожно, спрыгиваем со скамейки на двух ногах и приземляемся на полусогнутые ноги, спрыгивайте тихо на носочки. 3. Курочки приседают и клюют зёрнышки, хлопают крыльями, кудахчут. Игра продолжается 3 раза, со меной лисы. |
Тема: дидактическая игра «Узнай и назови овощи»
Возраст: вторая младшая группа
Обучающая задача: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи обобщающее понятие овощи).
Игровые задачи:
- Образовательные: учить группировать предметы по способуиспользования, называть цвет, величину предметов.
- Воспитательные: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым,
умение работать в коллективе.
- Развивающие: развивать память, слуховое внимание; общую моторику;
способствовать развитию речи, как средства общения.
Воспитатель: дети, кукла Катя пришла к нам в гости и решила сварить суп.
(Воспитатель достает куклу.)
Воспитатель: она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и
поставила ее на плиту.(воспитатель выполняет название действий)
Воспитатель: теперь Кате потребуются овощи: морковь, лук, картошка и
капуста. Что тебе, Катя, принести? Тебе нужна картошка?(воспитатель отвечает за куклу Катю: «Нужна картошка».)
Воспитатель: дети, кто хочет принести Кате картошку?
(воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям было
удобно брать из нее овощи.)
Воспитатель: иди, Дима, найди в корзине картошку. (воспитатель приглашая ребенка к корзине с овощами.)
Воспитатель: Дима, что у тебя в руке?
Дима: Картошка.
Воспитатель: Катя, что достал Дима?
Катя: Картошку.
Воспитатель: Дима, отнеси картошку кукле Кате. Скажи: я принес тебе
картошку.
Воспитатель: чтобы суп получился вкусным, надо в него положить
лук. Кто хочет найти луковицу?
Один из детей вызывается найти луковицу.
Воспитатель: Арина, что у тебя в руке?
Арина: Лук.
Воспитатель: отнеси лук кукле Кате и скажи: на Катя лук.(ребенок выполняет задание.)
Воспитатель: а теперь надо найти морковь. Артем, подойди к корзине
и найди морковку.
(Артем подходит к корзине и достает морковь.)
Воспитатель:Артем, скажи кукле Кате: смотри, какая большая
оранжевая морковка.
Артем: Катя, смотри какая большая оранжевая морковка.
Воспитатель: в суп еще нужно положить капусту. Иди, Милана, найди в
корзине с овощами капусту. Нашла? Скажи: я тебе принёс капусту.
Воспитатель: для того чтобы, суп был красного цвета, в него надо добавить
свеклу. Подойди к корзине, Егор, достань свеклу. Что у тебя в руке? Отдай
кукле Кате свеклу и скажи: возьми, Катя свеклу.
Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к кукле Кате, должны
быть разными по синтаксической конструкции: простыми («на, Катя, лук», «я
принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в
него лук»). Они должны также отражать представления об овощах, которые
дети получили на предшествующих занятиях. Например: «Морковку можно
натереть на терке», и так далее.
Предварительный просмотр:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направлена на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровье сберегающие технологии».
Здоровье сберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Понятие «здоровье сберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровье сберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Виды здоровье сберегающих технологий:
–медико -профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
- здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду;
- технологии валеологического просвещения родителей.
Медико- профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры . Утром мы делаем с утренней гимнастики. Цель: создать у детей хорошее настроение, поднять мышечный тонус. Утренняя гимнастика проходит под музыку. Используем разные виды гимнастики:
- игровую
- сюжетную
- ритмическую.
Преимущество проведения гимнастики под музыку заключается в том, что дети знают: нужно снять обувь и приготовиться к зарядке, если зазвучала знакомая мелодия или песенка. А те дети, которые еще не разделись, а находятся в раздевальной комнате, быстрее раздеваются и "включаются" вдеятельность коллектива без слов. Это их дисциплинирует. Настроение у ребенка улучшается,
капризы исчезают, поведение стабилизируется.
Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем "ежики".
В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхание, которые необходимы для восстановления дыхания. Дыхательные упражнения способствуют полноценному физическому развитию и являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
В конце занятия используем такие речевки:
- По утрам зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым!
- Если день начать с зарядки, дальше будет все в порядке!
- Все у рас хорошо, все у нас в порядке,
Потому что по утрам делаем зарядку!
Ежедневно проводим гимнастику после сна. Цель – поднять мышечный тонус детей, настроение. Комплекс гимнастики после сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. Гимнастику после сна мы проводим в постели и заканчиваем упражнениями на дыхание.. Также после сна мы проводим самомассаж. Затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам ( умывание прохладной водой ). Гимнастика пробуждения.1 «лиса». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища. Выполнить маховые движения рук и ног, изображая бег лисы.
Бежит лисичка от кустика к кустику
2 « пригорок». И.П. то же, поднять прямые ноги вверх, опустить – 3 – 6 раз. «Куст». И.П. то же, принять позу группировки, вернуться в И.П. – 3