Консультация для педагогов «Развитие внимания у детей 5-6 лет»
консультация (старшая группа)
Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_razvitie_vnimaniya_u_detey_5-6_let.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 77
Консультация для педагогов
Развитие внимания у детей 5-6 лет
Составил: воспитатель
МДОУ Детский сад №77
Азербиева Р.Б.
г. Раменское
В период модернизации системы российского образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования встает вопрос о формировании в дошкольном учреждении предпосылок учебной деятельности для дальнейшего становления учебных действий в школе. Предпосылками к учебной деятельности являются произвольность поведения, умение слышать и слушать собеседника. На основании ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы предполагается интеграция образовательных областей в педагогической деятельности. Создать условия для формирования предпосылок учебной деятельности и интеграции образовательных областей позволит развитие процесса внимания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Проблема развития внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов, что обуславливает ее актуальность.
В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна школьная программа, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности ребенка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений. Несформированность произвольного внимания, малый объём, слабая переключаемость с одного объекта на другой, говорят о том, что этот вопрос очень актуален и требует большой работы по его развитию.
Многие направления психологии занимались исследованием проблем внимания (Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин и многие другие) [1;2]. В науке накоплено большое количество общих рекомендаций и конкретных приёмов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых. Однако большое количество проблем, связанных с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у детских психологов, и у родителей. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания. В тесной связи с проблемой развития внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат именно волевые процессы – это изучали Л. С. Выготский, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, Т. Рибо и другие. Развитое произвольное внимание – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим необходимо разрабатывать и применять в процессе воспитания дошкольников оптимальные средства, развивающие произвольное внимание.
В связи с этим очевидна актуальность применения дидактических игр как оптимального средства формирования произвольного внимания детей 5-6 лет.
Развитие - целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией; процесс последовательных, необратимых внешних и внутренних изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим; цель и результат воспитания
Внимание - это способность человека сосредотачиваться на определённых объектах и явлениях. Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса; Произвольное внимание – процесс, направленный на контроль деятельности, поддержание устойчивой избирательной активности. В дошкольном возрасте преобладающим является непроизвольное внимание, произвольное только начинает формироваться. Характерной особенностью внимания ребенка среднего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. К 5 годам отмечается появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В этом возрасте начинают складываться элементарные формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Произвольное внимание в этом возрасте начинает свое интенсивное развитие. В возрасте 5 лет развиваются все свойства внимания: концентрация, объём, продуктивность, устойчивость, распределение, переключаемость. Для эффективного развития произвольного внимания в данном возрасте большое значение имеет помощь взрослого, тренировка всех свойств внимания ребенка, поиск оптимальных средств его развития. Мы выделили факторы, представленные В. С. Мухиной, влияющие на развитие внимания: интерес к деятельности; понимание конкретной цели деятельности; стремление к достижению результата; организованность процесса; создание благоприятных условий.
По мнению отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других движущими силами развития психических процессов ребёнка являются обучение и деятельность (3; 4; 5; 6).
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, так как именно в связи с её развитием происходят качественные изменения в психике ребёнка. Особое место в дошкольной педагогике и психологии отводится дидактической игре как наиболее доступному, интересному и в то же время эффективному средству обучения детей. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными. Использование дидактических игр как средства обучения детей-дошкольниковопределяется рядом причин: игровая деятельность – ведущая в дошкольном возрасте, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь решения задач обучения и развития детей; дидактическая игра – своеобразная подготовка к включению старших дошкольников в учебную деятельность; игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка»; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления, и дидактические игры, как нельзя лучше, способствуют развитию у детей всех психических процессов; у дошкольников ещё недостаточно сформирована познавательная мотивация, а дидактическая игра способствует развитию интереса детей к обучению и освоению новых знаний.
Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра, именно она имеет преимущественное значение в развитии психических функций ребенка, в том числе и внимания [7, с. 71]. Большую роль дидактических игр в развитии психических процессов детей отмечали А. К. Бондаренко, Л. П. Григорьева, Е. И. Тихеева и многие другие [8; 9; 10].
Посредством дидактической игры можно развивать внимание дошкольников. В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания необходимо развивать все его свойства и характеристики. Большое количество дидактических игр представлено в работах А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Е. И. Тихеевой, Б. И. Хачапуридзе и других. Однако в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников.
Возрастные особенности.
Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным и говорит о его низком уровне. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор,пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.
Объём внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд. Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10—15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений, а также могут заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого, и реже отвлекаться на посторонние объекты.
Развитие внимания в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному. Одним из эффективных средств развития произвольного внимания может стать дидактическая игра. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
В работе с детьми 5-6 лет по развитию у них внимания можно использовать разные виды дидактических игр: игры с предметами и игрушками; настольно-печатные игры; словесные игры. Важно, чтобы у ребёнка возникал интерес к таким играм, чтобы они соответствовали его возрастным особенностям, были доступными.
В ходе системы дидактических игр на совершенствование внимания важно развиватьвсе его свойства и его характеристики: объём, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Это должно быть не фрагментарно используемые упражнения, а организованная и систематичная работа с дошкольниками.
Поэтому была определена цель работы: способствовать развитию внимания у детей 5-6 лет в процессе дидактических игр.
Содержательные и методические аспекты развития внимая в процессе реализации дидактических игр
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Внимание протекает слитно с восприятием, памятью и мышлением, обуславливая их и обуславливаясь ими. Отсюда вытекает личностный характер внимания: недаром усидчивость и усердие, как черты личности, как правило, взаимосвязаны с устойчивостью и интенсивностью внимания. Развивая процесс внимания, мы воздействуем и развиваем и остальные психические процессы, развиваем все познавательные способности ребёнка, формируем личность ребёнка. Что имеет огромное значение для становления личности ребенка.
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и в игровую деятельность одновременно (дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила).
В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность; последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы.
Игры были направлены на развитие различных свойств внимания.
Нами использовались специальные дидактические игры, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, переключение, концентрацию, устойчивость и продуктивность.
Игра «Что изменилось?».Цель: развитие объёма внимания.
Ход игры: взрослый выкладывает перед детьми произвольный набор игрушек или картинок. Задача детей – за 30 секунд всё внимательно рассмотреть и запомнить, после чего, когда дети отвернутся, взрослый что-либо переложит или уберёт. Повернувшись обратно, дети должны ответить лишь на один вопрос «Что изменилось?» и так далее. В ходе этой игры можно использовать различные материалы – игрушки, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки с различными изображениями.
Игра «Разведчики»
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом.В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев, а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.
Игра «Подбери фигуры»
ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, концентрировать внимание, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков.
Оборудование: геометрические фигуры, трафареты или карточки.
Задание: найти геометрические фигуры из которых составлен рисунок
Игра «Гимнастика внимания»
Цель: развитие произвольного внимания
Действие: воспитатель или ребенок называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую,приговаривая слова:
Раз, два, три, четыре, пять
начинаем мы играть
вы ребята не зевайте
слушайте, что вам скажу
и при этом покажу.
Игра «Зеркало»
Цель: развивать произвольное внимание и координацию движений.
Задание: ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т. д.
Заключение
На основании выше изложенного можно утверждать, что дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, а игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактические игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
В своей работе мы учитывали принципы педагогики: систематичность; последовательность (от простого к сложному); доступность; отбор содержания игр в соответствии с целями развития свойств произвольного внимания; учёт возрастных особенностей детей; закрепление полученных знаний и навыков в свободной деятельности с воспитателями группы.
Игры были направлены на развитие различных свойств внимания.
Нами использовались специальные дидактические игры, тренирующие основные свойства внимания: объём, распределение, переключение, концентрацию, устойчивость и продуктивность.
Эффективность проведенной нами работы и показывают, что дидактические игры являются эффективным средством развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Хотя большой минус в литературе сравнительно мало дидактических игр, конкретно направленных на развитие произвольного внимания дошкольников, поэтому в дальнейшем хотим создать картотеку игр на развитие произвольного внимания.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П., - СПб.: ПрайЕвроЗнак, 2004. – 667 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
3. Бондаренко А. К.Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада – М.: Просвещение, 1974. – 260 с.
4.Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Марковой Т. А. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
5. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М.: Просвещение, 1976. – С. 184 – 219.
6. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций //Собрание сочинений : В 6 т. – М.: Просвещение, 1983. Т. 3.- 240 с.
7. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кобылицкая. – М., 1974. – 260 с.
8. Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. – 1975. - №2. – С. 68 – 80.
9. Игра дошкольника Л. А. Абромян/ под редакцией С,Л, Новоселовой - М. Просвещение 1989г-286с.
10. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Леонтьева Д. А., Соколовой Е. Е. – М.: Смысл, 2000.
11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. Москов. ун-та, 1981. – 584 с.
12. Развивающие игры для дошкольников /Под ред. Печерога А. Г. –М. ВАКО2008.-192с.
13. ФГОС ДО http://fgosvo.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие внимания у детей 3-7 лет"
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей 6-7 лет».
Педагогом предлагаются игры на развитие внимания у детей 6-7 лет....
Консультация для педагогов "Развитие внимания и памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Консультация для педагогов...
консультация для родителей Развитие внимания у детей
консультация для родителей - Развитие внимания у детей...
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Игры для развития внимания....
Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
Консультация для педагогов:«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»...