«Формирование начал патриотизма ии чувства граажданственности у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Борисюк Виктория Вячеславовна

«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.  Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, познает мир не только разумом, но и сердцем.  В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…»

В.А. Сухомлинский

 

Самая большая опасность, подстерегающая наше сегодняшнее общество – не кризис экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_borisyuk_v.v.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад «Солнышко» Мучкапского района

Выступление на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель: Борисюк Виктория Вячеславовна

Мучкап, 2021 г.

«Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве.  Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, познает мир не только разумом, но и сердцем.  В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…»

В.А. Сухомлинский

Самая большая опасность, подстерегающая наше сегодняшнее общество – не кризис экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Решение проблемы воспитания патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, является трудной задачей, это связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Потому понимание патриотизма, и понятия о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию.

Патриотизм – это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа, преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает следующие задачи по патриотическому воспитанию дошкольников:

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Работа с дошкольниками  детского сада по формированию начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста организуется в соответствии с нормативными документами:

    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (где утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).

    2.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

   3.  Проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».)

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» (ставит перед обществом цель: «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»).

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Организация всей нашей работы по воспитанию и формированию патриотизма и чувства гражданственности у ребенка-дошкольника должна, строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве:

  1. Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.
  2. Принцип  «открытости» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
  3. Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
  4. Принцип гуманно-творческой направленности.
  5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

С целью воспитания чувства патриотизма педагоги должны использовать следующие формы и методы работы с дошкольниками:

1. Обустройство патриотических уголков в детском саду и группах (Познавательная зона: глобус, физическая карта России, политическая карта России, флаг и герб России, герб и флаг Тамбовской области, гимн России, портрет президента России и т.д.);

2. Организация экскурсий по достопримечательностям родного города или поселка, посещение музеев, выставок;

3. Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы) «Парад Победы», «День Российского Флага», «День защитника Отечества» и др.;

4. Проведение тематических занятий (ООД) – рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

5. Детские проекты «Герб моей семьи», «Традиции моей семьи»;

6. Выставки детских работ;

7. Театрализованные представления;

8. Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах;

9. Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, музыка).

10. Обогащение и стимулирование детского творчества;

11. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

12. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от педагогов дошкольной организации и родителей. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, к малой Родине, к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства толлерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ

В учебно-методическом материале  представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям...

Статья "Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему н...

«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы патриотического воспитания, воспитания духовности....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Формирование нравственных, социально значимых качеств – длительный процесс, требующий значительных...