Проект по развитию навыков самообслуживания
проект (младшая группа)

Путяшева Екатерина Сергеевна

Проект по развитию навыков самообслуживания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobsluzhivanie.docx51.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР - ДЕТСКИЙ САД «ДРУЖБА»

Педагогический проект «Я – сам!»

(Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста)

Составил: воспитатель Путяшева Е.С.

2019 г.

г. Качканар

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

Цель проекта: создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
  3. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  6. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  7. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
  • Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
  • Моют руки перед едой при небольшой помощи взрослого, насухо вытирают лицо и руки личным полотенцем, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

4.СИСТЕМА РАБОТЫ

  1. Паспорт проекта:
  2. Срок реализации проекта: долгосрочный (в течении учебного года).

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:

  • здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
  • личностно-ориентированная (игры,  упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
  • социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

- личный пример работников детского сада, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

Перед реализацией проекта необходимо было провести мониторинг развития крупной моторики у детей раннего возраста. Экспериментальной базой являлась первая младшая группа №2, 16 человек.

Для выявления уровня физического развития воспитанников раннего возраста использовалась методика Н.В. Серебряковой.

Результаты мониторинга развития навыков самообслуживания на начало учебного года:

Начало года

Уровень развития крупной моторики

Количество детей

%

низкий

1

6%

средний

15

94%

высокий

0

0%

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – организационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – основной

Вводит в  игровую ситуацию формулирует проблему:
Организует игры, беседы.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

3 этап - заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

План мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

месяц

Название мероприятия

Цель

Методы и приёмы

сентябрь

Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото»

Игра «Умоем куклу Машу», педагогич. ситуация «Покажи чистые ладошки».

Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом»,

Занятие «Умывалочка»

Д/игры  «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши»

Речевое развитие :чтение «Ладушки, ладушки», 

Беседы: «Когда надо мыть руки?», 

Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого.

Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой.

Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их.

Показ, объяснения,

образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых.

Октябрь

Использование потешки «Водичка-водичка», Стих «Я под краном руки мыла…»,

Занятие «Мыльные

перчатки», Г.Ладонщиков

Д/игры  «Поможем куклам накрыть на стол».

Игровые ситуации :«Кукла Катя не хочет мыть руки», 

Речевое развитие :чтение   С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».

Беседы: «От чего болят зубы?»

Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот).

Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых,

помощь взрослых,

совместная деятельность с воспитателем.

Ноябрь

Стих «Приятного аппетита» В.Берестов,

рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой», Занятие «Уложим куклу спать», стих «спать пора» П.Воронько,

чтение К.Чуковского «Федорино горе»,

Игровые ситуации  «Как мы помогали кукле собраться в гости», 

Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек.

Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,

Декабрь

чтение « Что взяла, клади на место» З.Александрова Чтение «Мойдодыр» С. Маршака;

использование потешки «ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»,

Занятие «Такие разные носочки»

Д/игры  «Что сначала, что потом»

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно надевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность.

показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа.

Январь

Чтение стихов И.Горюновой «Этикет для карапузов»,

рассматривание картинок на тему- посуда.

Д/игры  «Сделаем куклам разные прически», 

Пед. ситуация

«Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин.

Беседы: «Что значит быть здоровым?», 

Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.

Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,

Февраль

Чтение «Что такое хорошо, что такое плохо».

Д/упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», 

Проблемная ситуация:  «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»

Рассматривание и обсуждение картин: «Дети обедают», 

Физическое развитие: подвижные игры  «Все котятки мыли лапки».

Речевое развитие :чтение  Е. Благинина «Аленушка»;

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно надевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность.

показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа.

Март

Д/игры «Кукла Таня хочет спать»,

Д/упражнения:  «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»,

Проблемная ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?»

Физическое развитие: подвижные игры «Зайка серый умывается»

Речевое развитие :чтение  «Вкусная каша» З.Александровой

Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.

Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,

Апрель

Д/игры  ««Покорми куклу», 

Д/упражнение:   «Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик».

Физическое развитие: подвижные игры «Зайка серый умывается», 

Речевое развитие :чтение  «Наша Маша маленька»

Беседы:  «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,

Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.

показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа.

Май

Д/игры  «Кукла Оля обедает», 

Проблемная ситуации:  «Почему у кукол грязное полотенце?»

Рассматривание и обсуждение картин: «Мама купает ребенка»

Игровые ситуации   «Поможем куклам накрыть на стол»,

Речевое развитие :чтение  З. Александрова «Катя в яслях», 

Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.

Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,

Работа с родителями :

- беседа о важности формирования культурно-гигиенических навыков.

Папки-передвижки:

- «Культурно-гигиенические навыки»

- «Как научит ребенка одеваться»

- «Правила поведения за столом»

- «Растим здорового ребенка»

- «Здоровые зубы с раннего возраста»

Подведение итогов в конце учебного года

После проведения занятий, в конце учебного года, был проведен повторный мониторинг с целью выявления результатов.

Результаты мониторинга развития навыков самообслуживания на конец учебного года:

Начало года

Уровень развития крупной моторики

Количество детей

%

низкий

0

0%

средний

2

12%

высокий

14

88%

Данное соотношение в таблице можно представить в виде диаграммы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
  3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
  4. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  5. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»

Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»  «Чистота  залог здоровья&ra...