Проект по развитию навыков самообслуживания
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦРР - ДЕТСКИЙ САД «ДРУЖБА»
Педагогический проект «Я – сам!»
(Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста)
Составил: воспитатель Путяшева Е.С.
2019 г.
г. Качканар
- АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.
2.АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Работая с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель проекта: создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети, родители.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
- Моют руки перед едой при небольшой помощи взрослого, насухо вытирают лицо и руки личным полотенцем, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
4.СИСТЕМА РАБОТЫ
- Паспорт проекта:
- Срок реализации проекта: долгосрочный (в течении учебного года).
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
- здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированная (игры, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
- социоигровые (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- использование художественной литературы, фольклора;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- обеспечение чистоты среды;
- соблюдение правил этикета;
- психологическая культура взаимоотношений
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
2 этап. Основной: Выполнение плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
Перед реализацией проекта необходимо было провести мониторинг развития крупной моторики у детей раннего возраста. Экспериментальной базой являлась первая младшая группа №2, 16 человек.
Для выявления уровня физического развития воспитанников раннего возраста использовалась методика Н.В. Серебряковой.
Результаты мониторинга развития навыков самообслуживания на начало учебного года:
Начало года | ||
Уровень развития крупной моторики | Количество детей | % |
низкий | 1 | 6% |
средний | 15 | 94% |
высокий | 0 | 0% |
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; презентация проекта.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – организационный | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Наблюдает за детьми. | Рассматривают иллюстрации. | |
2 этап – основной | ||
Вводит в игровую ситуацию формулирует проблему: | Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. | |
3 этап - заключительный | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Описывает и анализирует работу над проектом. | Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. |
План мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
месяц | Название мероприятия | Цель | Методы и приёмы |
сентябрь | Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото» Игра «Умоем куклу Машу», педагогич. ситуация «Покажи чистые ладошки». Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом», Занятие «Умывалочка» Д/игры «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши» Речевое развитие :чтение «Ладушки, ладушки», Беседы: «Когда надо мыть руки?», | Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их. | Показ, объяснения, образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых. |
Октябрь | Использование потешки «Водичка-водичка», Стих «Я под краном руки мыла…», Занятие «Мыльные перчатки», Г.Ладонщиков Д/игры «Поможем куклам накрыть на стол». Игровые ситуации :«Кукла Катя не хочет мыть руки», Речевое развитие :чтение С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». Беседы: «От чего болят зубы?» | Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот). | Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых, помощь взрослых, совместная деятельность с воспитателем. |
Ноябрь | Стих «Приятного аппетита» В.Берестов, рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой», Занятие «Уложим куклу спать», стих «спать пора» П.Воронько, чтение К.Чуковского «Федорино горе», Игровые ситуации «Как мы помогали кукле собраться в гости», | Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. | Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала, |
Декабрь | чтение « Что взяла, клади на место» З.Александрова Чтение «Мойдодыр» С. Маршака; использование потешки «ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», Занятие «Такие разные носочки» Д/игры «Что сначала, что потом» | Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно надевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность. | показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа. |
Январь | Чтение стихов И.Горюновой «Этикет для карапузов», рассматривание картинок на тему- посуда. Д/игры «Сделаем куклам разные прически», Пед. ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин. Беседы: «Что значит быть здоровым?», | Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. | Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала, |
Февраль | Чтение «Что такое хорошо, что такое плохо». Д/упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», Проблемная ситуация: «Почему Хрюшу не приглашают в гости?» Рассматривание и обсуждение картин: «Дети обедают», Физическое развитие: подвижные игры «Все котятки мыли лапки». Речевое развитие :чтение Е. Благинина «Аленушка»; | Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно надевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность. | показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа. |
Март | Д/игры «Кукла Таня хочет спать», Д/упражнения: «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать», Проблемная ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?» Физическое развитие: подвижные игры «Зайка серый умывается» Речевое развитие :чтение «Вкусная каша» З.Александровой | Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. | Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала, |
Апрель | Д/игры ««Покорми куклу», Д/упражнение: «Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик». Физическое развитие: подвижные игры «Зайка серый умывается», Речевое развитие :чтение «Наша Маша маленька» Беседы: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», | Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. | показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа. |
Май | Д/игры «Кукла Оля обедает», Проблемная ситуации: «Почему у кукол грязное полотенце?» Рассматривание и обсуждение картин: «Мама купает ребенка» Игровые ситуации «Поможем куклам накрыть на стол», Речевое развитие :чтение З. Александрова «Катя в яслях», | Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. | Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала, |
Работа с родителями :
- беседа о важности формирования культурно-гигиенических навыков.
Папки-передвижки:
- «Культурно-гигиенические навыки»
- «Как научит ребенка одеваться»
- «Правила поведения за столом»
- «Растим здорового ребенка»
- «Здоровые зубы с раннего возраста»
Подведение итогов в конце учебного года
После проведения занятий, в конце учебного года, был проведен повторный мониторинг с целью выявления результатов.
Результаты мониторинга развития навыков самообслуживания на конец учебного года:
Начало года | ||
Уровень развития крупной моторики | Количество детей | % |
низкий | 0 | 0% |
средний | 2 | 12% |
высокий | 14 | 88% |
Данное соотношение в таблице можно представить в виде диаграммы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез», 2006
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
- Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...
Развитие навыков самообслуживания и культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста 2-3 лет.
статья для родителей...
Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья»
Педагогический проект «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» «Чистота залог здоровья&ra...