Моделирование в экологическом развитии дошкольников (мнемотехника)
презентация
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе:
Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой и активность в решении некоторых экологических проблем.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека . В этот период закладываются основы личности, в том числе : позитивное отношение к природе, окружающему миру; ребенок начинает выделять себя из окружающей среды; развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; формируются основы нравственно-экологических позиций личности . Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний , норм и правил взаимодействия с природой и активность в решении некоторых экологических проблем .
Одним из инструментом в экологическом воспитании является моделирование. М одуль – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс с создания модели называется моделирующей деятельностью.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом .
Мы часто сталкиваемся с такой проблемой, что дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами, не могут начать описание природных явлений и т. д. Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
АКТУАЛЬНОСТЬ 1 . Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. 2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. 3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Заниматься с детьми мнемотехникой можно начинать с младшей группы, когда у детей уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов , затем переходим к мнемодорожкам , а позже к мнемотаблицам .
Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово.
Как работать с мнемодорожкой : 1. В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки . 2.Выразительно прочитайте текст. 3.Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке . 4.Соедините все изображения в единое целое. 5. Читаем еще раз для закрепления материала. 6. Просим повторить то, что запомнил ребенок, глядя на мнемодорожку .
Как работать с мнемодорожкой : 1. В самом начале рассмотрите все квадратики мнемодорожки . 2.Выразительно прочитайте текст. 3.Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке . 4.Соедините все изображения в единое целое. 5. Читаем еще раз для закрепления материала. 6. Просим повторить то, что запомнил ребенок, глядя на мнемодорожку .
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно . 1.Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты. 2. Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты. 3.В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата. 4.Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы , так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка) . На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Позже изображение персонажей усложняем – зарисовываем в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений . Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей .
М немотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (особенно про природу) .
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.
мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода) . Такие таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка» , «Правила поведения в лесу (на водоеме) ». Используем мнемотаблицы - загадки на экологическую тематику . Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода) . Такие таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка» , «Правила поведения в лесу (на водоеме) ». Используем мнемотаблицы - загадки на экологическую тематику .
Составление описательных рассказов
Также можно использовать алгоритмы процессов опытно-исследовательской деятельности, ухода за комнатными растениями, посадки семян . Хотелось бы отметить, что детям очень нравится работать с мнемотаблицами . Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
«Свалка и дождь» 1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит на подставке. 2. В пипетку набираем чернила и капаем на губки. 3. Поливаем губки из лейки водой. 4. Берем шприц, откачиваем воду из песка. Вода – грязная.
Таким образом , использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...
моделирование в экологическом воспитании дошкольников
сообщение на педсовете...
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее...
Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...
Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....
Роль моделирования в экологическом образовании дошкольников
Полезная информация....