Консультация для воспитателей "Роль игры в физическом развитии детей"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка»
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский
Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни детей раннего и дошкольного возраста, и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели.
Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.
Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают
правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей, и для полноценной жизни в коллективе.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и
реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.
Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество– важнейшие факторы оздоровления.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.
Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.
Мини-анкета для родителей
• Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?
• Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.
• Помните ли вы считалочки, напишите их?
• Знает ли Ваш ребенок считалочки?
• Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).
.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.
Одна из главных проблем для каждого ребенка это нерастраченная энергия движения. Именно движение – необходимый фактор для правильного развития скелета. Очень важно для детей больше времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры. Движение ускоряет обменные процессы, ребенок «нагуливает аппетит», а кормление детей во многих семьях представляет большую проблему. Улучшая координацию движений, оказываем положительное влияние на рост и развитие интеллекта малыша.
Цель подвижных игр — это:
- Давать выход запасам энергии ребенка.
- Развитие координации движений.
- Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье.
- Развитие навыков общения.
- Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы.
- Развивать быстроту реакции.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр:
1. Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
2. Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.
а) повышение уровня выносливости (игры с беговыми упражнениями),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах,
в) улучшение координации движений (игры с упражнениями с предметами)
3. Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, смелости.
При подборе и организации игр на прогулке необходимо:
учитывать сложность игр, целесообразность сочетаний их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
1.заботиться о соответствии игр времени года, состоянию погоды;
2.предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;
3.предлагать варианты усложнения подвижных игр;
4.использовать разные способы организации детей;
5.заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметно окружающей среды;
6.стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.
Благодаря большой популярности число подвижных игр многообразно. Но при этом, каждая игра базируется на следующих понятиях или имеет следующие особенности: игра наполнена определенным содержанием, имеет свою форму.
Содержание игры составляют: сюжет (образный или условный), правила, двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.
Форма игры – организация действий детей – индивидуальная, групповая, коллективная. Форма игры обуславливается ее содержанием.
Веселые и разнообразные игры помогают ребенку расширять свой кругозор, углублять представления о мире, познавать его и себя, как часть этого мира. Наилучший эффект достигается когда детки выходят на свежий воздух в сад или во двор и там играют. Активные движения бег, усиливают работу сердца и легких, увеличивается поступление кислорода в мозг, благоприятно влияет на все состояние, укрепляя нервную систему и психологическое состояние. Но, пожалуй, наиболее важную роль игра в жизни ребенка играет как процесс
обучения. В игре он начинает учиться общаться со сверстниками, старшими и младшими, познавать законы и правила окружающего мира. Особенности поведения ребенка в игре можно корректировать, усиливая и развивая положительные качества, стараясь подавить и объяснить ребенку плохие стороны его поступков.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов «Закаливание и физическое развитие детей летом"
Закаливание - неотьемлемая часть летнего периода в ДОУ. В материале отражены основные принципы закаливания, подробная последовательность и схема различных видов закаливания....
Подвижные и малоподвижные игры для физического развития детей II младшей группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Горскинский детский сад комбинированного вида « Радуга» Подвижные и малоподвижные игры для физическо...
Двигательно-речевые игры в физическом развитии детей
Консультация для воспитателей и родителей в виде буклета. Может быть использован как раздаточный материал на родительском собрании и мастер-классе....
Использование подвижной игры в физическом развитии детей
Значение подвижной игры. Классификация, виды и характеристика подвижной игры для разных возрастных групп....
Консультация для педагогов «Роль подвижные игры в физическом развитии детей с амблиопией и косоглазием».
Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контр...
Консультация "Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников"
Рассмотрим классификацию подвижных игр и их значение...
Консультация для педагогов"Роль подвижной игры в физическом развитии детей с ОВЗ"
Консультация для педагогов "Роль подвижной игры в физическом развитии детей с ОВЗ"...