КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Организация сенсомоторной развивающей среды в ДОУ»
консультация
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей на тему:
«Организация сенсомоторной развивающей среды в ДОУ»
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. Так писал В.Ф. Одоевский.
Размышляя над этими словами, можно сказать следующее:
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ является очень актуальным, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне развитую личность.
Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Что очень важно для развития ребенка.
Основным приоритетным направлением в деятельности нашего ДОУ является обеспечение физического развития дошкольников. Эта работа строится на основе использования различных здоровье сберегающих технологий.
Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Для решения всех задач, необходимо иметь правильно построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.
Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
К числу здоровье сберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно - моторной развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Что же такое сенсорно-моторная среда?
Сенсорно-моторная среда – развивающее пространство, созданное на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, являющегося необходимым для развития сензитивных качеств личности ребенка определенного возраста, его восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и позволяющего детям получать навыки социального общения и взаимодействия.
Среда сенсомоторного развития используется для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекции, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где моторно-двигательное развитие идет на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними и друг с другом, а не только выполнять различные действия, в том числе физические тренировочные упражнения.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Полноценное восприятие основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка.
Сенсорное воспитание – это совершенствование у детей сенсорных процессов.
Задачами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- развитие анализаторов, т.е. обучение действиям обследования предметов (перцептивные действия); знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметного мира, с ориентированием в пространстве и времени, развитие речевого и музыкального слуха;
- формирование сенсорных эталонов – обобщенных сенсорных знаний, сенсорного опыта, накопленного человечеством за всю историю своего развития.
Также такие сенсорные эталоны, как:
- основные цвета, черный и белый цвет, оттенки;
- пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- три величины (большой, средний, маленький).
Усвоение этих сенсорных эталонов происходит с помощью практических действий с предметами. Что еще раз подчеркивает необходимость создания предметно – развивающей среды.
Так какая же должна быть сенсомоторная развивающая среда?
Согласно ФГОС, предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
• трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
• полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);
• вариативной (наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
• доступной;
• безопасной.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми.
Я, работая над этой проблемой в своей группе, постаралась учесть все выше перечисленное мною, и попробовала создать сенсорно – моторную развивающую среду, которая стала бы развивающим пространством, созданным на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования.
Все пространство было поделено на основные центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей.
Большое внимание я уделила центрам сенсомоторного развития. В которые входили центр физической культуры и сенсорный уголок.
Центр здоровья и зоны двигательной активности содержит: инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице. Все это укрепляет физическое здоровье детей.
Центр Сенсорного развития:
- Для развития зрительного анализатора: иллюстрации, трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, пазлы, картинки – штриховки.
- Для развития слухового анализатора: магнитофон, диски со звуками, шумящие предметы (дудки, шуршалочки ит.д.).
- Для развития осязания: кусочки различных материалов, выпуклые буквы, цифры, картинки, разные по форме и размеру предметы.
- Для развития обоняния: различные аромомасла, разные баночки с запахом, естественные природные предметы с запахом (кофе, чеснок, чай и т.д.), предметы разного вкуса (сахар, соль, лимон).
Для развития мелкой моторики: дидактические игры и материалы (шнуровки, пазлы, липучки и т.д.), природный материал, бытовые предметы, массажеры, тренажеры и эспандеры.
Все это способствует сенсорному развитию дошкольников. А полноценное сенсорное развитие - основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
Моя консультация предназначена прежде всего тем родителям и педагогам, которые интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...
консультация для воспитателей по теме "Создание предметно-развивающей среды по ПДД в группе"
Как создать предметно-развивающею среду по ПДД в группе...
Консультация для воспитателей на тему "Сенсорно - моторная развивающая среда"
Консультация для воспитателей на тему "Сенсорно - моторная развивающая среда"...
Консультация для воспитателей детских садов: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС ДО»
В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них....
Презентация. Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы".
Цель: создание условий направленных на развитие личностных особенностей детей, инициативы творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.Задачи: Обеспечить возможно...
Консультация для воспитателей на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузи...
Консультация на тему: " Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...