Живем по правилам
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Практический материал для педагогов "Живем по правилам" подсказывает педагогам, как ввести систему групповых правил для поодержания порядка в группе и при этом сохранить в ней благоприятную и комфортную атмосферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_material_zhivem_po_pravilam.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №130 г.Липецка
Живем
по правилам
(практический материал для педагогов)
подготовила:
педагог-психолог
Николаева О.А.
Зачем нужны правила?
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
-помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
-помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
-регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:
- коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
- организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
- коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.
Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.
Существуют определенные требования к правилу:
- Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
- При формулировании правил следует избегать частицы «не».
- Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
- Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
- Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
- Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.
- Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
- Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
- Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хорошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успокоиться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения. Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.
Технология ведения и соблюдения правил:
- правила вводятся постепенно, поэтапно;
- предпочтительно их введение в начале учебного года;
- правила вводятся в специально отведенное для этого время;
- правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
- правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
- правила периодически повторяются;
- для иллюстрации правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;
- если правила выполняются, плакаты убираются.
Что делать, если правила нарушаются?
- Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
- Похвалить тех, кто выполнил правило.
- Оценивать поведение, а не личность.
- Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
- Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
- Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?
Рекомендации педагогам:
1.Формулируйте требования конкретно.
Например:
В помещении группы ходи медленно.
Поиграл - убери на место.
Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь.
Так легче запомнить правило и понять его суть.
2.Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
Не бегай! (Ходи медленно.)
Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
Не разрушай постройки! (Береги постройки.)
Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»
3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
Например:
Нельзя кричать в группе, но можно:
а) говорить спокойно;
б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.
Нельзя бегать, но можно:
а) ходить в помещении группы медленно;
б) бегать на открытой площадке;
в) бегать на занятиях по физкультуре;
г) бегать в специально отведенном месте.
4.Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.
Например:
В помещении группы ходи медленно!
Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора).
Кукла бегает и падает (травма).
5. Создавайте проблемные ситуации.
Например:
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.
Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназванное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило.
Например: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:
Сережа - 10 минут.
Дима - 10 минут и т. д.
А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!
Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.
Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».
Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.
Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.
Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).
Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Можно поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».
Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.
Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуждают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.
Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.
А как тебе удалось выполнить все правила?
Ты затратил много усилий?
Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?
Что нужно для того, чтобы исправить положение?
Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспитатель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем возрасте это может быть «инспектор правил» (один из видов дежурства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда правило было нарушено.
Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от меры волевых усилий, необходимых для его выполнения.
Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно интересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиграл - убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи -свое место».
Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Дети с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюдением. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.
Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нельзя угодить.
Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
- Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство между разными людьми.
- Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые лучше играть нескольким детям, и т. п.).
- Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
- Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жизни, в которых содействие и помощь других людей помогли решить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких случаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.
- Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
- Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.
- Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
- Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказания. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окружающих.
- Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополнительный игровой материал или пространство в группе.
- Помните, что улыбка или доброе слово также является поощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
- Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисование, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
- Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пределы группы и территории дошкольного учреждения, посещение музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.
В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (в меру детских возможностей).
Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направляющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравственному становлению.
Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно принцип - требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.
От взрослого требуется взгляд на происходящее не со стороны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децентрации - поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.
Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток личностных качеств взрослого.
Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувством ответственности возникает как естественное следствие их контакта.
Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.
Литература: Практические семинары для педагогов. Вып.2.Психологическая компетентность воспитателей/ авт.-сост. С.В.Терпигорьева.- Волгоград: Учитель, 2011.
Занятие «Правила в детском саду»
Задачи:
1. Осознать действующие в детском саду правила, создающие ощущение стабильности и уверенности.
2. Развитие регулируемого поведения при проявлении эмоции гнева (не буду мыть руки).
Материал: Кружочки плотной бумаги диаметром примерно 4 см на каждого ребенка, фломастеры или цветные карандаши.
Ход занятия.
Ведущий: - Здравствуйте, я очень рада вас видеть. Сейчас, когда я шла по улице, то на мне была одна обувь, а когда я вошла в группу, я переобулась. Почему?
Ответы детей: - На улице грязно, идет дождь и т.п.
Ведущий: - А вы переобуваетесь, когда идете на прогулку и почему?
Ответы детей: - Да, на улицах лужи, холодно, грязно, можно и простудиться.
Ведущий: - Что будете делать, когда придете с прогулки?
Ответы детей: - Будем есть, обедать, разденемся, переобуемся и т.д.
Ведущий: - Руки мыть будете? Почему?
Ответы детей: - Руки должны быть чистыми, чтобы грязь не попала в еду, в рот.
Ведущий: - А если вы не выполните это правило, руки не будете мыть?
Ответы детей: - Можно заболеть, живот разболится и др.
Ведущий: - Оказывается, что мы все время выполняем какие-нибудь правила. Когда нарушаем их, случаются неприятности, бывает беда. Вспомните ситуацию, когда кто-нибудь нарушал правила и был за это наказан.
Если дети не предлагают никаких ситуаций, ведущий рассказывает сам.
Ведущий: - Вы сидите за столом, обедаете, а сосед балуется, толкается, и ваш компот разливается и по столу, и на вас. Что будет дальше?
Ответы детей: - В угол поставят, маме расскажут, сам компот на него вылью. Ведущий: - Как чувствует себя тот, кого облили? Ему приятно?
Ответы детей: - Нет, это противно; мама будет ругать.
Помощник воспитателя будет сердиться? Почему?
Ответы детей: - Для нее это лишняя работа.
Ведущий: - Значит, нарушение правила за обеденным столом приводит к неприятностям сразу для нескольких человек.
Ведущий: - Во время тихого часа кто-то громко разговаривает и ходит по спальне. Что сделает воспитатель?
Ответы детей: - Замечание, поставит около себя, расскажет маме.
Ведущий: - И что получается? Где бы мы не находились - дома, в детском саду, на улице, если мы нарушаем правила, то за этим следуют неприятности. Давайте сейчас попробуем определить, что можно делать в детском саду, что нельзя. Вы будете говорить, а я записывать. Потом мы это красиво напишем на бумаге, повесим на стене и будем эти правила выполнять. А если будем нарушать, то будем платить штраф. Итак, чего же в детском саду делать нельзя?
Ответы детей: - Нельзя шуметь во время тихого часа, брать чужие вещи без разрешения, нельзя бросать хлеб. Нельзя дразниться, оскорблять, драться, плеваться. Нельзя перебивать воспитателя во время занятий. Нельзя мешать другим во время занятий. (Нужно записывать формулировки детей, это их правила).
Ведущий: - А что можно делать в детском саду?
Ответы детей: - Можно спрашивать, можно улыбаться, можно нюхать цветы, можно помогать друг другу, можно дружить, помогать воспитателю готовится к занятиям, накрывать на стол.
Ведущий: - Оказывается, все правила вы знаете. Очень хорошо. Все правила мы напишем на большом листе бумаги и повесим на стену. Но читать еще не все умеют, поэтому, чтобы вы запомнили, где какое правило, мы приклеим рядом с каждым правилом кружочек с картинкой. Перед вами лежат кружочки, и на них каждый нарисует какой-нибудь, но один предмет. Например, посуду, машину, цветочек, солнышко, поросенка, кому что захочется. Теперь кружочки положите на край стола, я их соберу и на следующем занятии мы их вместе приклеим к плакату с правилами. А сейчас давайте обсудим, что же мы будем делать с нарушителями правил.
Ответы детей: - Отведем к заведующей, поставим в угол, посадим рядом с воспитателем, исключим из игры, расскажем маме.
Ведущий: - Если ребенку сделали замечание, посадили на стульчик, а он все равно нарушает?
Ответы детей: - Надо пожаловаться маме или отвести к заведующей.
Ведущий: - Давайте запишем те штрафы, которые будет использоваться:
1. Замечание.
2. Исключение из игры (занятия) на определенное время (2-5 мин.)
3. Посадить на отдельный стул.
4. Рассказать маме.
5. Отвести к заведующей.
Эти штрафы тоже будут записаны на листе под правилами. Надеюсь, что замечание будет у нас с вами самым серьезным штрафом.
Е.Л.Яковлева и Н.П.Трофимова «Программа развития адекватного эмоционального реагирования в старшем дошкольном возрасте»
Занятие «Правила и наши символы»
Задача: Продолжить работу по осознанию и проживанию правил.
Материал: лист ватмана с написанными правилами, кружочки с рисунками, клей. Обратить внимание при наклеивании, что должно оставаться место для символов второй подгруппы.
Ход занятия.
Ведущий: - Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня я принесла плакат с написанными правилами. На нем написаны те правила, которые вы сами называли на прошлом занятии. Вот первое правило. В детском саду нельзя обижать друг друга. Какой из этих кружочков мы приклеим рядом с этим правилом?
Ответы детей: каждый предлагает свой рисунок.
Ведущий: - Давайте сделаем так. Все рисунки лежат у меня на столе обратной стороной. Я буду вызывать всех по очереди, и он с закрытыми глазами будет выбирать кружочек. И будем приклеивать эти кружочки рядом с правилами. Начали. Иди, Маша.
Маша выбирает с закрытыми глазами кружок, и ведущий приклеивает этот кружок перед правилом (оставив место для второго символа). И т.д. Если кружочков-символов получилось больше, то можно приклеить их рядом со штрафами. Можно для штрафов придумать другие символы-картинки. Изображение на кружочках не обязательно должны совпадать с содержанием правила или штрафа. Ассоциация образуется по смежности. Но иногда содержание сделанных рисунков очень напоминает само правило и тогда ведущий может предложить прикрепить этот кружок рядом с соответствующей информацией.
Ведущий: - Какую серьезную работу мы с вами проделали, составили правила нашей совместной жизни и работы детском саду. Очень хорошо. Спасибо за эту работу.
Е.Л.Яковлева и Н.П.Трофимова «Программа развития адекватного эмоционального реагирования в старшем дошкольном возрасте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная деятельность( живая и не живая природа)
Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...
"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...
«Живем по правилам».
требования к правилу, технология ведения и соблюдения правил....
Памятка для родителей о правилах безопасности в природе летом "Живые опасности"
Памятка знакомит родителей с правилами безопасности в природе летом....
Интегрированное открытое занятие "Жизнь свою ты береги, и по правилам живи!"
Программные задачи.Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, повторить правила пожарной безопасности; сформировать представление о том, что, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, не с...
Презентация "Живем в группе по правилам"
Воспитателям о правилах поведения детей в группе....
Лепбук "Экология - живи по правилам природы"
Цель: Показать и рассказать детям о взаимосвязи всего живого, правилах поведения на природе, правилах сортировки мусора. Приобщать детей к бережному отношению окружающего мира....
- Мне нравится (1)