Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 3-4 лет»
план-конспект занятия (младшая группа)
Воспитание навыков самообслуживания у детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание навыков самообслуживания у детей 3-4 лет»
В программе второй младшей группы говорится, что нужно продолжать формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, знать каждого ребенка и его родителей. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает.
Нужно помнить, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы ребёнок научился правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно, чтобы он хорошо понимал, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять его в этой работе. По мере формирования навыков можно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову родителя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, правильно ли ты повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я или твоя сестра». Но важно не только упражнять ребёнка в самообслуживании, но и проверять, как он выполняет эту работу. Добивайтесь, чтобы ребёнок понял, что он делает нужное для окружающих его взрослых дело.
В детском саду, если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр; оставили неубранными игрушки – няне трудно, неудобно мыть пол. Это позволяет воспитывать в детях заботливость, чувство ответственности, стремление делать всё хорошо, чтобы помочь другим. Практика показывает, что при выполнении операций самообслуживания дети, надевая платье или убирая игрушки, делают множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остаётся плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений.
Самообслуживание- это начало трудового воспитания дошкольника, умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно одеться, раздеться, прибрать игрушки.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Они спешат прийти на помощь или сделать все за ребенка сами, считая, что он еще маленький или просто торопясь куда-либо (утром на работу, вечером- домой). Это приводит к тому, что у ребенка не развивается самостоятельность, и он все время будет надеяться на других.
У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делающих за них то, что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе. Довольно часто оказываешься свидетелем того, как ребенок 3,5-4 лет сидит посреди горы своих вещей и не знает, с чего ему начать одеваться, в какой последовательности следует это делать. Он просто бездействует. А между тем при правильном подходе дети в 3-4 года могут во многом быть самостоятельными.
Дети младшего возраста должны уметь:
-Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
-Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы застегивать, расстегивать.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
-Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
-Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.
-Правильно пользоваться ложкой (к концу четвертого года жизни- салфеткой).
-Убирать после игры на место игрушки, книжки.
Воспитание навыков самообслуживания у детей- это длительный процесс, требующий от взрослых большого терпения.
Рекомендации для обучения самостоятельности:
Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он сделал то-то и то-то.
Не делать за ребенка то, что он способен выполнить сам.
Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время. Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной.
Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.
Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если малышу говорить, что у тебя получится, ты справишься- ребенок будет настроен на успех.
Единство требований взрослых (в семье и дошкольной организации).
Громадное значение в обучении самостоятельности играет личный пример.
Работа должна быть по силам малышам.
Помните, что труд должен приносить радость ребенку. Поэтому не надо упрекать ребенка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.
Таким образом, использование показа, объяснения, игровых приемов, чтение художественной литературы обеспечит у вашего ребенка постепенное формирование навыков самообслуживания.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но необходимо. И только от нас с вами, взрослых, зависит, станет ли ребенок умелым, самостоятельным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни. Средняя группа»
Консультация для родителей«Воспитание навыков самообслуживания у детей 5 года жизни. Средняя группа»...
Консультация для родителей "Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста"
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании....
Консультация для родителей: «Воспитание навыков самообслуживания в средней группе»
формирование компетенции родителей в вопросе трудогого воспитания....
Факультатив для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей»
Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отно...
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»...
консультация для родителей " Воспитание навыков самообслуживания у детей 3-4 лет"
Самостоятельность- ценное и очень нужное качество.Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно под...
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей»
Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей»...