Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей»
консультация (средняя группа)

Мигунова Наталья Васильевна

 

Консультация для родителей

«Воспитание навыков самообслуживания у детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей https://drmelnyk.com.ua/wp-content/uploads/2021/06/Pitanie_Dlya_Detey.jpg

«Воспитание навыков самообслуживания у детей»

Уважаемые родители!

Просим Вас изучить данный материал!

Семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые качества, навыки самообслуживания.

Что такое навыки самообслуживания?

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника,

умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно

одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет, самостоятельно есть, прибирать игрушки.

К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Они спешат прийти на помощь или сделать всё за ребёнка сами, считая, что он ещё маленький или просто торопясь куда-либо (утром на работу, вечером – домой или по делам). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, и он всё время будет надеяться на других. У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делающих за них то, что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка:

  • Является важным средством всестороннего развития личности ребенка;
  • Оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка:
  • развивает мышление, сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память;
  • Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет; От уровня самостоятельности ребенка, будет зависеть то, насколько полноценно он может адаптироваться к различным житейским ситуациям;
  • Обслуживая себя самостоятельно, ребенок научается, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;
  • Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;
  • Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;
  • Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.
  • Труд по самообслуживанию развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. Но основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет.

У детей  3-4 х летнего возраста должны быть сформированы:

Навыки культуры еды, включающие в себя:

  • умение правильно ложку;
  • умение не крошить хлеб;
  • умение благодарить;
  • умение пользоваться салфеткой;
  • умение не разговаривать за столом, не крутиться, не играть.

Навыки мытья рук и умывания, включающие в себя:

  • умение мыть руки, засучивая рукава;
  • умение мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • умение правильно пользоваться мылом; зубной щеткой;
  • умение не мочить одежду во время умывания;
  • умение сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

Навыки одевания и раздевания в определенном в порядке, включающие в себя:

  • умение расстегнуть (застегнуть) пуговицы;
  • умение снять (одеть) одежду;
  • умение аккуратно складывать и вешать одежду;
  • умение вывертывать одежду на лицевую сторону;
  • умение одеть (снять) обувь;
  • замечать, что одежда неопрятна, или загрязнена, и самостоятельно устранять это, или обращаться за помощью к взрослому;

Навыки пользования расческой и носовым платкомвключающие в себя:

  • знание своей расчёски и места, где она лежит;
  • умение спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;
  • умение самостоятельно доставать платок из кармана и своевременно вытирать нос (в случае необходимости обращаться за помощью);
  • умение обращать внимание на чистоту носового платка.

Иные навыки, включающие в себя:

  • умение пользоваться туалетом (умение проситься в туалет);
  • умение мыть руки после туалета;
  • умение убирать игрушки, книжки, канцелярские принадлежности, строительные материалы на определенное место.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

А дети пятого года жизни уже почти самостоятельны  в самообслуживании. Ведь навыки, приобретенные ими в 3—4 года, становятся более прочными, осознанными.

Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых большого терпения.

Советы для обучения самостоятельности:

1. Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать

ему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он

сделал то-то и то-то.

2. Не делайте за ребенка то, что он способен выполнить сам.

3. Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно

торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время.

Атмосфера должна быть доброжелательной.

4. Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.

5. Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому если малышу говорить, что, у тебя всё получится, ты справишься - ребенок будет настроен на успех.

6. Единство требований взрослых (и дома и в саду).

7. Личный пример – имеет громадное значение в обучении

самостоятельности!

8. Работа должна быть по силам малыша!

Помните, что труд должен приносить радость ребёнку. 

Поэтому не надо упрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо.

И только от нас с Вами, взрослых, зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.

Успехов Вам в воспитании детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Консультация для родителей      "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"      Детский сад №211 ОАО "РЖД"...

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у детей I младшей группы.

Развитие навыков самообслуживания у детей I младшей группы....

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста...

консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей первой младшей группы»

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навы...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности в  самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание самостоятельности в самобслуживании у детей младшегодошкольного  возраста....

Консультация для родителей «Воспитание стремления к самообслуживанию у детей»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, напра...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста»

Рекомендации,советы для родителей как воспитать самостоятельность в  самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста....