Арт-терапия
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
План проведения занятий по арт-терапии во 2 младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopobrazovanie_.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по дополнительному образованию
во 2-й младшей группе № 3 «Золотая рыбка»
Арт-терапия как метод работы с эмоциональными проблемами младшего школьного возраста»
Воспитатель Куземина И.А.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – адаптация и лечение творчеством.
Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.
Арт-терапия – упражнения для детей – это:
1. знакомство со своим внутренним «я»; формирование представления о себе, как о личности;
2. создание позитивного самовосприятия;
3. обучение выражению своих чувств и эмоций;
4. снятие психоэмоционального напряжения;
5. развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.
Так, творя и фантазируя, можно разобраться в душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, так же можно помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.
Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание.
Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам.
Преимущества метода арт-терапии в том, что он:
- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере: рисование, живопись, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
- ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;
- помогает укрепить взаимоотношения между участниками;
- способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
- развивает и усиливает внимание к чувствам;
- усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
Какие бывают виды арт-терапии
- Изотерапия - рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование;
- Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться;
- Песочная терапия. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо;
- Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация;
- Куклотерапия – кукла в данном методе помощи выступает посредником между ребенком и взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции ребенок создаёт свою куклу, а затем, под руководством «помощника» играет с ней, проговаривая тревожащие его ситуации, таким образом справляясь с ними.
Взаимодействие с детьми при помощи арт - терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.
Показания к применению метода
Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:
- фобии;
- необщительность, замкнутость;
- агрессия к окружающим и животным;
- непослушание или чрезмерное послушание;
- проблемы в отношениях с родителями, братьями и сестрами и др.;
- отсталость в речевом развитии;
- вредные привычки (например, грызть карандаш во время рисования);
- постоянные стрессы;
- проблемы с успеваемостью;
- проблемы с чтением.
Цели:
- Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
- Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
- Развитие творческой активности детей младшего возраста.
- Воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи:
- Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в активности в различных видах деятельности.
- Создать условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог, ребёнок-родители.
- Развивать творческие способности у детей младшего дошкольного возраста.
- Развивать личностные и физические качества детей.
- Удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам.
Срок реализации программы: рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 1 учебный год (2021-2022).
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю по 15- 20 минут.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
1 | Октябрь Изотерапия | Тема: «Давайте познакомимся» Пальчиковая живопись – рисование ладошками Цель: Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка, формировать у детей живой интерес к рисованию красками, тактильное обращение с красками и бумагой, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению. |
2 | Октябрь Игротерапия | Тема: «Помоги другу пройти полосу с препятствиями» Цель: улучшить психическое состояние детей, купировать агрессивное поведение, формировать интерес к одногруппникам, запоминать имена, отличительные признаки и элементы одежды, развивать речь, воображение. |
3 | Октябрь Песочная терапия | «Ладошки знакомятся с песком» Цель: продолжать знакомство с песком, рассказать о признаках песка, развивать умение рисовать на песке зигзагообразные и круговые движения, формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. |
4 | Октябрь Куклотерапия | Тема: «Вводное. Знакомство с видами кукольного театра». Цель: помощь в адаптации детей к детскому саду, познакомить детей с видами кукольного театра (наручная кукла, настольный театр), стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней, снятие агрессия, развитие воображения. |
5 | Ноябрь Изотерапия | Тема «Марание». Цель: снятие внутренних страхов ребенка методом замарывания, снятие агрессивного поведения, повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка, развитие мелкой моторики и творческого воображения. |
6 | Ноябрь Сказкотерапия | Тема: «Мы не просто ребятки, а дружные зайчатки» Цель: продолжать учить детей играть в коллективе, развивать умение помочь одногруппникам, развивать умение детей играть в коллективе, умение совместно решать поставленные задачи, снятие агрессивного поведения. |
7 | Ноябрь Игротерапия | Тема: «Скажи доброе словечко» Цель: выплеснуть агрессивную энергию, купировать привычку к обзыванию, продолжать закреплять общение детей в социуме, развивать умение играть по правилам, развитие координации. |
8 | Ноябрь Песочная терапия | Тема: «Отпечатки наших рук». Цель: продолжать знакомство со свойствами песка, развивать умение рисовать на песке зигзагообразные и круговые движения, формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. |
9 | Декабрь Изотерапия | Тема: «Окрашивание воды». Цель: купировать замкнутость и необщительность детей, развивать умение работать аккуратно, помочь детям сбросить агрессию, умение контролировать свои поступки, помочь достичь эмоциональное равновесие. |
10 | Декабрь Сказкотерапия | Тема: «К нам в гости пришла еда» Цель: продолжать купировать отказ от еды, неаккуратное поведение за столом, купировать капризы, развитие моторики. |
11 | Декабрь Изотерапия | Тема: «Набрызгивание. Рисование бумажным шаром». Цель: Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка. помочь детям сбросить агрессию, умение контролировать свои поступки, помочь достичь эмоциональное равновесие.. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция. Развитие мелкой моторики и творческого воображения. |
12 | Декабрь Игротерапия | Тема: «Ласковые лапки» Цель: развивать тактильные прикосновения, Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет, которым прикасаются к нему, прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными. |
13 | Январь Песок | Тема: «Что спрятано в песке» Цель: продолжать знакомство с песочным столом, правилами поведения в нем, развивать умение работать в коллективе без ссор развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка; снизить психофизическое напряжение. |
14 | Январь Драматизация | Тема: «Колобок». Цель: Вызвать интерес к прослушиванию сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям, развивать имитационные навыки; развивать фантазию, продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. |
15 | Январь Сказкотерпия-изотерапия | Тема: «Украсим ёлочку гирляндой (рисование клубком)» Цель: развивать уверенность у тех детей, которые считают, что не умеют рисовать, развивает креативность, помогает в диагностике состояний, работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол. |
16 | Февраль Игротерапия | Тема: «Где ты пальчик?» Цель: переключать внимание детей с капризов или нервозности на телесные ощущения, снятие агрессии, Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие мелкой моторики и творческого воображения. |
17 | Февраль Куклотерапия | Тема: «Зимняя сказка» Цель: учить детей переживать эмоциональное состояние, формировать состояние покоя, защищенности, снятие агрессивности по отношению к одногруппникам. |
18 | Февраль Изотерпия | Тема: «Солёные рисунки». Цель: Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка.Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности .Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция Развитие мелкой моторики и творческого воображения. |
19 | Март Песочная терапия | Тема: «Вылепи что ты боишься и сломай: Цель: помочь детям выразить свои проблемы из песка и разрушить их, поддержание спокойного эмоционального состояния детей, развитие воображения, умение бороться с проблемами и страхами. |
20 | Март Игротерапия | Тема: «Лови мячик» Цель: выплеснуть агрессивную энергию, купировать привычку к обзыванию, продолжать закреплять общение детей в социуме, развивать умение играть по правилам, развитие координации. |
21 | Март Изотерапия | Тема: «Рисуем волшебные круги...». Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые разногласия. |
22 | Март Сказкотерапия | Тема: «Мешочек с сюрпризом» Цель: продолжать решать проблемы детей (агрессивность, застенчивость, фобии), купировать агрессивное поведение, купировать плохое поведение и гиперактивность, Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция |
23 | Апрель Изотерапия | Тема: «Чертим разные фигуры». Цель: Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция. Развитие творческих навыков. |
24 | Апрель Игротерапия | «Мы пришли в любимый детский сад» Цель: помочь детям избавиться от страхов с расставанием с родителями, помочь детям сбросить агрессию, умение контролировать свои поступки, помочь достичь эмоциональное равновесие. |
25 | Апрель Куклотерапия | Тема «Почему никто не хочет играть с медвежонком?» Цель: обучение детей дружеским отношениям друг с другом, утверждения «Я», развитие уважения чужого «Я», развивать общение в социуме, снять агрессию, развивать умение анализировать. |
26 | Апрель Изотерапия | Тема: «Монотипия» Цель: Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка.Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция. |
27 | Май Игротерапия | Тема: «Кошки злые, кошки добрые» Цель: помочь детям сбросить агрессию, умение контролировать свои поступки, помочь достичь эмоционального равновесие. |
28 | Май Изотерапия | Тема: «Нарисуем красивые волшебные цветы» Цель: помочь раскрепостить ребенка, развивать внутренний мир, развивать фантазию, воображение, умение выразить мысли в рисунке. |
Используемая литература:
- Армине Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей»
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками».- СПб.2008.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры».- М.2002.
- Ткач Р.М. «Игротерапия детских проблем».- М.2008.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. Изд. «Совершенство», М.: 1998 г.
- О.Ф. Васькова «Арт-терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». С-Пб «Детство-Пресс», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"
Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...