Статья: "Развитие мелкой моторики посредством изобразительной деятельности"
план-конспект занятия (младшая, старшая группа)
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Занятия с использованием различных техник рисования, аппликаций, лепки позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям, а самое главное развивает моторику. Занимаясь художественной деятельностью, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развиваем мелкую моторику посредством изобразительной деятельности | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности»
Подготовил: воспитатель
МБДОУ д/с «Малыш» г. Саяногорск
М.Ю. Черкашина
Мелкая моторика развивается естественным путем, начиная с раннего детства, на основе общей моторики. Сначала ребенок учится хвататься за предмет, затем появляются навыки перехода из рук в руки, так называемое «схватывание пинцетом» и т. д. В дошкольном и младшем школьном возрасте двигательные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как: массаж кистей и пальцев, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами (пазлы, бусины, мозайка и др.), лепка, игры с крупами, аппликация, рисование, оригами, конструирование и т.д.
В своём докладе я хочу затронуть тему – развитие мелкой моторики у детей, с помощью изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное освоение рисованием, лепкой и аппликацией. Приобщать детей к изобразительной деятельности в дошкольном учреждении следует начинать с 2–3 лет.
Развитие мелкой моторики у детей основано на приобретении опыта непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, вовлекаться в процесс усвоения формы и размеров предметов и их частей, чередуя движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы изображение движения рук фиксировалось. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом.
Рисование – одно из любимых занятий детей, ведь в нём проявляется творческая активность. Приходя утром в садик, многие ребятишки выбирают сами себе занятия. И в основном, это рисование карандашами, восковыми мелками, цветными ручками. И это прослеживается в течение всего дня, что ребёнок может спокойно подойти к уголку изодеятельности и выбрать себе занятие. Ручная умелость у дошкольников развивается при использовании разных техник рисования. Больше детям нравилось, когда мы использовали нетрадиционные техники рисования. Мы с детьми рисовали ладошками, рисовали пальчиками, рисовали ватными палочками, ватными дисками, зубными щетками, салфетками, использовали отпечатки листьев, картофеля, яблока, рисовали поролоном, даже пробовали рисовать обрезными пластиковыми бутылками и нитками. Рекомендую педагогам использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения, а в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные особенности и индивидуальные способности детей.
На своих занятиях с детьми по аппликации, я также использовала нестандартные приемы работы с бумагой. Проведение таких занятий способствует развитию мелкой моторики рук и творческих способностей у детей. Мы выполняли поделки из бумаги в стиле оригами, квиллинга, торцевания, делали аппликации из пуговиц, из гербария, использовали обрывную аппликацию.
Лепка – самое динамичное и жизнерадостное детское творчество. Она рассматривается как один из видов изобразительной деятельности, потенциал которой используют в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя творческие и познавательные потребности ребенка, развивая непосредственно мелкую моторику рук и пальцев. Мне довелось во внеуроченное время проводить с детьми кружок по лепке, который назывался «Чудо-пальчики». На кружковой работе по лепке, помимо пластилина, мы использовали с детьми слайм, соленое тесто, глину, пластилин шариковый и кинетический песок. Пригодился и природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, фасоль, горох, рис, а также дополнительный материал: пуговицы, спички, крышки от пузырьков и пластмассовых бутылок, капсулы от киндер-сюрпризов, нитки, баночки от йогурта. Мы лепили самые разные картины и фигурки. Под действием пластилина оживали животные, насекомые, птицы, обитатели подводного царства, грибы, цветы. Первые успехи вызвали у детей желание создавать коллективные композиции. Ребята с удовольствием работали в технике пластилинографии, граттажа, лепка «горошинами», ну конечно же традиционной. Работы получались очень интересными, а занятия проходили занимательными.
В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев, развитие мелкой моторики является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия с использованием различных техник рисования, аппликаций, лепки позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям, а самое главное развивает моторику. Занимаясь художественной деятельностью, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.
Список использованной литературы:
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"
Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....
Статья "Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности: основные принципы и приемы"
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности: основные принципы и приемы...
Статья "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...
Перспективный план работы по теме "Развитие мелкой моторики посредством игровой деятельности"
План по развитию мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики посредством творческой деятельности
В данном материале приведены примеры работы в технике "пластилинография" и "аппликация комочками"....
“Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности младших дошкольников”.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка. В.М.Бехтеров доказал, что “простые дви...
Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»
Перспективный план по теме«Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста»на 2023-2024 учебный год...