Перспективное планирование родительского клуба «Содружество»
методическая разработка (средняя группа)

Хакимова Наталья Николаевна

Перспективное планирование родительского клуба "Содружество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_semeynyy_klub.docx42.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Степнячок» Акбулакского района Оренбургской области

Перспективное планирование

родительского клуба

«Содружество»

2021-2022учебный год

                                                                                   Воспитатель:Н.Н. Хакимова

Ведение

    Семья для дошкольника — жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения ребенка. Однако от родителей требуются значительные усилия, чтобы упрочить собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства (Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с.).

     Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (Закона РФ «Об образовании»).

     В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе.

     Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д

     Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. 

     Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

     Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

     В наши дни вопросы воспитания детей интересуют множество родителей. Зачастую восхищает исключительная готовность людей серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей, несмотря на экономические катаклизмы и стрессы нашей современной жизни. Но порой бывает непросто разобраться в разных направлениях и методиках, понять, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности. 

     Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

     На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

  • Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

     На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, «Почтовый ящик».

     Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для активизации педагогических возможностей родителей воспитатель использует разнообразные активные формы общения. Это дискуссионные встречи, например, круглые столы, вечера вопросов и ответов, практикумы и тренинги, помогающие родителям корректировать собственные взгляды на воспитание и способы общения с ребенком. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения — совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т.д. Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.

     Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.

     Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

     «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

     Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

Цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

2.Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.

3.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

4.Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности  в собственных педагогических  возможностях.

5.Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

Организация деятельности семейного клуба «Содружество»:

1.Деятельность клуба осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

2.В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.

3.Заседания сообщества проходят  раз в месяц.

4.Темы заседаний определяются запросом родительской общественностью ДОУ.

Направления работы  родительского клуба «Содружество»

  • «Родитель и ребенок» – игровое взаимодействие единой командой: интеллектуальные семейные квесты, игровые гостиные, открытые образовательные мероприятия по взаимодействию с детьми «Родитель – мой партнер!».
  • «Педагоги, специалисты, родители» –  мастер-классы, семинары-практикумы, конференции, круглые столы для родителей.
  • «Открытый микрофон» – индивидуальные и групповые встречи, как в очном, так и в онлайн-формате, вечера вопросов и ответов, предполагающие живое общение родителей и экспертов в вопросах образования и воспитания, реальные практические рекомендации.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2.Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3.Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной  специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5.Сознательность, активность, дозированность -  сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6.Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7.Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

 повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;

 формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;

 оптимизация детско-родительских отношений;

  сохранение семейных ценностей и традиций;

 возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детскородительских отношений;

 рост удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.

 на протяжении заседаний клуба выступать в разных ролях – партнёр, помощник;

 принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

Работа клуба организована по трем этапам: 

 Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

 Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения заседаний. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

 Непосредственная работа семейного клуба.

Месяц

Тема

Задачи

Ответственные

Сентябрь

- Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год

- Мастер –класс ИЗО «Осенняя композиция»

- «Осенние чудеса»

-Консультация «День знаний в детском саду»

- «День знаний»

1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей.

2.Познакомить с планом работы  родительского клуба на год.

3. Обсудить тематические запросы родителей.  

Дети научились печатать листьями и делать композицию, родители помогали детям в выполнении данной работы

-Конкурс творческих работ из даров осени

-Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.

- Конкурс творческих работ , укрепить желание детей познавать новое.

воспитатель. муз. руководитель
учитель –логопед

воспитатель, родители, дети

воспитатель, родители, дети

Октябрь

 

-Круглый стол «Особенности детей среднего дошкольного возраста»

-Консультации для родителей:

«Ребенок имеет право»

- «Мой папа- лучше всех»

1.Познакомить с  особенности детей среднего дошкольного возраста .

2.Способствовать укреплению детско-родительских отношений к близким людям, сплочению семьи.

3. Возможности развитие личности, талантов и способностей.

-Расширить знание родителей в вопросах охраны детства, познакомить с содержанием основных документов регламентирующих права ребенка.

-Конкурс творческих работ. Организован для повышения семейнных ценностей, любви и уважения к отцу. Проводится к международному празнику «День отца»

воспитатель.

воспитатель.

воспитатель, родители, дети

Ноябрь

- «Сказкотерапевтический тренинг для родителей»

- «В сказочном городе»

- Консультации для родителей: « Роль матери в воспитании детей.»

- «Мамин день»

- «Письмо маме»

- «Бабушка третьего тысячелетия»

- Расширение осознания участниками тренинга своих ощущений, углубление доверия между ними, создание переживаний взаимной поддержки, более глубоких отношений; Развитие способности восстанавливать свои силы и приводить себя в гармоничное состояние. Снятие напряжения, создание дружественной обстановки.

- Конкурс творческих рисунов к любимым сказкам,  создание теплых взаимоотношений в семье выполняя совместные задачи.

-  показать, значимый для ребенка образ мамы, создание теплых взаимоотношений в семье.

- Конкурс творческих работ. Организован для повышения семейнных ценностей, любви и уважения к матери. Проводится к международному празнику «День Матери»

- Участие в областной акции «Письмо маме» проводится к международному празнику «День Матери»

 Районный конкурс.  Сформировать привлекательный образ современной бабушки, укрепить связь старших и младших поколений, обеспечить преемственность нравственных традиций.

воспитатель.

воспитатель, родители, дети

воспитатель

воспитатель, родители, дети

воспитатель, семья, дети

Декабрь

- «Рисуем с детьми»

-Консультации для родителей:

«Художественное творчество в дошкольном образовании»

- Акция «Покормите птиц зимой»

- «Сиичкин день»

- Буклет для родителей «Как встречать Новый год с ребенком дома»

- Акции благотворительного Фонда «Старость в радость» «Открытка в радость»

- «Мастеская Деда Мороза», «Лучший корновальный костюм»

.

-Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области эстетического развития ребенка.

- Основными целями проведения конкурса являются:

Пропаганда бережного отношения к природе, животным и птицам.Развитие интереса к экологическому воспитанию

Популяризация знаний о жизни птиц, их повадках, потребностях и особенностях.Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей.Стимулирование и поддержка одаренных авторов

- расширять и систематизировать знания детей о традициях новогоднего праздника, способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника,

- Детский творческий конкурс, проявить свои таланты и умения, а также присоединиться к традиционной акции благотворительного Фонда «Старость в радость».

-Развитие художественного вкуса, фантазии, инициативы, реализации. творческих возможностей всех субъектов образовательного процесса: детей и родителей, педагогов.

Формировать общность интересов воспитанников и их семей в творческой деятельности.

- Конкурс проводится с целью создания праздничной атмосферы и настроения, развития творческих способностей детей в совместной с родителями художественно-творческой деятельности; укрепление связей учреждения с семьей;побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми

воспитатель

воспитатель, семья, дети

воспитатель, семья, дети

воспитатель, родители, дети

воспитатель, родители, дети

воспитатель, родители, дети

Январь

- Игровой практикум

«Играя,  обучаемся вместе»

-  «День Снеговика»

- «Зимние забавы»

- Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и  семьи;  о достоинствах  и недостатках  игрушек.

- Творческий конкурс поделок, цельконкурса  создание праздничной новогодней атмосферы в детском саду; · эстетическое воспитание дошкольников;  активизация инициативы, творчества, выдумки, фантазии. педагогического коллектива; · приобщение детей и родителей к творческой деятельности; · выявление художественных дарований воспитанников

-Творческий конкурс рисунков. Сколько замечательных зимних игр на свежем воздухе. Поскольку, погода стоит морозная, требуются непрерывно двигаться, чтобы не замёрзнуть. Это и катание на лыжах, коньках, бубликах. Можно вылепить снеговика, или слепить массу интересных фигур. Предложите ребенку изобразить на бумаге, как он проводит зиму.

воспитатель

воспитатель, родители, дети

воспитатель, родители, дети

Февраль

 

- «Здоровье и физическое развитие ребенка»

-Консультация для родителей «День защитника отечества в семье»

 Утренник посвященный «Дннь защитника Отечества»

-«Защитнику Отечества»

Обозначить необходимость и важность организации условий для успешного физического развития ребенка.

- Формирование мотивационного, целостного представления о защитниках отечества; систематизировать знания детей по теме; привлечение родителей в образовательный процесс.

-Конкурс детского творчества, посвященного празднику 23 февраля «Защитники Отечества» проводится с целью расширения представлений детей о Российской армии, о разных видах войск и боевой техники, о преемственности поколений защитников Родины; формирования уважительного отношения к отечественной истории и культуре и самовыражения через творчество.

воспитатели.

воспитатель, родители, дети

воспитатель, родители, дети

.

Март

-Семинар-практикум

 «Театр делаем сами»

- Смотре-конкурс «Театральная игрушка»

-Утренник посвященный Международному женскому дню 8 Марта

- «Стихи о маме»

- «Конкурс поделок и рисунков»

-«Масленица»

- Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников

Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования. Формировать умение

изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала.

-  Цель: содействовать развитию интереса дошкольников к театральному искусству и расширению знаний ребенка о театральных куклах и атрибутах.Приобщение родителей и педагогов к совместной художественно-творческой деятельности с детьми.

- Расширить знания детей о празднике 8 Марта, воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.Развивать творческие способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности. Развивать грамотную речь, при составлении описательного характера о мамах. Привлечь родителей воспитанников к работе .

-Приобщение детей к народной традиционной культуре России дать представление о празднике «Масленица»;  развивать творческие способности, навыки импровизации; v развивать социальную, познавательную, творческую активность детей; v воспитывать любовь и уважение к традициям родного края; v воспитывать личность, стремящуюся к нравственному совершенству.

воспитатель,

музыкальный

руководитель.

воспитатель, родители, дети

воспитатель, родители, дети

воспитатель, родители, дети

Апрель

- «День смеха»

-«Природоохранная акция - Не рвите подснежник! »

        

- Рекомендации для родителей «День космонавтики»

* конкурс чтецов

* творческий конкурс поделок и рисунков

- Создать условия для сплочения семьи и ДОУ,  улучшения психологического климата внутри него через создание положительной эмоциональной атмосферы. Обогащать и развивать знания у детей о народных традициях и праздниках.

 Воспитывать чувства уважения, учить играть и действовать в коллективе,  эмоционально, воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства. Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

- Показать красоту первоцветов, необходимость их охраны.  Воспитание позитивно-деятельностного отношения к природе. Включение детей в активную практическую деятельность, направленную на решение выдвинутой проблемы. Подведение итогов экологической акции. Показать детям отрицательные факты влияния человека на природу и их последствия, вызвать чувства сопереживания и сострадания; положительный пример или вероятный выход. Вызвать желание беречь первоцветы и в целом природу.Донести до сознания детей значимость их деятельности, направленной на охрану природы. Вызвать желание продолжать участвовать в природоохранной деятельности всей семьей

- Активизация словаря детей по теме «Космос»;

усиление работы по взаимодействию в работе педагогов и родителей; развитие связной речи посредством составления коллективного рассказа; развитие мимики, мелкой и общей моторики, псих. процессов; воспитание чувства коллективизма, дружеского отношения родителей и детей.

Воспитатель.

воспитатель, родители, дети

- воспитатель, родители, дети

Май

-Проект  «Мы- помним, Мы –гордимся» посвященный дню Победы.

Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год

- Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОО по развитию нравственно-патриотические чувств дошкольников.

Расширять и систематизировать знания родителей об истории Российского государства на примерах участия родственников в Великой Отечественной войне.Укреплять преемственность поколений -   носителей героических и победных традиций нашего народа, которыми мы гордимся.Проводить работу с родителями, привлекая их к участию в праздничных мероприятиях ДОО, в создании наглядно-дидактического материала по теме ВОВ.Сохранить трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам советского народа в годы ВОВ.

1. Отчитаться о  работе клуба  за год.

2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба.

3.Определить тематические запросы родителей на следующий год.

воспитатель,музыкальный руководитель родители, дети . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского клуба "Содружество" по раннему возрасту на тему: "Расти, здоровым малыш"

Данный материал поможет начинающему воспитателю провести клуб заседание с родителями ранего возраста в адаптационный перид...

План работы родительского клуба "Содружество"

Основной задачей, клуба "Содружество"  является расширение знаний родителей о  особенностях развития ребенка, освещаются вопросы воспитания ребенка  с ОВЗ. Родители приобретаю...

Детско-родительский клуб "Содружество"

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...

Перспективное планирование родительского клуба "Мамина школа"

Перспективное планирование родительского клуба "Мамина школа"...

Перспективное планирование родительского клуба "Мы и наши малыши"

Перспективное планирование родительского клуба "Мы и наши малыши"...