«Воспитание у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать со сверстниками, формирование дружелюбных отношений»
статья (старшая группа)
В данной статье рассматривается проблема взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников. Как педагоги должны организовывать детей, для их успешного контакта между собой. Какими правилами руководствуются дети при взаимодействии в парах и малых группах со сверстниками. Рассматриваются модель организации воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать со сверстниками, формирование дружелюбных отношений»
Анисимова Ирина Вячеславовна
Воспитатель ГБОУ СОШ № 14 СПДС № 18 "Радуга"
г.о.Жигулевск, Самарская область
Ключевые слова: взаимодействие со сверстниками; взаимодействие в парах; метод формирования; воспитательный процесс; образовательная деятельность.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в коллективе сверстников. Как педагоги должны организовывать детей, для их успешного контакта между собой. Какими правилами руководствуются дети при взаимодействии в парах и малых группах со сверстниками. Рассматриваются модель организации воспитательного процесса.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Мы, как воспитатели, формируем у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе.[1] Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.[2]
Очень важно для успешного развития ребенка воспитать умение контактировать со сверстниками и взрослыми, уметь договариваться, сопереживать, вести диалог.
Воспитание у детей умения взаимодействовать в парах и малых группах – это обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов, приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к воспитанникам детского сада.
Для приучения детей к проявлению дружелюбного отношения друг к другу при работе и игре в парах применяются следующие приемы:
- указание, что делать;
- определение результата – что и зачем;
- показ и объяснение способа поведения.
Приучение предполагает использование упражнений. Упражнения в дружелюбном поведении включаются в жизненные ситуации, при этом ситуации, как разнообразные приемы, должны видоизменяться, чтобы формировались привычки поведения в меняющихся условиях. Специально организованной ситуацией для многократных упражнений в проявлении дружелюбного отношения дается поручение. Также широко используются игровые упражнения.
Убеждение используется как метод воздействия на сознание, чувства и волю для развития дружелюбия как черты характера и устранения недружелюбия. В старшем дошкольном возрасте применяется разъяснение, когда воспитатель не только сообщает детям о способах проявления дружелюбного отношения, но и разъясняет им их значение для самого ребенка и окружающих его людей. При разъяснении используется указание: воспитатель рассказывает, что нужно делать и как поступать.
К методам формирования сознания относятся этические беседы, которые проводятся коллективно, по группам и индивидуально с применением самых разнообразных приемов (употребляя картинки, музыку, мультфильмы, игрушки и т.д.). Методами стимулирования дружелюбного отношения являются пример, поощрение, наказание.
Каждый конкретный метод формирования дружелюбного отношения, реализуется с помощью различных приемов:
• метод приучения – приемы побуждения к поступку, создания педагогических ситуаций, напоминания и др.;
• метод примера (взрослого или сверстника) – приемы организации наблюдения за деятельностью людей, показа действия и др.;
• метод организации совместной деятельности – приемы организации трудовой деятельности, игровой, продуктивной и др.;
• словесно-наглядные методы – приемы беседы по содержанию литературного произведения или картины, чтения книг, прием игровых упражнений и др.
Модель организации воспитательного процесса малыми группами и в парах детей старшего дошкольного возраста можно разделить на 3 этапа:
1 этап.
- поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей;
- проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы;
- ориентацию на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него;
- непосредственную включенность педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.
2 этап.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата.
Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого.
3 этап.
Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.
В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель – создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, где они должны вступать в отношениях сотрудничества – согласования и соподчинения действий.[3]
Планирование воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада – это предварительное продумывание, определение последовательности осуществления работы педагога, описание условий, необходимых для реализации содержания образования в разнообразных формах работы с детьми. В основу плана заложена образовательная программа, по которой работают воспитатели организации дошкольного уровня образования.
Организованная образовательная деятельность может выстраиваться в игровой форме, в форме бесед и наблюдений, экспериментирования дошкольников и прочих. Это позволяет, с одной стороны, уйти от классно-урочной организации обучения, с другой - формировать предпосылки учебной деятельности, постепенно готовить детей к школьному обучению.
Список литературы:
- Рабочая программа воспитания ДОУ № 39 на 2021-2022 уч.г. http://ромашка.дети/file/card?id=3116
- https://infourok.ru/model-vospityvayushej-kulturnoj-sredy-v-doo-5425153.html
- МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»
http://29sp.detkin-club.ru/groups/211453
- Письмо Министерства просвещения РФ от 16 июля 2021 г. N АЗ-288/06 "О направлении примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками"
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (средняя, старшая группы)...
Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...
Формирование культуры общения детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения....
МАСТЕР-КЛАСС по изготовлению бумажных украшений в стиле Эбру (в рамках проекта по формированию у детей дошкольного возраста умения взаимодействовать в паре)
Данный мастер-класс поможет педагоам не только в изготвлении украшений из бумаги, но и поможет выстроить образовательный процесс, организовав его в паре для развития у дошкольников навыков партенрства...
Формирование гуманного отношения к природе через экологическое воспитание у детей дошкольного возраста
Автор статьи рассказывает о том, как экологическое воспитание дошкольников влияет на развитие у них гуманного отношения к окружающему миру...
Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей
Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...
Консультация для родителей «Развитие навыков общения и взаимодействия у детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками»
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять с...